Қаз   Рус

Два параллельных мира в одной квартире

7828 просмотров
15
Гаухар САТПАЕВА
Воскресенье, 03 Дек 2017, 16:00

Автор нашумевшего спектакля «Ұят», украинский драматург Наталья Ворожбит о своей казахской пьесе и о казахах

Читайте также
Театр ARTиШОК заговорит по-казахски

Астана замерла: первый независимый театр ARTиШОК везет в столицу самый нашумевший спектакль прошлого года. «Ұят» - «то, о чем не принято говорить, но уже нельзя молчать».

Накануне премьеры в столице Гаухар САТПАЕВА поговорила с автором пьесы Натальей ВОРОЖБИТ о стыде и цензуре, городских казахах и аульных, и, конечно, о том, как украинскому драматургу удалось создать абсолютно казахский продукт.

Идея «Ұят» привлекла и напугала одновременно   

- Первый вопрос неизбежен: как произошло ваше знакомство с Казахстаном?

- Сначала я познакомилась с Галой ПЬЯНОВОЙ (основатель театра ARTиШОК – Г.С.) - на международном проекте, в горах Шотландии. И как-то сразу захотелось продолжить знакомство. Поэтому, когда ARTиШОК предложил сделать с ними проект – я согласилась.

Я много хорошего слышала об этом театре, когда еще жила и работала в России. Приехала и влюбилась в артишоковцев, и это был решающий фактор – человеческий.

До этого я никогда не была в Казахстане. Но знала, что наших телевизионщиков очень часто приглашают туда на работу, этот факт вошел в сюжет пьесы «Ұят».

- Почему и чем вас привлекла идея этого спектакля?

Читайте также
«Ұят»: бес стыда

- Она привлекла и напугала одновременно. Когда мне озвучили задачу – написать про казахстанскую молодежь, я очень засомневалась. Я ничего про это не знала, и это было очень ответственно. Я и сейчас считаю, что мое погружение было недостаточным.

Я слушала истории, ходила по улицам, читала прекрасное исследование Досыма САТПАЕВА (речь идет о книге «Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи» - Г.С.), наблюдала, и в моей голове возникали вопросы.

Например, почему такая огромная пропасть между городскими казахами и аульными. Почему городские казахи часто стесняются своей идентичности.

Один замечательный казах говорил, что ему стыдно, что в модный клуб перестали ходить русские, а стали ходить казахи, какое-то самоотрицание и комплекс второсортности.

Конечно, меня поразили совершенно дикие обычаи и законы, которые до сих пор существуют в Казахстане – похищение невест, диктат родителей, бесправие женщин… плюс – выбрасывание новорожденных и половая безграмотность.

Это в то время, когда в Алматы живет прогрессивная интеллигенция,  существуют современные театры и художники, модные кафе и клубы. Когда Астана поражает своей роскошью и современной архитектурой…

Это так странно, как два параллельных мира в одной квартире. Меня, конечно, зацепил и политический вопрос, но, понимая, что я уеду, а театр останется, я не стала его поднимать в пьесе.  

Читайте также
Если целоваться – то дети народятся

- Драматург из Украины написала пьесу для Казахстана, и на эту пьесу даже сегодня, спустя год после премьеры, трудно купить билеты. Как вы смогли найти ту болевую точку, что позволила вам создать казахский продукт?

- Насколько я понимаю, в спектакле очень много актерской и режиссерской импровизации. Я скорее задала схему, набросала вопросы и сюжет, а артишоковцы наполнили его и оживили.

- У каждого спектакля есть своя отличительная черта. Что особенного в спектакле «Ұят» для вас?

- Я спектакль, к огромному сожалению, не видела. Надеюсь еще увидеть. Но для меня работа над ним не была похожа ни на какую другую работу.

Главный «ұят» в Украине – индифферентность к войне в стране

- Спектакль называется  «Ұят» – а есть такое понятие в России и Украине?

- Оно совершенно другое в Украине. У нас почти нет цензуры, мы можем открыто говорить обо всем. Семейные ценности и традиции на западе прочнее, но ближе к центру и на восток нивелируются. Наши женщины свободные и раскрепощенные. Почти не стыдно родить ребенка без мужа и вырастить его, никто тебя этим не упрекнет, кроме старых родственников. Тебя не выдадут насильно замуж, ты можешь спокойно развестись, и тебя примут обратно родители, будут помогать и сочувствовать.

Читайте также
Досым Сатпаев: Ручной эксперт - то же самое, что часы без стрелок

И возьмут на работу почти везде. По-прежнему сложно жить с нетрадиционной ориентацией в нашей стране, но тебя хотя бы не убьют за это. Женщины все чаще зарабатывают и добиваются большего, чем мужчины. Но это давние исторические предпосылки.

