Қаз   Рус

«Свой путь» в неизвестном направлении

13946 просмотров
23
Евгений ЖОВТИС
Среда, 18 Окт 2017, 09:00

Евгений Жовтис: У каннибалов существует традиция - есть людей, но у меня нет никакого желания обсуждать эту традицию как часть культуры

Читайте предыдущую статью Евгения ЖОВТИСА «Вот пуля пролетела – и ага».

На прошлой неделе я участвовал за рубежом в интересном «мозговом штурме». Обсуждали вопрос: противоречит ли концепция «традиционных ценностей» идее прав человека и демократии? Для меня он вообще не стоит, но дискуссия-то в мире ведётся, и нешуточная. И поскольку тема серьёзная, то и подходить к ней желательно серьёзно, с общим пониманием того, о чём речь, в каком контексте к ней обращаются и вообще - одним ли понятийным аппаратом мы пользуемся.

Попробую вставить свои «пять тиын» в обсуждение этой темы.

Читайте также
Раздвоение путеводной звезды

Мир на трёх китах

Несколько раз мне приходилось начинать подобного рода дискуссии с констатации следующего факта.

Мир, страны, народы в XXI веке развиваются на основе трёх фундаментальных представлений об устойчивом развитии и конкурентоспособности государств.

Во-первых, это рыночная экономика. Она очень несовершенна, зачастую несправедлива с точки зрения социального измерения, что, конечно, требует корректировки условий и результатов её функционирования, но из всех существовавших и существующих моделей она – лучшая. Она позволяет создавать то, что потом можно использовать и даже перераспределять. Я сильно упрощаю, но вывод один: в современном мире это краеугольный камень развития. Если, конечно, не заниматься демагогией и популизмом, а оперировать фактами и знаниями.

Во-вторых, рыночная экономика значительно менее эффективна (если вообще эффективна) без верховенства права. То есть без справедливых «правил игры», которые помогают соблюдать эффективные правовые институты. Особенно - беспристрастная и объективная судебная система при равенстве всех перед законом. Без верховенства права надежды на следование этим правилам и справедливость весьма иллюзорны.

И, наконец, в-третьих, это демократическое общественно-политическое устройство, представляющее собой набор принципов, институтов, процедур и практик, включая периодическую смену власти на свободных выборах, политический плюрализм, свободные средства массовой информации и сильное гражданское общество с многочисленными горизонтальными связями, общественными инициативами и их институциализированной формой – неправительственными организациями (НПО). Сильное гражданское общество позволяет в той или иной степени влиять на справедливое использование результатов рыночной экономики и содействовать обеспечению верховенства права.

Читайте также
Поможет ли нам юридическая заграница?

Права человека – основа цивилизации

Вся эта триединая конструкция стоит на фундаменте концепции прав человека, сформулированной после ужасов Второй мировой войны: в 1948 году - во Всеобщей декларации прав человека, к которой присоединились все страны мира, и в 1966 году - в Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, которые Казахстан ратифицировал.

Кстати, для интереса, среди стран подписавших, но не ратифицировавших МПГПП, - Китай, Коморские острова, Куба, Науру, Палау, Сан-Томе и Принсипи и Сент-Люсия. Два принципиальных строителя - не знаю, социализма или коммунизма, - и несколько островов.

А совсем не присоединились: Ватикан, Тайвань, Мьянма, Малайзия, Бутан, Сингапур, Бруней-Даруссалам, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар, Южный Судан, ряд островных государств Океании (Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы Острова, Кирибати, Фиджи, Тонга, Соломоновы Острова, Тувалу) и Карибского бассейна (Гренада, Сент-Киттс и Невис, Антигуа и Барбуда). Тут поинтереснее. Опять островные и арабские монархии и теократические государства. Ну, и авторитарный Сингапур. Весьма показательно.

Эта концепция прав и свобод человека в своей основе содержит уважение человеческого достоинства, признание, что все люди рождаются равными и имеют права, которые универсальны, всеобщи и неотъемлемы. Это, по умолчанию, основа развития человеческой цивилизации в наше время.

Читайте также
О предмете и стиле полемики о казахстанском суде

Противоречит ли демократия «традиционным ценностям»?

Но периодически возникают какие-то «непонятки» в отношении прав и свобод человека и особенно демократического устройства. Они почему-то противопоставляются «традиционным ценностям», и даже появляются идеи своего, особого пути, который, правда, никто чётко не формулирует.

