Асхат Ахмедьяров: Где я в Европе аул без воды найду?

2043 просмотров
0
Анар БЕКБАСОВА
Среда, 04 Мая 2016, 11:00

В Астане в Национальном музее открылась выставка «Единственное множественное» Асхата Ахмедьярова

Художник Асхат АХМЕДЬЯРОВ работает в разных жанрах современного искусства – видеоарт, перформанс, инсталляция, фотоарт и других. Его работы на острые социальные темы в последние годы вызвали резонанс в Казахстане и за рубежом. После успешного завершения проекта «Протагонисты. Невидимый Павильон Казахстана» на 56-й Венецианской биеннале Ахмедьяров был приглашен на арт-завод в Иври-сюр-Сен.

За именем художника тянется шлейф самых неординарных характеристик. Его называют эпатажным, протестным, недисциплинированным и даже… чокнутым. 30 апреля в Национальном музее в Астане открылась очередная выставка Ахмедьярова под названием «Единственное множественное», где он представил свое видение мира, устроив перфоманс с участием молодых людей в разноцветных смирительных рубашках. Для корреспондента Ratel.kz автор провел экскурсию по выставке и рассказал, почему он не решается резко реагировать на события, происходящие в нашей стране.

Асхат Ахмедьяров.

- Асхат, как-то неожиданно, что ваша выставка проходит в Национальном музее, таком конъюнктурном здании.

- Это парадокс, стечение обстоятельств. Мне вначале было непривычно, и что-то давило. А сейчас я как-то сдружился с этой атмосферой. Мне комфортно здесь.

- На этой выставке вы представили не только новые работы, но и инсталляции, которые уже выставлялись. Почему?

- Это не совсем так. Например, инсталляция «Высокие отношения» в прошлом году была гораздо меньше. В этом году я ее дополнил, сделал более объемной. Стулья на вытянутых ножках и сидящими на нескольких из них красивыми женщинами почти под потолком – это мои размышления о неравенстве в обществе, социальных контрастах, огромной пропасти между олигархами и бедными людьми. Эта инсталляция не является проявлением протеста. Это рассматривание ситуации широко раскрытыми глазами.

Инсталляция "Высокие отношения ".

- Вы считаете себя недисциплинированным художником?

- Мне нравится это определение. Его мне дали французские критики. У меня нет привязанности к определенному стилю. На выставке вы видите инсталляции, фотографии, живопись. Быть дисциплинированным художником и работать в одном направлении мне сложно.

- А эпатировать публику у вас получается?

- Не совсем. В этом и проявляется моя несвобода, потому что есть семья, обязанности, ответственность. В нашей стране быть эпатажным художником – значит, очень чутко реагировать на какие-то процессы в обществе. В этом плане я реагирую избирательно и в каком-то плане осторожно, потому что у меня маленькие дети… Есть множество факторов, которые меня сдерживают. Я не хочу перечислять их.

- Вы допускаете, что могут быть преследования?

- Это может отразиться на моих близких, их занятости, возможно.

- Я помню, как несколько лет назад вы привели на цепи поросенка на крыльцо посольства России в Казахстане. Он там все обгадил, и вы тут же в совочек все убирали, требуя, чтобы Россия также устранила загрязнение казахстанской территории, вызванное падением ракет. Чем вы рисковали тогда?

- Я отделался легким испугом, заплатил штраф - и все на этом. Я провел этот перфоманс, потому что о проблеме загрязнения почвы из-за запусков ракет тогда никто не говорил. Я должен был привлечь внимание к этой проблеме.

- Насколько ваша несвобода мешает вам?

- Парадокс, но свобода творческая у меня есть, потому что есть заслоны. Чем больше я в них упираюсь, тем больше у меня желания самовыразиться. Это выливается в перфомансы и инсталляции. Выполняя разные социальные роли, я остаюсь художником, сидящим в замкнутом квадратном помещении, в котором и выпрямиться-то в полный рост невозможно. Я узник квадрата, но в нем и есть моя свобода. Человек практикующий, ищущий, получающий какие-то знания, он все больше углубляется, уходит от общественных взаимоотношений, становится изгоем. С другой стороны, изолированность, независимость моих суждений меня питает.

- Но ведь так можно и в психушке оказаться?

"Сила цвета".

- Возможно. Танец в смирительных рубашках, который открыл мою выставку, это продолжение тематики «Лаборатории абсурда», которая была представлена на выставке в Париже. Здесь я лишь дополнил ее. Все переживания, которые скопились во мне, вылились в смирительные рубашки, и я нашел параллели с эмиграцией гениальных личностей во время тоталитаризма, когда применялась карательная психиатрия и выдающиеся люди оказались в больницах из-за своего инакомыслия. Из парижской серии перфомансов «Поцелуй немого» я представил на выставке фотографии, где я целовал статуи, выражая свою любовь к европейскому искусству. Я был нем из-за моего незнания европейских языков.

"Поцелуй немого".

- Как строятся ваши отношения с казахстанской публикой?

- Официальное наше художественное образование до сих пор штудирует академизм, и это очень печально. На открытии моей выставки было много людей, которым было интересно, но я сразу находил зрителей, которые пришли просто из-за любопытства. Меня часто спрашивают: «Зачем вы пишете картины, которые не продаются?» Меня раздражает вот это стремление рассматривать все сквозь призму коммерции. В обществе чувствуется полное отсутствие стремления узнать что-то новое. Если почитать комментарии в социальных сетях, художник некоторым кажется чокнутым и так далее… Но я верю, что со временем люди захотят понимать искусство, будут нуждаться в нем. Сейчас есть небольшая часть людей – это 10-15 процентов, на которых искусство воздействует, и они уходят в думках. Именно этого я добиваюсь.

- Как на ваши работы реагирует власть?

- Что касается власти, вкусов чиновников, то они ограничены примитивными познаниями в искусстве. Их невнимание меня не трогает.

- Что является для вас мерилом успешной самореализации как художника?

- Наград, грамот у меня нет. Я считаю, что художник не должен стремиться их получать. Мне смешно смотреть, когда художники кичатся наградными побрякушками. Мне льстит, когда мои работы покупают.

- Вы никогда не писали картины на заказ?

- В прошлом я жил на этих заказах. Но все это надоедает. Ты видишь абсурдность всего этого. Ты живешь этим угодничеством…

- Как вы представляете свое будущее? Вас не пугает низкий спрос на искусство в Казахстане?

- Я позитивно смотрю на будущее. Всегда ведь не может быть плохо.

- Вы это серьезно? Описав почти апокалиптическую картину, вы говорите об оптимизме?

- Теоретически можно все бросить, возможно, даже уехать за границу и поселиться там благополучно. Но, оказавшись без родины, я потеряю питательную среду как художник. Объясню. Вот тема воды меня в последнее время очень волнует. В ауле Талапкер, где я живу, это под Астаной, мы пресную воду привозим из города. Сначала меня эта ситуация раздражала, но в какой-то момент я полюбил это несчастье и понял, чтО я могу из него взять. Я сейчас работаю над этой темой. А где я в Европе аул без воды найду?

"Парк культуры и отдыха".

 

блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Почему президент Токаев не повёз Кэмерона в этот раз на Кашаган
11 лет назад никто и не предполагал, что Казахстан будет требовать с акционеров Кашагана 150 млрд долларов упущенной выгоды
Португалия – путь к революции
50 лет назад португальская армия вышла из казарм, чтобы совершить революцию, вошедшую в историю под названием "Революция гвоздик"
Что ещё показала миру трансляция суда над Бишимбаевым
Теперь корпорация Apple просто обязана построить в Казахстане самый высокотехнологичный завод из всех возможных
Дар Тимура: почему самое почётное место в мавзолее Хазрета занимает котёл
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Почему Ертысбаев в коричневых носках разулся перед российским блогером
В Казахстане исчезают последние этические нормы: Салтанат, Ермек и четырёх погибших спасателей не стесняются обвинять в том, что они сами виноваты
Суд обнулил договор главного застройщики Караганды Владимира Нефёдова
Судья признала ничтожным пункт договора о его расторжении
Дочку "Казатампрома" в ВКО оштрафовали за нарушение требований экологического кодекса
На Ульбинском металлургическом заводе прошла проверка профильного ведомства
Депутат получил срок за реальные деньги и мнимых коров
Под несуществующий скот он взял государственные деньги якобы на развитие животноводства
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.