За что представители элиты презирают свой народ?
Уже не имеет смысла комментировать нашумевшую цитату вице-спикера мажилиса, пренебрежительно высказавшейся о колледжах мирового уровня, назвав идею их создания «мамбетизмом» и «колхозом». Все неравнодушные свое отношение к словам народной избранницы уже высказали.
Тем не менее, Дарига Назарбаева неожиданно для себя обнажила гораздо бОльшую проблему, выходящую далеко за сферу компетенции министерства образования. Впервые с высокой трибуны на официальном уровне сделано сенсационное заявление о существовании в стране непризнанной, маргинализированной социальной страты, представителей которой люди, на их собственный взгляд, состоявшиеся презрительно называют «мамбетами» и «колхозниками».
Как правило, эту часть населения благополучные граждане предпочитают не замечать. Обитают эти касты традиционно в разных районах города и стремятся пересекаться как можно реже. За исключением нештатных ситуаций вроде сорванного концерта Кайрата Нуртаса, когда его поклонники продемонстрировали, боюсь, лишь самую незначительную часть потенциала разрушительной силы, дремлющей в нижних районах Алматы. Опасаться этой силы, наверное, следовало бы больше, чем потенциально возможного землетрясения.
И первые возмущенные отклики в социальных сетях на беспорядки в ТЦ «Прайм Плаза» были нацелены именно в адрес «мамбетов и колхозников». Даже странно, сколько пренебрежения, а порой и ненависти звучало в постах и комментариях людей, коих никак не коснулись эти беспорядки…
Что тут говорить о простых алматинцах, если новоявленных горожан, решивших не согласованно с властями устроить свою жизнь в микрорайоне «Шанырак», в свое время даже мэр Имангали Тасмагамбетов окрестил «социальными аутсайдерами». Каким побоищем закончилось это пренебрежение к голосу «аутсайдеров» сегодня стараются не вспоминать.
В реальности проблема в том, что все они являются гражданами нашей общей страны, наделены теми же правами и свободами, которые гарантированы Конституцией всем нам. Потому и пренебрежительное отношение к ним, как и демонстрация социального превосходства, можно смело расценивать как разжигание социальной розни. Другой вопрос, кто виновен в том, что столь значительная доля наших сограждан оказалась в маргинальных условиях. Кто обеспечит им гарантированные государством права на образование, здравоохранение, на будущее?
Так уж вышло, что экстенсивные методы ведения сельского хозяйства в Казахстане с внедрением рыночных законов утратили свою актуальность. Сегодня производство продукции аграрного сектора механизировано и не требует такого количества рабочих рук, как четверть века назад. Эта тенденция неизбежно будет нарастать. С каждым годом на селе увеличивается количество безработных, которые не имеют шансов на трудоустройство в аграрном секторе. В результате этого в стране полным ходом идет процесс ложной урбанизации, когда сельское население массово мигрирует в города. Вот только, если в цивилизованном мире этот процесс носит упорядоченный характер, то у нас он пущен на самотек.
Предоставленные сами себе наши сограждане, нередко с семьями, срываются с насиженных мест и перемещаются туда, где их никто не ждет. Тем самым пополняя армию маргинализированных масс. Хотя, по официальным данным, на селе все еще проживает порядка 45 процентов населения страны. Можно представить себе, какой поток переселенцев ожидает наши города в ближайшей перспективе. Игнорировать взрывоопасный потенциал этих масс было бы, мягко говоря, неосмотрительным. Тем более что в мире давно апробированы и эффективно используются инструменты социальной адаптации внутренних мигрантов, географии их расселения, программ создания рабочих мест. Ведь урбанизация имеет общемировой характер, а стало быть, и опыта вокруг накоплено достаточно.
Нельзя обойти вниманием и репатриантов, возвращенных на историческую Родину. Увы, русскоязычная среда оказалась не совсем благоприятной для прибывших из дальнего зарубежья казахов, которые тоже оказались лишены перспектив и были вынуждены заниматься исключительно физическим трудом. И как тут не вспомнить пренебрежительное высказывание на тот момент главного нефтяника страны Тимура Кулибаева, бросившего фразу о том, что забастовки в Жанаозене организовывают оралманы… Конечно, история не терпит сослагательных наклонений, но стоило бы ему тогда проявить немного внимания, а не отмахиваться от «назойливых оралманов» - глядишь, и не было бы тех трагических событий…
Между тем, в нашей реальности принимаются и реализуются программы, казалось бы, способные скорректировать этот процесс и придать ему управляемый характер. Программы развития моногородов, сельских территорий, дорожная карта и прочие вполне могли бы стать частью большой программы урбанизации. Думается, сельские переселенцы с удовольствием бы рассмотрели перспективы переезда в любой из моногородов под конкретные гарантии, чем довольствоваться бесправной жизнью в районе алматинской барахолки.
Но, похоже, нам легче заниматься глобальными проектами, завоевывать космос, проводить форсированную индустриализацию и бороться за право проведения Олимпиады, чем обратить внимание на безнадежно бедствующую часть нашего собственного населения. И отмахиваться от них, навешивая оскорбительно пренебрежительные дефиниции, которые теперь даже с трибуны парламента произносить не постыдно. Вот только как бы нам не заиграться в звонкие реплики до того момента, когда эти самые «мамбеты», «колхозники» и «социальные аутсайдеры» сами придут к парламент, чтобы предложить свои правила игры. Тем более что уже не раз удалось убедиться в их способности отстаивать свои интересы. А если учесть и недремлющие сети экстремистских идеологов, проповедующих идеи социальной справедливости на религиозной основе, острота ситуации становится очевидной. Да и поводов наши элиты предоставляют более чем достаточно. Начиная с публичных заявлений и заканчивая банально пренебрежительным отношением к простолюдинам.
Ведь согласно Конституции, основным источником власти является народ, которому, кстати, принадлежат территория страны и ее недра. И почему-то отдельные распорядители этих недр в лице работников нефтегазовой, металлургических отраслей стали вести себя так, будто все это досталось им по наследству. А население и работники стали расцениваться как досадное недоразумение. Или лузеры, которые не сумели своевременно отхватить жирный кусок. В какой-то момент оказалось, что как будто мы не жизнь живем, а участвуем в неких социальных гонках по никому неизвестным правилам. В этих гонках аутсайдер лишается любых прав, а победители получают все вплоть до лицензий на безнаказанное убийство. Увы, примеров в нашей новейшей истории уже более чем достаточно.