Қаз   Рус

Разве «Нимфа» кисть дает?

26742 просмотров
31
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Суббота, 21 Окт 2017, 12:00

Почему мусульманское кладбище Кенсай в Алматы превращается в ярмарку тщеславия

На снимке: Кенсайское кладбище в Алматы.

Читайте предыдущую статью Ермека Турсунова «Трусы мужские – қорқақтар еркек».

Читайте также
Ночные прогулки при луне

Последний приют

Давно я хотел об этом заговорить, но что-то меня все время останавливало. Тема уж больно непростая. Болезненная.

А вот недавно хоронили одного хорошего человека, и я снова задумался…

Я про наши кладбища. А конкретно – про Кенсай. Давненько не приходилось там бывать. Вот – побывал. Походил там. И пока ходил, меня не покидало стойкое ощущение, что это кладбище постепенно и как-то незаметно превратилось в барахолку. Не кладбище это уже, а какая-то ярмарка тщеславия...

Негласная конкуренция проникла уже и сюда. Домами и свадьбами, должностями и связями мы давно привыкли рисоваться. Теперь соревнуемся в надгробиях: у кого круче получится.

Вопрос, конечно, тонкий. Но уж слишком разные мысли в голову лезут, пока бродишь и наблюдаешь за этим турниром претенциозности и безвкусия. Кому это нужно? И о чем люди думают, когда городят такое?

Я жил в разных странах. Приходилось бывать и на кладбищах. Они везде разные.

На снимке: Баб Сагыр – «Город мертвых» в Дамаске.

В Дамаске, помню, в южной части старого города есть «Город мертвых» - Баб Сагыр. Это уже не столько кладбище, сколько музей под открытым небом. Там давно уже никого не хоронят, и сколько лет этому музею, никто доподлинно не знает. Там лежит АЛЬ-ФАРАБИ. Его могиле больше тысячи лет. Неподалеку от него упокоилась одна из жен Пророка – Хафса.

Я был там еще задолго до войны. Местный хранитель открыл мне сначала небольшой мавзолейчик Хафсы и прочитал там молитву. Потом провел меня к аль-Фараби. Тогда Аристотель Востока лежал на самом краю кладбища, внутри какой-то странной решетчатой клетки. Рядом с ним был похоронен малоизвестный градоначальник со всем своим семейством. Видимо, захотел оказаться рядом с великим ученым.

К могиле аль-Фараби, буквально вплотную к нему, примыкал полуразрушенный дом, и начинались трущобы. Позднее там возвели большой культурный комплекс. (Мы, кстати, возвели – казахи. При участливом содействии арабов).

На снимке: кладбище Пер-Лашез в Париже.

На знаменитом кладбище Пер-Лашез (Père Lachaise) в Париже нашли свое упокоение многие великие люди: МОЛЬЕР, ЛАФОНТЕН, АПОЛЛИНЕР, БАЛЬЗАК, Оскар УАЙЛЬД, ШОПЕН, Сара БЕРНАР, МОДИЛЬЯНИ…

Кладбище занимает площадь в сорок восемь гектаров.

Очень красивое кладбище. Оно уже давно превратилось в одну из достопримечательностей Парижа. Экскурсии туда водят с гидами. Тут можно найти настоящие скульптурные шедевры.

Что еще могу вспомнить?

На снимке: могила Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище в Москве.

Ваганьковское помню. Был там несколько раз. Впервые пошел туда через год после смерти ВЫСОЦКОГО. Его положили возле центрального входа, у старой церквушки. (Кстати говоря, мне не нравится его надгробный памятник. Какой-то он бездушный и отдает махровым соцреализмом.)

Потом ходил несколько раз. Интересно было узнать – кто там еще лежит. А там! Боже мой, кого только нет! Не перечислишь. И что ни имя, то – легенда. Декабристы, участники Бородинского сражения, художники великие: САВРАСОВ, СУРИКОВ, ТРОПИНИН… ЕСЕНИН, актеры наши любимые: МИРОНОВ, ДАЛЬ, ВИЦИН, ФИЛАТОВ… Лев ЯШИН там лежит…

Читайте также
Про Кумис-апа

«У меня гроб огурчик, отборный, любительский!»

Ваганьковское еще действует, хоть и тоже старое. Ему больше трехсот лет. И сегодня, наверное, этот некрополь входит в тройку «самых престижных» в Москве. Боюсь соврать, поскольку не знаю, сколько стоит здесь место, но наверняка многие из ныне живущих мечтают найти там последний приют. Но это непросто. Нужны спецразрешения. И наверняка это очень дорого.

К сожалению, это так. Дела заупокойные всегда были в цене. Когда-то гробовых дел мастер БЕЗЕНЧУК неплохо кормился на этом бизнесе. Помните его рекламный слоган? «У меня гроб огурчик, отборный, любительский!» Потом, правда, дела его пошли на убыль. Конкуренты задушили.

