Слям Ахметов: Экономику погубят плохие кредиты

22465 просмотров
15
Слям Ахметов
Пятница, 04 Авг 2017, 10:00

Как в Казахстане ведется долголетняя борьба с проблемными займами

Длительное наличие больших объемов проблемных кредитов - это основная причина отсутствия кредитов в экономике, препятствие развитию предпринимательства.

За каждым безнадежным кредитом стоят разорившиеся компании и люди, потерявшие свои рабочие места.

Они могут привести к большим неэффективным государственным расходам. Поэтому скорое решение этой проблемы с минимальными денежными затратами есть важная государственная задача.

Читайте также
На чужой войне

Камни преткновения

Спустя лишь два года после кризиса 2008-2009 годов был создан АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) для государственной борьбы с плохими кредитами, где 100%-ным собственником выступил Национальный банк Казахстана (НБК).

Была объявлена стратегическая задача ФПК − к 2016 году уменьшить объемы проблемных кредитов в банках до 10%.

Механизмами достижения этой задачи для ФПК были определены:

а) прямой выкуп плохих кредитов;

б) обусловленное финансирование банков для улучшения качества займов;

в) сотрудничество ФПК с коммерческими банками. В частности, предусматривалось изучение возможности участия в капитале дочерних компаний банков, занимающихся возвратом проблемных кредитов, которое не нашло реализации на практике.

В 2015 году НБК утвердил «Концепцию функционирования АО ФПК», где была определена главная цель − повышение эффективности работы Фонда.

К принятию такого документа предшествовало критическое заключение НБК − о низких результатах работы Фонда по снижению в банках объема проблемных кредитов. И по заключению НБК причинами тому стали следующие обстоятельства:

− разногласия в оценках справедливой стоимости безнадежного кредита;

Читайте также
Умут Шаяхметова: Кто-то подогревает спекуляции о скачке курса до 400 тенге

− ожидания комбанков, что цены на залоги вновь восстановятся (несмотря на то, что расходы, связанные с безнадежными кредитами, все это время увеличивались);

− привлекательность для банков работы со своими дочерними компаниями (возможность в будущем продажи по высокой цене либо получение доходов от использования активов);

− слабая капитализация самого Фонда и низкий его потенциал по привлечению дополнительных финансовых ресурсов.

Согласно публичным отчетам независимых аудиторов ФПК в течение 2014-2015 годов были выделены ресурсы: Минфином – 314,9 млрд тенге и НБК – 130 млрд тенге.

Из этих средств 250 млрд тенге решением НБК были распределены «Казкоммерцбанку» по номинальной ставке 5,5% годовых сроком на 10 лет на цели сокращения неработающих кредитов. Кроме того, 130 млрд тенге были размещены в 9 комбанках по номинальной ставке 2,99% годовых сроком на 20 лет под программу рефинансирования ипотечных займов.

Но дальше развить деятельность Фонда, наделив его современными инструментариями, широко и оздоровительно влияющими на деятельность проблемных банков и обеспечивающими системный темп работе, НБК и правительству не удалось.

Но действительно ли эти причины, выделенные НБК, завели Фонд, Центральный банк и правительство РК в долголетнюю и низко результативную работу по снижению безнадежных кредитов в банковской системе?

Ответы на эти проблемы, вероятно, следует искать в успешной зарубежной практике.

Читайте также
Девальвация по-казахски

Зарубежный опыт

Цель поддержки государством банков - это скорейшее восстановление функции значимых банков при использовании для этого средств налогоплательщиков.

Обобщая зарубежную практику, нужно выделить базовые, необходимые условия для организации государственной работы с безнадежными кредитами. К ним относятся:

− создание на основе закона специального внебюджетного фонда;

− законодательное разграничение функции Фонда, например, на:

а) предоставление гарантии по обеспечению банковской ликвидности и рекапитализации банков;

б) скупку не имеющих финансового обеспечения кредитов;

в) предоставление гарантии по межбанковским кредитам;

г) полномочия Фонда по предоставлению плохим банкам разрешения на открытие дочерних структур, которые должны будут заниматься проблемными кредитами.

Кроме всего, капитал Фонда по сумме разграничивают на поддержку банковской ликвидности и скупку не имеющих финансового обеспечения кредитов.

Ограничительные меры выставляются для каждого отдельного банка, рассчитывающего на максимальную сумму государственной помощи от всех ресурсных возможностей Фонда, и скупка, что очень важно, утративших рыночную цену активов также имеет верхний предел от средств Фонда, выделенных лишь на эти цели.

Читайте также
Государственная доля: чем меньше, тем лучше

Права и полномочия Фонда.

Для того чтобы государственный Фонд мог добиться поставленных целей при государственной поддержке плохих комбанков, его наделяют законодательными (базовыми) правами и полномочиями, такими как:

− право участвовать в принятии решений по определению финансовой политики кредитных институтов;

− полномочия по ограничению либо пресечению особо рискованных операции на финансовых рынках, настаиванию на полном отказе от некоторых сомнительных сфер деятельности, а в целях поддержки населения обязывать комбанки выдавать кредиты мелким и средним компаниям;

− право на получение доли в активах комбанков при предоставлении финансовой помощи.

Более того, Фонд наделяют правом навязывать проблемным банкам новый бизнес-план, другую эффективную организационную структуру, ограничивать «потолки» их окладов, запрещать выплачивать премии или доли от прибыли, пока не рассчитаются с государством.

Кроме всего, Фонд наделяют законодательным правом забирать себе дивиденды по ценным бумагам, предназначенные для акционеров банка, до тех пор, пока эти банки не рассчитаются с государством.

Из-за вот таких жестких условий в мировой практике частные банки и не очень спешат получить государственную денежную помощь, рассчитывая выкарабкаться другими способами. Причины тому - чтобы не подвергнуться справедливым обвинениям в несостоятельности своих бизнес-моделей, не лишить акционеров банка дивидендов и не попасть в жестко контролирующие руки государства.

Еще об одном важном моменте. После того как дочерние компании получают на свой баланс плохой актив, она предоставляет материнскому банку дисконтированную от его фундаментальной стоимости долговую облигацию, которая затем может быть использована для рефинансирования в ЦБ (получения ликвидности). Тем самым стимулируются банки для более активного кредитования бизнеса в условиях кризиса, через ценные бумаги могут реализовываться на рынке и залоги.

Зарубежная разносторонняя практика предусматривает и ряд других фундаментальных, институциональных мер.

Читайте также
ВВП Казахстана: страновая интроверсия не оправдалась

Казахстанская практика

По сути, семилетняя практика борьбы с плохими кредитами в РК была попыткой использовать децентрализованную модель, но без создания институализированной структуры, и поэтому она стала неполноценной.

И такая модель вместе со слабой надзорной работой НБК дала возможность комбанкам занижать реальные объемы плохих кредитов, а их акционерам не признавать убытки по ним (не реализовывать залоги и не вовлекать их в бизнес-оборот, немалая часть которых связана и с самими банками).

Итогом стало то, что крупные комбанки стали менее способными выдавать кредиты экономике и в значительно большей степени опираться на огромный долг перед государством.

Так, например, за последние 7 лет ресурсы комбанков были увеличены с 11,5 трлн тенге до 25,6 трлн тенге (рост в 14,1 трлн тенге), или в 2,2 раза. То есть по текущему курсу (среднему за 2 квартала текущего года 314,7 тенге за $1, далее – по этому курсу) в них было закачено около $44,8 млрд. Это в львиной доле источники государства (населения): деньги из Нацфонда, институтов развития, ЕНПФ и др.

Участие же в этом деле акционеров крупных банков осталось низкой.

Отсутствие институализированной системы, несостоятельность ФПК не могло априори решить и такую фундаментальную проблему, как возможность предложить всем нуждающимся банкам многовариантную государственную помощь и обеспечить к ним равные условия доступа.

Последствия этих отрицательных явлений - это концентрация банковских денежных средств, наращенных усилиями государства, в руках узкого круга людей, контроль ими денежных ресурсов в экономике, а все это, конечно же, сводит к минимуму рыночное распределение ресурсов и конкуренцию на рынке.

Читайте также
Рахим Ошакбаев: То, из-за чего мы упали, стало тем, благодаря чему мы восстановились

К чему привела борьба с плохими кредитами

Согласно отчетным данным, за последние 7 лет кредиты в экономике увеличились лишь на 4,9 трлн тенге.

