Обзор казахоязычной прессы (8 июля)
DALANEWS.KZ: «Достай Кенжетай: Шымкент салафиттердің ордасына айналды» («Достай Кенжетай: Шымкент превратился в центр салафитов») – Хоть президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ и заявил, что организаторами кровавых событий были приверженцы салафитского течения, некоторые депутаты высказали мнение, что нельзя всех под одну гребенку грести. Вопрос о том, как урегулировать разногласия, раскалывающие общество, мы задали Достаю КЕНЖЕТАЮ. Ученый-теолог говорит, что центром салафитов является не Атырау, Актобе или Жезказган, а Шымкент. Он не отрицает, что это течение набирает популярность в народе. Об этом ученый рассказал в эксклюзивном интервью.
ULT.KZ: «Ауылды сақтау - қазақты сақтау» («Сохранение аула – сохранение казаха») – Состоятельные тратят на тои миллионы, а бедняки влезают в долги. Богачам нужна слава. Они могли бы эти деньги потратить на развитие аула, можно было бы много хорошего сделать, но им самолюбие мешает. Самый богатый человек мира Билл ГЕЙТС говорит о своей готовности потратить половину своих денег на бедняков и нуждающихся, а наши же богачи ведут себя так.
QAMSHY.KZ: «Екінші әйел мен шетелдік күйеу заңмен бекітіле ме?» («Узаконят ли вторую жену и иностранного мужа?») – Известный журналист и общественный деятель Сауле МЕШИТБАЙКЫЗЫ обеспокоена положением казахских девушек и женщин. Чтобы не было «матерей-кукушек», чтобы девушки не теряли свой авторитет и в обществе ценился институт семьи, нужно сделать три вещи, считает автор.
Первое – ввести раздельное обучение девочек и мальчиков.
Второе – в интересах детей узаконить вторых жен.
Третье – определить размер платы для иностранцев, желающих жениться на наших девушках.
QAZAQUNI.KZ: «Асқар Мырзахметов: Жер неге сатылмауы керек?» ( Аскар Мырзахметов: Почему земля не должна продаваться?») – Известно, что очередное заседание комиссии по земельной реформе прошло в Кызылорде. Новый руководитель комиссии вице-премьер и министр сельского хозяйства Аскар МЫРЗАХМЕТОВ недоволен сегодняшней работой этого органа.
«Мы сегодня постарались изменить формат заседания. Как улучшить имеющиеся законы? Как решить проблемы, беспокоящие народ? С этой целью мы сгруппировали актуальные проблемы и вынесли на сегодняшнее заседание. Однако по этим проблемам не было обсуждения. Мы ожидали, что будут предложения со стороны товаропроизводителей и от членов комиссии, но никаких предложений не было. Без конца повторялись уже ранее поднятые проблемы, произносились популистские слова и лозунги», - сказал Аскар Мырзахметов.
KORRESPONDENT.KZ: «Қазақстандық терроризм: ақиқат пен аңыз» («Казахстанский терроризм: мифы и реальность») – В народе много разговоров про последние события в Актобе. Изначально два компетентных органа, отвечающих за безопасность страны: КНБ и МВД распространяли противоречивую информацию о террористах. Кроме того, когда были опубликованы фотографии якобы террористов, выяснилось, что некоторые из них - простые жители аула, не имеющие никакого отношения к терроризму.
«Сейчас в Комитете национальной безопасности расследуют, откуда появился этот список. Выясняется, кто распространил ложный список людей, которые не имеют никакого отношения к террористам», - пишет издание.
AKTOBENEWS.KZ: «Ақтөбеліктер жат ағымдардың жетегіне кеткен жастарды қайтару үшін театр актерлерінің көмегіне жүгінбек» («Чтобы вернуть молодежь, ушедшую в нетрадиционную религию, актюбинцы обратятся за помощью к театральным актерам») – «Кто постучался в твою дверь?» - так называется постановка, посвященная пропаганде традиционной религии. Автором спектакля из репертуара Астанинского музыкального драматического театра является Жабал ЕРГАЛИЕВ, а режиссером - заслуженный деятель Казахстана Нурлан ЖУМАНИЯЗОВ.
«Постановка состоит из двух частей. В первой части показывается, как из счастливой семьи уходят сбитые с пути единственная дочь и зять, а во второй - их жизнь в Сирии. Дочка после замужества редко появляется в родительском доме, потом она свою дочь оставляет родителям и уезжает. И после долгого ожидания она возвращается к своим родителя и дочери, но вся в черном одеянии, а зять - с бородой и в коротких штанишках. Рядом с ними - человек по имени Жубан. Молодая семья делала всё, что говорил это Жубан. Старика и старуху они принимают за «кафиров» и выступают против традиций. И по разговору Жубана со стариком можно многое понять», - говорит режиссер.