Появится ли в Центральной Азии региональный альянс?

4464 просмотров
6
Досым САТПАЕВ
Вторник, 07 Мар 2017, 09:00

Свои первые зарубежные визиты новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершит в Туркменистан и Казахстан

На снимке: президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Региональная разморозка

Читайте также
Россия теряет Центральную Азию

Формально в Концепции внешнеполитической деятельности Узбекистана, принятой еще при Исламе КАРИМОВЕ, Центральная Азия обозначена как главный приоритет внешнеполитической деятельности Ташкента.

К важнейшим задачам узбекской политики в регионе было отнесено в том числе использование ресурсов трансграничных рек. Только проблема в том, что Каримов на практике не реализовывал этот пункт. И первые попытки Шавката Мирзиёева начать политику восстановления отношений с соседями, включая Таджикистан и Кыргызстан, подают пускай слабую, но надежду на то, что ситуацию еще можно исправить.

В сентябре 2016-го в Душанбе по личному поручению узбекского премьера Мирзиёева (на тот момент и. о. президента) с незапланированным рабочим визитом прибыл министр иностранных дел Абдулазиз КАМИЛОВ, который встретился с президентом Таджикистана Эмомали РАХМОНОМ. А в начале октября прошлого года Таджикистан впервые за долгие годы принимал узбекскую делегацию. Стороны обсудили возможное сотрудничество в сферах энергетики, водопользования, железнодорожного и автомобильного транспорта.

В конце того же месяца узбекские предприниматели посетили Согдийскую область республики.

В декабре 2016 года, уже после прихода Мирзиёева к власти, Узбекистан с официальным визитом, первым за последние восемь лет, посетил президент Кыргызстана Алмазбек АТАМБАЕВ.

Дипломатия личных связей

Бросается в глаза, что Шавкат Мирзиёев для первых официальных визитов выбрал те страны региона, с которыми у Узбекистана сейчас меньше всего трений.

Если речь о Туркменистане, то кроме экономических вопросов важное значение для Ташкента имеет и фактор безопасности, особенно на фоне активизации боевиков на афгано-туркменской границе. Тем более что договоренность о совместной защите границы при угрозе извне была достигнута между Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВЫМ и Исламом Каримовым еще в 2012 году.

Читайте также
Президентские монархии Центральной Азии

В контактах между странами большую роль играют личные отношения президентов. Что касается Центральной Азии, то этот фактор - один из ключевых, так как внешняя политика здесь чрезвычайно персонифицирована. Что касается Казахстана и Узбекистана, то долгое время близкими и партнерскими эти отношения назвать было тяжело.

Хотя за несколько лет до своей смерти Ислам Каримов пытался установить более тесные контакты с Астаной, пытаясь создать некий альянс с Казахстаном по водной проблематике на фоне ухудшения взаимоотношений с Кыргызстаном и Таджикистаном, которые активно пытались реализовать проекты строительства новых ГЭС. Иными словами, Каримов в основном делал ставку на конфронтационную модель взаимоотношений с соседями.

Именно поэтому визит Шавката Мирзиёева в Астану важен с нескольких позиций.

Во-первых, сможет ли он выстроить личные, партнерские отношения с президентом Казахстана? Ведь в течение долгого времени Нурсултан НАЗАРБАЕВ и Ислам Каримов рассматривали друг друга в качестве равновесных фигур, которые могли иметь разные точки зрения по разным вопросам, но все-таки уважали позицию партнера.

Во-вторых, на что будет сделан больший акцент? Только на двусторонние экономические отношения? Их сейчас действительно трудно назвать плодотворными. Ведь даже по официальным данным по итогам 2015 года товарооборот между двумя странами составил $3 млрд, а уже в 2016-м эта цифра опустилась до $2 млрд. Хотя известно, что Казахстан и Узбекистан уже обсуждают создание совместной экономической зоны.

Или президенты пойдут дальше, чтобы реанимировать давнюю идею главы Казахстана создания в Центральной Азии регионального альянса? Тем более что с 1990-х годов попытки такого рода предпринимались не раз.

Ретроспективный анализ интеграционных инициатив в Центральной Азии

Инициатива

Дата

Поддержали

Географический

охват

Результат

1. Единое экономическое пространство (ЕЭП)

30.04.1994

Казахстан, Узбекистан,

Кыргызстан.

В 1998 году присоединился Таджикистан

Страны ЦА, кроме Туркменистана

Не достигло поставленных задач.

Трансформировалось

 в ЦАЭС.

2. Договор «4+N» (Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях)

1996 г.

Казахстан, Кыргызстан,

Россия,

Беларусь

Казахстан, Кыргызстан,

Россия,

Беларусь

Один из первых камней в фундамент ЕврАзЭС

3. «Центрально-азиатское экономическое сообщество» (ЦАЭС).

Первая, хотя и неудачная попытка согласованного использования водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ

 1998 г.

Казахстан, Узбекистан,

Кыргызстан,

Таджикистан

Страны ЦА, кроме Туркменистана

Выявились серьезные расхождения в понимании будущего интеграционного процесса на постсоветском пространстве. Была трансформирована в ЦОС по причине неэффективности

4. Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве ЕС с государствами Центральной Азии

1999 г.

Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан + ЕС

Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан + ЕС

Новый качественный уровень сотрудничества с объединенной Европой. Соглашения легли в основу разработки и принятия стратегии ЕС по отношению к ЦА в 2007 году

5. ЦОС (Центрально-азиатская организация сотрудничества)

28.02.2002

Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан

Страны ЦА, кроме Туркменистана

Вхождение в состав ЕвразЭС

6. Программа «Региональное экономическое сотрудничество в Центральной Азии»

1997 г.

АБР, ЕБРР,

ВБ, МВФ, Исламский банк развития и Программа развития ООН

Страны ЦА (кроме Туркменистана), Афганистан, Монголия и СУАР

Отдельные успешные проекты в установлении экономических отношений государств ЦА с азиатскими странами

7. Союз центрально-азиатских государств

2005 г.

Казахстан,

Кыргызстан,

Таджикистан

Все страны ЦА

Инициатива так и осталась на уровне проекта 

Кризис региональной самоидентификации

Читайте также
Кыргызстан как «белая ворона» Центральной Азии

Провал в реализации большинства этих проектов был связан с тем, что долгое время отсутствовала региональная самоидентификация стран. Большинство центральноазиатских государств не связывали свои перспективы с перспективами развития всего региона.

Даже Казахстан, разочаровавшись в попытках сформировать некий региональный блок, со временем стал больше позиционировать себя в качестве евразийского государства, нежели центральноазиатского.

Интеграции в ЦА мешали как разные модели экономического развития, выбранные странами региона, так и несхожие политические форматы, с неодинаковой степенью открытости  миру. К тому же, как показывает мировая практика, авторитарные режимы менее склонны к сотрудничеству, чем демократические. Отсюда взаимные территориальные претензии и трения по поводу водных ресурсов.

В конечном счете, то, что регион представляет собой пять специфических политических и социально-экономических систем, стал одним из факторов риска в Центральной Азии. К тому же не все геополитические игроки заинтересованы в том, чтобы страны ЦА ускорили процесс кооперации. Многочисленные противоречия в регионе - хороший инструмент контроля извне за каждым из государств по отдельности.

Палки в колёса

Из геополитических игроков, которые прямо или косвенно присутствуют в экономической, идеологической или военно-политической сферах региона, можно выделить Россию, Китай, США, Турцию, Иран, Саудовскую Аравию. И все они больше заинтересованы в двусторонних отношениях с каждым из государств Центральной Азии, чем с некой консолидированной позицией стран по региональным вопросам.

Проще говоря, для Москвы, Пекина или Вашингтона предпочтителен древний принцип: «Разделяй и властвуй!» Конечно, для России и Китая стабильность в регионе - важный фактор. Но они обеспечивают ее в основном через поддержку лояльных политических элит. Некоторые из них долгое время чаще искали военно-политическую и экономическую поддержку извне, чем налаживали партнерские связи с соседями. Поэтому неудивительно, что большинство стран Центральной Азии, войдя в ШОС, смогли решить пограничные проблемы с Китаем, а границы внутри региона превратили в перманентный источник напряжения.

Читайте также
Станет ли Узбекистан конкурентом Казахстана за экономическое лидерство в регионе?

Определенную проблему представлял и так называемый «интеграционный сепаратизм», когда на постсоветском пространстве существует несколько региональных  объединений со своими особыми целями, где первую скрипку пытаются играть Россия и Китай.

При этом давно уже ясно, что страны ЦА должны усилить региональную кооперацию, чтобы не застрять в периферийной зоне мировых экономических процессов. Это в немалой степени зависит от грамотной региональной политики самих государств Центральной Азии, выстроенной без посредников.

Кстати, в Концепции внешнеполитической деятельности Узбекистана также делается акцент на том, что проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона, без вмешательств внешних сил.

По сути, речь идет о выживании стран региона в качестве самостоятельных экономических и политических акторов. Регион должен быть экономически конкурентоспособным и политически стабильным в условиях глобальных геополитических изменений, которые нередко создают больше хаоса, чем порядка.

Поэтому кооперация в рамках ЦА - это не только раскрытие экономического потенциала всего региона, но также эффективная защита от недружественных экономических, политических и идеологических интервенций со стороны старых и новых мировых центров влияния.

Фото: ria.ru.

кпрф 2017-03-07 09:14:47
0
Запылились те граненные стаканчики,а теперь друзья клопы и таракначики.- скажи кто твои друзья и я скажу кто ты... ТЫ КОМММУНИСТ
информбюро кз 2017-03-07 10:14:56
0
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ.09:20 Посёлок Косшы в Астане несколько дней заливает фекалиями 09:02 Главы правительств стран ЕАЭС "предельно откровенно" обсудят интеграцию.07:55 Авиакомпания "Победа" зашила карманы на пассажирских креслах 06:57 Жители элитного ЖК в Алматы пожаловались на крыс и перебои с водой
Рашан 2017-03-07 18:00:29
0
А что центральноазиатские страны могут предложить друг другу? Узбекистану нужна казахская нефть. Киргизам и таджикам она и туркменский/узбекский газ. Но если их раньше поставляли, а потом перестали, значит есть серьезные экономические причины против этого. И что нужно Казахстану от этих соседей - рынки сбыта? А что там казахского сбывать кроме небольших объемов нефти и газа? Казахстану не нужна Средняя Азия, деньги и связи с Китаем, Россией, ЕС - это другое дело.
Ермек 2017-03-07 19:00:54
0
Вряд ли. Веками в этом регионе не было единства. На маленькой территории базировалось несколько ханств и халифатов. Возрождение некоторых до сих пор витает в воздухе. Даже во времена Советов генсеки ЦАГ не очень то и братсвовали. С уверенностью могу сказать что мир в этом регионе очень хрупок.
жумабеков 2017-03-07 19:32:16
0
Узбекистан это искусственное государство и оно не сможет сохраниться так как там под названием узбеки живут четыре разных народа которые не любят друг друга, это хорехмицы, в бухаре и Самарканде это таджики, узбеки это Ферганская долина, и в юг это ходжи половина их живет в афганистане, Узбекистан сохраняется пока там всех сажают в тюрьму как только перестанут этого делать там сразу начнутся волнения, поэтому они боятся изменить столицу так как начнутся волнения.
5коп 2017-03-13 20:38:04
0
Досым, а нужен такой альянс РФ? Вряд ли. А Китаю? Вот и будут клинышки вбиваться))

Несмотря на заявления официальных лиц, что лишних денег в бюджете нет, правительство вдруг срочно утвердило положение о Национальном пантеоне. Чем вызвана такая спешка?

- … Уместно напомнить слова основателя и лидера Сингапура Ли Куан Ю о том, что если люди наверху не знают о существовании коррупционных схем – значит, они их просто прикрывают.
Аким Бердыбек Сапарбаев пообещал четырем братьям квартиру
После публикации на Ratel.kz жизнь семьи Жумабаевых стремительно изменилась: чиновники прозрели
"Кина" не будет: ООН к нам не приедет!
Самые молодые судьи не понимают, что времена изменились. Надо работать на репутацию и не плевать в народ
ЭКСПО – наша маленькая жизнь
Сеанс разоблачения магии блистательных цифр, греющих чистую есимовскую душу
Ермек Турсунов: Как я снимал кино с Курманом Артыкбаевым
Вадим Борейко продолжает беседу с Ермеком Турсуновым в цикле интервью «Лица Казнета»
Охотники за самолетами
Полиция и прокуратура на транспорте очень заняты важным, но никому не нужным делом (видео)
Накануне Маргарет Тэтчер - 2
Как государство обеспечило экономический рост, а затем привело к стагнации
Тюремные истории: Как контроль и надзор нокаутируют здравый смысл
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Казахстан готовит инвесторам сюрприз
Несмотря на мантры о модернизации экономики - в фокусе внимания проекты развития нефтяных месторождений
Наша элита смотрит на свою страну не как на Родину, а как на кормушку
Начинать надо не с модернизации сознания рядовых казахстанцев, а с деофшоризации сознания всех , кто на властном Олимпе
Как не попасть в криминальный район
Генеральная прокуратура и портал Krisha.kz запустили совместный сервис в помощь покупателям недвижимости (видео)
Американская комедия. Часть 10. Пора валить на Родину
Известный казахстанский кинорежиссер и писатель Ермек Турсунов завершает рассказ о своей жизни в Соединенных Штатах
Лучше свобода слова без Какимжанова, чем Какимжанов без свободы слова
Известный политолог Айдос Сарым - о решениях казахстанских судов в отношении журналистов сайтов Forbes.kz и Ratel.kz
Дело «Какимжанов против Ratel.kz»: вы не одиноки!
Мы должны платить за коррупцию, если не можем ей противостоять
Свои в доску
Система никогда не сдает социально близких граждан, даже если ради этого нужно запретить цитировать слова президента
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Аким Бердыбек Сапарбаев пообещал четырем братьям квартиру
- Приятно когда кульминацией материала стала логическим завершением справедливости. Спасибо редакции и всем кто откликнулся и отозвался и не остались в стороне. Можем же когда хотим, делаем же когда можем.
ООН, сюда иди!
- Позорище!!! Вот таков уровень судей в нашем славном конституционном правовом государстве, вот они птенцы из гнезда Мами. Да вряд ли и сам Мами далеко ушел по уровню компетентности от этого ... Стыдобище
В Павлодаре на торги выставили арестованную четырехколесную тачку
- Как же она годна к эксплуатации если колеса в раскорячку, тормозная система отсутствует? Надо комиссионно дефектовать и пригодные части продать отдельными лотами, а непригодные части утилизировать в специализированном предприятии имеющей лицензию. Чиновников выдавших эту дичь включить в комплект к этому имуществу как экипаж!
Наша элита смотрит на свою страну не как на Родину, а как на кормушку
- Вот один из представителей якобы нашей элиты - господин Какимжанов. Даже не касаясь его судебной истории с Ратель, только прочитав его пространное письмо на тему, уже просто невозможно представить его в роли государственного мужа даже в прошлом. Стиль письма уровня базарной женщины. Какая уж там элита...
Лучше отдать деньги девушке, пострадавшей в аварии, чем Какимжанову
- Надо петицию организовать на имя Президента страны об отставке Мами. Сколько можно терпеть этот судебный беспредел со всех сторон во всех уголках нашей коррумпированной страны. РК превратилось в большое логово коррупции, где заправляют кучка таких, как Какимжанов, у которых все схвачено. Которые Мами и всю судебную систему за яйца держат, наверно. Прокуроры тоже никчемны. Умеют только на красный цвет проезжать и насильников защищать...
Какимжанов VS Ratel.kz. По следам судьи Жумамуратова. Часть 3.
- Конечно, надо доказывать судье Жумамуратову и всей больной Системе (управления страной вообще и правосудия в частности) их неправоту. Если в этой Системе остались хотя бы несколько порядочных людей, они должны сказать своё слово. Сказать громко и внятно. Если же они промолчат (а пока они молчат), значит Система еще больше забетонировалась и приличных людей в ней практически не осталось.