Можно работать простым фельдшером на краю света и работать так, что твой народ сделает тебя святым при жизни
Я уже писал о том, что не доезжая до села Нарынкол есть Марусина гора, названная в честь фельдшера, погибшей на той самой горе с затяжным и тяжёлым подъёмом. Не знаю, где она похоронена, как и не знаю, как по-настоящему её звали.
Как мне рассказывали старожилы, она погибла, возвращаясь от пациента, жившего и работавшего чабаном в горах. Причины говорили разные. Кто-то из стариков говорил, что её загрызли волки, рыскавшие стаями в те далёкие времена, а одна из бабушек утверждала, что она погибла от рук контрабандистов, перевозивших опиум. Устранили как случайного свидетеля.
Правду не знаю. Поиск правды оставим историкам и журналистам, а мне было важно совсем другое. Мало ли кого и как убивали в те времена, так же? А вот народ до сих пор бережно хранит память именно об этой мужественной девушке. Наверняка она была непростым человеком, коль сам народ без натиска сверху назвал эту гору в её честь.
С тех пор не раз менялись названия самого района, практически всех посёлков, улиц и много чего ещё согласно политическим бурям, но эта гора как святыня до сих пор зовётся Марусиной. Именно так, с любовью и нежностью. Согласитесь, что неспроста. Вот так её любили в этих краях. Разве может такую любовь всего народа заслужить обычный человек? Конечно же, нет.
Недавно довелось побывать на Райских озёрах. Слышал много раз об этом месте, и, раз подвернулся случай побывать там и порыбачить, я, не раздумывая, поехал.
О свойствах самого озера писать не стану, так как уже известно много. Меня заинтересовало совсем другое. Недалеко у озера находится маленькая могилка Рай-Ана, как её всё здесь называют и которая вся обвешана кусками платков и различных тканей. Так казахи отмечают святые места, как вы знаете. И это место является сейчас точкой паломничества всех, кто ищет исцеления в этих чудо-озёрах. Так кто она, эта самая РАЙ-АНА?
Общеизвестная легенда гласит о том, что девушка по имени Райхан/Рая заболела лепрой (проказа). Страшная и неизлечимая болезнь. И, конечно же, от неё все отвернулись и изгнали из дома. Девушка решила утопиться и вошла в озеро, однако вода никак не принимала, выталкивая со дна. Обессилев, она заснула и после заметила, что её раны стали заживать.И она стала каждый день купаться в этом озере и в итоге вылечилась. Затем вернулась к своим здоровая и помолодевшая. Люди узнали это и стали к ней обращаться. Она начала их лечить. Началась война, и каждый день возвращались раненые с фронта. Пациентов у неё стало так много, что она поселилась у озера и стала принимать всех страждущих.
После смерти в знак великого уважения к ней люди похоронили её на этом холме и эти озёра назвали в её часть – Райскими.
Красивая легенда, бесспорно. Но что-то не клеилось в моей голове. Девушка, проказа и вдруг целитель… Без медицинского образования тут никак вообще-то.
Я стал расспрашивать своего старого друга-рыбака Сергея Фёдоровича ПАКА, что он знает про это. Уже он-то всё обо всех знает. И его версия меня удивила ещё больше. По его словам, Рая была медсестрой или фельдшером в группе исследователей этого региона. Возможно, эта была геологическая экспедиция или что-то ещё, сейчас он сказать точно не может. Говорит, что в те годы таких бригад было много в этих степях. Искали воду, минералы, полезные ископаемые и так далее. В общем всем миром поднимали народное хозяйство большой советской страны.
Вот. Рая действительно заболела. Чем, он не знает. Но экспедиция её оставила, так как везти её куда-то было бессмысленно. И их понять можно.
Даже сейчас, имея современные средства связи, интернет навигаторы и джипы, проехать туда очень трудно, если не знаешь дорогу. Да даже если знаешь, пока доедешь - почувствуешь, где находится каждый твой орган в твоём теле и надёжно ли он прикреплён. Поэтому понятно, почему в те далёкие тридцатые годы прошлого века экспедиция приняла такое решение. Не думаю, что её оставили на произвол судьбы. Наверняка оставили под присмотром здешних жителей.
И вот. Рая начала купаться в том озере и вылечилась. Затем стала исследовать все озёра вокруг и выстроила собственную методику оздоровления. Начал стекаться народ к ней на лечение. Она лечила всех и довольно-таки успешно. Потом война, и так далее. Народ её боготворил. А когда она умерла, то сам народ, без ономастических и прочих комиссий назвал все эти целебные озёра в её честь, и вот уже почти 100 лет люди едут туда и получают лечение.
Версия моего старого товарища показалась мне более правдоподобной, нежели рассказ про прокажённую девушку. Так обычно казахи не поступали.
К чему я всё это?
В последнее время в нашей среде распространилась дискуссия о необходимости отмены такого вида медицинской услуги, как вызов врача на дом. Обосновывается это тем, что наши российские коллеги написали петицию в адрес своего правительства с требованием отменить эту услугу из-за трагической гибели терапевта.
И приводятся многочисленные примеры из международной практики, где такой услуги нет. Аргумент веский, спору нет. Но, как всем известно, сколько в мире стран, столько же моделей здравоохранения. И поэтому на эти примеры можно привести столько же с совсем противоположными данными.
Ну да ладно, мы же не они. В чём, вообще, смысл работы участкового медработника, неважно кого: врача общей практики, терапевта, педиатра, фельдшера? Конечно же, оказывать медицинскую помощь жителям, прикреплённым к участку. Причём постоянную и круглосуточную. Особенно на селе. Там уж точно могут тебя дёрнуть в любое время дня и ночи. И там наши специалисты, не считаясь с временем, поднимаются, идут и оказывают помощь. Почему? Просто потому, что за долгие годы работы они там становятся родными для всех жителей своего участка или целого посёлка. То есть настоящими семейными врачами.
Я знаю очень много таких врачей и медсестёр. Очень и очень много. И я всегда склоняю перед ними голову. Они особенные. Настоящие. Не испорченные деньгами и бытом. Они знают всех и всё про всех. И не только про здоровье.
Пожилая участковая врач села Каркара, что вблизи села Кеген Алматинской области рассказывала мне про свою работу.
Её как уважаемого человека приглашают на все свадьбы. Она делает отметку в своём календаре и через определённое время отвозит молодую невесту в район на диагностику беременности. И как только диагноз подтверждается, она опять делает отметку в своём календаре и контролирует её здоровье вплоть до самых родов. За неделю до них она на своём "уазике", а если машина сломана, то на машине поселкового акима, сама лично отвозит беременную на роды.
Некоторые прячут своих невесток от неё, когда видят её машину. Но она беспощадно находит таких, отвозит и контролирует её состояние до выписки из роддома. Приезжает сама или её медсестра и выписывает роженицу. Затем делает опять отметку в том самом календарике, и начинается следующий строжайший этап – ребенок.
"Ужас! – скажете вы. - Дикость и средневековье!". Может, и так. Однако в её посёлке уже более 10 лет нет ни одного случая материнской и младенческой смертности. Значит, оно того стоит, да же? И это только если говорить про беременность и роды. В её журнале записано всё про всех. Кто, когда, чем и сколько болел и что нужно дальше делать. Все жители посёлка беспрекословно слушались её, и попробуй нарушить назначенное ею лечение или режим.
"А аким помогает?" - спросил я. "А куда он денется? Я его тоже возила когда-то в роддом!" - безапелляционно отвечала она.
Слушая её, я восхищался её мужеством и одновременно жалел о том, что времена таких врачей, увы, проходят. Специалист, отдавшая всю свою жизнь служению этим малограмотным жителям своего округа.
Возможно, в том ауле мало кто знает фамилию акима района, тем более области. Не уверен, что они вообще знают начальника облздрава и министра. А вот своего участкового врача они знают с самого рождения. Для них она и есть облздрав и министр. Потому что именно от неё зависят жизнь и здоровье этих людей. И они отвечают её взаимностью. Её авторитет непререкаем. Уверен, что ей и таким как она точно так же поставят памятники и назовут озёра и горы их именами. Почему? Потому что участковый врач – это нечто больше, чем профессия. Это нужно знать и понимать. И надо создавать условия для таких специалистов. Беречь и лелеять. Пока они есть у нас.
Поэтому, решая вопрос отмены вызова врача на дом, чего мы хотим добиться? Согласен, что для узких специалистов это лишняя нагрузка. Но для участковой службы – извините. Тут важно просто понять, а может это не ваше? Возможно, надо вам поискать другую работу? Частный центр с хорошей зарплатой и без таких нагрузок?
В том, что участковая служба у нас постепенно умирает, нет вины врачей. Это мы не смогли за эти годы создать им условия. И в том, что перестали нас уважать, отчасти виноваты и мы сами. Почему? Потому что ты можешь стать академиком, чтобы вся элита страны и правительство тебя уважали и гордились тобой. И они же увековечивали бы твоё имя, давая всевозможные премии и награды. А можно работать простым фельдшером на краю света и работать так, что твой народ сделает тебя святым при жизни, и твоё имя не умрёт никогда, даже после твоей смерти.
Выбирать только тебе.
Так что берегите себя и хороших врачей!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!