Почему мы везде опаздываем?

32338 просмотров
39
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 06 Апр 2017, 09:00

Ермек Турсунов: Такое ощущение, что Казахстан – последний в очереди на нормальную полноценную жизнь

На снимке: Ермек Турсунов.

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Украсьте мир отсутствием своим».

Читайте также
Ермек Турсунов: Жить хочется, а существовать - не очень

Потоп по расписанию

Был недавно в Барселоне. Попал в дождь. Сильный дождь. Я иду, и он идет. Дождь этот. Словом, идем мы с ним вместе. И, что удивительно, - нет луж. Куда-то она девается – вода. Так продумано, что дождевые стоки сливаются по желобкам и люкам под землю и уже там, по трубам, стекаются в резервуары. Потом уже вода из этих резервуаров используется для полива. Ничего не пропадает зря. Так мне объяснили.

Естественно, первая мысль – а как у нас?

У нас по весне – потоп. И это дело уже привычное. И бесполезное. Никто не может ее решить. Обычный бытовой вопрос. И ладно бы речь шла лишь о дождевой воде.

Все знают, что влечет за собой снегопад. В той же Алма-Ате. Я уж не говорю про другие города. Это – коллапс. Пробки, аварии, заторы, нервотрепка одним словом.

И так можно перечислить навскидку кучу проблем, которые говорят о том, на какой стадии государственного развития мы вообще находимся. Красноречиво, просто и убедительно. Без всяких там  призывов и лозунгов.

Вот друг недавно рассказывал.

Приезжал как-то к нам один западный журналист. Решил познакомиться со страной. Проехал ее из конца в конец. Вернулся в город. Встретились. Друг мой спрашивает – как впечатление?

Тот давай нахваливать: природа замечательная, горы, леса, люди хорошие, приветливые, гостеприимные, хлебосольные… и молчит. Силится что-то сказать, но стесняется.

Читайте также
Стагнация – состояние стабильное

- Ну, говори? Чего?

И того как прорвало.

- Слушай, - говорит, - вот вы, цивилизованная вроде страна, а элементарную проблему решить не можете.

- Какую?

- Туалеты! Нет нигде туалетов. А те, что есть, – в них заходить страшно.

И ведь прав. Как оно было сто лет назад, так оно и есть. Как ср.ли везде, так и ср.т.

Хотя не так оно и дорого: имеется в виду канализация.

У ДОВЛАТОВА есть рассказик небольшой. Там группа советских писателей пересекает Америку и на одном из загородных шоссе натыкается на придорожный кофейный аппарат. А там – свежий кофе. И эта железная штука вносит настоящее смятение в стройные ряды советских интеллектуалов.

Примерное такое же впечатление производили в первые годы на «наших» турецкие курорты. Теперь-то уж все попривыкли, а поначалу ходили с выпученными глазами. И я такой же, вместе со всеми. Дурацкие вопросы задавал, помнится: « И что?! Шведский стол без шведов? И всё это бесплатно?! И можно есть? Так ведь не съешь все! А уносить можно? А пакетики выдают? Как? В обед то же самое?! И на ужин такая же выставка?!»…

Сейчас смешно, а как ездили в Анталью, так и будем ездить. Там всё «цивильно». Всё – для людей. Хотя у самих и Алаколь есть, и Балхаш, и Боровое, и всё остальное…

На скамейке запасных

Понимаю. Это всего лишь слова. Мысли вслух. Поток разнородной информации.

Такие вещи раньше публиковались под рубрикой – о времени и о себе. Вместо «о себе» в данном случае – «о нас». Где-то с грустью, где-то с улыбкой, больше с сожалением и досадой.

Читайте также
За макияжем не видно лица Родины

С одной стороны, вроде как не мое дело. Чего ввязываться? Проще держаться в стороне. Но безучастно наблюдать и помалкивать тоже не всегда получается. Не хватает обычного человеческого терпения. Как бывший футболист, могу с полной ответственностью заявить: в поле лучше, чем на скамейке. Молча смотреть – тяжело, а порой и невыносимо. Своя же команда играет. И играет откровенно плохо. Вот и томишься, вякаешь: а выпускать тебя или нет, решает тренер. И еще далеко не факт, что ты усилишь игру…

Словом, сидишь и смотришь. Думаешь: почему так? Почему мы везде опаздываем? Почему до нас все доходит в последнюю очередь?

Наверное, потому, что развитие мы свое начали слишком поздно. И потом, еще большой вопрос – развитие ли это вообще? Ну, всё то, что у нас тут происходит.

Куда мы развиваемся, интересно? Вернее – во что мы развиваемся? Что у нас развито круче всего? Ну, кроме коррупции, естественно. И разнообразных комплексов.

Эпосы и философы

Знаете, оказывается, полезно проводить аналогии  между отдельными событиями, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Но это как посмотреть. Под определенным углом зрения многое выглядит по-другому. Иной раз можно получить неожиданные ответы на затертые вопросы. Например, как вам такой вопрос: чем был занят мир и где в этот момент находились мы?

- Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Праздник был посвящен богу Дионису.

- Самой старой книгой в истории человечества считается раритет, который хранится в Болгарском национальном музее. Возраст его составляет более 2,5 тысячи лет.

Читайте также
Зачем заметать мусор под холодильник?

- Одним из древнейших памятников художественной литературы является шумерский «Эпос о Гильгамеше». Тут уместно вспомнить и про глиняные таблички, и про древнеегипетские папирусные свитки. Особняком стоит трактат основателя даосизма Лао-цзы «Дао Дэ Цзин». Это IV—III в. до н. э. Трактат был написан на бамбуке и назывался еще «Три телеги», потому что бамбуковые палочки занимали как раз те самые три телеги.

Впрочем, не обязательно заглядывать так далеко. Можно и к соседям.

Пару лет назад Узбекистан пышно отметил тысячелетие богатырского сказания «Алпамыш». Я подумал: почему именно 1000 лет? Какие исторические данные использовались при определении даты? Ну, ладно, допустим, узбекскому «Алпамышу» 1000 лет. А сколько тогда нашему – казахскому «Алпамысу»? И вообще, как это возможно – датировать многовариантный, распространившийся в фольклоре многих народов эпос?

Честно говоря, в таких случаях меня тоже подмывает «углубить вопрос». Я цепляюсь за отдельные факты. У нас ведь есть каменные книги – орхонские письменные памятники. Правда, в основном они встречаются на территории современной Монголии, и в них в значительной мере изложена политическая история Тюркской империи.

Поэмы и эпосы существовали в устной форме. От того, наверное, и столько разночтений.

- Бхарата санхита, появившаяся еще до Махабхараты, примерно в 1100 году до н.э., первоначально была составлена мудрецом Вьясой и содержала 24 тысячи стихов. Однако Вьяса расширил ее до 6 миллионов стихов, из которых до нас дошло только сто тысяч.

- Основы учения КОНФУЦИЯ звучат очень знакомо: добродетель –  это любовь к ближнему. Это глубочайшее определение отношений между людьми было сформулировано Конфуцием за пять веков до рождения Иисуса.

Читайте также
Я называл Алтынбека Пиночетом, а он меня Чон Ду Хваном. Часть 1

Тут я хотел бы сделать одно дополнение, которое легко обобщается. Конфуций женился в восемнадцать, и у него родился сын, которому отец дал имя – Ли, что означает «большой карп». Так вот, Ли разочаровал папу, так и не став, как на то надеялся Учитель учителей, крупной рыбой.

Дальше так же выборочно, так же красноречиво и ближе к нашим временам.

- Между 936 и 993 гг. было изобретено книгопечатание. Додумался до этого революционного шага обычный ремесленник БИ Шэн.

- В 1006 году юношу по имени Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина пригласили во дворец эмира Бухары и назначили личным врачом правителя. АВИЦЕННЕ исполнилось тогда шестнадцать, и он явился во дворец с книгами АРИСТОТЕЛЯ под мышкой.

- Другой тюрк по имени Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг – он же АЛЬ-ФАРАБИ, он же Аристотель Востока – родился раньше Ибн Сины. Если быть точным – в 850 году.

