Қаз   Рус

Как казахи сватались

9901 просмотров
21
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 02 Ноя 2017, 10:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Как казахи суженых искали».

Читайте также
О самом главном

Конечно, время на месте не стоит и многие традиции видоизменились. Вернее, они подкорректировались под реалии сегодняшнего дня. Что-то осталось, что-то забылось, а от чего-то отказались вовсе. Например, никто уже не посылает разведчиков в тыл невесты, никто не считает поголовье скота. Всё уже заранее известно и обговаривается до свадьбы.

Но раньше было так.

Жених с невестой, как правило, не могли встречаться, поощряемые родителями. Жених не мог подарить девушке цветы, сводить ее в кино или дорогой ресторан, налить бокал шампанского и под романтическую музыку прочесть с выражением стихи собственного сочинения. Позволь он себе такое, думаю, не сносить бы ему головы.

Поэтому принято было свататься. По-людски: чинно и благородно. То есть – құда түсу. Отсюда – құдалық. Сватовство, стало быть.  

На құдалық не принято было ездить с пустыми руками. Везли с собой қоржын (коржун) - сумку или мешок, расшитый узорами и украшенный безделушками. Красивый. (Его еще называют қалта). Набивали этот коржун (қалта) подарками и грузили на верблюда (лошадь, телегу, арбу). Помимо подарков родственникам невесты, в қоржуне всегда лежали отрез ткани и платок: для тех, кто будет открывать коржун. А открывали обычно женщины.

Сторона невеста, конечно же, ждала гостей. Готовилась. И, как только гости появлялись у порога, их встречали шутками-прибаутками, песнями и плясками. Иногда растягивали аркан, чтобы получить выкуп. Задавались прокурорские вопросы: кто такие? зачем явились? Принято было также в шутливой форме отвечать:

- Мы тут по делу, ищем дом одного человека. Не подскажете, где он живет?

- А зачем он вам?

- Да надо бы покалякать с ним о кое-каких делах.

Читайте также
Как рожали казаха

Потом гостей, наконец, пропускали, осыпая шашу. Разводился огонь, в который лили масло. Затем мать грела ладони над пламенем и касалась ими лица жениха. Это означало, что он еще пока не  родной, но уже не совсем чужой. И главное - чтобы он почувствовал тепло этого дома.

Затем всех заводили в дом и рассаживали за дастархан. По ранжиру. Затем джигиты заносили барана, чтобы сторона сватов дала свое бата, то есть благословление.

Затем барана уносили, чтобы сделать из него бешбармак. А пока готовилось горячее,  пробавлялись чаем с закусками. В этом смысле чай можно было рассматривать как разминку перед основным блюдом.

Нынче барана никуда не заносят и не выносят. Зато, согласно традиции, сторона жениха, как и в старину, не сразу говорит о цели своего визита, а просто рассказывает о том о сём. Рассказ этот содержит общие сведения о стороне жениха. Знакомит, так сказать.

Естественно, вначале присутствует некоторая неловкость. Это тоже часть сценария. К тому же сторона невесты не должна проявлять нетерпения, прыгать от счастья и стараться поскорее избавиться от нее. Церемониал должен быть выдержан до конца.

И – да! Разговор не должен обрываться. Продолжительные паузы нежелательны. Поэтому говорить можно в этот момент о чем угодно. Хорошо нынче под такой разминочный чай идут разговоры о своеобразном пути казахов, о недосягаемой тридцатке ведущих стран мира. Можно коснуться темы бензинового кризиса, поговорить о пробках на дорогах Алма-Аты и Астаны, о внутриклановых разборках и о других не менее важных и нетленных вещах. Между разговорами про ЭКСПО и очередную победу Геннадия ГОЛОВКИНА вбрасывается кое-какая конкретная информация о невесте. О том, какая она умница-красавица, спортсменка-комсомолка и какие изумительные манты умеет готовить.

Жениха тоже принято расхваливать: сообщается о том, какой он весь такой «офигенный». О том, что он в детстве переводил старушек через дорогу, потом неожиданно вырос, без блата поступил в Йельский университет и теперь там учится, а за квартиру платит сам. В ночных клубах не болтается, а, наоборот, по вечерам ходит в спортзал и на днях выполнил норматив кандидата в мастера по бодибилдингу...

Итогом этих разговоров должен стать вывод, что жених и невеста просто созданы друг для друга.

Читайте также
Как казаха нарекали именем

Но об этом также прямо говорить не принято. Это должно складываться само по себе. Путем логически выверенных заявлений. Так обычно выступают в судах адвокаты, когда надо выкрасить белым своего подзащитного. О самом сватовстве по-прежнему ни слова.

Затем уже, когда первая часть этого театрализованного представления заканчивается, стол убирают, и стороны приступают ко второй части, а именно – к главному разговору. Начинается он с традиционных сентенций, типа вот у вас есть товар, а у нас есть купец и т. д.

