Человек эпохи «Новой волны»

2324 просмотров
0
Мерей СУГИРБАЕВА
Суббота, 24 Фев 2018, 18:00

Почему новый фильм знаменитого режиссера Ардака Амиркулова вызвал неоднозначную реакцию?

В Алматы прошла премьера фильма «В безмолвии» («In silence») Ардака АМИРКУЛОВА. По мнению одного из алматинских кинокритиков, после этой картины «как-то нужно донести старшему поколению режиссеров, что кончилась эпоха «Новой волны».

Поскольку «по своему содержанию и настроению фильм больше похож на дипломную работу рефлексирующего по искусству студента КазНАИ им. Т. Жургенова».

Читайте также
«Поток сознания» Ардака Амиркулова

Шок!

Ардак Амиркулов снимает не так часто, но все снятое им, как правило, становится событием: одни его ругают, другие – хвалят. Вот и последняя его лента тоже вызвала неоднозначную реакцию.

Кого-то из зрителей фильм заставил плакать, другие признались, что эта глубоко философская лента изменила их отношение к жизни.

Кинокритики тоже по-разному отозвались о картине.

- Давно у нас не было такого серьезного, интеллектуального кино, где поднимались бы философские вопросы, - заявила Гульнара АБИКЕЕВА, один из самых уважаемых знатоков кино. - Не сразу входишь в ткань картины, не сразу принимаешь ее медленный ритм, но это медитативное вхождение необходимо, ведь перед нами не гламур для подростков, а взрослое кино, запоминающееся кадрами, поэтическими образами и глубокими мыслями.

Читайте также
Малышка на миллион

Ее более молодой коллега кинокритик Карим КАДЫРБАЕВ назвал картину «В безмолвии» образцовой работой, «по которой можно изучать среднеазиатский арт-хаус в худшем из его проявлений». Досталось и предыдущим картинам режиссера. По словам кинокритика, довольно сложно представить, что фильм «В безмолвии» был снят мэтром отечественного кинематографа Ардаком Амиркуловым – «автором таких тяжеловесных работ, как «Гибель Отрара», «Абай» или «Прощай, Гульсары».

Любая точка зрения, в том числе и эта, имеет право на существование, и все же хочется напомнить, что снятая в 1991 году студентом 4 курса ВГИКа Ардаком Амиркуловым историческая драма «Гибель Отрара» первой из казахских картин  номинировалась на американский «Оскар». Когда фильм спустя 11 лет по рекомендации Мартина СКОРСЕЗЕ демонстрировался в Нью-Йорке, то известный американский киновед и сценарист, директор Нью-Йоркского кинофестиваля Кент ДЖОНС ощущение от просмотра назвал  шоковым:

«Может быть, это звучит банально, но я буквально не мог поверить своим глазам, - написал он в своей рецензии в редактируемом им журнале «Комментарий к фильмам». - Передо мной было кино, которое сразу же возбуждало фантазию, которое визуально было сделано потрясающе и, погружая в атмосферу на экране, давало почти что мистический по силе и ясности ощущений опыт. Я бы даже назвал этот опыт – галлюциногенным, имея в виду то, что фактически в  фильме историческое время само является галлюцинацией, в совершенстве воссозданной реальностью.

Читайте также
Казах из Стамбула

Почти каждый кадр фильма с потрясающей четкостью врезается в память. Однако есть эпизоды, которые особенно мне запомнились и продолжают всплывать в моей памяти с того момента, как я первый раз увидел фильм. Один из них - это потрясающий эпизод в библиотеке Отрара, которая запечатывается навеки вместе с хранителем, для того, чтобы явиться свидетелем для будущих поколений о той цивилизации, которая была здесь когда-то. Я не знаю подобного более яркого и экспрессивного выражения человеческой жертвенности и осознания предопределенности ни в литературе, ни в кино»

Просмотр в Нью-Йорке, как вспоминает Кент Джонс, обошелся не без курьезов. После окончания сеанса одна довольно жизнерадостная женщина задала присутствовавшим в зале авторам сценария «Гибели Отрара» Алексею ГЕРМАНУ и Светлане КАРМАЛИТЕ вопрос: «Никак не могу понять, человек, которому залили лицо расплавленным серебром - выжил или нет?». После долгой паузы Герман сказал: «Ну… я не знаю точно, это ведь было очень давно, но я думаю, что этот человек все же не выжил».

Этого кина не будет!

- Для меня все эти ситуации важны тем, что картина, которую я снял еще будучи студентом, выдержала испытание временем, - говорит Ардак Амиркулов. - Тем более, что того нового зрителя, который у нее появился, очень трудно чем-то удивить. «Гибель Отрара» в свое время я показывал на разного уровня фестивалях, и к нему был достаточно хороший интерес со стороны прессы и критиков. На Монреальском всемирном кинофестивале эта картина получила «Фипресси» - приз прессы и кинокритиков, который присуждается на фестивале только одной картине.

Любое искусство испытывается временем, а кинематограф - тем более. Кино очень быстро стареет, потому что в его основе лежит много технологий. Кроме этого, ведутся постоянные поиски в плане подачи материала. Сейчас, скажем, очень хорошо идет быстрый монтаж, потому что люди привыкли к клипам и рекламным роликам. А то, что историческая картина, снятая в несколько тягучей повествовательной драматической форме, вызывает у зрителя интерес до сих пор, я могу объяснить одним – мы в свое время не кривили душой, а очень честно работали над ней. Кино такого масштаба сложно снимать даже при условии, что оно будет на 100 процентов обеспечено профессионалами, хорошей техникой и средствами. Я же делал свою картину в то время, когда Союз разваливался, деньги переставали иметь ценность и их было катастрофически мало.

Словом, то, что снимать картину было тяжело - факт неоспоримый. После того, как «Гибель Отрара» был со многими трудностями все-таки снят, в центральной прессе появилась статья, подписанная одним очень известным партийным боссом. Он считал, что те темы, которые поднимаются в картине, способствуют пробуждению национализма. К счастью, среди чиновников высокого ранга нашлись и люди здравомыслящие, которые не разделили эту точку зрения и всячески способствовали тому, чтобы фильм «Гибель Отрара» увидел свет.

Читайте также
Карьера – ногами

Отношение на родине, в Казахстане, к этой картине складывалось в зависимости от того, что скажут там, в Москве. Ардак Амиркулов вспоминает, что когда привез на обсуждение редколлегии Госкино СССР отснятые эпизоды, то материал был разнесен в пух и прах. После этого казахстанские кинобоссы выразили свое мнение предельно коротко: этого кина не будет! Когда же почти готовая лента была показана этим же людям, но в присутствии Алексея Германа, и тот очень одобрил картину, то их мнение было совершенно противоположным: «Мы сразу сказали режиссеру, что фильм получится».

Другой сложностью совершенно не киношного плана было то, что такую большую картину снимал никому неизвестный молодой режиссер. В те дни, а это относится к весне 1987 года, у всех на устах был вопрос: почему доверили именно ему – студенту четвертого курса ВГИК Ардаку Амиркулову?

- Никакой «волосатой руки» тогда у меня не было, - заверяет режиссер. – Но мои размышления по поводу «Отрара» очень понравились автору сценария Алексею Герману. Его поддержал Сергей СОЛОВЬЕВ, в мастерской которого я учился, а в Алма-Ате моя кандидатура нашла горячую поддержку у художественного руководителя киностудии «Казахфильм» Мурата АУЭЗОВА.

Деньги просите у Ардака

Фильм «Гибель Отрара» снимался четыре года. Из-за нехватки денег он не попадал в план. Киностудия несколько раз останавливала работу съемочной группы, и фильм консервировался на неопределенное время, бухгалтерия бунтовала и вешала у кассы записки типа: «У киностудии денег нет и не будет. По поводу заработной платы обращайтесь к режиссеру картины «Гибель Отрара» Ардаку Амиркулову». 

Читайте также
Тимур Бекмамбетов – бездарь?!

- Это была откровенная провокация и желание уничтожить все, что связано с этим кино и моим именем конкретно, - считает Ардак. - Но, слава Богу, мы прошли весь этот путь. Правда, не обошлось без некоторых потерь для картины. Например, мне хотелось бы, чтобы было 500 скаковых лошадей, а у меня их было всего 150. Хотелось, чтобы в массовке участвовало пять тысяч человек, а их была всего тысяча. Или же хочется, чтобы все были одеты в костюмы той эпохи, но приходилось брать их из другого времени и ставить людей на второй план. А самое главное, мы не должны были допускать больших перерасходов, а они были, потому что нам выделили всего лишь полтора миллиона рублей. Сейчас, даже если приравнять эти деньги к полутора миллионам долларов, то снять такую картину, где имеется большое количество массовки, костюмов и декораций, практически невозможно. Если современность можно найти сразу, то историю надо было создавать.

Сам средневековый город Отрар мы возводили в двух местах. Первый нам не понравился, и мы построили второй город. Что это значит, можно представить по одним только городским стенам: 13 метров в высоту и 150 – в длину. Для лошадей (а у нас они были настоящие скаковые) нужно было построить в степи конюшни и запасаться кормами. Если рассказать все, то слез не хватит, а если говорить хладнокровно, то такое случается на каждой съемочной площадке при съемках любого фильма. В степи и так дует ледяной ветер, а мы еще делаем дождь и по колено в грязи снимаем кино. А по сути ничего особенного не произошло: ни одна лошадь не разбилась, никто из съемочной группы не получил серьезных травм. В принципе все было нормально, если не считать, что штурм древнего города мы снимали в 30-градусный мороз. При этом надо было расставить не только камеры, но и одеть, посадить на лошадей, выдать реквизит двум с половиной тысячам человек, занятым в массовках.

И последняя ремарка относительно «тяжеловесного» кино Ардака Амиркулова касается его предпоследней ленты «Прощай, Гульсары!» (снята в 2008 году). Эта картина получила Специальный приз жюри Первого международного Иранского кинофестиваля, была удостоена Гран-при МКФ «Евразия», награждена призом за лучшую режиссуру Иссык-Кульского МКФ, призом зрительских симпатий МКФ в г. Котбусе (Германия), спецпризом жюри кинофестиваля «Кино и литература» (г. Гатчина, Россия).

Фото из открытых источников в Интернете.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Если рейтинг новостей запредельно высок, то это означает только одно - дно тупости уже достигнуто.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Правительство планирует приватизировать Атырауский и Павлодарский НПЗ
Несмотря на дорогостоящую модернизацию, за три года на этих заводах произошло 115 внеплановых остановок
США в первой половине XIX века – всё, как у нас
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
Почему и как "Исламское государство" наносит удары по государству Российскому и является общей угрозой для всех
Пока США, Европа, Россия и Китай спорят друг с другом и готовятся к войне, против них войну уже ведет организация "Исламское государство"
Бешбармак: когда он появился и почему некоторые считают его "русской выдумкой"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Не Бишимбаев, а его брат - показатель болезни нашего общества
Когда у нас стукачи превратятся в людей с правильной гражданской позицией
В Казахстане ликвидируют посредников на рынке электроэнергии
Кого из них лишат лицензии с 1 апреля и в чьи карманы уйдёт прибыль в 150 млрд
Жителю ВКО суд запретил таксовать в Казахстане
Судоисполнитель через суд лишил должника водительского удостоверения
В Актобе объявили режим ЧС
Аким Актобе обратился к актюбинцам, которых власти до этого успокаивали и обещали, что ничего страшного не будет
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.