Как в наших театрах работает закон об авторском праве

1513 просмотров
1
Ольга МАЛЫШЕВА
Воскресенье, 04 Июн 2017, 20:00

Почему зарубежные драматурги не любят работать с Казахстаном?

Читайте также
Азиз Бейшеналиев: Да, я не казах, но мне здесь хорошо

Зарубежные драматурги рассказывают в интервью, что неохотно работают с постсоветскими странами. Причина в том, что ситуация с соблюдением авторских прав (читай – авторскими выплатами) у нас, мягко выражаясь, непредсказуемая.

А был ли спектакль?

Около полугода назад уральский драматург Ярослава ПУЛИНОВИЧ опубликовала открытое письмо, где пожаловалась на работу Российского авторского сообщества, с которым у нее заключен договор. В практике автора произошло несколько эпизодов, когда РАО не смогло отстоять ее права, причем когда спектакль по пьесе Пулинович поставили без ее ведома в Житомире, специалисты развели руками: мол, это Украина, с ними не разберешься.

Другой случай нарушения авторских прав касался уже Казахстана – в Семее в русском драмтеатре имени ДОСТОЕВСКОГО поставили пьесу «Мойщики» Ярославы Пулинович и Павла КАЗАНЦЕВА, причем авторы узнали об этом только после премьеры – когда им позвонили из Семея и едва не приказали подписать договор. Когда Пулинович обратилась в РАО за разъяснениями, ей сообщили: нет никаких доказательств, что «Мойщики» были поставлены. Хотя существует сайт театра с репертуаром и журналистские публикации.

Я промониторила восточно-казахстанские СМИ: о планах на постановку «Мойщиков» руководство театра заявляло еще до старта сезона, то есть никто изначально не планировал договариваться с драматургами. Если бы не случай, как говорится.  

Читайте также
Политическая борьба за холодное сердце

Впрочем, тексты Ярославы Пулинович в казахстанских театрах не так давно полюбили. В Алматы, например, спектакль по пьесе «Наташина мечта» ставила актриса и режиссер Наталия САКОВИЧ, которая сама училась в Екатеринбурге и с тамошней театральной тусовкой знакома лично. Поэтому на постановку в Казахстане с драматургом договаривалась сама: это, как выясняется, в нашей стране самый надежный способ решить вопрос по авторским правам (во всяком случае, когда дело касается ныне живущих авторов с постсоветского пространства).

Еду я на родину

Интересна история еще одного российского драматурга, на которого буквально обрушилась любовь казахстанских режиссеров – Олжаса ЖАНАЙДАРОВА.

Этнический казах, он прожил в Москве всю сознательную жизнь, там же получил известность как журналист, а затем и как драматург. Несмотря на то, что в конкурсах и фестивалях драматургии Жанайдаров участвует и побеждает уже восемь лет, в Казахстане его узнали всего года три как.

Читайте также
Плетенье чепухи: Получив свободу, интеллигенция иссволочилась

Жанайдаров – самый открытый для Казахстана современный российский драматург и самый, пожалуй, терпеливый.

Первой постановкой его «Джута» на исторической родине стал спектакль Рубена АНДРИАСЯНА в театре имени ЛЕРМОНТОВА в Алматы, для которого худрук театра попросил драматурга переписать некоторые сцены. Пьеса, признаться, от доработки проиграла.

«Душа подушки» Жанайдарова при переводе на казахский и постановке на сцене ТЮЗа имени МУСРЕПОВА тоже потеряла много важных моментов, но на премьерах и «Джута», и на «Душе» драматург был сам и комментировал спектакли предельно сдержанно и доброжелательно.

Читайте также
Механик, крути киноленту!

Несмотря на то, что с соблюдением авторских прав в этом случае все законно, есть ощущение, что казахстанские режиссеры относятся к Олжасу Жанайдарову чересчур по-свойски. К сожалению, личное в отечественном театре (да и не только в театре) часто перевешивает профессиональное.

Өзіміз ғой

Тем не менее, именно «по-свойски» часто проще, быстрее, и с соблюдением закона решить вопрос прав – не привлекая сторонние организации. Так, к примеру, было со спектаклем «Банка» театра «Бункер», который ставила уже упомянутая Наталия Сакович.

Она снова взяла в работу пьесу драматурга из Екатеринбурга – Таисии САПУРИНОЙ – и договаривалась с автором напрямую.

В этом смысле «Бункер» - один из немногих частных театров, который с ответственностью подходит к соблюдению авторских прав, когда это возможно. Причем, когда дело касается не только пьес, но и музыки – в своих спектаклях театр использует треки казахстанских и российских групп, разумеется, с их согласия.

Театр ARTиШОК как самая опытная и успешная независимая театральная команда страны может себе позволить не просто работать с авторами, но и делать им заказы.

Читайте также
Один из «черного списка»

Так, к примеру, украинский драматург Наталья ВОРОЖБИТ написала пьесу «Уят» специально для ARTиШОКа за соответствующее вознаграждение, а не просто за авторские отчисления. Также театр работает и с музыкантами – практически в каждом спектакле присутствует авторская музыка.

В практике алматинских независимых театров был случай успешной договоренности и с Иваном ВЫРЫПАЕВЫМ: режиссер Сергей ТЕЙФЕЛЬ, будучи соучредителем и режиссером театра-студии diWel получил от российского драматурга одобрение на постановку пьесы «Сны».

То есть практически всегда есть возможность договориться честно: к сожалению, не все об этом знают и не все соблюдают закон.

К примеру, в студенческой театральной среде в Алматы распространено некое правило, которое гласит: если драматурга раньше не ставили в стране, а вы берете в работу в условиях студенческой лаборатории его пьесу, то автора можно не уведомлять и ему не платить. Над этим законом смеются как драматурги, так и юристы – известный казахстанский специалист по авторскому праву Темирлан ТУЛЕГЕНОВ подтвердил, что такого правила не было и быть не может.

Бродвейские цены

В вопросах авторских прав совершенно особо стоит один алматинский театр – ТЮЗ имени Сац. Его главный режиссер Султан УСМАНОВ печально известен тем, что он не просто пренебрегает правами драматургов, но и копирует целые спектакли (а то и фильмы!) других авторов целиком.

По такому принципу только в этом сезоне в репертуаре театра появились «Биндюжник и король» (клон фильма Владимира АЛЕНИКОВА), «Звездный мальчик» (клон фильма Анатолия ДУДОРОВА и Евгения ЗИЛЬБЕРШТЕЙНА), «Красавица и чудовище» (клон классического мультфильма студии Disney). А в конце июня планируется премьера спектакля «Человек из Ламанчи», о котором беззастенчиво пишут на сайте театра, что это мюзикл на музыку Митча ЛИ по либретто Дейла ВАССЕРМАНА.

Как законно работать с бродвейскими мюзиклами, детально и наглядно продемонстрировал студенческий театр KELT, который купил лицензию на восемь показов «Золушки». Сколько это стоило, театр не скрывает: за упомянутое количество спектаклей – чуть меньше трех тысяч долларов.

Читайте также
Тунгышбай Жаманкулов получил условный срок

Сумма не великая для государственного, например, театра, и заплатить раз в сезон себе позволить можно. Но в русском ТЮЗе никакой информации об условиях работы с авторами (чего бы то ни было – речь не только о спектаклях, но и об афишах: к примеру, афишей к новогоднему спектаклю «Щелкунчик» послужила обложка DVD одноименного российского мультфильма 2004 года) никогда не сообщают.

Между тем, закон об авторском праве – это закон Республики Казахстан. Как его умудряется обходить государственный театр – загадка.

Кстати, если вдруг ТЮЗ с одним из таких сомнительных спектаклей соберется на приличный фестиваль – именно там директор театра пожнет плоды своего бездействия. Потому как это первейшее из условий – чистые авторские права.

Читайте также
Давно я в пантеоне не лежал

С подобной проблемой столкнулся, к примеру, театр «Жас сахна» (частный, замечу, не государственный), когда его спектакль «Одноклассники» заметили и начали приглашать.

Договариваться с автором пьесы «Наш класс» Тадеушем СЛОБОДЗЯНЕКОМ пришлось задним числом, но гонорар за использование текста драматургу все-таки выплатили.

Входить в международное театральное сообщество с халатным отношением к соблюдению законодательства – невозможно физически. Поэтому когда руководители театров жалуются, что их не зовут на фестивали, возможно, исправить ситуацию можно, начав с малого: быть честными.

Фото из архивов театров и открытых источников в Интернете.

Гульнур Оразымбетова 2017-06-05 10:07:34
0
Наконец-то лед тронулся: наши драматические, оперные театры, включая минкультуры РК, разные ТРК любят критиковать, заставлять автора переписывать на свой чиновничий взгляд произведения, а потом брать целыми кусками для отчетных произведений к юбилеям непоставленные произведения и переделывать идеи под себя.

