Крушение вертолёта в ЗКО: прямой конфликт интересов может помешать расследованию

4997 просмотров
0
Денис КРИВОШЕЕВ
Пятница, 24 Фев 2023, 11:15

Открытое обращение к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву

Открытое обращение к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, как член Национального Курултая и кандидат в депутаты мажилиса парламента РК прошу Вас взять на личный контроль расследование ЧП, произошедшего вчера в Западно-Казахстанской области.

Читайте также
Вертолёт совершил жёсткую посадку в Западном Казахстане, есть погибшие

23 февраля в 16:05 в ГЦПВД поступила информация о том, что в 6 км от населенного пункта Чапурино ЗКО совершил жесткую посадку вертолет Ми-8 АО "Казавиаспас" (КАС), совершавший облет трубопровода по заказу АО "Казтрансойл". На борту находилось пять членов экипажа и пассажир. В результате ЧП четыре человека погибли и двое пострадали.

Справка: По информации КГА, сертификат летной годности ВС Ми-8, с которым произошло авиапроисшествие, был выдан 3 мая 2022 года. Дата выпуска вертолета ― 27 января 2021 года. Зарегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов РК 14 апреля 2022 года (номер свидетельства 1273, государственный и регистрационный опознавательный знак ВС UP-MI874).

По моему убеждению, руководство МЧС РК и АО "Казавиаспас" забыли, что главная функция их организаций ― спасение людей, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Вместо этого и министерство, и КАС действуют исключительно в финансовых интересах, любыми путями находя источники дохода.

Напомню, 25 января 2005 года постановлением правительства РК было создано Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Казавиаспас", которое 20 апреля 2011 года в соответствии с соответствующим постановлением правительства и приказом Комитета по государственному имуществу и приватизации министерства финансов было преобразовано в АО "Казавиаспас" со стопроцентным участием государства в уставном капитале.

Читайте также
Взятка открытым переводом

Основным предметом деятельности акционерного общества является оказание авиационных услуг Комитету по чрезвычайным ситуациям министерства внутренних дел Республики Казахстан в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и осуществление иной хозяйственной деятельности в сфере гражданской авиации.

Воздушные суда МЧС РК выполняют полеты по доставке гуманитарных грузов, спасательных отрядов и спецтехники в зоны чрезвычайных происшествий. Кроме того, авиация МЧС привлекается для осуществления облета паводковых зон и горных склонов города Алматы с целью проведения авиационной разведки и оценки паводковой и ледовой обстановки, обеспечивает восстановительные работы после ЧС, участвует в работах по спасению терпящих бедствие рыбаков, по тушению степных и лесных пожаров.

Вместо этого на сайте КАС сказано:

"Сегодня Казахстан характеризуется особой динамикой развития рынка авиационных перевозок. Постоянно растущий спрос на услуги грузовых авиаперевозок объясняется как общим развитием экономики, так и исключительно казахстанской спецификой бизнеса: заказ грузового самолета становится неотъемлемым атрибутом успешных бизнесменов и крупных компаний.

Авиакомпания "Казавиаспас" работает в сфере авиационных пассажирских и грузовых перевозок.

Наша компания всегда готова организовать чартерные рейсы для авиаперевозок пассажиров и грузов на следующих вертолетах: МИ-171, МИ-8Т, МИ-8МТВ, МИ-17В-5, КА-32А11ВС, ЕС-145".

Как видно, для авиационной компании МЧС ее деятельность ― всего лишь бизнес.

Читайте также
Почему никто не может наказать Клебанова

На протяжении нескольких лет я пишу о том, что руководство МЧС и КАС не просто не выполняют свои прямые обязанности ― по их вине страна может остаться и без спасателей, и без техники. Низкие зарплаты бойцов и пилотов (настоящие профи увольняются и находят более высокооплачиваемую работу в странах Африки), продажа вертолетов, стремление заработать на сотрудниках и технике любыми путями ― все это не компенсируется бравурными пресс-релизами и видеороликами.

Еще в 2013 году в Казахстан были завезены два вертолета Ми-26. Они были восстановлены и модернизированы по заказу МЧС РК в Новосибирске. На модернизацию каждого вертолета было потрачено 2 миллиарда тенге. С 2013 года вертолеты стояли. В 2018 году борт UP-601 впервые подняли и начали эксплуатировать. В 2019-м подняли борт UP-602. В январе 2020 года UP-602 перегнали на АРЗ в Тюмень, чуть раньше до этого туда же отправили UP-601.