А за последние три годы рост кредитов в экономике составил всего лишь 2,9%, а в 2016 году (к 2015 году) падение кредитов в экономике составило уже до 2,5%.

Но если эти показатели очистить (чего нет в публичных отчетах) от девальвационного роста тенговых эквивалентов по валютным кредитам (их доля 30% от всех кредитов), то эти значения могут существенно измениться в плохую сторону.

Росту кредитов в экономике серьезно начал препятствовать своими инструментами и сам НБК.

Так, повышая доходность, на депозиты в НБК и ноты НБК (первичного и вторичного рынка) на май 2017 года были стянуты ресурсы комбанков на сумму 12,8 трлн тенге, или $40,7 млрд. И эта сумма изъятых НБК денег из экономики больше всего объема, выданных банками кредитов на 200 млрд тенге.

Кроме того, на эту дату в ценные бумаги Минфина аккумулированы около 7 трлн тенге, активными приобретателями которых являются также банки.

Между тем, удельный вес кредитов в экономике на 1 июня 2017 года к ВВП (по оперативным данным) упал до низкого значения – 27% (в зарубежных экономиках до 200%). И если учесть, что другая рыночная и самая демократическая система распределения денег – фондовый рынок РК не развит, то отсутствие поддержки экономики кредитами ведет ее к критическому состоянию.

Затяжная, низко результативная борьба с плохими кредитами, начиная с кризиса 2008-2009 годов по сей день, привела в конечном счете к тому, что правительство выделило из Нацфонда «Казкоммерцбанку» на очистку от проблемных кредитов еще 2 трлн тенге и затем его, очищенного, продало по цене один (!) тенге за каждый пакет «Народному банку».

Эта огромная сумма в 2 трлн тенге опять не рассчитана на кредитную поддержку предпринимательства, на модернизацию экономики.

Они использованы, по данным СМИ, на погашение долгов (в том числе перед правительством, НБК, госкомпаниями и физлицами), и на покупку ценных бумаг у государства вновь направлено 1 трлн тенге.

Высока вероятность того, что при институционально малозначащем ФПК переданный ему огромный кредитный хлам принесет ему большие невосполнимые потери. И, конечно, тогда все эти схемы со всей очевидностью завершатся банальным переливом народных денег в частные банки.

Какие структуры и через сколько лет должны в полном объеме возместить деньги Нацфонду? Эти вопросы остаются без ответов.

Читайте также
Почему Казахстану нужны либеральные реформы

Развязка может наступить раньше

Сегодня весь кредитный портфель банков, а это 12,6 трлн тенге, или около $40 млрд, привязан петлями обратной связи к сырьевой экономике, и через них установившиеся невысокие цены на сырье оказывают негативное давление на качество кредитов.

И вся эта воздвигнутая пирамида − закачка на долгие годы в эти банки государственных денег, институтов развития, ЕНПФ и начисления по ним же доходов самим государством без их превращения в кредиты в среде сохраняющихся невысоких цен на нефть − есть лишь хрупкая защита от наступающего ухудшения ситуации.

Аргументы отдельных крупных банков о том, что нет хороших заемщиков и проблемы не в банках, а в экономике, есть яркое свидетельство их бедственного недоверия к будущему экономики РК, которая за все годы независимости формировалась всеми институтами власти, включая эти же банки.

Не случайно эксперты, в том числе международные, прогнозируют в 2017 году фактически рост проблемных кредитов до 25-30% от общего объема кредитов.

Очевидно, что финансовое «новшество» правительства и НБК за счет непрерывной девальвации тенге искусственно увеличивать тенговый эквивалент объема валют, забираемых из Нацфонда для поддержки госбюджета и привилегированных частных структур это лишь кажущееся спасение от складывающейся сложной ситуации.

Поскольку глубокая девальвация тенге размывает фундаментальную основу развития экономики РК, увеличивая банкротство компаний, убыстряя падения уровня жизни населения, обесценивая заработную плату, пенсии, пособии, стипендии, увеличивая количество безработных и т.д.

Эти негативные факторы, в свою очередь, будут принуждать Правительство РК к интенсивному расходованию средств из Нацфонда с возможной комбинацией дальнейшего ослабления тенге.

