Как рожали казаха

14736 просмотров
13
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 12 Окт 2017, 10:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

На снимке: в старину казахские женщины рожали стоя. Кадр из фильма Ермека Турсунова «Келiн».

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «О самом главном».

Читайте также
О самом главном

А вообще должен сказать, что традиции и обычаи наши, обряды и ритуалы не везде проводились одинаково. Зависело от географии. В каждом регионе были свои особенности. То, что практиковалось на юге, не обязательно делалось на западе. И наоборот. (Впрочем, такое наблюдается и поныне.)

Не могу сказать, что принципиально разнились форма и смысл, но отличия всё же были. Зато везде присутствовал своеобразный юмор. Светлое отношение к жизни.

Ну, например, был такой забавный обычай – «ит ырылдады». То есть буквально - «собака зарычала»…

Когда жених появлялся в ауле невесты, его могла схватить зубами за подол халата или бешмета какая-нибудь женщина, и он вынужден был «откупаться». Начинался смешной торг. При этом, естественно, аульчане были на стороне «собаки», а друзья жениха «держали мазу» за своего.

В других регионах тот же обычай назывался «сиыр мөңіреді». То есть – «корова замычала». Ну и, соответственно, нужно было откупаться от коровы. Иначе она не пустит к невесте. А «коровы» попадались разные. Бывали и очень вредные коровы-попрошайки. Просто так не отделаешься.

Был еще обычай «арқан керу». Это уже когда невесту привозили в аул к жениху, женщины могли натянуть аркан и просить выкуп. Делалось это с намерениями, чтобы потом в жизни ничто не преграждало путь молодым, чтобы дорога их была ясной и долгой.

Кстати говоря, про аркан. Про обыкновенную веревку. Здесь тоже существовали различные поверья. Говорили: «арқан ұрлама» («не воруй аркан»), «арқан аттама» («не перешагивай»). Не к добру всё это. И еще говорили, что нельзя проходить под заготовками, вернее, под плетущимся арканом.

Читайте также
Плетенье чепухи: Сказ о семижильных казахах

Что касается сватовства, то тут тоже было много интересного.

Сторона жениха, прежде чем отправиться в аул невесты, собирала с собой целую делегацию. Такую солидную сборную. Ее представляли «лучшие люди города». И это не только певцы и музыканты, жырши и акыны. Вместе с «культурным десантом» ехали силачи, борцы и… обжоры.

С первыми все более или менее ясно. Они должны были в стихах своих и дастанах представить свой род и восславить все его достоинства. Борцы с силачами должны были всех побороть и победить. А что до обжор, то они должны были продемонстрировать умение есть. Они состязались с едоками аула невесты.

Во время такого турнира поглощалось невиданное количество еды. Съедались целиком бараны, и запивалось всё это ведрами кумыса.

У одного казахского автора (к сожалению, не помню имя писателя) я читал, что в таких случаях заранее выкапывались ямы, заполнявшиеся водой. Затем победителя и тех, кто пробился с ним в финал, после соревнования относили в эти ямы и оставляли на ночь.

Потому что человек не мог уже самостоятельно передвигаться и мог просто окочуриться (заворот кишок, парез кишечника, нарушение метаболизма, да мало ли что еще). А утром вынимали. И на поверхности воды оставался плавать бараний жир толщиной с палец.

Может, враки, но я почему-то верю. Потому что такой турнир могли придумать только мы.

Читайте также
Про Кумис-апа

Ну, я слегка отвлекся. Вернемся к беременности.

С того момента, как только женщина понесла, с правой стороны юрты, к кереге, привязывали белое полотенце (в некоторых регионах – платок). Он означал своеобразный оберег. Так свекровь обращалась к духам предков с просьбой о помощи: «Келінді ата-баба аруағы қолдап журсін» приговаривали. «Да будут опорой духи предков нашей невестке».

Кстати, про обереги.

