Қаз   Рус

О самом главном

16923 просмотров
6
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 05 Окт 2017, 09:00

Казахи не начинают никакое важное дело, не совершив обязательный обряд. Все эти обряды сопровождают нас потом до самого конца

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Трусы мужские – қорқақтар еркек».

Читайте также
О чапанах

В последние годы всё чаще я слышу разговоры о национальном возрождении. Люди стараются возвратиться к своим корням. Вспоминают традиции. Пытаются вернуться к языку. Дело это во всех отношениях важное и полезное. И, конечно же, это не может не радовать. Забывать свое прошлое нельзя.

Но что еще важно: делать это следует без перегибов. Часто те или иные ритуалы, те или иные устоявшиеся понятия переиначивают на современный манер, и они смотрятся вычурно. Искусственно. Натянуто.

Взять хотя бы, во что превратились наши сегодняшние свадьбы. Или похороны. То и другое стало напоминать турнир по определению победителя на звание самого крупного понтореза страны. Не думаю, что это хорошо.

В этой связи, мне думается, не будет лишним напомнить о том, что стоит за тем или иным обычаем и как он вообще возник. Ведь за всем был свой смысл.

В первую очередь надо, пожалуй, сказать о том, что у нас, у казахов, свой взгляд на мироздание. Свое понимание природы вещей. Оно вырабатывалось сотнями лет. И за всем этим стоит практический опыт кочевой жизни. Как у любого другого народа, впрочем.

С тех пор, когда мы сошли со своих коней, многое поменялось. Но многое и осталось в народной памяти.

Поговорим о некоторых традициях.

Мы говорим: «қазақ ырымшыл халық». Что в переводе означает – «казахи - народ суеверный».

Да, мы верим во всякие приметы. Знаки. Послания...

Такая национальная особенность также берет начало из глубины веков. Мы не начинаем никакое важное дело, не совершив обязательный обряд. Пусть даже и внутренне. И, надо сказать, все эти обряды сопровождают нас потом до самого конца. И даже сам наш конец проводится в форме обряда.

***

Читайте также
Беспроигрышный способ отскочить от свадьбы

Но лучше всего, наверное, стоит начать с приятных вещей. Вернее, с самого начала. С появления человека. Он ведь тоже появляется не только по воле своих родителей. Его появление связано с космосом. С законами Вселенной. С благословлением Неба и самого господа бога.

Как только невестка в доме почувствует беременность, она говорит об этом своей ене, то есть свекрови. Та сообщает эту радостную весть всем своим домочадцам. Но делается это очень осторожно. Негромко. Потому что «көз тиеді» – сглазят, «түсік тастап қояды» – может случиться выкидыш или «ібіліс іліп әкетеді» – черти услышат, дьявол с собой заберет. Поэтому по возможности старались держать эту новость в тайне.

С этого дня нельзя было смотреть женщине пристально в лицо. Или на ее живот. Считалось, что это не к добру.

Нельзя было с ней разговаривать невнимательно. Заставлять ее выполнять тяжелую работу. Нельзя было ее злить. Обижать.

Нельзя было давать ей в руки нож, меч, саблю, ножницы... Любое другое колющее и режущее оружие.

Нельзя было устраивать на ночь постирушки.

Нельзя было выносить на ночь глядя золу. Или же наступать на нее.

Нельзя было ночью ходить за водой.

Много еще чего нельзя было делать...

Всем этим предосторожностям есть простое объяснение. Высокая детская смертность. Попробуй в голой степи выносить, родить и вырастить здорового ребенка. Женских консультаций не было, и гинекологических клиник тоже. Поэтому и рожали помногу. Надеялись, что кто-нибудь да выживет...

Вообще, по-казахски о беременной женщине говорят: «аяғы ауыр». В буквальном смысле – «ноги потяжелели». Или же – «жүкті болды». То есть «стала груженой», «нагрузилась». Забавно звучит для русского уха, не правда ли?

Но в далеком тюркском понимании слово «жүк» означало не груз, а – «сокровище, богатство, состояние». Следовательно, беременная в доме становилась носителем самого главного, самого дорогого на свете. И это – логично. Что может быть дороже детей? И следовательно, обращаться с носителем такого состояния следовало очень бережно. Что и происходило на практике.

Женщину, которая понесла, тут же окружали заботой и вниманием. Следили за тем, как она ест, что она ест. Как она спит и вообще – какое у ней настроение. Потому что: «Екіқабат әйел жыласа, оның баласы жасық болып туады». То есть, если беременная будет плаксивой, то ребенок у ней родится слабым (робким, нерешительным).

Читайте также
Как Асанали Ашимов в возрасте под 70 сватался

Одним словом, за этим очень следили. Старались ей всячески угодить и выполнить любое ее желание. А, как известно, беременные женщины становятся весьма капризными. (Некоторые, впрочем, такими становятся и без беременности.)

Вообще, если уж говорить о смысле жизни, то есть о вопросе, на который не смогли ответить все философы мира, то у нас, у казахов, он определяется весьма просто и конкретно. Человек живет ради потомков. Ради продления своего рода. Своего имени. Иногда так и говорят: «Ұрпағың барда атың ешқашан өшпейді» – пока живы твои потомки, имя твое не погаснет. А еще говорят: «Мен көрмегенді көрсін, мен ішіп-жемегенді жесін». То есть – пусть мои дети увидят и вкусят то, чего не довелось повидать и вкусить мне.

Теперь что касается наших любимых тоев, праздников, торжеств и посиделок.

После того, как молодуха переживет все прелести токсикоза и почувствует, наконец, некоторое облегчение, домочадцы устраивали небольшое застолье. Оно называется «Шашыратқы». Или же – «Құрсақ шашу».

На него собирались только женщины. Причем из ближнего круга. (Мужчинам там нет места.) И это не той. Не торжество. А так себе – маленькое бабское заседание, если уж говорить прямо.

Смысл его в том, что опытные женщины делились на нем с будущей мамашей своим опытом. Всячески старались настроить ее на безболезненные роды. Давали ценные советы и указания. Высказывали добрые пожелания.

Также в этом застолье могли принять участие и те, кто надеялся забеременеть. Женщины, вышедшие замуж.

Далее уже, вычислив примерные сроки приближающихся родов, ближайшие родственники устраивали так называемый «Жарысқазан». Буквально – соревнование котлов.

Читайте также
Про Кумис-апа

Будущих родителей, то есть жену с мужем, приглашали в гости. По очереди. Обычно все те, кто принимал участие в Шашыратқы. При этом не обязательно нужно было готовить обильное угощение. Готовилась легкая еда. Потому что тяжелая пища могла сослужить будущей матери плохую службу. А в некоторых случаях, когда беременная не могла уже больше смотреть на еду, ей позволялось символически «укусить казан за ухо». Это означало, что она вкусила пищу и в этом доме.

Делалось это еще и потому, что на последних месяцах беременности женщине нужно было побольше двигаться. Больше ходить. Пусть ей и тяжело приходилось. Зато легче будет потом, во время родов.

Фактически это было уже последним таким небольшим торжеством перед родами, и после него оставалось только ждать. И надеяться на лучшее.

Фото: tengrinews.kz.