Меня устраивает такое положение вещей гораздо больше, буду честной. Но у этой свободы, разумеется, есть и обратная сторона.

Потеря взаимного уважения в семьях, женщины тянут все сами на своих плечах, мужчины отвыкают за что-либо отвечать, пьют. Институт брака рушится.

Много хамства, грубости можно встретить и нетерпимости. 

И это стыдно. 

…Стыдно также, что при отсутствии официальной цензуры – есть самоцензура.

Но главное понятие «ұят» - стыда - сосредоточилось для меня в индифферентности и безответственности многих  украинцев по поводу политической ситуации, войны в стране, у многих до сих пор нет позиции, а многие вступают в дрязги, сеют ненависть и вражду среди своих.

Вот это по-настоящему стыдно.

Читайте также
Что важнее: жизнь людей или права террористов

- Истории наших народов после 1917 года очень похожи, даже от голода больше всех пострадали вы и мы. Есть какая-то связь между этим фактом и тем, что вы смогли считать эмоциональный код казахстанского зрителя?

- Разумеется, наши истории похожи. Мы пострадали от сталинизма, продолжаем страдать от наследия советского тоталитарного режима, от комплекса второсортности, насажденного российской империей.

Наши отцы и деды воевали на одной войне, сидели в одних лагерях или работали в одном КГБ.

Много общих травм.

Меня очень трогают рассказы о том, как казахи принимали советских политзаключенных. Я думаю, они вправе рассчитывать на взаимную любовь и уважение. Мне вообще очень понравились казахи – они добрые и терпимые, открыты для других культур, жаль, что иногда в ущерб своей.

Русские в Казахстане тоже мягче, терпимее. Чувствуется взаимное влияние друг на друга двух таких разных наций.

Читайте также
Прокрустово ложе для Казнета

После Майдана наши художники наконец почувствовали себя нужными и важными в Украине 

- Что, по вашему мнению, сейчас происходит в театральном искусстве на постсоветском пространстве? Ренессанс или застой?

- Я могу рассказать только про Украину. У нас за последние годы очень активизировался театральный процесс,  появились новые независимые  театры, используются новые формы. Но я бы не назвала это ренессансом, потому что это связано с тяжелыми событиями, с войной на Донбассе.  Это скорее протестная энергия, потребность высказываться и поиск самоидентичности. 

Раньше весь творческий потенциал был направлен в Россию, но после Майдана и российской агрессии на Донбассе художники, наконец, почувствовали себя нужными и важными в Украине. Очень много изменений произошло в головах, а как следствие - и в искусстве. 

В России, насколько я знаю, искусство снова подлежит цензуре, идет активная травля инакомыслия в театральной среде. Я туда не езжу больше трех лет. Очень сочувствую коллегам, что подвергаются  преследованиям…

- Какие у вас сейчас проекты и будут ли еще проекты с Казахстаном?

Читайте также
Когда казахи были художниками и мореплавателями

- У меня сейчас премьера в Лондоне – это спектакль по моей пьесе «Плохие дороги» про войну на Донбассе. В Украине выходит два фильма по моим сценариям. Продолжаю работу над проектами с подростками «Class act: восток-запад» и документальный проект «Дети и Военные» в зоне АТО.

Рассматриваю предложения о написании нескольких сценариев и одной пьесы.

Еще я бы очень хотела чтобы Гала Пьянова что-то поставила в Украине или совместный украино-казахский проект с ARTиШОКом.

Фото Анастасии Медынцевой и со страницы Натальи Ворожбит в Facebook.