Казахи издревле старались оградить беременную женщину от чар темных сил и разных напастей. Поэтому часто свекровь мастерила тумар (оберег), прятала в нем суру из корана и надевала его на шею своей невестки. Или же делали еще оберег в виде небольшого украшения с семью камушками и пришивали к одежде – от сглаза. Или же могли просто прицепить булавку.

Так постепенно молодую женщину подводили к родам. К ним готовились весьма тщательно. А если женщина рожала впервые, то обращали внимание даже на самые мелкие детали.

Акушерок в степи не было, медсестер тоже, поэтому рядом всё время находились опытные женщины. Повитухи.

Заранее определяли «кіндік щеще» (в православии это понятие аналогично «крёстной матери»). Это было очень важное и ответственное дело. Согласно поверьям, всё самое доброе, хорошее, достойное, что есть у «крёстной», передавалось ребенку. Поэтому выбирали весьма пристрастно. Казахи свято верили, что это необъяснимое природное таинство происходит на самом деле. Часто потом говорили, когда уже ребенок подрос и проявлялся его характер, – «ты похож (-а) на свою «крёстную». Поэтому именно кіндік щеще первой брала на руки младенца и перерезала ему (или - ей) пуповину.

Соответственно, муж кіндік щеще приходился ребенку кіндік әке. То есть – «крёстным отцом».

Читайте также
О чапанах

Многие знают, что казахские женщины рожали стоя. Не могу со всей определенностью сказать – насколько это удобно. Во всяком случае, так было принято.

Хотя у многих других тюркских народов рожали иначе. Хакаски, к примеру, рожали сидя на коленях. При этом пуповину мальчика перерезали ножом, а пупок девочки – ножницами. Что касается запретов, то помимо тех, о которых я уже говорил, беременным хакасским женщинам нельзя было присутствовать на похоронах и поминках, перешагивать через аркан, стоять в дверях... (Нашим, кстати, тоже).

Да, интересно всё это, конечно.

Но давайте вернемся к нашим – казахским традиционным родам.

Для этого в юрте натягивался аркан. Или бау – красивая крепкая лента. Был еще, так называемый, көген. Это такое приспособление в виде привязи, которое использовали для домашнего скота.

Он имел для казахов сакральное значение. Говорили: «Көгендерің көбейсін!» Буквально: «Да умножится ваша привязь»! Это было такое доброе пожелание. В том смысле, что чем длиннее и больше көген, тем богаче приплод.

Конечно, в наше время рожают не так. И пупки перерезают не в юртах. И не кухонными ножами. Но институт кіндік щеще никто не отменял, и она по-прежнему выбирается коллегиально на семейном совете. А затем уже сорок дней подряд принимает участие в купании ребенка, в ухаживании за ним, помогает молодой мамаше советами.

Так вот.

Читайте также
Про сундет

Когда приближались схватки и молодуха на веревке начинала борьбу за новую жизнь, тут же в юрте кто-нибудь из участниц этого нешуточного предприятия принимался готовить какое-нибудь нехитрое блюдо. Обычно – куырдак.

При этом она всё старалась делать как можно громче. Гремела посудой, шумела чем могла, перекрывая голос роженицы и выкрикивала время от времени фразу: «Қара қазан бұрын пісе ме, қара қатын бұрын туа ма?» («Что произойдет раньше: черный котел еду сварит или черная баба разродится?»)

Как правило, казан опережал. Но это не останавливало весь процесс. Иной раз он затягивался на несколько дней…

А когда ребенок появлялся, его купали в соленой воде. Пупок мальчика привязывали к гриве коня, а пуповину девочки прятали в тайник. Обычно – в сундук.

Потом съедали этот самый куырдак, и, понятное дело, это был уже не просто поздний ужин. Застолье также имело важное значение. По его итогам шейную часть жертвенной овцы подвешивали на самое высокое место в доме. Это делалось для того, чтобы у ребенка как можно быстрее окрепла шея и тогда он сможет увереннее держать головку.