Между тем, по состоянию на июнь 2017 года условная доля каждого жителя страны в нефтяных деньгах Нацфонда только за последние три года уменьшилась с $4,4 тыс. (август 2014 года) до $3,5 тыс. (июнь 2017 года), или почти на $1 тыс., т.е. на минус 22%.

А за последние 16 лет интенсивного аккумулирования ежегодный средний прирост такой доли на каждого жителя РК в Нацфонде снизился до низкого своего значения − $215.

Читайте также
Как ВВП натянули на ППС

Ясно, что НБК должен заняться своей основной функцией: реальным снижением инфляции, снижением банковских процентных ставок, обеспечением стабильности цен и кредитования коммерческими банками экономики.

И вместе с правительством создать институализированную государственную систему борьбы с плохими кредитами, обеспечивающую реальное снижение безнадежных кредитов, кредитование экономики и банкротства безнадежных банков и т.д.

В ином случае текущий уровень работы НБК и правительства в скором времени вновь приведет к покрытию убытков частных банков за счет средства Нацфонда, а он лишь с мая по июнь 2017 года «похудел» на $884 млн, а в пересчете на глубоко девальвированный курс тенге это почти на 2,8 трлн тенге.

И такие темпы расходования без их использования на структурную поддержку экономики ведут лишь к его истощению.