Надо, полагаю, определиться с самим понятием «традиционные ценности».

Обобщенно к ним в разных регионах земного шара относят несколько элементов:

- институт семьи (патриархия, гетеросексуальность, воспитание детей);

- нацию (историю, этничность, общинность, язык, суверенитет);

- религию (установленную официально главенствующую или неформально имеющую приоритет в культурной жизни);

- и дух традиции сам по себе (уважение прошлого, стабильность, преемственность, особенно в небольших городах и сельской местности).

И, честно говоря, я не вижу в этом какие-то особые противоречия с концепцией прав человека и демократическим развитием, правда, при условии, что учитывается контекст, в котором используется это понятие.

Читайте также
Демократия ещё простудится на наших похоронах

Столкновение не идей, а политик

Когда «традиционные ценности» используются в риторике элит авторитарных государств или диктатур, то это не про культуру, национальную идентичность или суверенитет. Это про политику. Это политический инструмент. Это не столкновение идей, это столкновение политик. И используется этот аргумент элитами для сохранения себя, любимых, у власти, а не для защиты культурного пространства. И нет смысла дискутировать об этом в культурном контексте. Этот контекст - только политический.

Другой случай, когда под видом «традиционных ценностей» пытаются сохранить архаичные, негуманные социальные практики. У племён каннибалов, которые еще сохранились на Земле, существует традиция - есть людей. Но у меня нет никакого желания обсуждать эту их традицию как часть культуры.

Это же можно экстраполировать на расизм, рабство, неравенство полов, побивание камнями за супружескую неверность, детский труд и т. д. Некоторые из них обусловлены социально-экономическими причинами, нищетой, выживанием. Но они, с моей точки зрения, вообще являются не ценностями, а негуманными социальными практиками, которые рано или поздно должны быть исключены из обихода.

Наконец, многообразие культур, традиций, национальных особенностей, менталитета и т. д., как мне представляется, не должно противоречить универсальным общечеловеческим ценностям, сформулированным в упомянутых выше документах. Они, наоборот, должны их обогащать, развивать, адаптировать в развитии институтов, процедур и практик.

Читайте также
Недоношенная демократия или перезревший авторитаризм?

Как выглядит «особый путь»?

Но и в этом случае должна быть конкретика. Если нам что-то не подходит, надо иметь чёткое представление: какие именно демократические институты, процедуры и практики нам не подходят и каким именно нашим культурным особенностям, менталитету и традициям и почему? И как всё это корреспондирует с нашими международными обязательствами и собственной Конституцией?

И если мы при этом утверждаем, что в таком-то вопросе собираемся идти «своим путём», хотелось бы точно знать, как этот путь выглядит.

А то несколько лет назад один наш высокопоставленный чиновник встречался с президентом Международного уголовного суда САН Хюн Соном. И тот его спросил, почему Казахстан не присоединяется к Международному уголовному суду и не ратифицирует его основополагающий документ – Римский Статут. Наш чиновник не мог толком это объяснить и прикрылся спасительным: «Казахстан в этом вопросе идёт своим путём».

«Я понял вашу позицию, - ответил Сан Хюн Сон. - Но я знаю, куда идут все остальные государства-участники Международного уголовного суда. А куда идёт ваша страна?»

Фото: pikabu.ru.

Загрузка...
екарный бабай 2017-10-18 22:00:26
0
Ну если вы глянули про Эстонию ? Там двухязычие по числу большинства населения эстонцы-50% ,русские-30% .Там даже при ссср жили как на западе ! Посмотрите кол-во фракций депутатов ? Умрете со смеху..
Брат 2017-10-18 09:28:43
11
...и какой у Казахстана свой путь? Надоело писать о воровстве и коррупцией, но все таки?
Тэтяна 2017-10-18 09:43:03
-8
Уже забыла, кто сказал, но что не сама выдумала - точно: "нет ничего изменчивей, чем традиции".
ЗАХАРОВ М. 2017-10-18 09:23:58
8
Согласен с автором по традиционным ценностям и " собственному пути"
екарный бабай 2017-10-18 09:24:31
7
Набираем в Гугле ..самая свободная страна. И он нам выдает Эстония . И мы тихо писаемся сидя за монитором прямо в штаны. Бывшая республика Союза где нет нефти ,газа...или того что едят ложкой и вилкой за обедом жители страны или всасывает в себя один робин бобин барамбек и проглотив это делает тут же сильную отрыжку из огня , угля,бензина..и тенге. Оля-улю..! 30 лет полет нормальный...
но шутинг ! но шутинг! 2017-10-18 09:36:00
10
У комуняк свое понятие о свободе . И она это ..свобода высчитывается кол-вом АКМ-ов при расстреле рабочих просящих свободы в Темиртау,Новочеркаске или через 70 лет в Жанаозени. Стреляй во всех кого ты боишься ! Другие потом не будут открывать рот прося свободы.
Илья Ефимович Репин 2017-10-18 09:47:40
7
Евгений конечно картинку подобрал как говорят..в точку. Есть много говорящих и стреляющих прямо в мозг .. картин например Апофеоз войны Верещагина..а эту картинку с рельсами бы я назвал..нурлы жол художника сами знаете кого..
Джамшид 2017-10-18 09:57:22
0
(ч.1) Каким образом развивалась совесть? Дарвин в одном из своих путешествий повстречался с людоедом и попробовал объяснить ему, что нехорошо пожирать другого человека, но дикарь ответил: чтобы понять, хорошо это или плохо, его нужно сначала съесть. Дикарь судил о добре и зле не с точки зрения моральных понятий, но исходя из своих вкусовых ощущений. Он был деградировавшим человеком того древнего состояния культуры, в котором и все мы были когда-то. Как пришел человек к различению добра и зла?
Джамшид 2017-10-18 10:00:06
0
(ч.2) Может быть, вследствие того, что его самого однажды чуть не съели. В тот миг он осознал, что его самого могла постичь та же участь, что и его жертву. Он познал на собственном опыте, что людоедство – это зло. В следующих инкарнациях он принес с собой смутное чувство, что его поступок с чем-то не согласуется. В дальнейшем это чувство стало определеннее, он начал считаться с чувствами других. После дальнейших инкарнаций это чувство укрепилось, и возникла мысль: "Этого я делать не должен".
нивелир 2017-10-18 10:08:03
5
Традиционные ценности, общечеловеческие ценности это когда среди равных кто то равнее остальных философией которого и является "особый путь"! У каннибалов, кстати, все точно так же!
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
День Бенезависимости
История одной фотографии
До связи, Ген… До связи
Анна Устинова о своем супруге Геннадии Бендицком
Депутатское раскаяние
Народный избранник Бахитжан Ержанов признался, что обманул государство и угрожал расправой прокурору
Как невесты становились женами
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Что Китаю хорошо, то Казахстан должно насторожить
Китай так активно инвестирует в разработку своих нефтегазовых месторождений и развитие альтернативной энергетики, что может сократить нефтяной импорт
Лондонская сырость больше не котируется в астанинском смоге
Наши чиновники убедились, что принятые на Лондонской бирже стандарты корпоративного управления имеют мало общего с «бизнесом по-казахски»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Злоключения Самоделкина
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Беня знает за облаву
Журналист Зарина Ахматова - о Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий: У меня не бывает заказных статей
Публикуем интервью, который Геннадий Бендицкий дал Алишеру Еликбаеву в 2012 году
Как сидят в Германии и Казахстане
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Зачем Лякуполь городить?
Известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава работает над проектом купола над Водно-зеленым бульваром в Астане
Не борат ты мне!
Казахстан продолжает настойчиво сражаться с давно «вышедшим в тираж» персонажем британского комика
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Плетенье чепухи: Аул моей юности
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Лживый рынок молочной продукции
Как проверить молоко из холодильника на «натуральность»
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
В пригороде Павлодара переименуют 69 улиц
- Думаю, что в Алматы не помешало бы назвать одну из улиц в честь Бендицкого, ведь Геннадий ни разу не запятнал имя честного журналиста, боролся и помогал простым людям, высвечивал и выпячивал взяточников и коррупционеров! Геннадий действительно был яркой личностью и ярким журналистом который не давал проходу ворам, проходимцам засевшим в кабинетах власти! Думаю такая улица многим простым гражданам пришлась бы по душе!
Умер Геннадий Бендицкий
- Он не только был талантливым журналистом, он был настоящим юристом, аналитиком... и настоящим Батыром! Не верится что его подвел здоровья, нужно сделать вскрытия на должном уровне, не отравили ли его, так называемые ничтожные люди , про которых он писал, Почему то это дурацкая мысль не выходить из головы, как слышала эту печальную новость. Он был незаменим, такого журналиста больше нет! Генадий про Вас и про Ваших статьей никогда не забуду! Как жаль...
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино