Досым Сатпаев: Предупреждение радикализации общества предполагает наличие госаппарата, который способен не только реагировать на возникающие проблемы, но и работать на опережение
Как показывает практика, социальный взрыв может произойти в любое время по любому поводу с разным составом участников. Главное - чтобы для этого созрели благоприятные условия. Это, кстати, касается и всяческих революций. Лучше всех об этом написал польский журналист Рышард КАПУЩИНСКИЙ, который, сорок лет проработав в странах Африки, Азии и Ближнего Востока, стал свидетелем 28 революций и пришел к такому выводу: «Надо отличать революцию от мятежа, государственного переворота, дворцового заговора. Заговор и переворот можно запланировать, революцию - никогда. Революционный взрыв и момент, когда это происходит, застает врасплох всех, даже тех, кто к этому стремился. Они в недоумении взирают на стихию, которая вдруг проснулась, круша все на своем пути. Круша так беспощадно, что может сокрушить и лозунги, вызвавшие ее к жизни».
В большинстве случаев в основу этих социальных взрывов «детонаторы» часто закладывает сама власть, неэффективно реализуя социально-экономическую политику или не оценивая возможные риски от принятия тех или иных решений. И последний момент является особенно важным для Казахстана.
Социальные сапёры
В последнее время разные государственные мужи предлагают усилить антикоррупционную экспертизу казахстанских законов. Хотя не менее важно, чтобы правительство еще больше усилило работу по экспертизе тех или иных законов или экономических программ, которые если не сейчас, то в будущем могут заложить основу для социального взрыва.
То есть речь идет о профессиональной работе «социальных саперов», в том числе из общественной среды, которые заранее должны обезвреживать потенциальные «бомбы», заложенные непродуманными решениями чиновников.
Ведь многие хорошо понимают, что, например, одной из причин событий в Жанаозене было целенаправленное ослабление властями профсоюзного движения в угоду интересам добывающих компаний.
А печальные события в Шаныраке десятилетней давности стали следствием целого клубка проблем, на которые чиновники длительное время не обращали внимание: от нерегулируемой внутренней миграции (о ней, кстати, снова заговорили только после событий в Актобе) до сохранения больших экономических диспропорций в региональном развитии.
Общественное возмущение пенсионной реформой, которое привело к отставке «мистера Патамушта», или митинги против поправок в Земельный кодекс - из той же серии. Это была реакция на уже разработанные и принятые решения. Созданные недавно общественные советы также в основном ориентированы на разъяснение постфактум принятых решений. Хотя нам катастрофически не хватает именно профессиональной оценки целесообразности этих решений с учетом реальных, а не мифических результатов и возможных негативных последствий на трех уровнях.
Первый уровень связан с большим количеством экономических программ развития, которые разрабатывает правительство. Как, например, стратегический план развития Казахстана до 2025 года. Но сам процесс разработки таких программ обычно напоминает «черный ящик», откуда на наши головы падает готовый продукт. В итоге выясняется, что некоторые программы уже устарели. Другие оторваны от реалий. А третьи просто пролоббированы, чтобы создать новую бюджетную кормушку.
Второй уровень в идеале должен включать экспертов из общественных или бизнес-структур для открытого обсуждения в парламентских комитетах тех или иных законопроектов. Но число этих участников процесса в последнее сильно уменьшилось. А качество депутатского корпуса с каждым годом становится только хуже, и парламентарии уже не способны адекватно реагировать не то что на потенциальные угрозы, но даже на текущие проблемы.
Третий уровень затрагивает работу областных акиматов, чья бездеятельность или необдуманные решения часто провоцирует всё новые социальные взрывы, которые, в конечном счете, приходится гасить Астане.
Чёртики из табакерки
При этом «чёртики» могут выскакивать из самых разных табакерок.
Например, введение всеобщего декларирования имущества и доходов при слабой подготовке к этой процедуре приведет не только к бардаку при оформлении и сдаче деклараций, но и к новому росту социальной напряженности. Ведь у чиновников появится новый инструмент давления на граждан, которые, в свою очередь, хотели бы видеть больше транспарентности и честности в работе самих госструктур. И потенциальной протестной группой могут стать самозанятые, которых в стране насчитывается около 3 миллионов. Эти люди не считают себя чем-то обязанными государству, так как долгое время выживали сами. При этом большинство из них работает в «теневом рынке», объем которого, по словам председателя президиума НПП «Атамекен» Тимура КУЛИБАЕВА, достигает 40% экономики. И маловероятно, что введение технически непроработанной всеобщей декларации имущества и доходов станет эффективным инструментом по сокращению этого рынка. Коса может найти на камень и высечь искру, из которой, как известно, способно возгореться пламя.
