Общество, взращенное на искусственных ритуалах и символах, всегда будет нуждаться в них
Истерия вокруг георгиевской ленты и предложенной в альтернативу ей национальной не утихает на протяжении последних нескольких месяцев. Вряд ли кто осознает, что предпосылки тому заложены не в этом или в прошлом веке, а уходят корнями к нашим первобытным предкам.
С того самого момента, как люди стали осознавать свою беспомощность перед силами природы, более сильными представителями животного мира, перед болезнями и смертью, берут начало различные мистические учения, верования и религиозные культы, которые предлагали им простые и доступные ритуалы. Последователи этих верований носили ветки, плели венки. Случалось даже, что вешали на шеи бусы из ушей убитых врагов, копили их скальпы. Все это относится к самым примитивным ритуалам, основанным на внешних атрибутах. В этих мистических действах был определенный смысл – вокруг примитивных символов формировались группы, некий суррогат общества. Более углубленные съедали кусочек тела покойного вождя, чтобы приобщиться к его силе и доблести. А фанаты божества Адониса и вовсе в экстатическом ритуале оскопляли себя и бросали отрезанные части в его чучело, даруя тому жизнь. Наутро, правда, сильно жалели о содеянном, но исправить что-либо было уже невозможно. Словом, флэш-мобы были довольно суровые.
Красные банты на груди большевиков повторяли традицию древних ритуалов примитивного уровня. Для безграмотных в своем большинстве революционеров это было как опознавательным знаком, так и мистическим символом. Впоследствии советские идеологи развили систему символов, охватывая ими все слои населения со школьной скамьи и до глубокой старости – октябрятские и комсомольские значки, пионерские галстуки, комсомольские и партийные билеты, значки общества борьбы за трезвость, значки ГТО и спортивных разрядов – никто не должен был остаться в стороне. Всем и каждому надлежало состоять в каком-либо сообществе, носить на груди символ принадлежности к своей группе. С одной стороны, так легче управлять массами, с другой – примитивные символы безотказно выполняли свою роль, консолидируя индивидов в послушные четко сегментированные группы. Они дружно собирались на массовые шествия, заполняли стадионы для просмотра пропагандистских постановок, с песней отправлялись поднимать целину, строить БАМ, покорять Афганистан и другие горячие точки. Разве что только оскопиться не принуждали…
По степени агрессивности с коммунистической пропагандой соперничать могла лишь гитлеровская. Как известно, сам Гитлер был просто помешан на мистике, древних ритуалах, глубоко верил в избранность «арийской» расы, а многие символы и ритуалы, в первую очередь - свастику и факельные шествия, характерное приветствие, заимствовал у древних учений. Кстати, нацисты тоже любили носить отличительный знак - повязки со свастикой на рукаве. Ничего не напоминает?
В обоих случаях эти примитивные символы были нацелены на формирование общности, мобилизацию масс, но главным образом являлись и свидетельством незрелости общества, отсутствия подлинной устойчивой системы ценностей, целевых ориентиров. В конечном итоге, степень зрелости и прочности этих обществ можно оценить по скорости их крушения: в конце 40-х - нацистского и в конце 80-х - советского.
С обретением суверенитета и провозглашением отказа от тоталитаризма мы, казалось бы, закрыли советский проект, упразднили пионерию, комсомол, октябрят. Никто уже не заставляет носить в школу галстук. Старые ритуалы постепенно забылись, общество стало выстраиваться по новым принципам вокруг идеи суверенитета, формирования устойчивого среднего класса, здоровой семьи… Да, мы отмечали День победы, кто-то поздравлял друг друга с Днем комсомола. И это не вызывало особых дискуссий в обществе. Даже появление в 2005 году георгиевской ленты особого отторжения в обществе не вызывало до тех пор, пока не выяснилось, что эта лента имела отношение к медали «За завоевательные походы в Среднюю Азию», а в прошлом году не стала символом сепаратистов на востоке Украины. С этой точки зрения, реакция части нашего общества вполне понятна. Еще более понятно применение ее в Крыму и на Донбассе. В условиях противостояния славянских народов легко запутаться среди своих и чужих, и эта лента стала элементом идентификации сепаратистов.
Зато в самой России ситуация с георгиевской лентой уже на грани психоза, ленты можно увидеть не только на машинах, но и на тележках для мусора, ее цветами оформляют биотуалеты, салоны предлагают бесплатно татуировать в эти цвета несчастных собак. Разве в этом смысл патриотизма? Что это имеет общего с данью памяти павшим героям? О сути и смысле символа уже мало кто задумывается. Важна форма, а не суть.
Понятно, что нужно избегать такого психоза. И предлагать взамен одной ленты другую – не самая лучшая идея. Если общество нуждается в таких примитивных символах, то его трудно назвать зрелым. Достаточно вспомнить настроения конца 80-х - начала 90-х, эту массовую депрессию, полное крушение прежних ценностей и замещение их самыми случайными, вплоть до криминальных. Потому что общество, взращенное на искусственных ритуалах и внешних символах, всегда будет нуждаться в таковых. И если их не предоставит государство, то они примут чужие или придумают свои.
Этот феномен "совка" четко угадали организаторы цветных революций середины нулевых годов – оранжевые шарфы и банты в Украине, желтые - в Кыргызстане, романтичная роза - в Грузии. Опознавательные знаки и символы консолидации. На Западе шарфы и повязки носят только футбольные фанаты. А в мирных акциях и шествиях самыми заметными можно назвать свечи, но это уже устоявшийся религиозный символ, не имеющий ничего общего с государственной идеологией.
Так откуда у нас на третьем десятилетии суверенитета вдруг возникла острая необходимость в возрождении символов, выстраивании колонн студентов и детей с шарами, шарфами и повязками? Дети должны быть вне политики. Они должны полностью посвящать себя учебному процессу, а не ходить под принуждением на маевки или массовки «Нур Отана». Или у идеологов власти есть сомнения в уровне легитимности собственного руководства, и они для страховки вынуждены ее имитировать искусственным скоплением масс?
Чтобы отпала необходимость во внешних символах, необходимо модернизировать идеологию до предложения качественно новых ценностей более высокого порядка. Это процветающее, справедливое и безопасное государство с честной правоохранительной и судебной системами, компетентными и эффективными органами власти, хорошей инфраструктурой, конкурентным образованием, качественным здравоохранением, высоким уровнем и стандартами жизни, с личными свободами и гарантиями. Такому государству достаточно из символов иметь лишь герб, флаг и гимн. А население будет любить его независимо от цвета шарфа или наличия ленты. Ведь можно ходить и в рваных джинсах, но быть горячим патриотом. Точно так же как и наличие идентификационного шарфа, ленты или значка не гарантирует, что человек готов отдать жизнь за Родину.