Қаз   Рус

О самом главном

16056 просмотров
6
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 05 Окт 2017, 09:00

Казахи не начинают никакое важное дело, не совершив обязательный обряд. Все эти обряды сопровождают нас потом до самого конца

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Трусы мужские – қорқақтар еркек».

Читайте также
О чапанах

В последние годы всё чаще я слышу разговоры о национальном возрождении. Люди стараются возвратиться к своим корням. Вспоминают традиции. Пытаются вернуться к языку. Дело это во всех отношениях важное и полезное. И, конечно же, это не может не радовать. Забывать свое прошлое нельзя.

Но что еще важно: делать это следует без перегибов. Часто те или иные ритуалы, те или иные устоявшиеся понятия переиначивают на современный манер, и они смотрятся вычурно. Искусственно. Натянуто.

Взять хотя бы, во что превратились наши сегодняшние свадьбы. Или похороны. То и другое стало напоминать турнир по определению победителя на звание самого крупного понтореза страны. Не думаю, что это хорошо.

В этой связи, мне думается, не будет лишним напомнить о том, что стоит за тем или иным обычаем и как он вообще возник. Ведь за всем был свой смысл.

В первую очередь надо, пожалуй, сказать о том, что у нас, у казахов, свой взгляд на мироздание. Свое понимание природы вещей. Оно вырабатывалось сотнями лет. И за всем этим стоит практический опыт кочевой жизни. Как у любого другого народа, впрочем.

С тех пор, когда мы сошли со своих коней, многое поменялось. Но многое и осталось в народной памяти.

Поговорим о некоторых традициях.

Мы говорим: «қазақ ырымшыл халық». Что в переводе означает – «казахи - народ суеверный».

Да, мы верим во всякие приметы. Знаки. Послания...

Такая национальная особенность также берет начало из глубины веков. Мы не начинаем никакое важное дело, не совершив обязательный обряд. Пусть даже и внутренне. И, надо сказать, все эти обряды сопровождают нас потом до самого конца. И даже сам наш конец проводится в форме обряда.

***

Читайте также
Беспроигрышный способ отскочить от свадьбы

Но лучше всего, наверное, стоит начать с приятных вещей. Вернее, с самого начала. С появления человека. Он ведь тоже появляется не только по воле своих родителей. Его появление связано с космосом. С законами Вселенной. С благословлением Неба и самого господа бога.

Как только невестка в доме почувствует беременность, она говорит об этом своей ене, то есть свекрови. Та сообщает эту радостную весть всем своим домочадцам. Но делается это очень осторожно. Негромко. Потому что «көз тиеді» – сглазят, «түсік тастап қояды» – может случиться выкидыш или «ібіліс іліп әкетеді» – черти услышат, дьявол с собой заберет. Поэтому по возможности старались держать эту новость в тайне.

С этого дня нельзя было смотреть женщине пристально в лицо. Или на ее живот. Считалось, что это не к добру.

Нельзя было с ней разговаривать невнимательно. Заставлять ее выполнять тяжелую работу. Нельзя было ее злить. Обижать.

Нельзя было давать ей в руки нож, меч, саблю, ножницы... Любое другое колющее и режущее оружие.

Нельзя было устраивать на ночь постирушки.

Нельзя было выносить на ночь глядя золу. Или же наступать на нее.

Нельзя было ночью ходить за водой.

Много еще чего нельзя было делать...

Всем этим предосторожностям есть простое объяснение. Высокая детская смертность. Попробуй в голой степи выносить, родить и вырастить здорового ребенка. Женских консультаций не было, и гинекологических клиник тоже. Поэтому и рожали помногу. Надеялись, что кто-нибудь да выживет...

Вообще, по-казахски о беременной женщине говорят: «аяғы ауыр». В буквальном смысле – «ноги потяжелели». Или же – «жүкті болды». То есть «стала груженой», «нагрузилась». Забавно звучит для русского уха, не правда ли?

Но в далеком тюркском понимании слово «жүк» означало не груз, а – «сокровище, богатство, состояние». Следовательно, беременная в доме становилась носителем самого главного, самого дорогого на свете. И это – логично. Что может быть дороже детей? И следовательно, обращаться с носителем такого состояния следовало очень бережно. Что и происходило на практике.

Женщину, которая понесла, тут же окружали заботой и вниманием. Следили за тем, как она ест, что она ест. Как она спит и вообще – какое у ней настроение. Потому что: «Екіқабат әйел жыласа, оның баласы жасық болып туады». То есть, если беременная будет плаксивой, то ребенок у ней родится слабым (робким, нерешительным).

Читайте также
Как Асанали Ашимов в возрасте под 70 сватался

Одним словом, за этим очень следили. Старались ей всячески угодить и выполнить любое ее желание. А, как известно, беременные женщины становятся весьма капризными. (Некоторые, впрочем, такими становятся и без беременности.)

Вообще, если уж говорить о смысле жизни, то есть о вопросе, на который не смогли ответить все философы мира, то у нас, у казахов, он определяется весьма просто и конкретно. Человек живет ради потомков. Ради продления своего рода. Своего имени. Иногда так и говорят: «Ұрпағың барда атың ешқашан өшпейді» – пока живы твои потомки, имя твое не погаснет. А еще говорят: «Мен көрмегенді көрсін, мен ішіп-жемегенді жесін». То есть – пусть мои дети увидят и вкусят то, чего не довелось повидать и вкусить мне.

Теперь что касается наших любимых тоев, праздников, торжеств и посиделок.

После того, как молодуха переживет все прелести токсикоза и почувствует, наконец, некоторое облегчение, домочадцы устраивали небольшое застолье. Оно называется «Шашыратқы». Или же – «Құрсақ шашу».