На Кенсае этот скорбный бизнес процветал при всех режимах. И земля там по стоимости всегда была дороже любой другой земли в Казахстане. Цены плавающие. Сегодня они начинаются от пятисот баксов и уплывают до заоблачных высот. Причин множество: на ровном пятачке – цена одна, на склоне – другая. Также цена зависит от расположения: с видом на горы - подешевле, с видом на город - подороже. Я, честно признаться, не знаю – почему. Кто будет смотреть на эти горы? Или на город?

А вообще, должен сказать, Кенсайское кладбище - это очень хорошо налаженная машина. Работает без сбоев и перерывов, четко и последовательно. Вот где у нас порядок и дисциплина. Куда там всей остальной государственной колымаге! И не касаются ее никакие инфляции, дефолты, смены акционеров, учредителей и всё такое прочее. Будь моя воля, я бы всех, кто прошел систему Кенсая, рассадил бы на важные государственные посты. Они б наладили. Честное слово.

Почему я так говорю?

Читайте также
Людской суд

Прайсы от Кенсая до Кордая

Потому что сталкивался несколько раз. Вплотную.

Вот в прошлом году у одного моего друга случилось горе. Умер отец. Естественно, поехали на Кенсай. А тут нам уже на популярном языке объяснили, что да как. У них там всё налажено и утверждено. Все прайсы и порядок расчетов. Тут же у них и цеха, тут же художники, скульпторы, сидящие на потоке.

Короче, приличный памятник, гранитный, стоит двадцать пять тысяч долларов. Таких денег у моего другана не было.

Поехали на Бурундайское кладбище, с тем же проектом. Там цену снизили до восьми тысяч. Но всё равно дороговато. Не осилить.

Посидели, подумали и начали выяснять – где они берут материал. Оказалось, гранит везут с Кордая. Там есть каменоломни.

Поехали на Кордай и там, прямо в забое, купили подходящую глыбу за три тысячи долларов. Привезли на грузовике в город. Нашли потом частного умельца. Он вытесал из камня скульптуру по фотографии. Родственникам понравилось.

Ну и всё.

Место памяти, а не стадион для рекордов

Но я не об этом хотел поговорить.

Понимаете, мы же привыкли жить с мыслью, что во всём отстаем. А иначе - зачем бы нам так долго топтаться на месте в позе догоняющего? Тот, кто в строю, - тот не догоняет. Он рядом бежит.

Так вот. О причинах.

Мы отстаем, потому что нам не экономические показатели надо повышать и не заниматься имиджестроительством. Нам сознание человеческое надо менять. Ведь с него всё начинается.

Читайте также
Ермек Турсунов: Три рассказа о Боге

Отношение к смерти у всех народов разное. Для кого-то это горе, для кого-то – праздник, а для кого-то просто факт самой жизни. Но что ясно со всей определенностью – это точно не предмет для демонстрации понтов. Смерть – не повод заявлять о своей крутости. Скорее – наоборот. Ненужный пафос, неуместные излишества, кричащие усыпальницы говорят больше об ущербности. О неправильно понимаемой заботе, памяти и уважении.

Ведь что такое в сути своей надгробие? В первую очередь, это глубоко личное переживание. И личное отношение к усопшему. А ему, честно говоря, всё равно, что там над ним установлено – деревянная табличка или помпезный мраморный монумент. Это им вообще не нужно. Значит, это нужно живым. Я не предлагаю отказаться от гранита и чугуна. Но живым надо бы помнить, что не стоит после смерти так демонстративно признаваться в любви и приязни к ушедшему. Желательно это делать при жизни. Пока он (она) рядом.

И еще мне думается, что кладбище не должно превращаться в площадку для убогих фантазий. Нужно чувствовать и различать эту неуловимую грань: где скорбь и где кощунственный китч. Кладбище – это место памяти и печали, а не стадион, где устраиваются бессмысленные соревнования.

Кто-то из плутоватых производителей шампуня говорил, что культура нации определяется количеством мыла, потребляемым на душу населения. Другой говорил, что культура определяется отношением к женщинам и старикам. А кто-то из умных однажды сказал, что культура нации определяется по состоянию кладбищ. Мне кажется, в последнем утверждении правды больше.

Фото: news-24.kz, maximus101.livejournal.com, paristrip.ru, memo24.ru.