Загрузка...
Тэтяна 2017-10-05 09:48:56
8
Какая прелесть.
Да уж... 2017-10-05 10:59:28
3
автор походу и швец, и жнец, и на дуде игрец, и во всех областях спец... и писатель, и историк, и режиссер, и гинеколог, и кто только нет еще...
Сауле 2017-10-05 14:47:12
1
любопытно, кое-что новенькое узнала, спасибо!
Буке 2017-10-06 16:58:32
3
молодец, Ермек. Больше таких статей.
Степная судья 2017-10-07 11:48:09
3
Возрождаемая ныне духовность наций зиждется на таких традициях, а не в бесполезных конференциях, симпозиумах, совещаниях, айтысах и спорттурнирах со шведским столом за счет возрождаемых... Спасибо, ПИСАТЕЛЬ!!!
Тагира 2017-10-28 00:45:50
1
Рахмет, Ермек! Благодаря Вам, я -дитя асфальта, столько узнала. Продолжайте писать о казахских обычаях. Сколько мудрости было в степи, даже эти женские "заседания", ну чем не консультация. Эх, мудрая степь, у меня прямо слезы хлынули...
журналист
- Лот "Организация и проведение мероприятия, посвященного Дню работников связи и информации" (1 750 000 тенге) выиграло ОО "Федерация Киокушинкай-кан ояма каратэ по Акмолинской области". Как это мило.
Тимур Кулибаев продолжит работать на Россию
Большинство других членов совета директоров «Газпрома»  – либо выходцы из спецслужб, либо личные друзья Владимира Путина
Главная цель проекта «Кокжайлау» - приватизация земли
О том, какие цели преследует проект горнолыжного курорта, рассказывает директора Центра прикладной биологии Сергей Скляренко
Власти против СМИ: не съедим, так понадкусываем
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Как казахи устраивали шумные представления
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Счастье есть - ума не надо
Дикость и глупость происходящего вокруг многим нашим гражданам представляются вершинами прогресса и мудрости
Данияр Акишев долго не продержится
Цена свободного тенге: поддержка Национальным банком стабильности национальной валюты слишком дорого обходится стране
Судебный исполнитель – вооружен и очень опасен?
Член президиума НПП «Атамекен» настаивал на публикации пресс-релиза о том, как частный cудоисполнитель возил по стране десятки людей с оружием в руках
«Зеленых человечков» хотят легализовать
Нужен ли Казахстану закон о частной военно-охранной деятельности?
"Прямолинейный чувак" Бозумбаев желает новый НПЗ
Пока казахстанский министр энергетики рекламирует российское топливо, китайцы берут под контроль нашу нефтепереработку
Какую премию получил зять Кайрата Мами?
Всего топ-менеджерам всех национальных компаний по итогам 2016 года было выписано вознаграждений на сумму 3,8 млрд тенге
Исекешев - чемпион!
Гостачка на прокачку: во сколько народу обходятся авто для чиновников
Вялый Сапарбаев против бойких журналистов
Политическим госслужащим, видимо, тоже надо проводить аттестацию на знание законов
Плетенье чепухи: Мафию и коррупцию истребить на корню невозможно
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Шукеев подставил Сагинтаева ради российских фермеров?
История об инсайдерской сделке внутри правительства утекла в СМИ и высокопоставленным чиновникам пришлось оправдываться
Почему в Казахстан не едут туристы
Заслуженный деятель туризма РК Дагмар Шрайбер – о туристском рынке в Казахстане и о судьбе урочища Кокжайлау
Смотреть всем
Когда зрители выходили после просмотра фильма «Смерть Сталина», эхом звучали слова: «Наверное, так все и было на самом деле!»
К кому Шукеев спешит на помощь?
Почему для очередного вливания денег в «КазАгро» жертвуют сиротские деньги
Айдос Сарым: Маргулан нашей стране нужнее!
Айдос Сарым прокомментировал заявление бизнесмена Маргулана Сейсембая об отъезде из страны на ПМЖ
Плохая жена
Когда у молодоженов нет детей, в нашем обществе всегда виновата только жена - мужчины стесняются ходить к врачам по «этим делам»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Риторический Хоргос
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Сварщик для Сауата Мынбаева
- Они и есть настоящие хозяева страны и творят все, что хотят, ведь никто с них за это не спрашивает.Как можно спросить с хозяина?.Все остальные прислуга и лакеи, каждый на своем строго определенном месте, ну за небольшим исключением, имеющая только одно право и в то же время обязанность-молчать, но, они не возражают и вполне с этим согласны.Касаемо сварщика, его имя будет втоптано в историю.Уж позаботятся.