Почему мы везде опаздываем?

33276 просмотров
39
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 06 Апр 2017, 09:00

Ермек Турсунов: Такое ощущение, что Казахстан – последний в очереди на нормальную полноценную жизнь

На снимке: Ермек Турсунов.

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Украсьте мир отсутствием своим».

Читайте также
Ермек Турсунов: Жить хочется, а существовать - не очень

Потоп по расписанию

Был недавно в Барселоне. Попал в дождь. Сильный дождь. Я иду, и он идет. Дождь этот. Словом, идем мы с ним вместе. И, что удивительно, - нет луж. Куда-то она девается – вода. Так продумано, что дождевые стоки сливаются по желобкам и люкам под землю и уже там, по трубам, стекаются в резервуары. Потом уже вода из этих резервуаров используется для полива. Ничего не пропадает зря. Так мне объяснили.

Естественно, первая мысль – а как у нас?

У нас по весне – потоп. И это дело уже привычное. И бесполезное. Никто не может ее решить. Обычный бытовой вопрос. И ладно бы речь шла лишь о дождевой воде.

Все знают, что влечет за собой снегопад. В той же Алма-Ате. Я уж не говорю про другие города. Это – коллапс. Пробки, аварии, заторы, нервотрепка одним словом.

И так можно перечислить навскидку кучу проблем, которые говорят о том, на какой стадии государственного развития мы вообще находимся. Красноречиво, просто и убедительно. Без всяких там  призывов и лозунгов.

Вот друг недавно рассказывал.

Приезжал как-то к нам один западный журналист. Решил познакомиться со страной. Проехал ее из конца в конец. Вернулся в город. Встретились. Друг мой спрашивает – как впечатление?

Тот давай нахваливать: природа замечательная, горы, леса, люди хорошие, приветливые, гостеприимные, хлебосольные… и молчит. Силится что-то сказать, но стесняется.

Читайте также
Стагнация – состояние стабильное

- Ну, говори? Чего?

И того как прорвало.

- Слушай, - говорит, - вот вы, цивилизованная вроде страна, а элементарную проблему решить не можете.

- Какую?

- Туалеты! Нет нигде туалетов. А те, что есть, – в них заходить страшно.

И ведь прав. Как оно было сто лет назад, так оно и есть. Как ср.ли везде, так и ср.т.

Хотя не так оно и дорого: имеется в виду канализация.

У ДОВЛАТОВА есть рассказик небольшой. Там группа советских писателей пересекает Америку и на одном из загородных шоссе натыкается на придорожный кофейный аппарат. А там – свежий кофе. И эта железная штука вносит настоящее смятение в стройные ряды советских интеллектуалов.

Примерное такое же впечатление производили в первые годы на «наших» турецкие курорты. Теперь-то уж все попривыкли, а поначалу ходили с выпученными глазами. И я такой же, вместе со всеми. Дурацкие вопросы задавал, помнится: « И что?! Шведский стол без шведов? И всё это бесплатно?! И можно есть? Так ведь не съешь все! А уносить можно? А пакетики выдают? Как? В обед то же самое?! И на ужин такая же выставка?!»…

Сейчас смешно, а как ездили в Анталью, так и будем ездить. Там всё «цивильно». Всё – для людей. Хотя у самих и Алаколь есть, и Балхаш, и Боровое, и всё остальное…

На скамейке запасных

Понимаю. Это всего лишь слова. Мысли вслух. Поток разнородной информации.

Такие вещи раньше публиковались под рубрикой – о времени и о себе. Вместо «о себе» в данном случае – «о нас». Где-то с грустью, где-то с улыбкой, больше с сожалением и досадой.

Читайте также
За макияжем не видно лица Родины

С одной стороны, вроде как не мое дело. Чего ввязываться? Проще держаться в стороне. Но безучастно наблюдать и помалкивать тоже не всегда получается. Не хватает обычного человеческого терпения. Как бывший футболист, могу с полной ответственностью заявить: в поле лучше, чем на скамейке. Молча смотреть – тяжело, а порой и невыносимо. Своя же команда играет. И играет откровенно плохо. Вот и томишься, вякаешь: а выпускать тебя или нет, решает тренер. И еще далеко не факт, что ты усилишь игру…

Словом, сидишь и смотришь. Думаешь: почему так? Почему мы везде опаздываем? Почему до нас все доходит в последнюю очередь?

