Асхат Ахмедьяров: Где я в Европе аул без воды найду?

2353 просмотров
0
Анар БЕКБАСОВА
Среда, 04 Мая 2016, 11:00

В Астане в Национальном музее открылась выставка «Единственное множественное» Асхата Ахмедьярова

Художник Асхат АХМЕДЬЯРОВ работает в разных жанрах современного искусства – видеоарт, перформанс, инсталляция, фотоарт и других. Его работы на острые социальные темы в последние годы вызвали резонанс в Казахстане и за рубежом. После успешного завершения проекта «Протагонисты. Невидимый Павильон Казахстана» на 56-й Венецианской биеннале Ахмедьяров был приглашен на арт-завод в Иври-сюр-Сен.

За именем художника тянется шлейф самых неординарных характеристик. Его называют эпатажным, протестным, недисциплинированным и даже… чокнутым. 30 апреля в Национальном музее в Астане открылась очередная выставка Ахмедьярова под названием «Единственное множественное», где он представил свое видение мира, устроив перфоманс с участием молодых людей в разноцветных смирительных рубашках. Для корреспондента Ratel.kz автор провел экскурсию по выставке и рассказал, почему он не решается резко реагировать на события, происходящие в нашей стране.

Асхат Ахмедьяров.

- Асхат, как-то неожиданно, что ваша выставка проходит в Национальном музее, таком конъюнктурном здании.

- Это парадокс, стечение обстоятельств. Мне вначале было непривычно, и что-то давило. А сейчас я как-то сдружился с этой атмосферой. Мне комфортно здесь.

- На этой выставке вы представили не только новые работы, но и инсталляции, которые уже выставлялись. Почему?

- Это не совсем так. Например, инсталляция «Высокие отношения» в прошлом году была гораздо меньше. В этом году я ее дополнил, сделал более объемной. Стулья на вытянутых ножках и сидящими на нескольких из них красивыми женщинами почти под потолком – это мои размышления о неравенстве в обществе, социальных контрастах, огромной пропасти между олигархами и бедными людьми. Эта инсталляция не является проявлением протеста. Это рассматривание ситуации широко раскрытыми глазами.

Инсталляция "Высокие отношения ".

- Вы считаете себя недисциплинированным художником?

- Мне нравится это определение. Его мне дали французские критики. У меня нет привязанности к определенному стилю. На выставке вы видите инсталляции, фотографии, живопись. Быть дисциплинированным художником и работать в одном направлении мне сложно.

- А эпатировать публику у вас получается?

- Не совсем. В этом и проявляется моя несвобода, потому что есть семья, обязанности, ответственность. В нашей стране быть эпатажным художником – значит, очень чутко реагировать на какие-то процессы в обществе. В этом плане я реагирую избирательно и в каком-то плане осторожно, потому что у меня маленькие дети… Есть множество факторов, которые меня сдерживают. Я не хочу перечислять их.

- Вы допускаете, что могут быть преследования?

- Это может отразиться на моих близких, их занятости, возможно.

- Я помню, как несколько лет назад вы привели на цепи поросенка на крыльцо посольства России в Казахстане. Он там все обгадил, и вы тут же в совочек все убирали, требуя, чтобы Россия также устранила загрязнение казахстанской территории, вызванное падением ракет. Чем вы рисковали тогда?

- Я отделался легким испугом, заплатил штраф - и все на этом. Я провел этот перфоманс, потому что о проблеме загрязнения почвы из-за запусков ракет тогда никто не говорил. Я должен был привлечь внимание к этой проблеме.

- Насколько ваша несвобода мешает вам?

- Парадокс, но свобода творческая у меня есть, потому что есть заслоны. Чем больше я в них упираюсь, тем больше у меня желания самовыразиться. Это выливается в перфомансы и инсталляции. Выполняя разные социальные роли, я остаюсь художником, сидящим в замкнутом квадратном помещении, в котором и выпрямиться-то в полный рост невозможно. Я узник квадрата, но в нем и есть моя свобода. Человек практикующий, ищущий, получающий какие-то знания, он все больше углубляется, уходит от общественных взаимоотношений, становится изгоем. С другой стороны, изолированность, независимость моих суждений меня питает.

- Но ведь так можно и в психушке оказаться?

"Сила цвета".

- Возможно. Танец в смирительных рубашках, который открыл мою выставку, это продолжение тематики «Лаборатории абсурда», которая была представлена на выставке в Париже. Здесь я лишь дополнил ее. Все переживания, которые скопились во мне, вылились в смирительные рубашки, и я нашел параллели с эмиграцией гениальных личностей во время тоталитаризма, когда применялась карательная психиатрия и выдающиеся люди оказались в больницах из-за своего инакомыслия. Из парижской серии перфомансов «Поцелуй немого» я представил на выставке фотографии, где я целовал статуи, выражая свою любовь к европейскому искусству. Я был нем из-за моего незнания европейских языков.

"Поцелуй немого".

- Как строятся ваши отношения с казахстанской публикой?

- Официальное наше художественное образование до сих пор штудирует академизм, и это очень печально. На открытии моей выставки было много людей, которым было интересно, но я сразу находил зрителей, которые пришли просто из-за любопытства. Меня часто спрашивают: «Зачем вы пишете картины, которые не продаются?» Меня раздражает вот это стремление рассматривать все сквозь призму коммерции. В обществе чувствуется полное отсутствие стремления узнать что-то новое. Если почитать комментарии в социальных сетях, художник некоторым кажется чокнутым и так далее… Но я верю, что со временем люди захотят понимать искусство, будут нуждаться в нем. Сейчас есть небольшая часть людей – это 10-15 процентов, на которых искусство воздействует, и они уходят в думках. Именно этого я добиваюсь.

- Как на ваши работы реагирует власть?

- Что касается власти, вкусов чиновников, то они ограничены примитивными познаниями в искусстве. Их невнимание меня не трогает.

- Что является для вас мерилом успешной самореализации как художника?

- Наград, грамот у меня нет. Я считаю, что художник не должен стремиться их получать. Мне смешно смотреть, когда художники кичатся наградными побрякушками. Мне льстит, когда мои работы покупают.

- Вы никогда не писали картины на заказ?

- В прошлом я жил на этих заказах. Но все это надоедает. Ты видишь абсурдность всего этого. Ты живешь этим угодничеством…

- Как вы представляете свое будущее? Вас не пугает низкий спрос на искусство в Казахстане?

- Я позитивно смотрю на будущее. Всегда ведь не может быть плохо.

- Вы это серьезно? Описав почти апокалиптическую картину, вы говорите об оптимизме?

- Теоретически можно все бросить, возможно, даже уехать за границу и поселиться там благополучно. Но, оказавшись без родины, я потеряю питательную среду как художник. Объясню. Вот тема воды меня в последнее время очень волнует. В ауле Талапкер, где я живу, это под Астаной, мы пресную воду привозим из города. Сначала меня эта ситуация раздражала, но в какой-то момент я полюбил это несчастье и понял, чтО я могу из него взять. Я сейчас работаю над этой темой. А где я в Европе аул без воды найду?

"Парк культуры и отдыха".

 

блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как с помощью грифа “ДСП” прикрывают сомнительные схемы освоения бюджета
И что происходит за высоким забором на строительной площадке по улице Штурманская
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Стоят ли российские нефтяники в очереди за казахскими НПЗ
Эпоха лёгких денег и непуганых инвесторов закончилась
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Байсеит: как туризм неожиданно вдохнул вторую жизнь в старое уйгурское село на Кульджинской трассе
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Как фармацевтическая мафия справилась с цифровизацией
Мы поговорили с бывшим вице-министром, имеющим "темное" прошлое, неожиданно приглашённым сейчас работать над законом об ИИ
Полный Трамп! Как мировая торговая война отразится на Казахстане и его соседях
Со второго квартала будет падение мировой торговли
Актюбинские прокуроры опозорились в коррупционном деле
Суд оправдал экс-руководителя аппарата акима Актобе, а заместитель прокурора Актобе, в зависимости от своей должности, трактовал закон
Лидеры казахстанско-кыргызской преступной группировки получили реальные сроки
Транзит сигарет через Казахстан в Россию без акцизов обернулся уголовным делом
Казахстанские чиновники потеряли человечность
Избитый пенсионер в Темиртау почти неделю лежал дома с сотрясением мозга
Искусственный интеллект борется с буллингом в школах Петропавловска
О новшествах в профилактике подростковой преступности рассказали в прокуратуре СКО
Почему дело об убийстве 16-летнего Шерзата Полата рассматривают в уголовном суде Талдыкоргана
Процесс будет открытым, из зала суда будет вестись онлайн-трансляция заседаний
“Я что, Гитлер или бен Ладен?”: В Алматы судят админа Qaznews24 Темирлана Енсебека
Качество проведения заседания – нулевое, некоторых СМИ и слушателей не пустили на процесс
В Туркестанской области идут суды над руководящими сотрудниками народного образования
Как развитие человеческого потенциала превратилось в уголовные дела
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.