Несмотря на заявления официальных лиц, что лишних денег в бюджете нет, правительство вдруг срочно утвердило положение о Национальном пантеоне. Чем вызвана такая спешка?

- Вам не кажется, что в стране, в которой за 25 лет судят трех руководителей КНБ (Алиев, Мусаев, Дутбаев), не все хорошо?
Плетенье чепухи: Российско-украинский конфликт меня угнетает
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Алишер Еликбаев: О Рашеве и не только
Вадим Борейко завершает беседу с известным казахстанским пиарщиком Алишером Еликбаевым в цикле интервью «Лица Казнета»
Занимательная нумерология в казахстанских законах
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Демонтаж диктатуры
Как из недр диктаторского режима появился архитектор новой, демократической Испании – Адольфо Суарес
Про сундет
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует новые рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
Бакытжан Сагинтаев отбрил поверенного олигарха Рашита Сарсенова
Премьер-министр вышел из себя, когда у него попросили преференции для завода «KSP Steel»
Суды и законы живут в разных измерениях
Казахстанский суд разрешил чиновникам прятать информацию о деньгах налогоплательщиков
Смерть в АЛЖИРе
Генпрокурору Асанову следует без камер и журналистов ехать в область, район и рвать погоны с мясом самолично
Рецидив Интуриста
Что не так делали до сих пор в Казахстане отели, рестораны, переводчики, валютчики и проститутки?
Дело Кузнецова: где пределы самообороны?
В громком уголовном деле об убийстве возле алматинского ночного клуба «Чукотка» появились новые обстоятельства
Опаснее хакера - только коррупционер с компроматом
Проблема киберугроз и «гибридных» войн не обошла и Казахстан, где хакерским атакам уже подвергались сайты госструктур и финансовых организаций
Отправьте Абаева в районную газету
Каждый довод министра информации и коммуникаций демонстрирует, что он – не журналист
Бабий ветер
Самая ожидаемая рецензия года: Салима Дуйсекова прочитала книгу Баян Есентаевой (Максаткызы) «Баян. Обо мне и не только»
Путь Абаева
Айдос Сарым: У нас не хватает смелости признать очевидную смерть журналистики
ЭКСПО – наша маленькая жизнь
Сеанс разоблачения магии блистательных цифр, греющих чистую есимовскую душу
Джохар Утебеков: Мы не собираемся помирать на коленях
Известный адвокат о том, как Верховный суд политизирует обстановку
Грядет очередная задержка на Кашагане?
Откровенность министра энергетики Каната Бозумбаева очень похожа на подготовку общественного мнения к неприятной новости
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Зачем Boeing-737 притворялся, что он Airbus-340-313
- Если вспомнить кто у Жениса Касымбека отец то многое становится понятнее ;)
Как безнаказанно украсть миллионы
- После публикации в Ратель о проблемах ЖК Юго-восток по поручению зам.генпрокурора Кравченко в Прокуратуре города Астаны создана Рабочая группа для решения этой проблемы. Большое спасибо Болату Абилкасымову за объективное освещение наших проблем...... Будем надеяться все завершиться для всех дольщиков благополучно а виновные понесут реальное наказание
Кайрату Мами вход воспрещён
- После гнусной истории с Какимжановым никаких инвесторов у нас не будет, буржуи не идиоты. ЭКСПО не спасёт, читал зарубежную прессу, там от души потешаются над этим мероприятием.
Аким Бердыбек Сапарбаев пообещал четырем братьям квартиру
- Приятно когда кульминацией материала стала логическим завершением справедливости. Спасибо редакции и всем кто откликнулся и отозвался и не остались в стороне. Можем же когда хотим, делаем же когда можем.
ООН, сюда иди!
- Позорище!!! Вот таков уровень судей в нашем славном конституционном правовом государстве, вот они птенцы из гнезда Мами. Да вряд ли и сам Мами далеко ушел по уровню компетентности от этого ... Стыдобище
В Павлодаре на торги выставили арестованную четырехколесную тачку
- Как же она годна к эксплуатации если колеса в раскорячку, тормозная система отсутствует? Надо комиссионно дефектовать и пригодные части продать отдельными лотами, а непригодные части утилизировать в специализированном предприятии имеющей лицензию. Чиновников выдавших эту дичь включить в комплект к этому имуществу как экипаж!