Слово берет, естественно, самый красноречивый. Он должен своей речью растопить сердца и вывернуть души. Это – обязательно. Неподготовленная и скомканная речь может испортить общее впечатление, поэтому ни в коем случае нельзя брать на құдалық в качестве златоустов - депутатов, чиновников высшего и среднего звена, отставных министров и их заместителей, помощников и замов по хозяйственной части.

Хорошо бы притащить с собой в таких случаях писателей, поэтов, представителей той-бизнеса и артистов театра «Шаншар» и «Тамаша». За годы, проведенные безвылазно на тоях и различных торжествах, у них наработаны заготовки на все случаи жизни, начиная с банальных юбилеев и заканчивая торжественными похоронами.

Спикер должен подкрепить свою речь «вещественными доказательствами». Другими словами, выпотрошить начисто коржун.

Первый подарок преподносится матери невесты. Это называется сүт ақысы. Плата за материнское молоко. Это, как вы сами понимаете, очень дорогое молоко. За него расплачиваются драгоценностями или же серьезными суммами в тенге и долларах.

Следующий подарок получает отец невесты. Қалым. Тут тоже экономить нельзя. Можно наличными, но можно и подарком. Так, чтобы – ах!

Затем наступает черед всех остальных ближайших родственников и родственниц. По списку. Обижать никого нельзя.

Когда подарки розданы, просят показать то – зачем, собственно, пришли. То есть, показать невесту. Однако вредные будущие родственнички всё равно не торопятся ее показывать. Снова затевается торг. За показ просят көрімдік.

И только после этого приводят невесту, и родственницы жениха надевают ей серьги. Это называется сырға тағу.

Читайте также
Как казахи суженых искали

Потом, когда соблюдены все обряды, отец дает согласие и объявляет об этом во всеуслышание. Тут уже на стол подается тот самый баран, разделанный на двенадцать частей. Каждая часть предназначена строго по адресу. Самому авторитетному свату достается голова - бас. Остальным подается жанбас – мякоть бедра. Жениху – грудинка (төс). Это означает, что он теперь в доле и может рассчитывать в этом доме на жирный кусок в любое время. Естественно, он должен эту грудинку начисто обглодать.

Да, кстати. Кое-где принято в блюдо, на котором подается мясо, класть деньги.

Затем уже, после беша, подается қуйрық-бауыр. Это кусочки отварной печени и курдюка. И фактически застолье этим блюдом заканчивается. Когда его отведают, говорят: «Құйрық-бауыр жедік, құда болдық» («Раз уж мы поели печень с курдюком, значит, теперь мы родственники»). После этого тут же все кидаются друг другу в объятья. Происходит так называемое төс қағыстыру – «обнимашки».  И теперь уже точно никуда не денешься: союз считается скрепленным на все времена.

После застолья стороне жениха преподносятся ответные дары – киіт. Понятное дело: раньше дарили скакунов, верлюдов, отары овец. Теперь подарки уже не те.

На этом құдалық заканчивается: можно говорить и о свадьбе.

Обычно не принято проводить свадьбы зимой, а именно – в январе и феврале. Видимо, это связано с тем, что наши предки жили не в самых благоприятных климатических условиях. Зимой в степи не до свадеб. Главное – выжить.

Выпроваживают сватов тоже не быстро. Но мне кажется, что эти традиции казахи заимствовали у других народов. Сначала жол аяқ. Это что-то типа – на посошок. Потом – кетер аяқ. И так до тех пор, пока сватов не унесут за подмышки.

Читайте также
Про Кумис-апа

Уходя, правильные сваты оставляли раньше в доме невесты барана. Его резали поутру и звали в гости всю округу. При этом ни кусочка не должно было остаться дома. Все съедалось. А что не сьелось - раздавалось.

Потом уже свадьба.

Казахи говорят, что не так интересна сама свадьба, сколько  подготовка к ней.

Но об этом лучше в следующий раз.

Фото: yvision.kz.

