Қаз   Рус

Как рожали казаха

17870 просмотров
15
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 12 Окт 2017, 10:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

На снимке: в старину казахские женщины рожали стоя. Кадр из фильма Ермека Турсунова «Келiн».

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «О самом главном».

Читайте также
О самом главном

А вообще должен сказать, что традиции и обычаи наши, обряды и ритуалы не везде проводились одинаково. Зависело от географии. В каждом регионе были свои особенности. То, что практиковалось на юге, не обязательно делалось на западе. И наоборот. (Впрочем, такое наблюдается и поныне.)

Не могу сказать, что принципиально разнились форма и смысл, но отличия всё же были. Зато везде присутствовал своеобразный юмор. Светлое отношение к жизни.

Ну, например, был такой забавный обычай – «ит ырылдады». То есть буквально - «собака зарычала»…

Когда жених появлялся в ауле невесты, его могла схватить зубами за подол халата или бешмета какая-нибудь женщина, и он вынужден был «откупаться». Начинался смешной торг. При этом, естественно, аульчане были на стороне «собаки», а друзья жениха «держали мазу» за своего.

В других регионах тот же обычай назывался «сиыр мөңіреді». То есть – «корова замычала». Ну и, соответственно, нужно было откупаться от коровы. Иначе она не пустит к невесте. А «коровы» попадались разные. Бывали и очень вредные коровы-попрошайки. Просто так не отделаешься.

Был еще обычай «арқан керу». Это уже когда невесту привозили в аул к жениху, женщины могли натянуть аркан и просить выкуп. Делалось это с намерениями, чтобы потом в жизни ничто не преграждало путь молодым, чтобы дорога их была ясной и долгой.

Кстати говоря, про аркан. Про обыкновенную веревку. Здесь тоже существовали различные поверья. Говорили: «арқан ұрлама» («не воруй аркан»), «арқан аттама» («не перешагивай»). Не к добру всё это. И еще говорили, что нельзя проходить под заготовками, вернее, под плетущимся арканом.

Читайте также
Плетенье чепухи: Сказ о семижильных казахах

Что касается сватовства, то тут тоже было много интересного.

Сторона жениха, прежде чем отправиться в аул невесты, собирала с собой целую делегацию. Такую солидную сборную. Ее представляли «лучшие люди города». И это не только певцы и музыканты, жырши и акыны. Вместе с «культурным десантом» ехали силачи, борцы и… обжоры.

С первыми все более или менее ясно. Они должны были в стихах своих и дастанах представить свой род и восславить все его достоинства. Борцы с силачами должны были всех побороть и победить. А что до обжор, то они должны были продемонстрировать умение есть. Они состязались с едоками аула невесты.

Во время такого турнира поглощалось невиданное количество еды. Съедались целиком бараны, и запивалось всё это ведрами кумыса.

У одного казахского автора (к сожалению, не помню имя писателя) я читал, что в таких случаях заранее выкапывались ямы, заполнявшиеся водой. Затем победителя и тех, кто пробился с ним в финал, после соревнования относили в эти ямы и оставляли на ночь.

Потому что человек не мог уже самостоятельно передвигаться и мог просто окочуриться (заворот кишок, парез кишечника, нарушение метаболизма, да мало ли что еще). А утром вынимали. И на поверхности воды оставался плавать бараний жир толщиной с палец.

Может, враки, но я почему-то верю. Потому что такой турнир могли придумать только мы.

Читайте также
Про Кумис-апа

Ну, я слегка отвлекся. Вернемся к беременности.

С того момента, как только женщина понесла, с правой стороны юрты, к кереге, привязывали белое полотенце (в некоторых регионах – платок). Он означал своеобразный оберег. Так свекровь обращалась к духам предков с просьбой о помощи: «Келінді ата-баба аруағы қолдап журсін» приговаривали. «Да будут опорой духи предков нашей невестке».

Кстати, про обереги.

Казахи издревле старались оградить беременную женщину от чар темных сил и разных напастей. Поэтому часто свекровь мастерила тумар (оберег), прятала в нем суру из корана и надевала его на шею своей невестки. Или же делали еще оберег в виде небольшого украшения с семью камушками и пришивали к одежде – от сглаза. Или же могли просто прицепить булавку.

Так постепенно молодую женщину подводили к родам. К ним готовились весьма тщательно. А если женщина рожала впервые, то обращали внимание даже на самые мелкие детали.

Акушерок в степи не было, медсестер тоже, поэтому рядом всё время находились опытные женщины. Повитухи.

