Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Казалось бы, между двумя контрастными регионами Глубинной Азии - Великой Степью и Великим Тибетом – связь весьма опосредованная. Такая опосредованная, что можно её вообще не замечать. Однако именно из таких, зачастую незаметных нитей и состоит та цивилизационная ткань, на которой отдельные племена и народы вышивают свои затейливые узоры. И чем больше нитей, тем богаче получается изображение.
Казалось бы – что общего между Казахстаном и Тибетом? На первый взгляд – ничего. Но если покопать, то можно отыскать немало!
Семиречье в составе Тибета
Во времена своего могущества в XI веке Тибетское государство столь широко растекалось со своего заоблачного нагорья по просторам Глубинной Азии, что в сферу его влияния какое-то время попадали даже земли современного Казахстана! Было это, правда, ранее, чем на этих просторах появилась новая этническая данность – казахи. Сам же Тибет (Туфань китайских источников) в те времена считался самым могущественным и экспансионистским государством в этой части планеты. К 822 году под властью Лхассы оказалась громадная территория, в которую была включена не только значительная часть Китая, Восточного Туркестана, Средней Азии, но и, по некоторым данным, наше Семиречье.
Известный эпизод - взятие и разграбление тибетцами в 763 году великой танской столицы Чанъаня, вкупе с другими потрясениями, свалившимися в те годы на Поднебесную (мятеж полководца Ань Лушаня, смерть всесильной фаворитки-красавицы Ян Гуйфэй, горе императора), стал фоном для одного из самых мощных выплесков мировой литературы. Во многом благодаря недосягаемому великолепию китайской поэзии той поры (Ду Фу, Ли Бо, Гао Ши, Ван Вэй и т. д.) Поднебесная ощутимо подрагивала под разнонаправленными ударами, но всё же стояла на ногах.
И если бы не наличие на Востоке такого перманентного и непримиримого супостата Большого Тибета как Танский Китай, неизвестно ещё, как бы сложилась история Средней Азии, на которую были направлены аппетиты находящихся на пике силы тибетцев.
Обеспокоенные арабы объединяются с китайцами
Недаром обеспокоенные устремлениями горцев арабы, которыми верховодил в те времена легендарный Харун ар-Рашид (будущий герой "1001 ночи"), искали возможности заключить с китайцами договор о совместном противодействии туфаньцам. И это показательно само по себе. Ведь ещё всего столетие кряду тибетцы и арабы, действуя плечом к плечу, сообща громили китайцев в той же Средней Азии. К примеру, в 715 году союзники совместно овладели здесь Ферганой. А до Самарканда тибетцы добрались уже без посторонней помощи.
Надо сказать, что тот Тибет, с которым тогда воевали китайцы, арабы и тюрки – сильно отличался от того Тибета далай-лам, к которому устремлены ныне чаяния и думы искателей истины и пламя борцов за справедливость в чужих государствах. Хотя бы уже потому, что никаких далай-лам, да и просто лам, в заоблачной стране тогда не было, буддизм ещё только набирал силу, а жители почти поголовно поклонялись своим старым и тёмным божествам, представлявшим древнюю религию "бон".
…Между тем, "Столетие Тибета" подходило к концу и завершалось само собой. И никогда более в истории заоблачная страна не наводила такого страха на соседние царства-государства. Что до Казахстана, то, насколько мне известно, никаких особых памятников пребывания на его территории того Тибета - не сохранилось.
Зато множество свидетельств "тибетского влияния" осталось тут от времени, отстоявшего на тысячелетие назад.
Как монголы распространяли тибетские ценности в Великой Степи
Неизвестно, как бы вообще сложилась дальнейшая история Тибета, если бы в своё время один из самых ярких чингизидов, знаменитый Хубилай, не увлёкся проповедями буддийских миссионеров из Лхассы. Так что, завоевав Тибет в 1252 – 53 годах, монголы уже весьма уважительно относились к духовным завоеваниям тибетцев – в 1254 году Хубилай решил передать верховную власть над страной своему буддийскому наставнику Пхагпа-ламе. А когда в 1260 году Хубилай стал верховным ханом всех монголов, то даровал буддизму все права государственной религии.
С тех пор монголы превратились в самых последовательных и рьяных последователей тибетского буддизма в Глубинной Азии. Буддистами были и джунгары, неугомонные номады, владевшие в свои лучшие годы Великой Степью от Волги до Алтая. Вечные соперники (но не только!) казахов, джунгары так и не смогли пережить своего прошлого. Финал их жизни – банальная историческая трагедия. Они остались только легендах, топонимах и воспоминаниях.
После поголовно уничтоженных войсками цинского Китая ойратов, на землях, где проживал этот беспокойный и несчастливый народ, осталась масса свидетельств его былого величия. Множество джунгарских древностей, одномоментно обратившихся в памятники, оказались и на территориях современного Казахстана. Среди них – известные "Семь палат", рядом с которыми возник Семипалатинск, монастырь Сумбе на границе с Синьцзяном, капище Тамгалы-тас на Или и многие другие подобные. Но самым значимым и впечатляющим памятником из наследия исчезнувших джунгар следует считать Аблайкитские палаты – большой дворцово-храмовый комплекс недалеко от нынешнего Усть-Каменогорска.
Кому достались сокровища Аблайкита?
Поспешность, с которой ойратские владетели покидали Аблайкит, привела к тому, что многие ценности оказались забытыми или брошенными на месте. Оставляя все прочие достоинства монастыря-дворца, замечу, что тут находилось, ко всему прочему, крупнейшее в регионе хранилище буддийских рукописей, часть из которых печаталась в местной книгопечатне. Кроме того, в культовом комплексе занимались тибетской медициной и изготовлением лекарств - для тела и души. Отсюда в разные стороны расходились статуи и фигурки Будд, отлитые в металле или в виде терракоты.
О былом значении говорят 1500 листов "тангутских рукописей", вывезенных специально посланным от академика Палласа отрядом казаков. Несколько рукописей ещё раньше попали к Петру Великому, и это были, по словам Риттера, "первые рукописи, обратившие внимание европейского учёного мира на восточноазиатскую и преимущественно тибетскую литературу"!
К сожалению, то, что сохранилось от Аблайкита (в музеях и библиотеках России и Европы) – лишь малая часть того, что могла бы обрести наука. Большая часть артефактов была попросту уничтожена казахами и казаками. Первые разносили кирпич на постройки своих мазаров, а вторые ради забавы разрушали статуи и заворачивали сало в листы рукописей.
…От "Семи палат" и Аблайкита не осталось практически ничего. Но всё же среди памятников истории Казахстана до нас дошли ощутимые свидетельства связей с Тибетом. В виде тибетских надписей, главная из которых находится на берегу Или, в урочище Тамгалы. Здесь рядом с изображениями кумиров выписан буддийский символ веры (Ом-мани-падме-хум). В том числе и по-тибетски.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!