Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Про знаменитые казахстанские санатории, куда наезжали в советские времена курортники со всего Союза, я уже рассказывал (Шесть лучших советских санаториев Казахстана). И, думается, у читателя возник законный интерес - а когда вообще-то началось использование всех этих природных лекарен в целительных целях?
О том, какими природными здравницами пользовались у нас в старые времена, я и хочу вспомнить в очередном выпуске своего проекта.
Арасанские "серные источники"
Широко использовались джунгарами и казахами ещё до появления в Семиречье русских. Но особо популярными и людными стали, когда в 29 верстах от них возник городок Капал, ставший на некоторое административным центром края. А вскорости и рядом с самими источниками возник Арасанский выселок, состоявший к концу XIX века из "70 чистеньких, снабжённых мебелью домиков, окружённых садами и огородами". Здесь больные могли снять комнаты и квартиры по весьма умеренным ценам.
В Арасане било из-под земли несколько источников – тёплых и холодных. Правда, температура в них несколько упала после тектонических сдвигов, сопутствовавших землетрясениям 1887 и 1889 годов. Воды, которые принимали не только в качестве ванн, но и "внутрь", помогали при многих недугах: параличах, ревматизме, "сыпях", подагре, ртутных отравлениях и т. д.
В 1886 году над специально углублённым и облицованным камнем бассейном было построено "ванное здание". В те годы здесь уже существовали и помещения для приезжих с общей столовой – прообраз будущего санатория. Для грамотного пользования больных "нижних чинов" при источнике постоянно жил военный фельдшер, а "в сезон" наезжал и врач из Верного. "Купальный сезон" длился в Арасане с 15 мая до 1 октября. Ванна стоила 35 копеек за часовое пребывание, номер - 6 рублей в месяц (без питания, которое требовало дополнительно ещё 15 рублей). Для сравнения – стоимость барана в те времена составляла примерно 3 рубля, годовая зарплата рабочего в Верном – 100-300 рублей.
К концу XIX века наплыв пользователей в Арасан уменьшился из-за открытия в Семиречье других курортов.
Аяк-Калканские воды и грязи
Одним из конкурентов стали тёплые минеральные источники, "открытые" в Верненском уезде в 40 верстах от села Зайцевского (Чилик), на берегу реки Или. Условия тут, правда, были совсем непритязательными – процедуры принимались в небольшой яме под камышовым шатром.
Врач СОБОЛЕВСКИЙ (тот самый, который лечил ещё ВАЛИХАНОВА), посетивший Аяк-Калкан и принявший ванну в 1893 году, писал об облегчении варикоза и избавлении от мозолей.
"Мои спутники взяли по одной ванне и заявили, что ванна принесла значительное облегчение от усталости и они приобрели бодрость".
В Аяк-Калкане лечились не только водами, но и грязью, которая рекомендовалась ревматикам, паралитикам и сифилитикам.
Барлыкские горячие ключи
Ещё один исторический "арасан", располагавшийся в предгорьях хребта Барлык, невдалеке от Алаколя, также издревле использовался казахами и калмыками. Однако первые попытки обустройства были предприняты лишь в 1886 году, когда стараниями Семиреченского отделения общества Красного креста здесь появились "деревянный барак с двумя номерами и глинобитное здание, где помещается кухня и так называемая "общая" комната для больных".
В каждом "номере" имелись две кровати, стол и несколько табуретов. Были благоустроены и сами источники, над которыми соорудили деревянные павильоны, включавшие в себя ванны, раздевалки и комнаты для отдыха. За номер платили 30 копеек в сутки, а за место в общей комнате – 20 копеек. 10 копеек требовали за пользование самоваром. Мясо стоило 6-7 копеек за фунт, молоко – 10 копеек за крынку, яйца – 20 копеек за десяток, суп из курицы предлагался по 50 копеек за порцию.
"Барлыкские воды" рекомендовались страдавшим желчными и почечными камнями, ревматизмом, водянкой, "катаром желудка", сифилисом и пр. Больные приезжали в этот отдалённый уголок края в основном летом. Причём многие предпочитали селиться в юртах, устанавливаемых рядом с источниками.
Джусалинские "железистые источники"
Они располагались в Павлодарском уезде Семипалатинской области, в 80 верстах к северу от Каркаралинска. По мнению современника, "устройства и малейшего комфорта больные здесь не найдут; придётся жить в юртах и питаться пищею, употребляемою окрестными кочевниками". Зато приятным дополнением к водам был великолепный кумыс и красивое местоположение.
Источники, температурой от 13,75 до 18,75° Ц., вытекали у подножия горы Джусалы. Несмотря на то, что их никто толком не исследовал, считалось, что вода их весьма "пользительна" для больных с расстройствами питания и страдающих геморроем.
"Калкоманские озёра"
В непосредственной близости от Павлодара находился ещё один "народный курорт", грязью которого целили себя не только местные казахи, но и "казаки и мещане", приезжавшие как из ближайших окрестностей, так и из Семипалатинска и Омска. Вот как описывал этот популярный курорт начала прошлого века географический справочник "Россия" ("Киргизский край"):
"Эти грязи помогают от ревматизма, болезней костей и суставов, хронических кожных заболеваний, нервных, при параличе, судорогах, невралгии, золотухе, сифилисе. Но до сих пор на озере нет никаких приспособлений к лечению – нет ванн, нет бараков для больных, нет врача. Больные сами выбирают себе места для купания и лежания и нередко идут один после другого, так что есть полная возможность заразиться. Даже нельзя сказать, что озеро находится в пользовании только людей, так как киргизский скот часто пасётся на берегах, и помёт его попадает в озеро".
Понятно, что между горожанами и селянами часто возникали конфликты на почве разного подхода к пользованию озером Калкоман. Кочевники приходили сюда вместе со своими стадами, чему пытались воспрепятствовать прочие посетители курорта, стремившиеся добиться ограждения берегов, чтобы там "не пасли скот, кал и моча которого, смешиваясь с грязью, стекают в озеро".
В окрестностях Павлодара среди казахов издревле славилось ещё одно целебное озеро с лечебной грязью – Муялды.
Рахмановские горячие ключи
Ещё один знаменитый источник, "открытый охотником РАХМАНОВЫМ", располагался в самом центре Алтая, в 30 верстах от деревни Берель. Доехать до него можно было только верхом. Источники, вытекающие из-под серого гранита, были искусственно углублены, а некоторые "обделаны срубами" в виде колодцев. В этих-то колодцах и принимали ванны добравшиеся сюда больные. Никаких жилых помещений, кроме юрт, здесь не было.
Вообще, Рахмановские ключи считались не очень благоприятными для посещения больными. Во-первых – из-за удалённости и малодоступности, во-вторых – из-за высоты (в 5782 фута над уровнем моря) и близости "вечных снегов", что предопределяло суровый климат и значительные колебания суточной температуры. Однако слава о чудодейственной силе воды всё равно привлекала сюда сифилитиков и ревматиков со всех окрестностей.
Арасанский (Кабинский) тёплый серный источник
Второй "арасан" Усть-Каменогорского уезда, пользовавшийся определённой известностью среди жителей региона. И также имевший черты типичного курорта своего времени – отсутствие маломальских "приспособлений к лечению" и размещение в юртах. Кабинскими ключами пользовались в основном казахи, страдавшие глазными заболеваниями.
Сернистый источник Индерского озера
На противоположном конце Киргизского края, вблизи реки Урал, имелись свои возможности для природного целения. Одним из наиболее известных мест было живописное Индерское озеро, в гипсовых кавернах северного берега которого пробивался "прекрасный минеральный источник". Источник в начале XX века был почти не исследован и использовался также бессистемно, как и все прочие местные "минводы". Справочник того времени не без иронии сообщает следующие факты:
"Только тряпки, в изобилии развешанные по окрестным жалким кустикам благодарными киргизами, говорят о многочисленных исцелениях, полученных ими здесь, а ряды русских надписей на гипсовых скалах – о частых, но безрезультатных в практическом отношении посещениях этого целебного ключа русскими".
Как резюмировал положение с курортами XVIII том "Полного географического описания России (посвящённый "Киргизскому краю"):
"В настоящее время правильной эксплуатации даже наиболее известных источников и грязей не существует... Лучшая постановка этого дела возможна только в будущем…"
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
Фото: П. Лейбина.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!