Наверное, потому, что развитие мы свое начали слишком поздно. И потом, еще большой вопрос – развитие ли это вообще? Ну, всё то, что у нас тут происходит.

Куда мы развиваемся, интересно? Вернее – во что мы развиваемся? Что у нас развито круче всего? Ну, кроме коррупции, естественно. И разнообразных комплексов.

Эпосы и философы

Знаете, оказывается, полезно проводить аналогии  между отдельными событиями, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Но это как посмотреть. Под определенным углом зрения многое выглядит по-другому. Иной раз можно получить неожиданные ответы на затертые вопросы. Например, как вам такой вопрос: чем был занят мир и где в этот момент находились мы?

- Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Праздник был посвящен богу Дионису.

- Самой старой книгой в истории человечества считается раритет, который хранится в Болгарском национальном музее. Возраст его составляет более 2,5 тысячи лет.

Читайте также
Зачем заметать мусор под холодильник?

- Одним из древнейших памятников художественной литературы является шумерский «Эпос о Гильгамеше». Тут уместно вспомнить и про глиняные таблички, и про древнеегипетские папирусные свитки. Особняком стоит трактат основателя даосизма Лао-цзы «Дао Дэ Цзин». Это IV—III в. до н. э. Трактат был написан на бамбуке и назывался еще «Три телеги», потому что бамбуковые палочки занимали как раз те самые три телеги.

Впрочем, не обязательно заглядывать так далеко. Можно и к соседям.

Пару лет назад Узбекистан пышно отметил тысячелетие богатырского сказания «Алпамыш». Я подумал: почему именно 1000 лет? Какие исторические данные использовались при определении даты? Ну, ладно, допустим, узбекскому «Алпамышу» 1000 лет. А сколько тогда нашему – казахскому «Алпамысу»? И вообще, как это возможно – датировать многовариантный, распространившийся в фольклоре многих народов эпос?

Честно говоря, в таких случаях меня тоже подмывает «углубить вопрос». Я цепляюсь за отдельные факты. У нас ведь есть каменные книги – орхонские письменные памятники. Правда, в основном они встречаются на территории современной Монголии, и в них в значительной мере изложена политическая история Тюркской империи.

Поэмы и эпосы существовали в устной форме. От того, наверное, и столько разночтений.

- Бхарата санхита, появившаяся еще до Махабхараты, примерно в 1100 году до н.э., первоначально была составлена мудрецом Вьясой и содержала 24 тысячи стихов. Однако Вьяса расширил ее до 6 миллионов стихов, из которых до нас дошло только сто тысяч.

- Основы учения КОНФУЦИЯ звучат очень знакомо: добродетель –  это любовь к ближнему. Это глубочайшее определение отношений между людьми было сформулировано Конфуцием за пять веков до рождения Иисуса.

Читайте также
Я называл Алтынбека Пиночетом, а он меня Чон Ду Хваном. Часть 1

Тут я хотел бы сделать одно дополнение, которое легко обобщается. Конфуций женился в восемнадцать, и у него родился сын, которому отец дал имя – Ли, что означает «большой карп». Так вот, Ли разочаровал папу, так и не став, как на то надеялся Учитель учителей, крупной рыбой.

Дальше так же выборочно, так же красноречиво и ближе к нашим временам.

- Между 936 и 993 гг. было изобретено книгопечатание. Додумался до этого революционного шага обычный ремесленник БИ Шэн.

- В 1006 году юношу по имени Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина пригласили во дворец эмира Бухары и назначили личным врачом правителя. АВИЦЕННЕ исполнилось тогда шестнадцать, и он явился во дворец с книгами АРИСТОТЕЛЯ под мышкой.

- Другой тюрк по имени Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг – он же АЛЬ-ФАРАБИ, он же Аристотель Востока – родился раньше Ибн Сины. Если быть точным – в 850 году.

Здесь есть смысл сделать короткую остановку.

Аль-Фараби пришлось податься в эмиграцию, чтобы получить достойное образование, поскольку на родине ему ничего не светило. Что-то до боли знакомое вижу я в отчаянном поступке своего далекого предка...

И еще. В одно время Аль-Фараби служил садовым сторожем, чтобы заработать днем на свечи. По ночам при их свете он писал труды по философии, музыке, филологии, математике…

- С 1425 года в Европе началось массовое производство печатной бумажной продукции.

- Империя ацтеков стала доминирующей в Центральной Америке после объединения трёх основных индейских городов и значительно расширила границы при правлении МОНТЕСУМЫ I (1440—1469) и АУИСОТЛЯ (1486—1502).

- В 1453 году пал Константинополь, что ознаменовало конец Византийской империи.

- В 1457 году король Шотландии Джеймс своим указом запретил игру в гольф, поскольку она отвлекала солдат от их прямых обязанностей.

Читайте также
Голые. Но сытые

Гольф придумали казахи

Между прочим, «один мой знакомый друг», серьезный бизнесмен, любитель гольфа, яростно убеждает меня в том, что гольф придумали казахи. Вернее, чабаны. Которые в минуты, свободные от пастушества, любили своими чабанскими посохами загонять лошадиные катышки в норы сусликов. Версия, надо сказать, не бесспорная, но она, полагаю, имеет право на жизнь, поскольку – затейлива и оригинальна. А насчет доказуемости, то и тут мой друг выложил кучу бесспорных версий.

Видите ли, конский катышек при затвердевании весьма удобен для игры в гольф. Степь – то же поле с норами-лунками и лугами-газонами. Гуляй, пожалуйста, не пройдешь из конца в конец. Клюшки? Боже мой! Отломил крючковатый сучок от дерева - чем тебе не клюшка? Короче – ответы есть на всё. Да и не хочется спорить. Наоборот, хочется поддакивать и даже дополнить необходимыми деталями теорию происхождения древней казахской забавы, которую так бессовестно присвоили шотландцы. (Ну, и Тайгер ВУДС мне нравится. Искренний парень с явно казакпайскими мотивами в импульсах и во внешности).

- Беспокойный искатель приключений Кристобаль КОЛОН, он же Христофор КОЛУМБ, в поисках Индии уткнулся носом своего корабля в остров Сан-Сальвадор. Это случилось 12 октября 1492 года. Что было потом, все уже знают. Лучше бы уж он проплыл мимо, честное слово.

- Эпоха Возрождения (Ренессанс) началась в Европе в 14 веке. Оно пришло на смену эпохе Проторенессанса.

- Портрет некой Лизы ГЕРАРДИНИ был закончен Леонардо в 1503  году. Он работал над ней шесть лет, до самой своей смерти, но так и не успел добиться того, чего хотел. Время от времени возвращался, вносил поправки. Мир знает картину как Джоконду.

- В 15 веке в Италии насчитывалось двадцать с лишним городов. Среди них Венеция, Генуя, Неаполь, Флоренция, Рим... Процветали художественные школы, особенно это коснулось архитектуры, скульптуры и живописи.

Читайте также
Ермек Турсунов: Где мое место?

Откуда есть пошла казахская земля

Далее бегло – о многолетнем и принципиальном споре наших ученых. Попутно хотел бы отметить, что у каждого спора есть свой возраст. Я имею в виду то, что предмет спора, его глубина и принципиальное значение могут многое сказать о том, что за ним, собственно, стоит.

Итак.

- По мнению К. АКИШЕВА, «началом сложения узбекской и казахской государственности необходимо считать время образование Ханства Абулхаира». Это – 1428 год. То есть за 64 года до открытия Америки тем самым пресловутым авантюристом Колоном.

- А. ХАСЕНОВ считает, что «после смерти в 1445 г. правителя Улуг (Большого) Улуса – преемника Золотой Орды –Улуг-МУХАММАД-ХАНА (эпического ОРМАНБЕТА) на территории Казахстана обособился казахский улус, и возникло Казахское ханство, которое не зависело ни от АБУЛХАИРА, ни от Могулистана (Жетысу)».

- М. ТЫНЫШПАЕВ, С. ЖОЛДАСБАЙ, М. МАГАУИН, К. САЛГАРИН и другие считали и считают, что «перекочевка КЕРЕЯ и ЖАНИБЕКА на территорию Западного Могулистана произошла в 1456 году, после чего сразу же образовалось Казахское ханство».

- Б. КАРИБАЙ, основываясь на сведениях записанного в 1976 г. древнего предания (какого именно – не сказано) и сопоставив их с материалами письменных источников (каких именно – тоже не отмечено), определяет время образования Казахского ханства как весну 1458 года.

- К. ДАНИЯРОВ утверждал, что независимое Казахское ханство, которое он называет третьим казахским государством (первым казахским государством у него является государство ЧИНГИСХАНА, вторым – Улус Джучи), образовалось в 1480 году.

- С. ИБРАГИМОВ считал, что «в 30-40-е гг. XVI в. закончилась борьба потомков Жанибека и Керея с потомками Абулхаира, после чего произошло объединение нескольких самостоятельных владений  казахов, возникших к концу XV века, в одно государство – Казахское ханство».

- Отдельные отечественные ученые считают, что «казахи и до Казахского ханства могли иметь свое государство. Таким первым казахским государством или казахскими государствами могли быть несколько политических объединений – Ак Орда, Ханство Абулхаира, Могулистан, Ногайская Орда и Сибирское ханство»…

Нам хочется продлить свою историю

То есть мы всё еще спорим о том, с чего начинать отсчет. Всё не можем определиться.

Ну, допустим, я соглашусь с последним мнением, потому что мне так нравится больше. Однако здравый рассудок перечеркивает весь мой патриотический настрой одним лишь каверзным вопросом: «А что нам в итоге даст этот затянувшийся спор?»

ЮНЕСКО по-своему определяет наш официальный возраст. В их документах записано: «как единый этнос казахи сформировались в первой половине 16 века». Там же есть дополнение: «Этноним «казах» в переводе с древнетюркского означает «вольный, независимый» и вполне отражает характер народа, во все времена устремленного к независимому, самостоятельному существованию»…

Читайте также
Полведра молока за Аллегрову

За последние невразумительные строки я готов даже нешуточно предъявить этому самому ЮНЕСКО. Что это такое? Итальянцы, значит, вовсю рисуют и лепят свои шедевры, Колон открыл  Америку, индейцы объединились, чтобы дальше строить свои загадочные города, Китай без всякого таможенного союза возит через нас свой шелк, порох и бумагу с макаронами, а мы… мы, вольные и независимые, только образовались?

Мне тесно и неуютно в таких временных рамках. Хочется их немедленно раздвинуть, копнуть поглубже и поширше. В помощь всплывают в памяти грозные имена ЕДИЛ-ХАНА и ТЕМУЧИНА. За ними встают, гремя щитами и латами, скифы с саками, сарматы с массагетами, поднимаются во всем своем величии насыпные курганы с несметными сокровищами в усыпальницах степных королей. Косматые гунны громят эти самые итальянские города с их художественными мастерскими, наводя ужас на Папский престол, и пируют на берегах Дуная. Помнится, еще в далеком 437 году, почти за пятьсот лет до изобретения книгопечатания, мои далекие предки совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство! А тут на тебе – «в первой половине 16 века». Это же рядом совсем.

Ну да бог с ним, с этим ЮНЕСКО. Сейчас не об этом.

- В 1430 году Улугбек Мухаммед ТАРАГАЙ открыл в Самарканде обсерваторию. Привлек туда выдающихся учёных своего времени. По своему оснащению и по результатам проведённых работ она не имела себе равных ни в эпоху Улугбека, ни много позднее. Научная и просветительская деятельность Улугбека вызвала недовольство мусульманского духовенства и реакционных феодалов, обвинявших его в ереси и организовавших против него заговор. В результате Улугбек был убит, а его обсерватория варварски разрушена.

- В 1791 году МОЦАРТ сел сочинять «Реквием».

- В 1775 году императрица Екатерина II даровала казахам некоторые права, в частности, разрешила использовать их исконные пастбища в междуречье Урала и Волги.

Уральскому казачьему войску эти уступки не понравились. Казаки потребовали заложников при переходах через эти земли, а также оплаты при перегоне скота. Тогда царская администрация в 1791 году  объявила о возвращении ханской власти, назначив ханом султана ЕСИМА. В ответ Сырым ДАТОВ объявил войну России, убив её ставленника Есима. В 1797 году, преследуемый купленными султанами, Сырым Датов бежал в Хивинское ханство. Там же и умер в 1802-м. Говорят – отравили...

Читайте также
Привычка жить в транзитной зоне

Даже весна к нам приходит с опозданием

Так вот, насчет исторической закономерности. Мир где-то там: что-то придумывает, изображает, сочиняет, строит, создает, открывает… Мы – здесь. Пользуемся всем тем, что они там изобрели. Ну и грыземся заодно. Это наше обычное состояние.

Случается, кто-то, воспользовавшись моментом, бежит за бугор. «Купленные султаны» поначалу едут на переговоры, уговаривают вернуться или хотя бы договориться. Получается редко. Тогда прибегают к радикальным средствам.

Их – много. Мы наблюдаем. Нам интересно: получится – нет? Театр же!

Параллельно думаем: надо бы успеть забрать пацана из детского сада, заскочить в магазин за молоком, позвонить маме, чтобы не ругалась, сходить, наконец, на этот долбаный фильм – все уже уши прожужжали, успеть в поликлинику – прокапаться, ну и, если получится, вернуть долг коллеге, а то неудобно, и так затянул…

А мир не останавливается. Он – двигается и решает. И предлагает новые решения. До нас его решения доходят в последнюю очередь. И такое ощущение, что мы – последние в этой очереди. В очереди на нормальную полноценную жизнь. И опять думаешь: почему мы везде опаздываем? Наверное, у нас – у казахов – это национальная черта. Особенность натуры. Но речь здесь о другом. О том, почему мы всегда последние? Почему «мы такой тормоз, ваще»? Даже весна к нам приходит с опозданием. Почему?

Фото: Дмитрий ГЭРТ.

Серик 2017-04-06 09:08:44
1
Патамушта...патамушта
Поклонник таланта 2017-04-06 09:09:57
0
О чем это?
Тэтяна 2017-04-06 09:30:22
0
Уже в который раз вот это - "в поликлинику прокапаться", может, пора уже в больницу лечь?
казах 2017-04-06 09:37:48
0
Аль-Фараби пришлось податься в эмиграцию, чтобы получить достойное образование, поскольку на родине ему ничего не светило. Что-то до боли знакомое вижу я в отчаянном поступке своего далекого предка.../////// НЕУЖЕЛИ НУР ОТАН... И ТОГДА СУЩЕСТВОВАЛ ?!,..... )))
Света 2017-04-06 14:42:16
0
Потому что до нас не дошла очевидная мысль: не надо искать драйверов экономики, не ползти в 50-30-20 высокоразвитых государств, а найти драйверов-человеков, казахстанских Данко, которые будут светить не тем, кто рвет и мечет в свой карман, а всем нам, которым темно.
Гульнур Оразымбетова 2017-04-06 09:52:20
1
Уважаемый Ермек! Казахи - тугодумы. Вы попали в точку - национальная черта, но думают капитально. Ответ? Ваше эссе сейчас.
сидр 2017-04-06 10:02:25
0
Патамушта !
Mitlari 2017-04-06 10:23:03
0
Зато мы экологически чистые. И в этом наша сила. Ну чем плохо? И пользуемся тем, что придумали другие. Тоже неплохо.
Нагыз Казах 2017-04-06 10:36:16
0
..."А мир не останавливается. Он – двигается и решает. И предлагает новые решения...И такое ощущение, что мы – последние в этой очереди....." - именно на КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. И мы тут - ПОЗОРНИКИ - АУТСАЙДЕРЫ. Ведь много УМНЫХ КАЗАХОВ..повидали МИР. Нормальные ГОСУДАРСТВА. Но как не было клозетов...так и нет...даже вроде и в гос. учреждениях. Поэтому ЭМИГРАЦИЯ - только выход. Время Аль-Фараби, Улугбека, Сырыма прошло.....жалко силы, время, знания и энергию....
Не тормоз 2017-04-06 11:04:38
0
Спасибо Ереке. Был период , мы были впереди СНГ всей, кто-то коре алмады и всё ЕВРАЗЭС, ТАМ союз. и Как всегда кто-то равный среди всех равных, а мы как всегда в раздоре между собой (казах, узбек, кыргыз, туркмен, татарин, башкир, ногай, кумык, ну и пол кавказа,). Как можно делить единую культуру Алпамыш, Алп Манас, Алпамыс. А может точка невозврата пройдена...
- Периодически читаю информацию о проходящих в трудовых коллективах обсуждениях по поводу перевода казахского языка на латиницу. Интересно было бы побывать на подобном мероприятии, послушать, что говорят, чем обосновывают переход.
Можно вывести акима из Системы. Но Систему из акима – никогда
Какой эффект новая пешеходная зона в Алматы произведет на жизнь всего города
Бруно Жардэн: Мы будем наращивать объемы добычи на Кашагане
В освоение месторождения уже вложено 55 миллиардов долларов
Кто изгоняет «бесов» из казахстанской адвокатуры?
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Построенный в боях социализм
Почему советское руководство было вынуждено отказаться от массированных инвестиций и обратить внимание на уровень жизнь населения
Про волка
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
Контрцикличная профанация
Деньгами будущих поколений покрывают непрофессионализм нынешнего правительства
Марат Толибаев: Хочу заступиться за Владимира Божко
Известный в социальных сетях автор считает, что вице-спикеру приписали абсурдные мысли
Все будет как всегда. Но может быть и хуже
Поправки в Закон о СМИ – удавка на шее журналистов
Терра
Внимание, спойлер. Если вы намерены смотреть фильм «Оралман» режиссёра Сабита Курманбекова, текст не рекомендуется к прочтению
Предпосылка для Байбека
Беспричинно можно любить глупую девушку, вредную кошку или партию «Нур Отан», а все остальное должно иметь какую-то логику
О чем говорили два шакала
Как правильно устроить вакуум в голове
Взятка открытым переводом
За что задержаны экс-глава «Казавиаспаса» Малик Досымбеков и бывший гендиректор «Казавиалесоохраны» Толеугазы Сексенбаев
Некосмический Байконур
Айдан Карибжанов побывал в Байконуре и увидел в нем Венецию
Пятерня может сжаться в кулак
Будет ли реанимирован Союз центральноазиатских государств?
Плетенье чепухи: Личные вкусы историков отвращают меня от истины
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Терра
Внимание, спойлер. Если вы намерены смотреть фильм «Оралман» режиссёра Сабита Курманбекова, текст не рекомендуется к прочтению
Айдос Сарым: Арестовывать сорок казахов и ни одного индуса - это ошибка
Политолог считает, что в конфликте в "Абу Даби Плаза" виноваты индусы и их работодатели
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Язык - это наследие, которое при смене алфавита мы теряем
- Как жаль, что такие здравые и аргументированные высказывания, можно прочитать только на Ратель.
Правительство ищет казахов по всему миру
- "База успешных ученых – мы хотим иметь связь. " Их еще найти надо. Начните с базы бездарностей: и ученых, и чиновников, и артистов. Здесь работы непочатый край!
Еще один казахстанский многоженец проживает в Алматинской области
- Конституцию применяем выборочно. Законы - тоже выборочно. И даже традиции ислама тоже применяем выборочно!!! Не думаю, что большинство наших мусульман выскажутся за забивание камнями насмерть за супружескую измену. А ведь это норма шариата... И нечего к Байбеку придираться... Приплыли. Выборочное применение закона - НОРМА ЖИЗНИ в Казахстане! И никакого когнитивного диссонанса!
Хиджаб раздора
- Однозначно - права администрация школы. Вне всякого сомнения. У нас по Конституции Казахстан - светсткое государство. Кроме того, школа есть государственное учреждение. С установленной единообразной формой одежды. Поэтому будьте так добры - соблюдайте в школе установленнцую эту самую форму одежды. а дома - ходите в чём хотите, хоть голыми. Всё. И нех тут демагогию разводить. Хотите учиться и при этом носить религиозную форму одежды - идите в медресе и учитесь там. Всё.
О чем говорили два шакала
- Всегда считал и до сих пор считаю лучшим школьным учебником физики - 3-хтомник Григория Ландсберга. Не знаю кто и когда его переведет на казахский. ...
О чем говорили два шакала
- С кириллицей живем почти 80 лет. В этот период пришла массовая грамотность казахов и была создана основная масса письменных произведений в казахской культуре в широком её понимании. И почему должны от всего этого отказаться? Ежегодно 160 - 200 тысяч детей заканчивают казахские школы. Половину примут отечественные ВУЗы, а куда поедут учиться остальные? Западное образование смогут позволить единицы. Или нас обрекают стать нацией охранников, грузчиков и т.п.?
Хотят ли банки обвалить тенге
- Есть и другое обоснование роста курса тенге, например Резервы Нац.фонда у нас в долларах, соответственно высокий курс доллара помогает продавать Нац.фонду доллар за тенге на внутреннем рынке дороже и тем самым закрывать нехватку бюджета. Экспо завершилось, денег в бюджете нет, где взять деньги? Ответ лежит на поверхности, на внутреннем рынке, то есть с карманов казахстанцев, доллар верх -народ срочно бежит в обменники скупать капусту