Стресс, вызванный снижением реальных доходов населения, оказался до такой степени сильным, что торговля до сих пор не пришла в себя
Полное название секции экономики звучит так: оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов. Почему в одном секторе объединили торговлю и ремонт – не могу сказать, потому что не знаю. Могу предположить, что, наверное, потому что розничная торговля автомобилями и мотоциклами сопровождается техническим обслуживанием и ремонтом
Эта секция является одной из важнейших в экономике страны. Во-первых, у нее самая высокая доля в ВВП страны. Во-вторых, на нее приходится самый большой процент занятого населения. Но при этом, показатели секции являются производными от состояния экономики в целом. На рисунке 1 мы видим, что динамика торговли повторяет динамику экономики страны.
Рисунок 1. Индексы физического объема розничной и оптовой торговли. Источник: КС МНЭ РК
Но если посмотреть на индекс предпринимательской уверенности в торговле, который рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактического экономического состояния организации, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемого экономического состояния, то мы увидим довольно интересную картину (смотрите рисунок 2).
Индекс устойчиво пошел вниз в 2014 г. и, начиная с третьего квартала 2015, был отрицательным вплоть до четвертого квартала 2017 г. включительно. И не особо стремился расти в 2018 и 2019 гг. То есть предпринимательская уверенность не идет вслед за динамикой ВВП, иначе с 2017 г. она бы шла вверх.
Судя по всему, стресс, вызванный и падением цен на нефть в 2014 - 2015 гг., и девальвацией 2015 г., и снижением реальных доходов населения, оказался до такой степени сильным, что торговля до сих пор не пришла в себя. Хотя физические объемы растут.
Рисунок 2. Индекс предпринимательской уверенности в торговле.
Комитет по статистике ежеквартально проводит выборочные обследования средних и крупных предприятий и публикует результаты у себя на сайте. Отчеты включают в себя и финансовые показатели, по которым можно рассчитать различные финансовые коэффициенты, например, коэффициент финансирования.
Коэффициент финансирования (КФ) отражает соотношение собственного капитала и обязательств – чем выше значение коэффициента, тем выше доля собственного капитала.
Рисунок 3. Среднеквартальные значения коэффициента финансирования. Источник: КС МНЭ РК. Расчеты автора. По 2019 г. по трем кварталам.
На рисунке 3 мы видим, что значение КФ начинает расти с 2014 г., когда индекс предпринимательской уверенности пошел вниз. Для контраста, в 2015 и 2016 гг., когда экономика перестала расти, значение КФ по всем отраслям снижалось. Скорее всего, это связано с тем, что торговля не относится к приоритетным отраслям и не пользуется государственной поддержкой, поэтому собственники торговых фирм вынуждены были их докапитализировать, чтобы удержать на плаву.
Несмотря на рост доли собственного капитала, финансовое положение обследованных торговых фирм остается неустойчивым, о чем говорят значения коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами. Коэффициент рассчитывается как отношение разницы между собственным капиталом и внеоборотными активами к оборотным активам. Нормативное значение не менее 0,1. На рисунке 4 мы видим, что для обследованных торговых фирм значения коэффициента отрицательные. Это означает, что обследованные фирмы испытывают дефицит оборотных средств.
Рисунок 4. Среднеквартальные значения коэффициента обеспеченности. Источник: КС МНЭ РК. Расчеты автора. По 2019 г. по трем кварталам.
В рейтинге "Globalenablingtradereport" Всемирного экономического форума за 2016 г., это последний опубликованный отчет, Казахстан занимает 88 место из 136. В целом рейтинг касается внешней торговли, у нас же заметка о внутренней торговле, но есть там и оценка доступности внутреннего рынка. По этому показателю мы занимаем 111 место.
Доступность внутреннего рынка определяется по трем факторам: тарифы на грузоперевозки, уровень сложности тарифной системы и долей беспошлинного импорта. Места по этим факторам: 75, 106 и 101 соответственно. К слову, с 2010 по 2018 гг. включительно, тарифы на перевозку грузов выросли в 2,9 раза.
К сожалению, в конъюнктурных обследованиях вопрос о факторах, препятствующих деятельности торговых предприятий, начиная с 2014 г., отсутствует. И по отечественным данным сделать выводы о барьерах для развития внутренней торговли сложно. В первую очередь, речь идет о внерыночных ограничениях и формировании неравных конкурентных условий. О том, что такие факторы есть, говорят нам наши наблюдения за окружающей нас реальностью. Но количественных оценок мы дать не можем из-за недостатка доступных данных. Соответственно, мы не можем оценить сколько теряет отечественная экономика из-за такого рода проблем.
Внутренняя торговля отражает состояние экономики, но не влияет на него. В ней не видно той энергии, которая передавалась бы в остальные сектора экономики и придавала бы им дополнительный импульс.