щас спою 2017-11-02 10:32:24
5
Шикарное фото. Хозяин семейства, молодожены, внизу справа сидит байбише. Слева стоит токал, возможно калмычка, внизу сидит младшенький. Возможно ошибаюсь, если есть возможность расскажите историю этого фото, спасибо.
Да уж... 2017-11-02 10:41:14
19
Перепутан стиль изложения... Сплошной анахронизм.. Рассказ о том, как казахи сватались (в прошедшем времени) перемежается рекомендациями по упоминанию Экспо и мировой тридцатки, а также уплаты сут акысы в долларах, и много чего еще подобного... А так прикольно, просторечная "офигенная" развлекуха за утренним чаем...
Тэтяна 2017-11-02 11:41:37
1
Глядя на "токал", сразу становится понятно - кто в доме хозяин.
ида 2017-11-02 11:50:29
11
Фото просто зачетное. Кукольная внешность невесты, природная красота и скромность так и видятся на этом снимке... Вот какие казашки были в прежние времена и женятся ровесники, а не отдают за старикана, как бы не пугали прежними законами. У нас кудалар провожали на нанятом автобусе до выезда из города с песнями плясками у ближайшей заправки...Когда вернулись домой-женщины переругались из-за отрезов...Есть что вспомнить...
Казы Ак 2017-11-02 23:33:21
-2
ТЭТЯНА 2017-11-02 11:41:37 Видимо, кто богаче, тот и "несёт" себя соответственно. Мне видится, что парень - "Абай", а слева его родственница приехали за "товаром" ("Айгерим"). У них даже одежды разные. Несмотря на установку "ровня с ровней", была и любовь в степи.
щас спою 2017-11-02 13:31:05
0
И, еще вопрос, причина столь длинных рукавов на верхних одеждах. Возможно климат, но допускаю и другие причины может традиции или обряд.
Баке 2017-11-02 14:36:38
4
Жол аяқ, кетер аяқ и көтін тебу...
Ереке 2017-11-02 15:43:10
1
почему длинные рукава женщин))), а именно у нее все стильно которая возле стола или тумбочки
Ереке 2017-11-02 15:48:01
1
Токалка, боевая походу
heinz 2017-11-02 16:46:40
-3
Зачетное фото, а теперь сравните фото с теми боярами из статьи: "«Собаки лают» – режиссер снимает" отсюда: http://ratel.kz/raw/sobaki_lajut_rezhisser_snimaet Самое интересное, что подается это режиссером и Казахфильмом как историческое действо... уже второй сезон "истории" как я и говорил здесь фото настоящее жизненное, истинное и историческое, а там русские бояре этакое казахское кино про Штирлица ну Вы поняли...!
министр информации и коммуникаций
- У нас есть свобода слова. Если не трактовать, что свобода слова должна быть абсолютной, то оцениваю на 8.
Три задачи нового президента Кыргызстана
На пятницу, 24 ноября, намечена инаугурация нового президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Бандитская Караганда: убрать из дела «рахмет» и пистолеты
Главный свидетель обвинения полицейский Галим «забыл» про пистолеты, а потерпевший Ханатбеков – про «рахмет»
Плетенье чепухи: Урусов в драке не одолеть
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Как приятно быть первым и даже единственным
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Дефолт покажет, кто где деньги держал
ЕНПФ вложил 50 млрд тенге в облигации Bank RBK и почти 2,7 млрд тенге хранит на его депозитах, но иски о возврате, по данным Ratel.kz, пока не предъявил
Когда государство не знает, что делать, оно начинает принимать законы
В цикле интервью «Лица Казнета» Вадим Борейко завершает беседу с известным казахстанским экономистом Рахимом Ошакбаевым
Как казахи понимают национальную идею
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Женис Касымбек пожаловался на ленивых предпринимателей
В правительстве обсудили развитие экспортного потенциала
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
«Чмо» внутреннего потребления
Поставить на колени Киргизию – сомнительное удовольствие
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Вертикально интегрированный бардак
Не успели мы выйти из бензинового кризиса, как Минэнерго предупреждает о новом дефиците - на сей раз дизельного топлива
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Потерянные миллиарды
Те, кто государственные деньги в банки клал, должны разделить ответственность с теми, кто их потерял
Чужая смерть
Жуткие приступы мизантропии из-за обычных людей, живущих в вечном страхе и неспособных помочь в трудную минуту другим
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино
Рузский мир
- Учитель - это призвание! Нужно уже сегодня начать делать жесткий отбор и в эту профессию принимать только по таким параметрам, как любовь к детям, к преподаванию, умение отдавать.а не только впитывать материал. В институтах на комиссии должны быть и психологи, которые будут выявлять будущих настоящих учителей. И это не только языковедов касается. А всех учителей. А то зачастую в профессию идут от безысходности и желания иметь просто всегда кусок хлеба. А страдают потом дети
Что лежит под клавиатурой?
- Аффтар написал страшилку. В Юникоде есть и латинские буквы, есть и апострофы. Лучше бы Аффтар написал, что в ИМЕНАХ САЙТОВ и в адресах ЕМАЙЛ нет, не было и не будет апострофов в качестве допустимых символов. Для особо умных абисняю - не будет сайтов типа qo'qsag'yz.kz, придется писать по старинке - koksagyz.kz. Не будет емайлов типа s'as'y'@mail.ru, придется писать shashu@mail.ru. Ну и смысл тогда в нововведении?
Приятного просмотрика, Бауке!
- Уважаемая, Салима! Люблю читать Ваши стати, да вообще Ратель это единственное читабельное издание в стране к сожалению или к ... ?
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Какая хорошая статья Честно говоря, давно не интересно, что происходит в этой стране, но какая хорошая статья. Автор - экземпляр штучный, для казахов. Да банки не хотят участвовать в гос. программа и фондовый рынок не развит. По секрету, анонимно, подскажу выход, всем тем бедолагам, которые ищут финансирование: международное отмывание денег через бизнес-инвестиции. Других вариантов, лично, я не вижу.