На него собирались только женщины. Причем из ближнего круга. (Мужчинам там нет места.) И это не той. Не торжество. А так себе – маленькое бабское заседание, если уж говорить прямо.

Смысл его в том, что опытные женщины делились на нем с будущей мамашей своим опытом. Всячески старались настроить ее на безболезненные роды. Давали ценные советы и указания. Высказывали добрые пожелания.

Также в этом застолье могли принять участие и те, кто надеялся забеременеть. Женщины, вышедшие замуж.

Далее уже, вычислив примерные сроки приближающихся родов, ближайшие родственники устраивали так называемый «Жарысқазан». Буквально – соревнование котлов.

Читайте также
Про Кумис-апа

Будущих родителей, то есть жену с мужем, приглашали в гости. По очереди. Обычно все те, кто принимал участие в Шашыратқы. При этом не обязательно нужно было готовить обильное угощение. Готовилась легкая еда. Потому что тяжелая пища могла сослужить будущей матери плохую службу. А в некоторых случаях, когда беременная не могла уже больше смотреть на еду, ей позволялось символически «укусить казан за ухо». Это означало, что она вкусила пищу и в этом доме.

Делалось это еще и потому, что на последних месяцах беременности женщине нужно было побольше двигаться. Больше ходить. Пусть ей и тяжело приходилось. Зато легче будет потом, во время родов.

Фактически это было уже последним таким небольшим торжеством перед родами, и после него оставалось только ждать. И надеяться на лучшее.

Фото: tengrinews.kz.

Тэтяна 2017-10-05 09:48:56
7
Какая прелесть.
Да уж... 2017-10-05 10:59:28
4
автор походу и швец, и жнец, и на дуде игрец, и во всех областях спец... и писатель, и историк, и режиссер, и гинеколог, и кто только нет еще...
Сауле 2017-10-05 14:47:12
1
любопытно, кое-что новенькое узнала, спасибо!
Буке 2017-10-06 16:58:32
2
молодец, Ермек. Больше таких статей.
Степная судья 2017-10-07 11:48:09
3
Возрождаемая ныне духовность наций зиждется на таких традициях, а не в бесполезных конференциях, симпозиумах, совещаниях, айтысах и спорттурнирах со шведским столом за счет возрождаемых... Спасибо, ПИСАТЕЛЬ!!!
Тагира 2017-10-28 00:45:50
1
Рахмет, Ермек! Благодаря Вам, я -дитя асфальта, столько узнала. Продолжайте писать о казахских обычаях. Сколько мудрости было в степи, даже эти женские "заседания", ну чем не консультация. Эх, мудрая степь, у меня прямо слезы хлынули...
министр информации и коммуникаций
- У нас есть свобода слова. Если не трактовать, что свобода слова должна быть абсолютной, то оцениваю на 8.
Уволенного премьером чиновника простил Сауат Мынбаев
Данияр Берлибаев, обвиненный в бензиновом кризисе, вернулся в «КазМунайГаз»
Сотрудники дочерней компании "КазМунайГаза" воровали нефть тоннами
В ЮКО задержали целую ОПГ
Уход патриарха
Вечером во вторник, 21 ноября, 93-летний президент Зимбабве Роберт Мугабе, не дожидаясь импичмента, подал в отставку
Контроль и учет как способ построения демократии
Когда наше государство собирается развивать общественную сферу - жди надзора и ограничений
Три задачи нового президента Кыргызстана
На пятницу, 24 ноября, намечена инаугурация нового президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Бандитская Караганда: убрать из дела «рахмет» и пистолеты
Главный свидетель обвинения полицейский Галим «забыл» про пистолеты, а потерпевший Ханатбеков – про «рахмет»
Плетенье чепухи: Урусов в драке не одолеть
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Дефолт покажет, кто где деньги держал
ЕНПФ вложил 50 млрд тенге в облигации Bank RBK и почти 2,7 млрд тенге хранит на его депозитах, но иски о возврате, по данным Ratel.kz, пока не предъявил
Как казахи понимают национальную идею
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
«Чмо» внутреннего потребления
Поставить на колени Киргизию – сомнительное удовольствие
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Потерянные миллиарды
Те, кто государственные деньги в банки клал, должны разделить ответственность с теми, кто их потерял
Чужая смерть
Жуткие приступы мизантропии из-за обычных людей, живущих в вечном страхе и неспособных помочь в трудную минуту другим
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино
Рузский мир
- Учитель - это призвание! Нужно уже сегодня начать делать жесткий отбор и в эту профессию принимать только по таким параметрам, как любовь к детям, к преподаванию, умение отдавать.а не только впитывать материал. В институтах на комиссии должны быть и психологи, которые будут выявлять будущих настоящих учителей. И это не только языковедов касается. А всех учителей. А то зачастую в профессию идут от безысходности и желания иметь просто всегда кусок хлеба. А страдают потом дети
Что лежит под клавиатурой?
- Аффтар написал страшилку. В Юникоде есть и латинские буквы, есть и апострофы. Лучше бы Аффтар написал, что в ИМЕНАХ САЙТОВ и в адресах ЕМАЙЛ нет, не было и не будет апострофов в качестве допустимых символов. Для особо умных абисняю - не будет сайтов типа qo'qsag'yz.kz, придется писать по старинке - koksagyz.kz. Не будет емайлов типа s'as'y'@mail.ru, придется писать shashu@mail.ru. Ну и смысл тогда в нововведении?
Приятного просмотрика, Бауке!
- Уважаемая, Салима! Люблю читать Ваши стати, да вообще Ратель это единственное читабельное издание в стране к сожалению или к ... ?