Можно вывести акима из Системы. Но Систему из акима – никогда

27641 просмотров
21
Вадим БОРЕЙКО
Воскресенье, 24 Сен 2017, 11:00

Какой эффект новая пешеходная зона в Алматы произведет на жизнь всего города

На снимке: аким Алматы Бауыржан Байбек инспектирует строительство пешеходной зоны.

Окончание. См. начало: «Между прогулкой Байбека и прогулкой президента».

Читайте также
Байбек, где твой ковчег?

Когда в Алматы отремонтируют «ливнёвку»

- Одна из главных головных болей города – ливневая канализация, - обращаюсь к пресс-секретарю акима Алматы Тимуру БАЗАРБАЕВУ.

- По Гоголя мы сделали автоматический полив, ливнёвку провели. Всё лето ездили каждый день, вытаскивали трубы из арычной системы: абсолютно все были забиты.

- Но это одна улица. А вы сами как-то говорили, что в реконструкции нуждаются 500 км ливневой канализации в городе. Ее же придется когда-то менять. Иначе Алматы опять затопит, как не раз было в прошлом году.

- Мы эту проблему понимаем, знаем, она застарелая. Нами в прошлом году была проведена инвентаризация свыше 1000 км арыков. Выяснили, что примерно половина из них в неудовлетворительном состоянии. Районными акиматами были разработаны ПСД (проектно-сметная документация. – В. Б.) на реконструкцию свыше 400 км арычной системы. В этом году мы уже реконструировали порядка 100 км. Думаю, за два-три года мы проблему решим.

- А не придется для этого отремонтированные улицы вскрывать?

Читайте также
Байбек и чебурек

- На реконструированных улицах мы уже делаем ливневку. Вы видите, здесь (на ул. Панфилова. – В. Б.) арыки закрыты.

А вот какие данные фигурировали в справке, которую прислал мне пресс-секретарь. С 2010-го по 2016-й построено и отремонтировано 128 км арычной сети. В прошлом году - 26 км. В 2017-м ведется строительство и капремонт 14,7 км арыков на 17 улицах. Срок сдачи – ноябрь. До мая 2018 года планируется реконструкция сетей  протяженностью 43,51 км на 58 улицах. Общая стоимость работ – свыше полутора миллиардов тенге.

Речь Тимура Базарбаева я воспроизвел дословно, и, как видим, «устные» и «письменные» цифры не «бьются»: первые гораздо оптимистичнее вторых.

Даже при условии, что в год будут вводить в строй по 40-50 км арычной сети (а не по 20 км, как в среднем было в 2010-2017 гг.), то решение проблемы растянется не на два-три года, а лет на десять. А по стольку в акимах у нас не сидят.

И Бауыржан БАЙБЕК рискует не завершить апгрейд арычной сети. Если, конечно, им не овладеет idée fixe насчет «ливнёвки». Как она захватила его с пешеходной зоной.

Читайте также
Власти Алматы не понимают, что делают

Заменит ли ЛРТ уничтоженный трамвай

- Убрали из города трамвай, выкопали рельсы. Получается, альтернативы этому виду электротранспорта теперь никакой?

- Мы ведем подготовку к ЛРТ (легкорельсовый транспорт. – В. Б.), - отвечает Тимур Базарбаев.

- По каким маршрутам будет ходить скоростной трамвай?

- По Толе би – это я знаю точно. БРТ (безрельсовый транспорт. – В. Б.) планируем по Мустафина пустить.

- ХРАПУНОВ (аким Алматы в 1997-2004 гг.) тоже обещал ЛРТ. Если не ошибаюсь, еще в прошлом веке. Да и при следующих акимах эта тема периодически возникала.

- Я вам по-свойски скажу, почему мы тянем с ЛРТ. Мы не хотим влезать в долговую яму, чтобы Алматы был должником. Ведь зарубежные финансовые институты дают займы в иностранной валюте.