Заранее определяли «кіндік щеще» (в православии это понятие аналогично «крёстной матери»). Это было очень важное и ответственное дело. Согласно поверьям, всё самое доброе, хорошее, достойное, что есть у «крёстной», передавалось ребенку. Поэтому выбирали весьма пристрастно. Казахи свято верили, что это необъяснимое природное таинство происходит на самом деле. Часто потом говорили, когда уже ребенок подрос и проявлялся его характер, – «ты похож (-а) на свою «крёстную». Поэтому именно кіндік щеще первой брала на руки младенца и перерезала ему (или - ей) пуповину.

Соответственно, муж кіндік щеще приходился ребенку кіндік әке. То есть – «крёстным отцом».

Читайте также
О чапанах

Многие знают, что казахские женщины рожали стоя. Не могу со всей определенностью сказать – насколько это удобно. Во всяком случае, так было принято.

Хотя у многих других тюркских народов рожали иначе. Хакаски, к примеру, рожали сидя на коленях. При этом пуповину мальчика перерезали ножом, а пупок девочки – ножницами. Что касается запретов, то помимо тех, о которых я уже говорил, беременным хакасским женщинам нельзя было присутствовать на похоронах и поминках, перешагивать через аркан, стоять в дверях... (Нашим, кстати, тоже).

Да, интересно всё это, конечно.

Но давайте вернемся к нашим – казахским традиционным родам.

Для этого в юрте натягивался аркан. Или бау – красивая крепкая лента. Был еще, так называемый, көген. Это такое приспособление в виде привязи, которое использовали для домашнего скота.

Он имел для казахов сакральное значение. Говорили: «Көгендерің көбейсін!» Буквально: «Да умножится ваша привязь»! Это было такое доброе пожелание. В том смысле, что чем длиннее и больше көген, тем богаче приплод.

Конечно, в наше время рожают не так. И пупки перерезают не в юртах. И не кухонными ножами. Но институт кіндік щеще никто не отменял, и она по-прежнему выбирается коллегиально на семейном совете. А затем уже сорок дней подряд принимает участие в купании ребенка, в ухаживании за ним, помогает молодой мамаше советами.

Так вот.

Читайте также
Про сундет

Когда приближались схватки и молодуха на веревке начинала борьбу за новую жизнь, тут же в юрте кто-нибудь из участниц этого нешуточного предприятия принимался готовить какое-нибудь нехитрое блюдо. Обычно – куырдак.

При этом она всё старалась делать как можно громче. Гремела посудой, шумела чем могла, перекрывая голос роженицы и выкрикивала время от времени фразу: «Қара қазан бұрын пісе ме, қара қатын бұрын туа ма?» («Что произойдет раньше: черный котел еду сварит или черная баба разродится?»)

Как правило, казан опережал. Но это не останавливало весь процесс. Иной раз он затягивался на несколько дней…

А когда ребенок появлялся, его купали в соленой воде. Пупок мальчика привязывали к гриве коня, а пуповину девочки прятали в тайник. Обычно – в сундук.

Потом съедали этот самый куырдак, и, понятное дело, это был уже не просто поздний ужин. Застолье также имело важное значение. По его итогам шейную часть жертвенной овцы подвешивали на самое высокое место в доме. Это делалось для того, чтобы у ребенка как можно быстрее окрепла шея и тогда он сможет увереннее держать головку.

А после уже начинали думать – как назвать малыша. На это отводилось не менее трех дней.

Сегодня, конечно, многие уже после медицинских обследований заранее определяются с именем. Но в те времена никто не мог знать – мальчик появится на свет или девочка? В любом случае, все радовались. Потому что ребенок в доме – это всегда счастье и благодать.

Фото: TursunovFilm.

