Борщ и гениталии: путешествие сознания по ветхим простыням

2213 просмотров
2
Анатолий ЧЕРНОУСОВ
Пятница, 23 Июн 2017, 12:00

22 июня в Esentai gallery открылась выставка казахстанской художницы Зои Фальковой «Модернизация создания»

Зрителям были представлены картины, написанные борщом, и скрученные из половых тряпок инсталляции, напоминающие не то розы, не то женские гениталии. Впрочем, как оказалось, больше всего народ возмущают гениталии мужские.

Читайте также
Великая целлофановая степь

Эм и Жо

Если бы вас попросили выбрать символ нашего мира, поделенного на мужчин и женщин, что бы это было? Зоя ФАЛЬКОВА уверенно отвечает на этот вопрос: раздельный туалет с хрестоматийными буквами «М» и «Ж».

Какая метафора бинарного мира с точно распределенными ролями мужчин и женщин может быть точнее знакомого с детства «мальчики – направо, девочки – налево».

С самого рождения, едва взглянув на наши гениталии, общество назначает нам социальные роли, которые мы вынуждены играть всю жизнь.

Каждый из нас независимо от пола может точно сказать, что есть женственность и мужественность, что мужчина может, а чего не может. А еще мы точно знаем, что должна делать женщина.

Пятна крови от борща

Читайте также
Влюбленный в Алма-Ату Сергей Калмыков

Прежде всего женщина должна выйти замуж. Это, безусловно, мечта каждой девушки. По крайней мере, ей так сказали, и она в это поверила.

А когда «мечта» осуществится, женщина должна стать хранительницей новопостроенного очага, при свете которого она будет краситься, чтобы радовать взор любимого; в тепле которого она будет отдаваться своему мужчине, исполняя супружеский долг; и на котором она будет варить мужу борщ.

Борщ – один из универсальных образов русскоязычного постсоветского пространства, приходящих в голову при разговоре о женском долге заботы о мужчине.

Борщ – идеальный инструмент бабьего бунта. Его можно не варить, оставив мужика голодным, а можно надеть кастрюлю с борщом ему на голову, если довел до белого каления, но Зоя Фалькова решила использовать борщ для рисования.

На картинах художницы изображен ее мужчина – Антон. Однако, Фалькова не просто изображает мужчину, она заставляет его почувствовать себя женщиной.

Ее картины отсылают нас к образам и позам, характерным для женщин.

Валерия Ибраева, Зоя Фалькова, Антон Платонов.

Читайте также
В лесбийских отношениях тоже есть взлеты и падения

Как пишет искусствовед Валерия Ибраева, «нимб из борща окружает голову Антона – Мадонны с кошкой; волны свекольного цвета заливают торс Антона-Венеры перед зеркалом и драпируют Антона-Леду и лебедя; оттенки томат-пасты подрумянивают ноги Антона - Спящей Венеры».

Это образы покорности и смирения перед смотрящим на женщину мужчиной. Художница меняет «М» и «Ж» местами. Теперь не мужчина смотрит на женщину, а он отводит глаза под ее прямым взглядом. Теперь воинственные нацпатки, считая мужчин своей собственностью, требуют лишать гражданства казахстанцев, женившихся на иностранках. Теперь изнасилованный женщиной мужчина – «самдураквиноват»…

Холстом для живописи борщом служат видавшие виды простыни с семейного ложа.

И борщ красными пятнами растекается по ним, намекая не то на кровь от первого секса, не то кровь избитой и изнасилованной мужем жены, которой, отревевшись, нужно собрать окровавленные простыни и отстирать их к утру, чтобы никто ни о чем не догадался.

У нее двое детей, нет средств к существованию и некуда пойти – сама дура виновата?

Половая жизнь

А как все начиналось: любящий жених, белое платье, подружки невесты, море цветов: «Молодые! Фото на память в арке из роз!». Вот только розы на поверку оказались скрученными из половых тряпок.

Тряпка для пола, тряпка для пыли, тряпка для мытья посуды, еще одна для унитаза, а этой – ребенку вытирала рот во время еды, а вот тут – «тряпки-кляпы». Это когда денег не было даже на прокладки, приходилось скручивать их из материи…

Зоя Фалькова также активно использует рэди-мэйд (объекты, которые художница не создавала сама), например, настоящие половые тряпки, затертые в процессе использования до дыр и ставшие похожими на кружевные трусики или даже на то, что под ними скрыто.

Тема запретности женской сексуальности и женских гениталий, однако, получила неожиданное развитие в процессе подготовки выставки – можно сказать перед самым ее открытием.

Читайте также
Легко ли быть молодым в Казахстане?

Уятный платок

Часть экспозиции, содержащая объекты и рисунки самого что ни на есть «18+»-характера, была отделена от основного помещения выставки панелью с надписью «Censored» (Подвергнуто цензуре).

Тем самым художница не только предупредила зрителя о том, с чем он может столкнуться, но и поиронизировала над необходимостью такого предупреждения.

Центром закрытой части стала картина с изображением мужчины с такого ракурса, чтобы в центре внимания оказались гениталии, показанные крупным планом.

Если бы Густав КУРБЕ был женщиной, то свое произведение «Происхождение мира» он написал бы так, как это сделала Зоя Фалькова. Именно эта работа и стала камнем преткновения.

В виду того, что выставка расположена в торговом центре, куда покупатели приходят с детьми, и ограничить вход несовершеннолетних на выставку не всегда возможно, организаторов попросили принять дополнительные меры для сокрытия слишком откровенных частей картин.

Художница использовала проверенную астанчанами технику – платок. Он надежно защищает от уята, оставляя зрителю выбор: пофантазировать самому или заглянуть под платочек.

Самое интересное, что дополнительной цензуре подверглись именно мужские гениталии, женские же остались открытыми для всеобщего обозрения.

Все-таки мужчина не может быть объектом, что бы там себе художница ни напридумывала в своих борщевых картинах!

Увидеть их можно в течение месяца, который продлится выставка.

Фото: Sasha S-ova и Яна Дексова.

НУНУ 2017-06-23 12:23:06
2
Там не воняет?
мдяя 2017-06-30 21:32:05
0
я бы не пошла, противно все это и вовсе не искусство.

Несмотря на заявления официальных лиц, что лишних денег в бюджете нет, правительство вдруг срочно утвердило положение о Национальном пантеоне. Чем вызвана такая спешка?

- Вам не кажется, что в стране, в которой за 25 лет судят трех руководителей КНБ (Алиев, Мусаев, Дутбаев), не все хорошо?
Плетенье чепухи: Российско-украинский конфликт меня угнетает
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Алишер Еликбаев: О Рашеве и не только
Вадим Борейко завершает беседу с известным казахстанским пиарщиком Алишером Еликбаевым в цикле интервью «Лица Казнета»
Занимательная нумерология в казахстанских законах
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Демонтаж диктатуры
Как из недр диктаторского режима появился архитектор новой, демократической Испании – Адольфо Суарес
Про сундет
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует новые рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
Бакытжан Сагинтаев отбрил поверенного олигарха Рашита Сарсенова
Премьер-министр вышел из себя, когда у него попросили преференции для завода «KSP Steel»
Суды и законы живут в разных измерениях
Казахстанский суд разрешил чиновникам прятать информацию о деньгах налогоплательщиков
Смерть в АЛЖИРе
Генпрокурору Асанову следует без камер и журналистов ехать в область, район и рвать погоны с мясом самолично
Рецидив Интуриста
Что не так делали до сих пор в Казахстане отели, рестораны, переводчики, валютчики и проститутки?
Дело Кузнецова: где пределы самообороны?
В громком уголовном деле об убийстве возле алматинского ночного клуба «Чукотка» появились новые обстоятельства
Опаснее хакера - только коррупционер с компроматом
Проблема киберугроз и «гибридных» войн не обошла и Казахстан, где хакерским атакам уже подвергались сайты госструктур и финансовых организаций
Отправьте Абаева в районную газету
Каждый довод министра информации и коммуникаций демонстрирует, что он – не журналист
Бабий ветер
Самая ожидаемая рецензия года: Салима Дуйсекова прочитала книгу Баян Есентаевой (Максаткызы) «Баян. Обо мне и не только»
Путь Абаева
Айдос Сарым: У нас не хватает смелости признать очевидную смерть журналистики
ЭКСПО – наша маленькая жизнь
Сеанс разоблачения магии блистательных цифр, греющих чистую есимовскую душу
Джохар Утебеков: Мы не собираемся помирать на коленях
Известный адвокат о том, как Верховный суд политизирует обстановку
Грядет очередная задержка на Кашагане?
Откровенность министра энергетики Каната Бозумбаева очень похожа на подготовку общественного мнения к неприятной новости
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Зачем Boeing-737 притворялся, что он Airbus-340-313
- Если вспомнить кто у Жениса Касымбека отец то многое становится понятнее ;)
Как безнаказанно украсть миллионы
- После публикации в Ратель о проблемах ЖК Юго-восток по поручению зам.генпрокурора Кравченко в Прокуратуре города Астаны создана Рабочая группа для решения этой проблемы. Большое спасибо Болату Абилкасымову за объективное освещение наших проблем...... Будем надеяться все завершиться для всех дольщиков благополучно а виновные понесут реальное наказание
Кайрату Мами вход воспрещён
- После гнусной истории с Какимжановым никаких инвесторов у нас не будет, буржуи не идиоты. ЭКСПО не спасёт, читал зарубежную прессу, там от души потешаются над этим мероприятием.
Аким Бердыбек Сапарбаев пообещал четырем братьям квартиру
- Приятно когда кульминацией материала стала логическим завершением справедливости. Спасибо редакции и всем кто откликнулся и отозвался и не остались в стороне. Можем же когда хотим, делаем же когда можем.
ООН, сюда иди!
- Позорище!!! Вот таков уровень судей в нашем славном конституционном правовом государстве, вот они птенцы из гнезда Мами. Да вряд ли и сам Мами далеко ушел по уровню компетентности от этого ... Стыдобище
В Павлодаре на торги выставили арестованную четырехколесную тачку
- Как же она годна к эксплуатации если колеса в раскорячку, тормозная система отсутствует? Надо комиссионно дефектовать и пригодные части продать отдельными лотами, а непригодные части утилизировать в специализированном предприятии имеющей лицензию. Чиновников выдавших эту дичь включить в комплект к этому имуществу как экипаж!