Загрузка...
щас спою 2017-08-04 10:10:35
3
Хотел чего то написать, мудреный, длинный текст, и не осилить мне, и не пережевать.
Ерлан Дарменов 2017-08-04 10:40:19
7
Слям Сапаргалиевич, ну так куды бечь?
остап 2017-08-04 10:48:49
1
мозжечище
Халк 2017-08-04 10:54:23
3
Легко имтам всяким Слямам,Даниалам и прочим нуворишам сидеть и считать,высчитывать.Чем помогать банкам из нашего пенсионного фонда,лучше бы им же закрыли проблемные кредиты,тем самым напрямую помогая народу.Народу нищему при богатой земле.Банки не дают народу работать,т.к за неуплату заема за 2месяца блокируют банк.карту,тем самым перекрывая кислород.Людям приходится искать работу,где платят из рук в руки,без договоров и соглашений,и получая низкую зарплату,которую ждут месяцами.
ЕПРСТ 2017-08-04 11:42:44
19
Экономику уже погубило глупое ,делитантское руководство и неумение планировать . При высоких ценах на нефть не смогли развить и построить ни одного технологического производства . Ведь с одной тонны нефти можно было выпустить полиэтиленовых труб по цене в 1000 раз дороже ! Ни одного НПЗ не было построено! При Сталине бы всех министров бы расстреляли ! Такое ощущение что страну тупо добивают и разворовывают по офшорам.
Ерлан Дарменов 2017-08-04 12:13:12
13
"...Запомните, джентльмены: эту страну погубит коррупция!!!..."
Пэтривот 2017-08-04 12:44:27
1
Огромная статья по сути ни о чем.Может надо было проще написать то,что знают все? Например,кто возглавляет (читай,кому принадлежат) банки,о том,кому даются заведомо непогасимые огромные займы,якобы для дела,о том,как банки искусственно себя накормили за две ночи двух дефолтов и тому подобное.
Арман 2017-08-04 15:00:35
8
Погубила уже коррупция эту страну
Один из народа 2017-08-08 10:24:45
3
Кому принадлежат наши банки? Какой ссудный процент установлен для грабежа собственного народа? Банки в 2-3 раза увеличивают свои капиталы за год !!?. Схемы обогащения банкиров - грабительские ссудные проценты, рейдерские захваты бизнесов через предоставление кредитов и с помощью прокуратуры и судов, в этом сильны (удалено) банк, сейчас (удалено) банк. Банки-грабители окончательно ограбят и разорят народ, уничтожат реальный бизнес страны.
Марат К. 2017-08-14 12:45:32
0
Слям Сапаргалиевич, сильно сказано.
- У меня есть реально модернизационно-инновационное предложение для правительства: официально ввести в каждом министерстве должность "зама по косякам", ну или "вице-министра отпущения".
Как правильно уничтожить рыночную экономику
Созданная в Казахстане система породила множество проблем и привела к падению уровня жизни
У морских свинок не просят общественной поддержки опытов над ними
О полицейских методах работы министра образования и науки Ерлана Сагадиева
Плетенье чепухи: На смену джунгарам пришли Солженицын и Путин
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Дети кукурузы
Обычно для воровства кукурузных початков есть две причины – забава или заготовка корма для скота, но в любом случае – это неправильно
Разве «Нимфа» кисть дает?
Почему мусульманское кладбище Кенсай в Алматы превращается в ярмарку тщеславия
Рузский мир
К чему приведут хулиганские методы внедрения государственного языка?
Главное – не отрываться от коллектива
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
За государством не заржавело
Директор ТОО «Окжетпес-Т» Ерлан Утешев получил 8 лет колонии за махинации со ржавыми трубами
Кыргызстан: пейзаж после выборов
Интервью кыргызского эксперта Аиды Алымбаевой казахстанскому политологу Досыму Сатпаеву
Осетрина второй свежести
Министерство юстиции Казахстана прокомментировало публикацию Ratel.kz, но ясности от этого больше не стало
Сеньоры и вассалы современного Казахстана
Что такое "хорошее управление системой"
Кредитные мошенники нашли новую жертву
​​С алматинца взыскивают деньги, которые он не занимал
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Ветер дует, потому что деревья качаются
Почему высокие профессионалы в правительстве есть, а самого необходимого в стране при этом нет
Хорошо сидим!
У осужденных по «хоргосскому делу» жизнь протекает в комфорте и изобилии
Жаба и голубка
Новый рассказ Салимы Дуйсековой
Творческих вам узбеков
Почему мы радуемся успехам соседей
О Каталонии. Серьезно
Чем может закончиться «развод» Испании и Каталонии
Марат Толибаев: Хочу заступиться за Владимира Божко
Известный в социальных сетях автор считает, что вице-спикеру приписали абсурдные мысли
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Рузский мир
- Большое спасибо Марату Асипову за эту статью. Только не замалчивая такие проблемы общества, путем мирного диалога, можно и нужно добиваться взаимного уважения, толерантности и межнационального согласия. Когда мы едины - мы непобедимы! Этот лозунг должен быть не просто красивыми словами.... Всем спасибо. МИР ВАШЕМУ ДОМУ! Берегите себя...
Уголовное дело шымкентского мажора вновь открыто
- Журналисту Динаре БЕКБОЛАЕВОЙ респект, уважение, за объективное освещение резонансных событий. Надеюсь, что благодаря таким как она принципиальным и профессиональным журналистам наш КЗ станет когда-то правовым государством, где, в т.ч. реализуется принцип неотвратимости наказаний. Браво Динара!!
Отправьте доктора к авторам бензиновой лихорадки
- Из за школьных учебников такой шум подняли,депутаты,Токаев,все выступили,а тут дефицит бензина -и ниче,депутатов не слышно
Жизнь девушки оценили в 700 тысяч тенге
- Не буду писать про медицину, понятно, что ее у нас нет, хотя для того что бы она появилась, надо всего лишь запретить чиновникам и их семьям лечиться за границей, даже за собственные деньги. Я хочу сказать за суд: это насколько надо быть нечеловеком, чтоб одному за публикации в газете давать за моральный ущерб 50 млн., а другой за смерть дочки 700 тыс.?
Аким Павлодарской области и его блондинка
- Уважаемый БУЛАТ ЖУМАБЕКОВИЧ Аким Павлодарской области. Доводим до Вас что по графику дом Щедрина 30 стоит на подключения тепла 02.10.2017 г КСК ИП Шмид, но тепла так и нет. В округе все дома подключили, а наш дом так и мерзнет. Звоним в КСК они нам отвечают, что это Тепловые сети. Где наитии крайних и когда в нашем доме подключат тепло.
Защита от дурака
- Ай молодец автор! Особенно правило 5 понравилось. Тов. Бендер отдыхает в Казахстане :)
Чиновники не смогли объяснить, откуда взялась сумма платы за общественный транспорт
- Нужную сумму разделили на количество квсртир, вышло 3800. Никто там расчетами не занимался