Здесь есть смысл сделать короткую остановку.

Аль-Фараби пришлось податься в эмиграцию, чтобы получить достойное образование, поскольку на родине ему ничего не светило. Что-то до боли знакомое вижу я в отчаянном поступке своего далекого предка...

И еще. В одно время Аль-Фараби служил садовым сторожем, чтобы заработать днем на свечи. По ночам при их свете он писал труды по философии, музыке, филологии, математике…

- С 1425 года в Европе началось массовое производство печатной бумажной продукции.

- Империя ацтеков стала доминирующей в Центральной Америке после объединения трёх основных индейских городов и значительно расширила границы при правлении МОНТЕСУМЫ I (1440—1469) и АУИСОТЛЯ (1486—1502).

- В 1453 году пал Константинополь, что ознаменовало конец Византийской империи.

- В 1457 году король Шотландии Джеймс своим указом запретил игру в гольф, поскольку она отвлекала солдат от их прямых обязанностей.

Читайте также
Голые. Но сытые

Гольф придумали казахи

Между прочим, «один мой знакомый друг», серьезный бизнесмен, любитель гольфа, яростно убеждает меня в том, что гольф придумали казахи. Вернее, чабаны. Которые в минуты, свободные от пастушества, любили своими чабанскими посохами загонять лошадиные катышки в норы сусликов. Версия, надо сказать, не бесспорная, но она, полагаю, имеет право на жизнь, поскольку – затейлива и оригинальна. А насчет доказуемости, то и тут мой друг выложил кучу бесспорных версий.

Видите ли, конский катышек при затвердевании весьма удобен для игры в гольф. Степь – то же поле с норами-лунками и лугами-газонами. Гуляй, пожалуйста, не пройдешь из конца в конец. Клюшки? Боже мой! Отломил крючковатый сучок от дерева - чем тебе не клюшка? Короче – ответы есть на всё. Да и не хочется спорить. Наоборот, хочется поддакивать и даже дополнить необходимыми деталями теорию происхождения древней казахской забавы, которую так бессовестно присвоили шотландцы. (Ну, и Тайгер ВУДС мне нравится. Искренний парень с явно казакпайскими мотивами в импульсах и во внешности).

- Беспокойный искатель приключений Кристобаль КОЛОН, он же Христофор КОЛУМБ, в поисках Индии уткнулся носом своего корабля в остров Сан-Сальвадор. Это случилось 12 октября 1492 года. Что было потом, все уже знают. Лучше бы уж он проплыл мимо, честное слово.

- Эпоха Возрождения (Ренессанс) началась в Европе в 14 веке. Оно пришло на смену эпохе Проторенессанса.

- Портрет некой Лизы ГЕРАРДИНИ был закончен Леонардо в 1503  году. Он работал над ней шесть лет, до самой своей смерти, но так и не успел добиться того, чего хотел. Время от времени возвращался, вносил поправки. Мир знает картину как Джоконду.

- В 15 веке в Италии насчитывалось двадцать с лишним городов. Среди них Венеция, Генуя, Неаполь, Флоренция, Рим... Процветали художественные школы, особенно это коснулось архитектуры, скульптуры и живописи.

Читайте также
Ермек Турсунов: Где мое место?

Откуда есть пошла казахская земля

Далее бегло – о многолетнем и принципиальном споре наших ученых. Попутно хотел бы отметить, что у каждого спора есть свой возраст. Я имею в виду то, что предмет спора, его глубина и принципиальное значение могут многое сказать о том, что за ним, собственно, стоит.

Итак.

- По мнению К. АКИШЕВА, «началом сложения узбекской и казахской государственности необходимо считать время образование Ханства Абулхаира». Это – 1428 год. То есть за 64 года до открытия Америки тем самым пресловутым авантюристом Колоном.

- А. ХАСЕНОВ считает, что «после смерти в 1445 г. правителя Улуг (Большого) Улуса – преемника Золотой Орды –Улуг-МУХАММАД-ХАНА (эпического ОРМАНБЕТА) на территории Казахстана обособился казахский улус, и возникло Казахское ханство, которое не зависело ни от АБУЛХАИРА, ни от Могулистана (Жетысу)».

- М. ТЫНЫШПАЕВ, С. ЖОЛДАСБАЙ, М. МАГАУИН, К. САЛГАРИН и другие считали и считают, что «перекочевка КЕРЕЯ и ЖАНИБЕКА на территорию Западного Могулистана произошла в 1456 году, после чего сразу же образовалось Казахское ханство».

- Б. КАРИБАЙ, основываясь на сведениях записанного в 1976 г. древнего предания (какого именно – не сказано) и сопоставив их с материалами письменных источников (каких именно – тоже не отмечено), определяет время образования Казахского ханства как весну 1458 года.

- К. ДАНИЯРОВ утверждал, что независимое Казахское ханство, которое он называет третьим казахским государством (первым казахским государством у него является государство ЧИНГИСХАНА, вторым – Улус Джучи), образовалось в 1480 году.

- С. ИБРАГИМОВ считал, что «в 30-40-е гг. XVI в. закончилась борьба потомков Жанибека и Керея с потомками Абулхаира, после чего произошло объединение нескольких самостоятельных владений  казахов, возникших к концу XV века, в одно государство – Казахское ханство».

- Отдельные отечественные ученые считают, что «казахи и до Казахского ханства могли иметь свое государство. Таким первым казахским государством или казахскими государствами могли быть несколько политических объединений – Ак Орда, Ханство Абулхаира, Могулистан, Ногайская Орда и Сибирское ханство»…

Нам хочется продлить свою историю

То есть мы всё еще спорим о том, с чего начинать отсчет. Всё не можем определиться.

Ну, допустим, я соглашусь с последним мнением, потому что мне так нравится больше. Однако здравый рассудок перечеркивает весь мой патриотический настрой одним лишь каверзным вопросом: «А что нам в итоге даст этот затянувшийся спор?»

ЮНЕСКО по-своему определяет наш официальный возраст. В их документах записано: «как единый этнос казахи сформировались в первой половине 16 века». Там же есть дополнение: «Этноним «казах» в переводе с древнетюркского означает «вольный, независимый» и вполне отражает характер народа, во все времена устремленного к независимому, самостоятельному существованию»…

Читайте также
Полведра молока за Аллегрову

За последние невразумительные строки я готов даже нешуточно предъявить этому самому ЮНЕСКО. Что это такое? Итальянцы, значит, вовсю рисуют и лепят свои шедевры, Колон открыл  Америку, индейцы объединились, чтобы дальше строить свои загадочные города, Китай без всякого таможенного союза возит через нас свой шелк, порох и бумагу с макаронами, а мы… мы, вольные и независимые, только образовались?

Мне тесно и неуютно в таких временных рамках. Хочется их немедленно раздвинуть, копнуть поглубже и поширше. В помощь всплывают в памяти грозные имена ЕДИЛ-ХАНА и ТЕМУЧИНА. За ними встают, гремя щитами и латами, скифы с саками, сарматы с массагетами, поднимаются во всем своем величии насыпные курганы с несметными сокровищами в усыпальницах степных королей. Косматые гунны громят эти самые итальянские города с их художественными мастерскими, наводя ужас на Папский престол, и пируют на берегах Дуная. Помнится, еще в далеком 437 году, почти за пятьсот лет до изобретения книгопечатания, мои далекие предки совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство! А тут на тебе – «в первой половине 16 века». Это же рядом совсем.

Ну да бог с ним, с этим ЮНЕСКО. Сейчас не об этом.

- В 1430 году Улугбек Мухаммед ТАРАГАЙ открыл в Самарканде обсерваторию. Привлек туда выдающихся учёных своего времени. По своему оснащению и по результатам проведённых работ она не имела себе равных ни в эпоху Улугбека, ни много позднее. Научная и просветительская деятельность Улугбека вызвала недовольство мусульманского духовенства и реакционных феодалов, обвинявших его в ереси и организовавших против него заговор. В результате Улугбек был убит, а его обсерватория варварски разрушена.

- В 1791 году МОЦАРТ сел сочинять «Реквием».

- В 1775 году императрица Екатерина II даровала казахам некоторые права, в частности, разрешила использовать их исконные пастбища в междуречье Урала и Волги.

Уральскому казачьему войску эти уступки не понравились. Казаки потребовали заложников при переходах через эти земли, а также оплаты при перегоне скота. Тогда царская администрация в 1791 году  объявила о возвращении ханской власти, назначив ханом султана ЕСИМА. В ответ Сырым ДАТОВ объявил войну России, убив её ставленника Есима. В 1797 году, преследуемый купленными султанами, Сырым Датов бежал в Хивинское ханство. Там же и умер в 1802-м. Говорят – отравили...

Читайте также
Привычка жить в транзитной зоне

Даже весна к нам приходит с опозданием

Так вот, насчет исторической закономерности. Мир где-то там: что-то придумывает, изображает, сочиняет, строит, создает, открывает… Мы – здесь. Пользуемся всем тем, что они там изобрели. Ну и грыземся заодно. Это наше обычное состояние.

Случается, кто-то, воспользовавшись моментом, бежит за бугор. «Купленные султаны» поначалу едут на переговоры, уговаривают вернуться или хотя бы договориться. Получается редко. Тогда прибегают к радикальным средствам.

Их – много. Мы наблюдаем. Нам интересно: получится – нет? Театр же!

Параллельно думаем: надо бы успеть забрать пацана из детского сада, заскочить в магазин за молоком, позвонить маме, чтобы не ругалась, сходить, наконец, на этот долбаный фильм – все уже уши прожужжали, успеть в поликлинику – прокапаться, ну и, если получится, вернуть долг коллеге, а то неудобно, и так затянул…

А мир не останавливается. Он – двигается и решает. И предлагает новые решения. До нас его решения доходят в последнюю очередь. И такое ощущение, что мы – последние в этой очереди. В очереди на нормальную полноценную жизнь. И опять думаешь: почему мы везде опаздываем? Наверное, у нас – у казахов – это национальная черта. Особенность натуры. Но речь здесь о другом. О том, почему мы всегда последние? Почему «мы такой тормоз, ваще»? Даже весна к нам приходит с опозданием. Почему?

Фото: Дмитрий ГЭРТ.

Серик 2017-04-06 09:08:44
Патамушта...патамушта
Поклонник таланта 2017-04-06 09:09:57
О чем это?
Тэтяна 2017-04-06 09:30:22
Уже в который раз вот это - "в поликлинику прокапаться", может, пора уже в больницу лечь?
казах 2017-04-06 09:37:48
Аль-Фараби пришлось податься в эмиграцию, чтобы получить достойное образование, поскольку на родине ему ничего не светило. Что-то до боли знакомое вижу я в отчаянном поступке своего далекого предка.../////// НЕУЖЕЛИ НУР ОТАН... И ТОГДА СУЩЕСТВОВАЛ ?!,..... )))
Света 2017-04-06 14:42:16
Потому что до нас не дошла очевидная мысль: не надо искать драйверов экономики, не ползти в 50-30-20 высокоразвитых государств, а найти драйверов-человеков, казахстанских Данко, которые будут светить не тем, кто рвет и мечет в свой карман, а всем нам, которым темно.
Гульнур Оразымбетова 2017-04-06 09:52:20
Уважаемый Ермек! Казахи - тугодумы. Вы попали в точку - национальная черта, но думают капитально. Ответ? Ваше эссе сейчас.
сидр 2017-04-06 10:02:25
Патамушта !
Mitlari 2017-04-06 10:23:03
Зато мы экологически чистые. И в этом наша сила. Ну чем плохо? И пользуемся тем, что придумали другие. Тоже неплохо.
Нагыз Казах 2017-04-06 10:36:16
..."А мир не останавливается. Он – двигается и решает. И предлагает новые решения...И такое ощущение, что мы – последние в этой очереди....." - именно на КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. И мы тут - ПОЗОРНИКИ - АУТСАЙДЕРЫ. Ведь много УМНЫХ КАЗАХОВ..повидали МИР. Нормальные ГОСУДАРСТВА. Но как не было клозетов...так и нет...даже вроде и в гос. учреждениях. Поэтому ЭМИГРАЦИЯ - только выход. Время Аль-Фараби, Улугбека, Сырыма прошло.....жалко силы, время, знания и энергию....
Не тормоз 2017-04-06 11:04:38
Спасибо Ереке. Был период , мы были впереди СНГ всей, кто-то коре алмады и всё ЕВРАЗЭС, ТАМ союз. и Как всегда кто-то равный среди всех равных, а мы как всегда в раздоре между собой (казах, узбек, кыргыз, туркмен, татарин, башкир, ногай, кумык, ну и пол кавказа,). Как можно делить единую культуру Алпамыш, Алп Манас, Алпамыс. А может точка невозврата пройдена...
- Борьба Ратель и Forbes (с Зейнуллой Какимжановым - Ред.) достойна своего хештэга #onvamnezina.
Код доступа
Комитет гражданской авиации опять в зоне турбулентности: полетят головы?
Почему правительство не тонет
Пока депутаты еле сводят концы с концами на 900 тысяч тенге, некоторые граждане безнаказанно жируют на ежемесячные 13 тысяч тенге
Фонд защиты журналистов обращается к Игорю Рогову
Впервые в Казахстане вопреки принципу и нормам гласности судья по мотивам сохранения тайны личной жизни засекретил все нюансы гражданского дела
Удар в ухо как способ борьбы с пытками
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Из жизни судовладельцев
Кто владеет судами – тот рулит повесткой дня
Казахстанский автопром ложится под китайцев
Китайская госкомпания по импорту и экспорту автомобилей подписала соглашение о намерении приобрести 51% простых акций казахстанского автопроизводителя AllurGroup
Зачем Бердымухамедов едет в Астану
На фоне трений из-за газа с Ираном и Россией Ашхабад ищет новых инвесторов и партнеров
Людской суд
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует новые рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
Реформы Гайдара: проблемы замысла
Альтернатива была невеселой: возврат к репрессиям по образцу 30-х годов или рискованный прыжок в будущее
Что пересадили Сиви Махмуди?
Рецензия Салимы Дуйсековой на фильм режиссёра Данияра Саида «Слепая любовь», который вышел на экраны страны
В ЮКО арестован чиновник, требовавший с газеты "Караван" 30 млн тенге
- Караван, не Ratel.kz. наверное имеет хорошего защитника как Какимжанов!
В Павлодаре россияне и китайцы делят три миллиарда
- Маричева.Д МОЛОДЕЦ. Так держать. Спасибо за Вашу справедливость и честь.
Код доступа
- Точно, какая-то крыса завелась в стенах КГА. Эта же информация строго конфиденциальная, как она попала журналисту? По моему Сейдахметову необходимо провести внутреннее расследование.
Почему правительство не тонет
- Как метко заметил Бенджамин Франклин: "В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное".
В деле Какимжанова и Ratel.kz заключения независимых экспертов даже не стали слушать
- То, что в КЗ нет нормального цивилизованного справедливого суда, знают уже сотни тысяч казахстанцев, столкнувшихся с нашей порочной судебной практикой. Наши судьи считают себя экспертами во всех областях! От филологии и налогового законодательства до медицины.
Фонд защиты журналистов обращается к Игорю Рогову
- Помню-помню студента Игоря Рогова в главном корпусе КазГУ. Он был, пожалуй, единственным студентом, который ходил с комсомольским значком на лацкане. И все тогда уже понимали... такие готовят себя к большой карьере... Игорь Иванович, ждём-с. Двум богам служить нельзя...
Из жизни судовладельцев
- Общественная жизнь - это постоянно кипящий котел внутренних противоречий, отношений внутри общества. При кипении всегда выделяется пар. И чем больше противоречий - тем больше "пара". И если в котле устройство по выводу пара не работает (а в нормальном государстве это справедливые суды), то котлу неминуемо суждено взорваться. И если власть этого не понимает, то беда настигнет всех... Срочно требуется ремонт пароотводчика!