Налоговые вампиры
Или вот другой пример из серии пополнения казны любым способом. Не секрет, что правительство сейчас роет землю, выполняя поручение Акорды по наполнению бюджета в условиях падения цен на сырье. Но это замкнутый круг. Так как поддержание расходов на социальную сферу с целью сохранения социальной стабильности идет за счет увеличения давления на экономическую сферу, что, в свою очередь, может привести к дестабилизации.
Взять хотя бы свежую информацию о том, что объем поступлений налогов в государственный бюджет всё-таки вырос на 41%. И это несмотря на то, что в 2015 году 30 крупных налогоплательщиков страны, где традиционно лидируют добывающие компании, уплатили налогов на 45% меньше по сравнению с 2014 годом. Но проблема не в цифровой эквилибристике, а в том, что в целях пополнения казны при скверных финансово-экономических показателях у многих экономических субъектов из них выжимают последние соки, лишь бы выполнить поставленные задачи.
Тимур Кулибаев не так давно даже попросил премьер-министра Карима МАСИМОВА избавить бизнес от контроля госорганов, в том числе в виде многочисленных налоговых проверок. При этом серьезное давление оказывается не только на крупные компании, но также на малый и средний бизнес, чей количественный и качественный рост является одним из важных элементов поддержания социальной стабильности в долгосрочной перспективе. В результате министр национальной экономики Куандык БИШИМБАЕВ признал факт снижения вклада МСБ в ВВП Казахстана в 2016 году. Более конкретно выразился экономист Рахим ОШАКБАЕВ, который считает, что максимально высокие налоговые поступления в Казахстане в этом году могут пойти в ущерб будущим налоговым поступлениям. Но для наших чиновников важно «здесь и сейчас», а потом хоть трава не расти.
Страна должников
Или взять ставшую «бородатой» тему двух девальваций, которые правительство и Нацбанк подавали как спасательный круг для казахстанского бизнеса. Но, как выяснилось, если кого-то этот круг и спас, так это несколько крупных добывающих компаний. При этом ни кабмин, ни финрегулятор не провели оценку последствий этого решения для пяти миллионов казахстанцев, которые имеют задолженности перед банками. Из них в группе повышенного риска находятся более миллиона физических лиц, имеющих просрочку более 90 дней. По состоянию на 1 февраля 2016 года, общая сумма всех кредитов, которые уже успели взять граждане страны, составила 2,59 триллиона тенге.
У чиновников короткая память. Несколько лет назад, во время первого кризиса, именно кредиторы банков из числа ипотечников и дольщиков превратились в новую протестную группу (кстати, 28% от общего объема задолженности приходится на долю ипотечного кредитования). В случае сохранения неблагоприятной финансово-экономической обстановки в стране может образоваться новая протестная среда из числа уже других кредиторов, по которым серьезный удар нанесла девальвация. И этот тренд усугубит волна сокращений на рынке труда.
Работать на опережение
Всё это лишь некоторые зоны потенциального напряжения. Таких зон в Казахстане - целый воз и маленькая тележка. Если центральные и региональные органы власти не перестанут жить по принципу «после меня хоть потоп» и не научатся прогнозировать последствия своих действий в средне- и долгосрочной перспективе, страну постоянно будут сотрясать социальные взрывы разной мощности.
В политических реалиях ничто из пустоты не появляется. Всегда есть ловушка - причина-следствие. Часто причиной социальных конфликтов становится бездеятельность или неэффективная деятельность госструктур, которые до конфликта были ориентированы на распил бюджетов, а после него тратят больше времени на поиск «стрелочников», чем на анализ причин, которые к нему привели.
Наши чиновники до сих пор не поняли, что предупреждение радикализации общества предполагает наличие госаппарата, который способен не только оперативно реагировать на возникающие проблемы, но и работать на опережение.