Загрузка...
Мурка 2017-12-03 17:36:33
-2
Люди уходят, а жизнь продолжается. Однажды я уйду в небытие, и от этого не остановится время, мир не перевернется. В театре жизни все так же будет полный аншлаг, и никто не заметит отсутствия одного актера из массовки, постановка пойдет дальше. Рампы свет погаснет лишь для меня...
Тэтяна 2017-12-03 17:44:09
-28
Читала статью про кажущуюся индифферентность украинцев к войне участницы АТО, которая сама поразилась сначала этой индифферентности в Киеве, а затем поняла, что это не так на примере нескольких встреч с людьми. Особенно ее поразило, что холеные красавцы два пластических модных столичных хирурга знают по номерам прифронтовые госпитали. Оказывается, они оба там спасали и в 2014, и в 2015, а у красавицы диктора телевидения брат погиб..., и много еще чего подобного.
ида 2017-12-03 18:25:01
18
Не поленилась заглянуть в Гугл, и вот, в секунды было выдано- в Винницкой обл. младенец выброшен в туалет...в Одесской обл. новорожд. выброшен в туалет...в Запорожской обл. новорожд. брошен в уличный туалет...Продолжение там следует...Для чего было в статье упоминать про наверное, единственный прискорбный случай в нашей стране,который вколыхнул всех нас? Разве это носит у нас массовый характер? Представляю, что нас ждет в спектакле...
Айдархан Калтаев 2017-12-03 18:50:21
-19
Удачи, Наталья!
ззззз 2017-12-03 20:09:49
6
спасибо, ида.выброшенные младенцы- это проблема для всего мира, а не только для рк.
Николай 2017-12-03 20:34:22
20
ТЭТЯНА. Вы любите все время выдумывать про Украину. Павло Забюк "О голодоморе".
Тэтяна 2017-12-03 21:20:19
-13
20:34:22 НИКОЛАЙ Так вы не читайте мои комментарии.
СТАЛИН 2017-12-03 22:47:54
5
***Для чего было в статье упоминать про наверное, единственный прискорбный случай в нашей стране,*** Да каждый месяц в новостях. И это из опубликованных. Пообщайтесь с людьми, узнаете реальные цифры...
Макс 2017-12-04 10:32:58
8
Слова про сохранившиеся обычаи и законы выбрасывать младенцев и красть невест режут слух... И это благодаря нескольким прогулкам по нашим улицам, услышанным нескольким историям и прочитанной одной книге... И тот казах замечательный, потому что жалеет, что вместо русских в модный клуб стали ходить его единокровники. Тогда я делаю вывод, что для Арт и Шока эпатаж главней всего остального. Ведь гостья из Украины сама признает, что ее погружение в действительность было недостаточным
Кузя Пушистый 2017-12-04 10:49:12
14
Тэтяна/ так Вы не пишите. Хватит уже всех держать за идиотов, неповторимая Вы наша!
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Габидулла Абдрахимов: Это прямое хищение, это воровство!
Экс-аким Шымкента высказался о чиновниках ЮКО
Казахстанских сирот в Сирии нужно опознать
МИД собирает информацию о детях на войне
Профсоюз ручной, но шахтёры-то дикие!
Чем занимался профсоюз? Рассказывал в министерстве байки, что благодаря его неустанному взаимодействию с шахтёрами гасятся протестные настроения?
Акимов опять хотят поделить на фаворитов и аутсайдеров
Казахстанцам нужны не мифические рейтинги успехов и провалов, формируемые в Астане, а конкретные результаты работы акимов и местных органов власти
Деревянная память акима Байбека
На мемориале Славы в алматинском парке 28 панфиловцев вместо бронзовых звезд, содранных вандалами с пилонов городов-героев, появились звезды… деревянные
Плетенье чепухи: Аул моей юности
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
До связи, Ген… До связи
Анна Устинова о своем супруге Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий. Избранное. У нас и Бут, а мы летаем...
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Как казахи растили невест
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Лондонская сырость больше не котируется в астанинском смоге
Наши чиновники убедились, что принятые на Лондонской бирже стандарты корпоративного управления имеют мало общего с «бизнесом по-казахски»
Беня знает за облаву
Журналист Зарина Ахматова - о Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий: У меня не бывает заказных статей
Публикуем интервью, который Геннадий Бендицкий дал Алишеру Еликбаеву в 2012 году
Мы им нужны. А они нам зачем?
Наше общество - объект «заботы», управления и контроля, а не субъект политики и принятия решений. У нас один-единственный субъект – власть
Веревка для шахтёра
После девальвации тенге жизнь хозяев карагандинских шахт снова стала упоительна и прекрасна, а про рабочих они забыли
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Лживый рынок молочной продукции
Как проверить молоко из холодильника на «натуральность»
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
В пригороде Павлодара переименуют 69 улиц
- Думаю, что в Алматы не помешало бы назвать одну из улиц в честь Бендицкого, ведь Геннадий ни разу не запятнал имя честного журналиста, боролся и помогал простым людям, высвечивал и выпячивал взяточников и коррупционеров! Геннадий действительно был яркой личностью и ярким журналистом который не давал проходу ворам, проходимцам засевшим в кабинетах власти! Думаю такая улица многим простым гражданам пришлась бы по душе!
Умер Геннадий Бендицкий
- Он не только был талантливым журналистом, он был настоящим юристом, аналитиком... и настоящим Батыром! Не верится что его подвел здоровья, нужно сделать вскрытия на должном уровне, не отравили ли его, так называемые ничтожные люди , про которых он писал, Почему то это дурацкая мысль не выходить из головы, как слышала эту печальную новость. Он был незаменим, такого журналиста больше нет! Генадий про Вас и про Ваших статьей никогда не забуду! Как жаль...
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино