Какими бы хорошими ни были идеи, на уровне исполнения можно сделать абсолютно не работающий документ
Многие меня спрашивают, почему мы не можем исполнить даже те программы, которые уже приняты, и постоянно пишем новые?.
Здесь множество причин, которые я попробую описать, и все они связаны именно с исполнением. Какими бы хорошими ни были идеи, на уровне исполнения можно сделать абсолютно не работающий документ. Примеров очень много, перечислять нет смысла.
Все заключается в том, что у нас проблема именно с исполнением, и на это имеется множество причин, без решения которых очень сложно что-то сделать:
1. Мотивация. Я не сильно верю в дань стране, службу Родине и так далее. Чиновник - такой же человек, который ходит на работу, чтобы зарабатывать. Может, политические должности могут быть мотивированы иными целями, но те, кто пишут документы и их внедряют, работают всю жизнь на госслужбе и зарабатывают там же. Сейчас зарабатывают как могут: в белую, в серую, в черную и так далее. Правильно, чтобы зарабатывали только в белую: поэтому здесь важны правильная система оплаты труда и мотивация. Сейчас уровень оплаты крайне низкий, он не может дать мотивацию работать правильно и в белую. При этом возникает резонный вопрос, как повысить эффективность одновременно с поднятием уровня оплаты труда и внедрением мотивации? В данном случае, на первом этапе будет большой расход, так как нужны сначала высокооплачиваемые люди, которые смогут сделать нормальные процессы и сократить персонал с внедрением новых форм оплаты труда. Задача очень сложная.
2. Команда. В свое время боролись с командными перемещениями, но все это превратилось в политический инструмент. Влиятельные и приближенные могут создавать команды, так как получают политическое добро, а новенькие таким правом не обладают и получают к себе в замы верных, но не им, а вышестоящим. Без команды сложно что-то сделать, будь ты хоть трижды умный и способный. Должны быть принципы отбора людей, но нельзя вмешиваться в командообразование. Сейчас очень сложный процесс согласования к себе условного зама или дирдепа. Наверное, в какой-то мере, таким образом боролись против сговоров и коррупции, но, как мне кажется, это больше влияет на эффективность и исполнение.
3. Страх перед правоохранительными органами. У нас количество правоохранительных органов огромное. С чиновниками стало очень сложно разговаривать, так как не все трактуется однозначно. Это, в первую очередь, очень большой стресс для людей, которые решают для страны огромные задачи. При этом я уверен, что коррупцию победить только силовым способом крайне сложно, в этом плане нужно, чтобы уровень дохода и мотивация соответствовали ожиданиям и квалификации, а для этого нужно повышать уровень оплаты труда, внедрять мотивацию и внедрять прозрачную систему найма на госслужбу.
4. Очень много уровней управления, что сильно искажает поручения. Если посмотреть, то министерства состоят из комитетов, у которых имеются департаменты и управления и так далее. Над министрами стоят вице-премьеры, есть еще кураторы с АП и так далее. Чем меньше уровней управления, тем быстрее и точнее исполнение. Мне кажется, у нас слишком большие министерства, которыми очень сложно управлять. Нужно сокращать функции министерств путем передачи части функций местным органам власти, а сами министерства дробить до уровня максимум 2-3 функций, что позволит сократить комитеты, повысить статус и решить вопрос с управляемостью.
Фото: Евгения Гусева / KP.RU.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!