В феврале 2020 года "Казавиаспас" возглавил Болат АБАЙДИЛЬДИНОВ, никогда ранее не имевший отношения к авиации. Он передал UP-601 в сухой лизинг российской компании "ЮТэйр-Вертолетные услуги", UP-602 так и "забыли" в Тюмени. Однако в 2022 году министерством была проведена работа по передаче из минобороны шести вертолетов МИ-26, два из которых ― для последующей демилитаризации и капитального ремонта для покрытия потребности Казахстана в тяжелых вертолетах, четыре ― в качестве технической аптечки для технического обслуживания данных вертолетов.

В Казахстане в 2012 году правительством для МЧС было приобретено два вертолета Ка-32А11BC ― уникальная техника, созданная специальная для нужд спасателей. Ка-32 считается специалистом в тушении лесных пожаров и борьбе с огнем в высотных зданиях. Вертолеты успешно эксплуатируются в России, Корее, Китае, Швейцарии, Японии. Пришедший в 2020 году в КАС Болат Абайдильдинов приказал поставить два Ка-32 на прикол. Каждый из вертолетов обошелся казне минимум в 10 миллионов долларов, плюс 9 миллионов тенге стоило переобучение одного пилота. Купленные когда-то с завода, с нуля эти вертолеты сейчас просто гниют. Чем дольше вертолет стоит на земле, тем хуже ― он должен летать. А государство несет затраты. Да и во время тушения лесных пожаров в Костанайской области Ка-32 справились бы куда лучше.

Я обращался к руководителю Комитета госимущества и приватизации ТАШЕНЕВУ Бакытбеку Хакимовичу и гендиректору АО "Авиационная администрация Казахстана" Каталин РАДУ с официальным запросом:

Читайте также
Можно ли доверять свои деньги "Байтереку"

1) Где и на каких основаниях в настоящее время находятся вертолеты Ми-26, принадлежащие МЧС РК, с бортовыми номерами UP-601 и UP-602?

2) Действительно ли вертолет Ка-32 был продан российской а/к ПАНХ? Если да, то на каком основани?

3) Действительно два вертолета EC-145 МЧС РК были проданы карагандинскому аэродрому? Если да, то на каком основании?

Однако ответа так и не получил.

На сайте "Казавиаспаса" нет никакой информации о том, сколько вертолетов составляют авиапарк компании. Соответственно, нет и разбивки по регионам. Но по данным из СМИ, на октябрь 2022 года авиапарк состоял из 33 вертолетов, базирование воздушных судов предусмотрено в 17 крупных городах республики, что "позволяет обеспечить оперативное реагирование на ЧС в любой точке страны". Ничтожное для огромной территории Казахстана количество техники. Так и ее умудряются сдавать в аренду, как в декабре 2021 года, когда группа олигархов воспользовалась вертолетом МЧС для поездки на охоту.

В случае с МИ-8, разбившимся вчера в Западном Казахстане, тоже много вопросов:

​1.​ Каким образом был заключен договор между "Казавиаспас" и "Казтрансойл"? Я не нашел подтверждения тому, что соглашение прошло через портал государственных закупок или портал электронных закупок "Самрук-Казына".

​2.​ Каков был предмет договора? В первоначальной версии ЧП говорилось, что вертолет совершал облет трубопровода, однако позднее в КГА уточнили, что он летел по маршруту Атырау-Уральск-Атырау.

​3. ​С какой целью на борту вертолета находились четыре члена экипажа?

​4.​ Почему "Казтрансойл" не обратился в частную авиакомпанию, предоставляющую услуги чартерных полетов?

​5.​ Имелся ли резервный борт "Казавиаспаса" на случай возникновения ЧС в регионе?

Читайте также
Тем, кто защищает Боранбаева: Вы не знаете, кто он на самом деле

Известно, что ранее "Казтрансойл" для облета нефтегазовых трубопроводов пользовался услугами авиакомпании АО "Евро-Азия Эйр", принадлежавшей "КазМунайГазу". В начале ноября 2017 АО "НК "КазМунайГаз" продало 100% акций своей дочерней компании АО "Евро-Азия Эйр". Сумма сделки составила 11,84 млрд тенге. Покупателем стало ТОО "Sky Logistics Service". Компания была организована в январе 2017 и зарегистрирована в Шымкенте. "Евро-Азия Эйр" считалась крупнейшей вертолетной компанией в Казахстане, выполняла полеты по разработке месторождений полезных ископаемых и обслуживанию нефтепроводов, газопроводов и линий электропередач. Компания эксплуатировала 20 воздушных судов. По имеющейся у меня информации, большая часть из них уже распродана.

***

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, еще раз обращаюсь к Вам с просьбой взять на личный контроль расследование крушения вертолета Ми-8 АО "Казавиаспас" и гибели четырех человек.

Дело в том, что вопрос расследования авиационных происшествий возложен на МИИР РК, в частности на управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ). Однако в ведении этого же министерства работают Комитет гражданской авиации и АО "Авиационная администрация Казахстана", осуществляющие сертификацию, контроль и надзор над безопасностью полетов в гражданской авиации. Таким образом, имеется прямой конфликт интересов, страдает независимость, объективность, беспристрастность и полнота расследований авиационных происшествий и инцидентов.

Несколько лет назад бывший директор алматинского Авиаремонтного завода №405, военный инженер Тимур КАРАМУРЗИЕВ в качестве авиационного инспектора провел проверку базы АО "Казавиаспас" в городе Атырау. По результатам этой проверки он составил ряд рекомендаций, в которых отметил, что материальная база КАС в тот момент не позволяла выполнять на вертолетах все работы в полном объеме и, следовательно, летать этой авиакомпании на вертолетах семейства Ми-8 нельзя. Однако рекомендации опытного профессионала были проигнорированы, фактически ― скрыта опасность потенциальных авиационных катастроф.

Считаю, что необходимо предпринять следующие меры:

Читайте также
Шымбулак: особенности крупного бизнеса по-казахстански

― Привести в соответствие квалификационные требования первых руководителей авиапредприятий, авиакомпаний, включив в них обязательное условие о наличии базового очного авиационного образования профильных государственных ведомств.

― Провести мониторинг на предмет отсутствия базового очного авиационного образования руководителей авиапредприятий РК. Выяснить, каков процент несоответствия.

― Поставить вопрос о расторжении контрактов с неподходящими под квалификационные требования специалистами авиационной отрасли, не имеющими базового очного авиационного образования, всех уровней уполномоченных органов и авиапредприятий Казахстана.

― Провести проверку всех собранных в Казахстане вертолетов Ми-8.

― Поднять отчеты авиационного эксперта Тимура Карамурзиева для формирования полной картины катастрофической ситуации.

― Генеральной прокуратуре ― провести проверку законности сделки по приватизации АО "Евро-Азия Эйр" и ее последствий.

В одном из своих материалов я рассказал о том, что обнаружил на портале государственных закупок много сомнительных договоров, заключенных министерством по ЧС с одними и теми же компаниями на многомиллионные суммы. Кроме того, в октябре 2022 года НПП "Атамекен" рекомендовала МЧС исключить лоббирование интересов конкретных компаний при принятии в эксплуатацию систем оповещения. Все это наталкивает на мысль, что финансовая деятельность министерства не совсем прозрачна.

В этой связи прошу Вас инициировать создание межведомственной комиссии по расследованию и финансовому аудиту деятельности МЧС РК и всех подведомственных ему компаний. К этому процессу для полноты и объективности расследования важно подключить все компетентные органы ― речь идет о безопасности казахстанцев, которая в настоящее время находится под реальной угрозой.

С уважением, член Национального Курултая, кандидат в депутаты мажилиса парламента РК Денис Кривошеев.

Источник: страница Дениса Кривошеева в Facebook.

Фото: ДЧС.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Қазсот деген телеарна ашып, букмекерлік контораларды демеушілікке тартып, ставка тігіп отырмайық.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Португалия – путь к революции
50 лет назад португальская армия вышла из казарм, чтобы совершить революцию, вошедшую в историю под названием "Революция гвоздик"
1 мая - исконно американский праздник
День международный солидарности трудящихся появился в результате событий, имевших место именно в США
Казахи 200 лет назад: смеялись над конокрадами, боялись башкирской судьбы, ограничивали ханскую власть
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Адвокатам Бишимбаева не понравились футболки потерпевших
Защита экс-министра потребовала удалить тех, кто в футболках с надписью "За Салтанат"
Как за четыре часа в Казахстане отменили георгиевскую ленту
К чему привели "невнимательность заполнения и перекопирование неправильного текста в технической спецификации"
Жители Усть-Каменогорска наживались на желании педагогов гарантированно пройти оценку знаний
Предприимчивые горожане брали деньги, заявив о наличии у них возможности оказания содействия в получении сертификатов
Актюбинца незаконно лишили свободы, водительских прав, поставили на учёт в наркодиспансер
Виною всему - непрофессионализм врача-нарколога и неисправный алкотестер
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.