А вот что говорится в документе, который я получил от пресс-секретаря в письменном виде: «Протяженность трассировки линии ЛРТ составит 22,9 км. Маршрут линии ЛРТ проходит от депо до конечной остановки:  ул. Момышулы (от депо до ул. Толе би) – (от ул. Макатаева до конечной остановки)».

Цитирую как есть. И слегка запутался: где конечная, а где депо? Если оно останется на прежнем месте – на углу Гоголя и Байтурсынова, значит, лофт-центр для молодежи пустили в депо пожить на время.

Линия современного трамвая будет (если будет) длинная, но одна. И по ней резво побегут 36 единиц подвижного состава через каждые 4 минуты. Ориентировочно ЛРТ планируют запустить в 2021 году.

На снимке: ЛРТ в Алматы – пока в мечтах.

Впрочем, в скоростном трамвае еще конь не валялся. Читаю справку: «На сегодня Управлением по проекту ЛРТ города Алматы совместно с проектной компанией ведутся работы по корректировке ТЭО для уточнения и подтверждения расчетов, сроков и стоимости проекта, а также внесение необходимых изменений в финансово-правовую модель реализации проекта».

Читайте также
Режим новый – пробки старые?

В переводе на русский: в акимате морщат ум, во что ЛРТ обойдется и где деньги взять, да так, чтобы с валютным кредитом не попасть на очередную девальвацию.

Так что с альтернативой старому доброму уничтоженному трамваю придется подождать. А может, она сама собой и рассосется - альтернатива.

Куда водителю податься?

Для меня как для «ходока» (в хорошем смысле слова), не имеющего машины из принципа (зачем умножать выхлопные сущности?), еще одна прогулочная территория в городе – бальзам на душу.

Но вижу, как страдают автолюбители: пробки в центре теперь практически постоянно, парковаться тут негде (дворы и стоянки забиты, да еще эвакуаторы лютуют).

Некоторые знакомые предприниматели, у которых здесь офисы, собираются переносить их на окраину города. Один объяснил почему: «Я бы с удовольствием ездил на метро, будь оно развито. Если б не свои колеса, мне пришлось бы из дома на работу добираться на перекладных, со многими пересадками. А сейчас за весь день парковки платить накладно. Поэтому думаю съехать куда-нибудь на Саина».

- Какая, с появлением пешеходной зоны, альтернатива для автомобилистов в центре города? – спрашиваю Тимура Базарбаева.

- Создаем для них условия: улицы Шевченко и Курмангазы сделали односторонними.

- А паркинги?

- Мы сейчас этим проектом занимаемся, чтобы многоуровневые паркинги делать.

Тут пресс-секретарь изящно съехал на тему платных стоянок.

- Мы убрали зеленых парковщиков, которые по всему городу были. Они давали 40 миллионов налогов.

- Долларов?

- Тенге.

- Ежемесячно?

- В год. Сейчас мы планируем довести парковочные места до 10 тысяч. Пока охватили [платными стоянками] только 10 процентов магистральных улиц города. Но поступления в бюджет уже выросли в пять раз! Мы выводим из теневого оборота средства, которые вернутся сюда (в городскую казну. – В. Б.). От системы «Онай» ежемесячно поступало в бюджет 600 млн тенге. После того, как мы ввели дифференцированную систему оплаты, за август эта сумма увеличилась на 700 млн, достигнув 1,3 млрд тенге. Представляете, за месяц поступления за месяц увеличились более чем в два раза.

На снимке: самый популярный дорожный знак в Алматы.

- А парковки где будут находиться – в центре или где-то на отшибе?

- В центре. Наша задача – разгрузить центр.

- Я говорю о многоуровневых паркингах…

В этом месте наш разговор прервали, но я повторил вопрос о паркингах в письме. Ответ был кратким: «Пока никакой инфы нет. Как будет, сразу же скину».

Раз «инфы нет», можно предположить, что на тему паркингов акимат всерьез еще не задумывался. Да и где их строить? Земли свободной в центре всё равно не осталось. Разве что опять не снесут часть старой Алма-Аты.

В общем, обнадеживающих новостей для автомобилистов у меня кот наплакал.

Хотя вангую: зимой они станут парковаться на пустующих велодорожках. Что ж месту зря пропадать?

Читайте также
Заложники метро

Потому что мы рвемся на запад

- А про метро акимат не забыл?

- Две станции строятся. По-моему, в 2020 году их сдадут, - в беседе пресс-секретарь акима был лаконичен, а на письме куда обстоятельнее.

Он напомнил мне, что в алматинской подземке действуют 9 станций протяженностью 11,2 км. Также я узнал, что сейчас «ведется строительство второго пускового комплекса второй очереди первой линии метрополитена, который включает станции «Сарыарка» и «Достык» и линию метро протяженностью 3,1 км вдоль пр. Абая в западном направлении от пр. Алтынсарина до ул. Момышулы».

К сегодняшнему дню завершена проходка двух перегонных тоннелей от станции «Москва» до «Сарыарки», а от нее до «Достык» проходка продолжается. Обе новые станции действительно запланировано сдать через три года.

Третий пусковой комплекс второй очереди - тоннели от «Достык» до станции «Калкаман» протяженностью 2,4 км - пока в проекте. Когда введут этот комплекс – бог весть: в ответе не написано.

Отметим, что underground тянут только в западном направлении – в «Аксаи» и Калкаман. А если учесть темпы нашего метростроя (первую очередь из семи станций сооружали четверть века, а за последние шесть лет открыли всего две новые – «Сайран» и «Москва»), то алматинцы, обитающие в «Орбите» и ниже проспекта Райымбека, могут расслабиться. «Своего» сабвэя дождутся лишь те, кто доживет до выполнения Стратегии-2050.

На снимке: в алматинском метро.

Читайте также
Акимы Алматы напоминают доктора Франкенштейна

Ян Гейл и медицина бессильны

Для жителей Алматы пешеходная зона – пусть это даже не лучшая копия европейских променадов, да еще с закопанными арыками – всё равно благо. Но она парадоксальным образом усугубила трафик в центре города и другие проблемы. Впрочем, какой тут парадокс?

Мегаполис – организм с единым кровообращением, то есть транспортной системой. И любой «тромб» немедленно отзовется во всех частях «тела».

Можно ли было поставить лошадь впереди телеги? Другими словами, развить транспортную инфраструктуру, чтобы появление прогулочных улиц стало органичным и безболезненным. По логике – да. В наших условиях – нереально. Потому что это так долго, муторно, сверхзатратно и рискованно – сначала строить ливнёвку, ЛРТ, метро, паркинги. К тому же на этих поприщах лавров акиму не снискать: скорее найдешь угрозу карьере, если что пойдет не так.

Иное дело – заявить о себе компактным пиароёмким проектом. «Город для пешеходов». Или «Город без заборов». Хотя он дорогой, но его можно завершить «в целом» в сжатые сроки. И сорвать аплодисмент сверху. А критику снизу за «афтершоки» проекта - в игнор: «нижние» на судьбу акима никак не влияют.

Бауыржан Байбек не хитрее своих коллег-акимов: все они делают это. Правда, в отличие от многих прочих «бордюрбеков», он еще что-то хочет изменить. И в этом его основной «зачот».

А главный «незачот», о чем я уже не раз писал и говорила архитектор Жанна СПУНЕР, - в отказе от диалога с экспертами и простыми горожанами. Но тут уж медицина бессильна. И никакой Ян Гейл не поможет.

Можно вывести акима из Системы. Но Систему из акима – никогда.

P. S. Когда этот материал был уже готов к публикации, в фейсбуке я увидел два поста, подтверждающие мои слова о «пиароёмкости» реконструкции «Золотого квадрата». На углу Кабанбай батыра и Фурманова практически высох газон, уложенный неделю назад.

А пешеходная зона на Панфилова превращается в парковку.

Фото: informburo.kz, Facebook, yvision.kz, alatoday.info, satu.kz.
Тэтяна 2017-09-24 11:15:17
20
Больше всего жалею об уничтоженном алмаатинском трамвае.
THE NAKED TRUTH 2017-09-24 11:16:11
13
Памятник?Конечно поставим.Со сменными головками и шарами.А болтяра будет постоянный.
Гражданин РК 2017-09-24 11:55:37
17
Под всякого рода понтовыми замыслами кроются завуалированные коррупционные способы урвать денег. Вот в Астане в жилом массиве Акбулак-2 сегодня сдирают асфальт по переулку Сарыкенгир. Вполне нормальное асфальтовое покрытие, без рытвин и ям. В то же время в городе есть множество улиц с совершенно разбитым дорожным полотном. Видимо выгодно ободрать верхний слой на нормальном дорожном покрытии, затем устелить новый слой и отчитаться будто проложили новую дорогу.
просто прохожий 2017-09-24 11:56:26
15
А зачем закрывать арыки на Панфилова? В июле от брусчатки с закрытыми арЫками такой духан будет
M. Freeman 2017-09-24 13:05:23
13
Всё, что мы имеем - это СЛЕДСТВИЕ. Один из самых ярких показателей коррупции в любой стране - это число НАЗНАЧАЕМЫХ чиновников на тысячу жителей. Дальше всё идёт как по нотам! Верните выборность, и процесс пойдёт в другую сторону. Ну это же азбука....
Надежда 2017-09-24 13:11:39
20
Уважаемый дорогой любимый Вадим Борейко! Не мне Вам напоминать, что ЕЩЁ в Древней Греции словом ИДИОТ назывался гражданин, "живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления". Отменой выборов всех уровней нас всех, всех граждан Казахстана превратили в ИДИОТОВ. :)
гость 2017-09-24 12:45:16
15
При размерах алматинского бюджета даже кухарка может управлять мегаполисом. Трамвай пустить, это вам не ешака купить. Главное, чтобы костюмчик сидел, непринужденно, легко и вальяжно... А для остального есть профильные замы и управления.
Мурат.Костанай 2017-09-24 13:59:49
17
Я не алмаатинец или АЛМАТЫНЕЦ(читайте как вам удобно), и мне по барабану их проблемы, НО: когда МЕГАПОЛИСОМ с многоМИЛЛИАРДНЫМ и главное ХАЛЯВНЫМ БЮДЖЕТОМ, управляет ГИНЕКОЛОГ или же ФЛЕЙТИСТ, да к тому же без опыта АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО управления пусть даже ЦЕХА, УЧАСТКА или же хотя бы маленькой шарашкиной БРИГАДОЙ- то я ДУМАЮ: прав был великий ЛЕНИН: каждая КУХАРКА может УПРАВЛЯТЬ СТРАНОЙ.
Тоха 2017-09-24 14:47:04
20
...... Флейтист, то не простой! Папа того флейтиста учился в одном классе с сами знаете кем! Поэтому флейтисту можно ВСЁ!!!!
Сайров 2017-09-24 16:51:09
-1
Бред зама не стал читать,муторно. А вот Байбек все таки для горожан старается. Другое дело что замы тупо все с Гейропы копируют. Молодой амбиции есть,опыт только... По крайней мере пытается улучшить,но для узкой Алма-Аты конечно многое не учитывают. Взять ДежневаБудет под БРТ середина улицы и узкая полосочка для других. А ведь многие через нее в Орбиту и далее перемещаются...
- У меня есть реально модернизационно-инновационное предложение для правительства: официально ввести в каждом министерстве должность "зама по косякам", ну или "вице-министра отпущения".
Рузский мир
К чему приведут хулиганские методы внедрения государственного языка?
Бабье лето модернизации сознания
Когда это у нас технический прогресс мешал коррупции и злоупотреблениям служебным положением?
Кыргызстан: пейзаж после выборов
Интервью кыргызского эксперта Аиды Алымбаевой казахстанскому политологу Досыму Сатпаеву