Загрузка...
Ерлан Дарменов 2017-10-21 12:12:30
4
В исламе могила должна быть скромной и нехвастливой. Но казахи - плохие мусульмане. Понты важнее хадисов. С другой стороны, у нас и стаж мусульманства небольшой. Но это нас не оправдывает.
Ерлан Дарменов 2017-10-21 12:15:49
-21
В старину обычно (но не всегда) кладбища были при церквях. И хоронили там людей уважаемых, почтенных, в общем порядочных христиан. Но ведь где-то нужно было предавать земле самоубийц, воров, проституток, актеров, певцов, шутов и прочих "ваганька". Отсюда и пошло, например, Ваганьковское кладбище. И то что оно сейчас считается престижным - у людей грамотных вызывает лишь нервный и чуть презрительный смех.
Патрик 2017-10-21 13:19:03
10
Если я был бы президентом запретил бы все кладбища, заменив их крематорием ибо нефиг засорять природу, поскольку после смерти мозга человек становится куском мяса закопанного в землю!!! Кладбища уже напоминают небольшие города, это гонево, к чему напрасно застраивать(захламлять земли). Ведь насление земли растет, а значит кладбища рано или поздно все равно снесут, да и время сравнит их с землей, а у правнуков уже связь (чувства к усобщему) слабая и поэтому приглядывать за могилками не будут.
Амбудсмен 2017-10-21 12:47:56
29
Автор ну кто-бы про понты. Купили глыбу за 3 тыс. дол.!!!
Тэтяна 2017-10-21 13:43:34
6
"ШАПЕН...", ну как Турсунова не читать, это же так прикольно!
Берик 2017-10-21 14:40:12
34
Не нужно запрещать кладбища... Просто время сейчас такое, дешевые понты дороже чести.... А вообще, крематорий нужен однозначно, хватит таскать гниющие тела (которые при этом очень медленно разлагаются из-за избытка консервантов и антибиотиков в продуктах)... Кстати, при крематориях очень цивилизованно было бы сделать залы прощаний, без лишних воплей...
Тэтяна 2017-10-21 14:40:18
17
12:15:49 Название "Ваганьковское" обозначает только местность по названию села. Знают это все и смеха ни у кого это не вызывает, так как все уже быльем поросло. "Энциклопедист"...
Ерлан Дарменов 2017-10-21 16:41:46
-20
Для ТЭТЯНА 2017-10-21 14:40:18 У вас тоже ветер дует патамушта деревья ветками трясут? Деревню назвали по кладбищу, и жил там соответствующий контингент.
щас спою 2017-10-21 17:56:52
2
Для Дарменова, село Ваганьково называлось в честь вагантов -бродячих актеров. А кладбище возле села образовалось во время эпидемии чумы в 1771 году. -Википедия.
Тамыз 2017-10-21 18:15:56
19
Все верно. На наших могилах целые города. И құлыптасы такие... Абай айтқан екен: бар күніңде сыйласпаған ағайын, өлгеннен соң құм құйылсын көзіңе" деп. Любить надо пока человек рядом, а не мрамором потрясать.
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Бандитская Караганда: папа все решит
Зачем Кукумбаев давал полицейскому Галиму кататься на своей машине, и как тот решал его проблемы
Уволенного премьером чиновника простил Сауат Мынбаев
Данияр Берлибаев, обвиненный в бензиновом кризисе, вернулся в «КазМунайГаз»
Не борат ты мне!
Казахстан продолжает настойчиво сражаться с давно «вышедшим в тираж» персонажем британского комика
Уход патриарха
Вечером во вторник, 21 ноября, 93-летний президент Зимбабве Роберт Мугабе, не дожидаясь импичмента, подал в отставку
Три задачи нового президента Кыргызстана
На пятницу, 24 ноября, намечена инаугурация нового президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова
Контроль и учет как способ построения демократии
Когда наше государство собирается развивать общественную сферу - жди надзора и ограничений
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Плетенье чепухи: Урусов в драке не одолеть
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Дефолт покажет, кто где деньги держал
ЕНПФ вложил 50 млрд тенге в облигации Bank RBK и почти 2,7 млрд тенге хранит на его депозитах, но иски о возврате, по данным Ratel.kz, пока не предъявил
Как казахи провожали и встречали невесту
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Потерянные миллиарды
Те, кто государственные деньги в банки клал, должны разделить ответственность с теми, кто их потерял
Чужая смерть
Жуткие приступы мизантропии из-за обычных людей, живущих в вечном страхе и неспособных помочь в трудную минуту другим
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино
Рузский мир
- Учитель - это призвание! Нужно уже сегодня начать делать жесткий отбор и в эту профессию принимать только по таким параметрам, как любовь к детям, к преподаванию, умение отдавать.а не только впитывать материал. В институтах на комиссии должны быть и психологи, которые будут выявлять будущих настоящих учителей. И это не только языковедов касается. А всех учителей. А то зачастую в профессию идут от безысходности и желания иметь просто всегда кусок хлеба. А страдают потом дети
Что лежит под клавиатурой?
- Аффтар написал страшилку. В Юникоде есть и латинские буквы, есть и апострофы. Лучше бы Аффтар написал, что в ИМЕНАХ САЙТОВ и в адресах ЕМАЙЛ нет, не было и не будет апострофов в качестве допустимых символов. Для особо умных абисняю - не будет сайтов типа qo'qsag'yz.kz, придется писать по старинке - koksagyz.kz. Не будет емайлов типа s'as'y'@mail.ru, придется писать shashu@mail.ru. Ну и смысл тогда в нововведении?
Приятного просмотрика, Бауке!
- Уважаемая, Салима! Люблю читать Ваши стати, да вообще Ратель это единственное читабельное издание в стране к сожалению или к ... ?