Ложь и манипуляции по поводу авиакатастрофы Bek Air

5221 просмотров
0
Ратель
Среда, 08 Янв 2020, 14:40

Factcheck.kz проверяет наиболее распространяемые в СМИ и соцсетях заявления и утверждения, связанные с авиакатастрофой

Читайте также
Нурлан Жумасултанов: Я готов понести наказание и отсидеть в тюрьме

27 декабря вблизи Международного аэропорта Алматы при взлете потерпел крушение самолёт компании Bek Air. Погибли 12 человек, не менее 50 получили травмы. Самолет Fokker 100 с регистрационным номером UP-F1007 направлялся из Алматы в Нур-Султан. Factcheck.kz продолжает проверять самые распространенные в СМИ и соцсетях заявления и утверждения, связанные с компанией, моделью самолёта и авиакатастрофой.

Утверждение: У Bek Air старые самолеты.

Вердикт: Манипуляция.

Если под "старостью" самолета имеется в виду срок эксплуатации, то в авиации такого понятия не существует. Есть куда более важные параметры — лётная годность и техническое состояние воздушных суден, которые мало зависят от сроков эксплуатации, поскольку начинка суден может модернизироваться. Сертификаты, подтверждающие лётную годность судна, выдаются государством.

Неизвестно, сколько тратила компания Bek Air на поддержание своего аэропарка, — таких данных в открытом доступе нет. Есть только общие цифры, в которых не указаны конкретные суммы на техническую поддержку и ремонт самолётов.

Официальный производитель Fokker даёт цифру продолжительности "жизни" в 90 тыс. посадок для модели Fokker 100, эксплуатация может быть продлена при соблюдении определенных стандартов. Сколько точно налетал потерпевший крушение самолёт и как именно поддерживалось его техническое состояние — неизвестно, однако простые вычисления дают понять, что "запас прочности" упавшего самолёта не мог за срок работы перейти даже половину от заявленного производителем (см. ниже информацию о возрасте авиапарков).

Читайте также
Каждый блогер - прокурор

Если говорить о количестве лет, прошедших со дня первого полета самолетов, и принять это за условный "возраст", выходит следующее:

Bek Air. Разбившийся самолёт, регистрационный номер UP-F1007, совершил первый рейс 23 года назад, в апреле 1996 года. Остальные 11 самолётов авиакомпании, включая два судна в ангарах, сделали это еще раньше: самый "старый" полетел впервые в 1989. В целом средний "возраст" авиапарка Bek Air — 26,9 лет.

Air Astana. 33 действующих самолёта, 2 на стоянке. Средний "возраст" авиапарка — 6,9 лет.

SCAT Airlines. 17 действующих самолётов. Средний "возраст" авиапарка — 20 лет.

Fly Arystan. 3 действующих самолёта от Air Astana. Средний "возраст" авиапарка — 6,7 лет.

Qazaq Air. 5 действующих самолётов. Средний "возраст" авиапарка — 2,5 года.

За "возраст" судна взято время либо со дня первого полета, либо, если оно не указано, со дня приобретения первой авиакомпанией. Все данные взяты с сайта airfleets.net.

Утверждение: Самолеты закупают б/у или те, что списали в Европе.

Вердикт: Полуправда.

Читайте также
Бакытжан Базарбек: Почему дёргаются агашки

Согласно airfleets.net количество б/у самолетов у казахстанских авиакомпаний следующее: Bek Air - 100%; Air Astana - 15%; SCAT Airlines - 94%; Qazaq Air - 0%, все самолеты новые. Самолеты же Fly Arystan ранее использовались компанией Air Astana.

Еще раз подчеркнем, что оперировать этими цифрами для сравнении степени эксплуатации/износа техники не имеет смысла. Куда важнее знать другие детали о техническом состоянии и содержании самолётов.

Что касается списанных самолётов, то их в идеале полностью утилизируют. Нельзя исключить коррупционные схемы продажи списанной техники, но едва ли это возможно долго скрывать. 

Утверждение: Cамолеты Fokker летают только у нас и в африканских странах.

Вердикт: Ложь.

Если говорить о Fokker 70/100, то согласно данным airfleets.net и flightradar24.com, такие самолеты в настоящие время используют авиакомпании Virgin Australia Regional Airlines и Alliance Airlines для полетов по Австралии, Carpatair и Montenegro Airlines в Европе, Air Niugini в Папуа Новой Гвинее (находится в Океании, к северу от Австралии), Iran Aseman Airlines и Qeshm Air на территории Ирана, Tus Airways на Кипре, Ближнем Востоке и Средиземноморье и др.

Читайте также
Мы выжили, помогите нам

Утверждение: Fokker сняли с производства еще в 1997 году.

Вердикт: Полуправда. 

Смотря о какой модели идет речь. Согласно официальному сайту производителя Fokker 100 перестали производить в 1996 году, Fokker 50 — в 1997. Всего же моделей три — Fokker 50, Fokker 70 и Fokker 100.

Но несмотря на то, что не выпускаются сами самолёты — все запасные части и компоненты выпускаются в рамках программы ABACUS, и утверждение о том, что на самолёты Fokker нет запчастей и именно поэтому они опасны - ложно.

Публикуется с разрешения правообладателя.

Фото: Турар Казангапов/Tengrinews.kz.

баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как карагандинская судья может навредить судебным реформам
И вправе ли она незаконно удерживать у себя автомобиль Lexus GX 460 и два айфона, принадлежащие частному автопарку
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Ареал распространения саранчи в Казахстане теперь вне закона
Эксперт Павлов использует термин “ареал”, а минсельхоз против, поэтому Трампу верить нельзя, ведь без лис пропадут волки
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Родные повесившийся 15-летней девочки обвиняют полицию в бездействии
Они утверждают, что причиной трагедии стало изнасилование
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
О самой высокой вершине, видимой с улиц Алматы
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Усть-Каменогорск утопает в крупногабаритном мусоре – власти не могут найти финансирование
Специализированных площадок нет, жители выбрасывают его под прикрытием темноты
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
Полосой препятствий называют дорогу на дачи жители Петропавловска
Люди пожаловались городским властям, но их послали в другую инстанцию
Потоки туристов на озеро Алаколь растут, как и отходы их жизнедеятельности
В этом году на санитарную очистку побережья выделили 50 миллионов тенге
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Вести с тарифного фронта: старушка Европа готова платить
Тарифные войны оказались яркими, но короткими
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.