Томский чиновник пришелся не ко двору в «КазМунайГазе»
Игорь Гончаров не подтвердил, что одной из причин его увольнения были разногласия председателя совета директоров компании с ее председателем правления
Узаконенный беспредел
Как семью вынужденных переселенцев поселка Жезказган акимат Сатпаева, органы юстиции и суд лишили недвижимости
«Свой путь» в неизвестном направлении
Евгений Жовтис: У каннибалов существует традиция - есть людей, но у меня нет никакого желания обсуждать эту традицию как часть культуры
Жили-были
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу, уже готовящуюся к изданию
Сеньоры и вассалы современного Казахстана
Что такое "хорошее управление системой"
Кредитные мошенники нашли новую жертву
​​С алматинца взыскивают деньги, которые он не занимал
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Падение сырьевых банков
Почему интересы крупных частных банков РК расходятся с национальными интересами
Ветер дует, потому что деревья качаются
Почему высокие профессионалы в правительстве есть, а самого необходимого в стране при этом нет
Хорошо сидим!
У осужденных по «хоргосскому делу» жизнь протекает в комфорте и изобилии
Жаба и голубка
Новый рассказ Салимы Дуйсековой
Плетенье чепухи: Многие обычаи казахи потеряли безвозвратно
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Творческих вам узбеков
Почему мы радуемся успехам соседей
О Каталонии. Серьезно
Чем может закончиться «развод» Испании и Каталонии
Марат Толибаев: Хочу заступиться за Владимира Божко
Известный в социальных сетях автор считает, что вице-спикеру приписали абсурдные мысли
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Уголовное дело шымкентского мажора вновь открыто
- Журналисту Динаре БЕКБОЛАЕВОЙ респект, уважение, за объективное освещение резонансных событий. Надеюсь, что благодаря таким как она принципиальным и профессиональным журналистам наш КЗ станет когда-то правовым государством, где, в т.ч. реализуется принцип неотвратимости наказаний. Браво Динара!!
Отправьте доктора к авторам бензиновой лихорадки
- Из за школьных учебников такой шум подняли,депутаты,Токаев,все выступили,а тут дефицит бензина -и ниче,депутатов не слышно
Жизнь девушки оценили в 700 тысяч тенге
- Не буду писать про медицину, понятно, что ее у нас нет, хотя для того что бы она появилась, надо всего лишь запретить чиновникам и их семьям лечиться за границей, даже за собственные деньги. Я хочу сказать за суд: это насколько надо быть нечеловеком, чтоб одному за публикации в газете давать за моральный ущерб 50 млн., а другой за смерть дочки 700 тыс.?
Аким Павлодарской области и его блондинка
- Уважаемый БУЛАТ ЖУМАБЕКОВИЧ Аким Павлодарской области. Доводим до Вас что по графику дом Щедрина 30 стоит на подключения тепла 02.10.2017 г КСК ИП Шмид, но тепла так и нет. В округе все дома подключили, а наш дом так и мерзнет. Звоним в КСК они нам отвечают, что это Тепловые сети. Где наитии крайних и когда в нашем доме подключат тепло.
Защита от дурака
- Ай молодец автор! Особенно правило 5 понравилось. Тов. Бендер отдыхает в Казахстане :)
Чиновники не смогли объяснить, откуда взялась сумма платы за общественный транспорт
- Нужную сумму разделили на количество квсртир, вышло 3800. Никто там расчетами не занимался
Язык - это наследие, которое при смене алфавита мы теряем
- Как жаль, что такие здравые и аргументированные высказывания, можно прочитать только на Ратель.