Тэтяна 2017-10-12 10:21:35
-1
"Заворота кишок" по стилю рассказа достаточно. "Парез кишечника, нарушение метаболизма" - лишнее умничание. Без стеба, спокойно, доброжелательно. Интересно было читать.
Алтын 2017-10-12 10:32:02
-6
Аркан керу-делается когда невесту увозят с ее дома, аркан натягивают перед машиной где сидят жених и невеста, а не наоборот, как написано выше.
Сауле 2017-10-12 10:54:16
7
интересно, познавательно
Да уж.. 2017-10-12 11:00:50
22
Культуры еды как не было у нас, так и до сих пор нет... Молодые парни едят мясо с тестом так, как будто целый день на морозе в поле будут, при этом сами в офисе теплом на стуле сидят целый день... И животы в тридцать лет уже ниже причинного места, зеркальная болезнь...
Галым 2017-10-12 12:36:42
-11
Жизнь казахав так сложно
Куаныш 2017-10-12 16:24:08
-5
Дорогой Ермек ! Сперва , чем написать статью , надо хорошо знать обряды казахского народа - это первое , второе - надо грамотно писать на казахском языке , третье - не надо показать себя в роли умного писака. Читай по больше произведение Великого Абая , только на казахском языке , именно тебе не помешает.
Руслан 2017-10-12 18:41:19
5
Раньше читал Ермека. А сейчас открыл чтобы написать этот коммент (не читая). Не хочется читать не потому, что плохо стал писАть, а просто "не лезет" в голову и даже не хочется, потому, что беспокойство гложет от множества негативных новостей: бензин дорожает, уголь дорожает, капуста, картошка дорожает, про валюту молчу бог с ней.... и просвета нет и хоть бы хны наверхах - вещают как ксендзы (из "Золотого теленка"). Вот такие дела... проблема может во мне что я такой восприимчивый...
Руслан 2017-10-12 18:41:19
4
Раньше читал Ермека. А сейчас открыл чтобы написать этот коммент (не читая). Не хочется читать не потому, что плохо стал писАть, а просто "не лезет" в голову и даже не хочется, потому, что беспокойство гложет от множества негативных новостей: бензин дорожает, уголь дорожает, капуста, картошка дорожает, про валюту молчу бог с ней.... и просвета нет и хоть бы хны наверхах - вещают как ксендзы (из "Золотого теленка"). Вот такие дела... проблема может во мне что я такой восприимчивый...
Дед 2017-10-13 03:09:24
3
Грамотеи откуда подтянулись, не стояло же иx здесь? Или колxозников на госслужбу брать стали? Куаныш, иди работай уже, Руслана и Галыма не забудь.
Ренат 2017-10-13 13:55:25
9
Гравитация давит сверху, помогая роженице и малышу. Меньше вероятность свернуть младенцу Атлант-первый позвонок. Первопричина наших болезней и ДЦП. Да и прививок не было.
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Щедрые турецкие друзья Жансеита Туймебаева
На чем летает аким ЮКО?
Бойцы неслышимого фронта
Как народные избранники переживают за шахтеров
Профсоюз ручной, но шахтёры-то дикие!
Чем занимался профсоюз? Рассказывал в министерстве байки, что благодаря его неустанному взаимодействию с шахтёрами гасятся протестные настроения?
Акимов опять хотят поделить на фаворитов и аутсайдеров
Казахстанцам нужны не мифические рейтинги успехов и провалов, формируемые в Астане, а конкретные результаты работы акимов и местных органов власти
День Бенезависимости
История одной фотографии
Плетенье чепухи: Аул моей юности
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
До связи, Ген… До связи
Анна Устинова о своем супруге Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий. Избранное. Глаза стыдятся - руки делают
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Как невесты становились женами
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Лондонская сырость больше не котируется в астанинском смоге
Наши чиновники убедились, что принятые на Лондонской бирже стандарты корпоративного управления имеют мало общего с «бизнесом по-казахски»
Беня знает за облаву
Журналист Зарина Ахматова - о Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий: У меня не бывает заказных статей
Публикуем интервью, который Геннадий Бендицкий дал Алишеру Еликбаеву в 2012 году
Мы им нужны. А они нам зачем?
Наше общество - объект «заботы», управления и контроля, а не субъект политики и принятия решений. У нас один-единственный субъект – власть
Веревка для шахтёра
После девальвации тенге жизнь хозяев карагандинских шахт снова стала упоительна и прекрасна, а про рабочих они забыли
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Лживый рынок молочной продукции
Как проверить молоко из холодильника на «натуральность»
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
В пригороде Павлодара переименуют 69 улиц
- Думаю, что в Алматы не помешало бы назвать одну из улиц в честь Бендицкого, ведь Геннадий ни разу не запятнал имя честного журналиста, боролся и помогал простым людям, высвечивал и выпячивал взяточников и коррупционеров! Геннадий действительно был яркой личностью и ярким журналистом который не давал проходу ворам, проходимцам засевшим в кабинетах власти! Думаю такая улица многим простым гражданам пришлась бы по душе!
Умер Геннадий Бендицкий
- Он не только был талантливым журналистом, он был настоящим юристом, аналитиком... и настоящим Батыром! Не верится что его подвел здоровья, нужно сделать вскрытия на должном уровне, не отравили ли его, так называемые ничтожные люди , про которых он писал, Почему то это дурацкая мысль не выходить из головы, как слышала эту печальную новость. Он был незаменим, такого журналиста больше нет! Генадий про Вас и про Ваших статьей никогда не забуду! Как жаль...
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино