
Каждый усенов своей безнаказанностью обеспечивает появление в обществе определенного количества радикалов.
Попытка расправы актюбинских очевидцев ДТП с очередным пьяным водителем вызвала шквал эмоций как в обществе, так и среди правоохранителей, поспешивших объявить о возбуждении уголовного дела в отношении народных линчевателей.
С одной стороны, эмоциональный порыв парня, родную сестру которого сбил на машине пьяный офицер, чисто по-человечески понятен. Мало кто, оказавшись на его месте, смог бы удержать себя в руках. Реального внимания заслуживает реакция остальных очевидцев, которые, даже удерживая разгоряченного парня, не взывают к правосудию и к торжеству его Величества Закона. Удерживают, чтобы не наделал глупостей. Не нужно даже пристального просмотра этого видеоролика, чтобы понять, что подавляющее большинство в толпе поддерживает идею расправы на месте. Среди интернет-комментаторов львиная доля симпатий также оказалась на стороне сторонников самосуда.
Это тревожный симптом не просто падения доверия населения к власти и правоохранительным органам, а достаточно явный сигнал противопоставления общества системе в целом, с которой у нас идентифицируется каста неприкасаемых. Ввиду отсутствия управы на всякого рода усеновых возникают стихийные, пока, формы самоорганизации и противостояния этим обретающим опасные масштабы угрозам жизни простых людей. Тем более что лишенный водительских прав Усенов уже неоднократно был замечен за рулем. И выявили это не полицейские, получающие за это зарплату, а журналисты и блогеры. Лишь под давлением общественности смертоносному лихачу был выписан незначительный штраф.
Где гарантии, что завтра очередному виновнику ДТП не вынесут смертный приговор на месте происшествия, не дожидаясь пока сердобольные служители Фемиды наградят его условным сроком?
Тем временем на фоне этой стихийной, но достаточно гуманной и цивилизованной самоорганизации граждан незамеченной остается иная форма поиска справедливости – радикальная. Давно не секрет, что одним из основных аргументов охотников за душами является призыв к социальной справедливости. Именно на обещании примитивных, простых и понятных каждому принципах равенства и справедливости основывается первый этап вербовки в ряды джихадистов. Наша светская система, которой они себя противопоставляют, щедро подбрасывает вербовщикам самые ценные козыри, позволяя им говорить о несовершенстве и крайней несправедливости «неправедного мира».
Еще несколько лет назад от этой угрозы отмахивались, не придавая ей существенного значения. Сегодня же, когда мы познали таразского терминатора, бойню в Иле-Алатауском заповеднике, перестрелки в Кенкияке и информацию об участии казахстанцев в боевых действиях в Сирии, Афганистане и прочих войнах на религиозной почве, игнорировать этот фактор, не просто близоруко, но и смертельно опасно.
Важно понимать, что каждый усенов своей безнаказанностью обеспечивает появление в обществе определенного количества радикалов. Степень этой радикализации общества сейчас на самом деле достаточно высока.
Слишком быстро мы забыли ситуацию 90-ых годов, когда за решением проблемы люди предпочитали обращаться не к правосудию, а к криминальным авторитетам, поскольку последние обладали реальной эффективностью. И это, между прочим, не получившее еще достойного изучения явление означает одно – в случае снижения эффективности государственной системы, ее место занимают внесистемные институты, будь то криминал или радикальные религиозные структуры.
Судя по всему, призрак Линча уже поселился в нашем обществе.