А после уже начинали думать – как назвать малыша. На это отводилось не менее трех дней.

Сегодня, конечно, многие уже после медицинских обследований заранее определяются с именем. Но в те времена никто не мог знать – мальчик появится на свет или девочка? В любом случае, все радовались. Потому что ребенок в доме – это всегда счастье и благодать.

Фото: TursunovFilm.

Тэтяна 2017-10-12 10:21:35
0
"Заворота кишок" по стилю рассказа достаточно. "Парез кишечника, нарушение метаболизма" - лишнее умничание. Без стеба, спокойно, доброжелательно. Интересно было читать.
Алтын 2017-10-12 10:32:02
-4
Аркан керу-делается когда невесту увозят с ее дома, аркан натягивают перед машиной где сидят жених и невеста, а не наоборот, как написано выше.
Сауле 2017-10-12 10:54:16
6
интересно, познавательно
Да уж.. 2017-10-12 11:00:50
18
Культуры еды как не было у нас, так и до сих пор нет... Молодые парни едят мясо с тестом так, как будто целый день на морозе в поле будут, при этом сами в офисе теплом на стуле сидят целый день... И животы в тридцать лет уже ниже причинного места, зеркальная болезнь...
Галым 2017-10-12 12:36:42
-8
Жизнь казахав так сложно
Куаныш 2017-10-12 16:24:08
-2
Дорогой Ермек ! Сперва , чем написать статью , надо хорошо знать обряды казахского народа - это первое , второе - надо грамотно писать на казахском языке , третье - не надо показать себя в роли умного писака. Читай по больше произведение Великого Абая , только на казахском языке , именно тебе не помешает.
Руслан 2017-10-12 18:41:19
5
Раньше читал Ермека. А сейчас открыл чтобы написать этот коммент (не читая). Не хочется читать не потому, что плохо стал писАть, а просто "не лезет" в голову и даже не хочется, потому, что беспокойство гложет от множества негативных новостей: бензин дорожает, уголь дорожает, капуста, картошка дорожает, про валюту молчу бог с ней.... и просвета нет и хоть бы хны наверхах - вещают как ксендзы (из "Золотого теленка"). Вот такие дела... проблема может во мне что я такой восприимчивый...
Руслан 2017-10-12 18:41:19
4
Раньше читал Ермека. А сейчас открыл чтобы написать этот коммент (не читая). Не хочется читать не потому, что плохо стал писАть, а просто "не лезет" в голову и даже не хочется, потому, что беспокойство гложет от множества негативных новостей: бензин дорожает, уголь дорожает, капуста, картошка дорожает, про валюту молчу бог с ней.... и просвета нет и хоть бы хны наверхах - вещают как ксендзы (из "Золотого теленка"). Вот такие дела... проблема может во мне что я такой восприимчивый...
Дед 2017-10-13 03:09:24
4
Грамотеи откуда подтянулись, не стояло же иx здесь? Или колxозников на госслужбу брать стали? Куаныш, иди работай уже, Руслана и Галыма не забудь.
Ренат 2017-10-13 13:55:25
6
Гравитация давит сверху, помогая роженице и малышу. Меньше вероятность свернуть младенцу Атлант-первый позвонок. Первопричина наших болезней и ДЦП. Да и прививок не было.
- У меня есть реально модернизационно-инновационное предложение для правительства: официально ввести в каждом министерстве должность "зама по косякам", ну или "вице-министра отпущения".
Главное – не отрываться от коллектива
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Разве «Нимфа» кисть дает?
Почему мусульманское кладбище Кенсай в Алматы превращается в ярмарку тщеславия
Талант - единственная новость, которая всегда нова
23 октября в театре им. Лермонтова состоится моноспектакль Александра Филиппенко «У автора в плену». Накануне артист ответил на вопросы Ratel.kz
Рузский мир
К чему приведут хулиганские методы внедрения государственного языка?
Падение сырьевых банков
Почему интересы крупных частных банков РК расходятся с национальными интересами
Дети кукурузы
Обычно для воровства кукурузных початков есть две причины – забава или заготовка корма для скота, но в любом случае – это неправильно
Зомби-апокалипсис по-карагандински
Как умершая в 1985 году в Караганде пенсионерка оформила завещание в 2005 году в Ташкенте
Кыргызстан: пейзаж после выборов
Интервью кыргызского эксперта Аиды Алымбаевой казахстанскому политологу Досыму Сатпаеву
Осетрина второй свежести
Министерство юстиции Казахстана прокомментировало публикацию Ratel.kz, но ясности от этого больше не стало
Сеньоры и вассалы современного Казахстана
Что такое "хорошее управление системой"
Плетенье чепухи: Многие обычаи казахи потеряли безвозвратно
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Кредитные мошенники нашли новую жертву
​​С алматинца взыскивают деньги, которые он не занимал
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Ветер дует, потому что деревья качаются
Почему высокие профессионалы в правительстве есть, а самого необходимого в стране при этом нет
Хорошо сидим!
У осужденных по «хоргосскому делу» жизнь протекает в комфорте и изобилии
Жаба и голубка
Новый рассказ Салимы Дуйсековой
Творческих вам узбеков
Почему мы радуемся успехам соседей
О Каталонии. Серьезно
Чем может закончиться «развод» Испании и Каталонии
Марат Толибаев: Хочу заступиться за Владимира Божко
Известный в социальных сетях автор считает, что вице-спикеру приписали абсурдные мысли
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Рузский мир
- Большое спасибо Марату Асипову за эту статью. Только не замалчивая такие проблемы общества, путем мирного диалога, можно и нужно добиваться взаимного уважения, толерантности и межнационального согласия. Когда мы едины - мы непобедимы! Этот лозунг должен быть не просто красивыми словами.... Всем спасибо. МИР ВАШЕМУ ДОМУ! Берегите себя...
Уголовное дело шымкентского мажора вновь открыто
- Журналисту Динаре БЕКБОЛАЕВОЙ респект, уважение, за объективное освещение резонансных событий. Надеюсь, что благодаря таким как она принципиальным и профессиональным журналистам наш КЗ станет когда-то правовым государством, где, в т.ч. реализуется принцип неотвратимости наказаний. Браво Динара!!
Отправьте доктора к авторам бензиновой лихорадки
- Из за школьных учебников такой шум подняли,депутаты,Токаев,все выступили,а тут дефицит бензина -и ниче,депутатов не слышно
Жизнь девушки оценили в 700 тысяч тенге
- Не буду писать про медицину, понятно, что ее у нас нет, хотя для того что бы она появилась, надо всего лишь запретить чиновникам и их семьям лечиться за границей, даже за собственные деньги. Я хочу сказать за суд: это насколько надо быть нечеловеком, чтоб одному за публикации в газете давать за моральный ущерб 50 млн., а другой за смерть дочки 700 тыс.?
Аким Павлодарской области и его блондинка
- Уважаемый БУЛАТ ЖУМАБЕКОВИЧ Аким Павлодарской области. Доводим до Вас что по графику дом Щедрина 30 стоит на подключения тепла 02.10.2017 г КСК ИП Шмид, но тепла так и нет. В округе все дома подключили, а наш дом так и мерзнет. Звоним в КСК они нам отвечают, что это Тепловые сети. Где наитии крайних и когда в нашем доме подключат тепло.
Защита от дурака
- Ай молодец автор! Особенно правило 5 понравилось. Тов. Бендер отдыхает в Казахстане :)
Чиновники не смогли объяснить, откуда взялась сумма платы за общественный транспорт
- Нужную сумму разделили на количество квсртир, вышло 3800. Никто там расчетами не занимался