Қаз   Рус

Как казахи считали время

12075 просмотров
11
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Суббота, 16 Дек 2017, 15:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Как казахи растили невест».

Читайте также
Как невесты становились женами

Считается, что казахи не дружат со временем. Что они никак не запомнят, что в сутках – двадцать четыре часа, а не двадцать восемь. Что часы они носят вместо украшений и не очень понимают поговорку: «Время – деньги». Разве можно это смешивать? Время – это время, а деньги – это деньги.

Смешивать можно чай с молоком. Или мясо с сорпой. А время с деньгами…

Всё дело в том, что настоящий казах воспринимает время как Степь. То есть это, в его понимании, – стихийная бесконечность. А как ты договоришься со стихией и остановишь бесконечность? Поэтому казах никогда не приходит вовремя. Даже если ему назначили встречу, где на кону стоит жизненно важный вопрос. Причем – в его же интересах.

Нет, он придет. Обязательно придет, но на пару часов позднее.

А о том, как казахи ходят на свои тои, мы говорить не будем. Это вообще отдельная тема. Риторическая. У нас приходить вовремя в гости в каком-то смысле считается даже признаком дурного тона.

Между тем, когда-то у казахов отношения со временем были не такими натянутыми. Всё шло по графику. Правда, опять же график составлялся весьма приблизительный. Всё было очень примерно.

Ну, допустим, казах, назначая свидание, выразится так: «Бүгін-ертең әбзәтлнә кездесеміз». Что буквально переводится как: «Сегодня-завтра кровь из носа увидимся». Или же он скажет: «Сағат сол бес-алтыларда». То есть в районе пяти-шести часов. И добавит: «Кешке таман» – «Ближе к вечеру». То есть, получается, вроде как и договорились, но опять же не совсем понятно – как, где и во сколько?

Если казах строит дом, то на вопрос, когда он его закончит, ответит: «Екі-үш жылдың ішінде бітіретін шығармыз». Что означает: «Вполне может случиться так, что в течение двух-трех лет мы его должны построить». И добавит: «Бүйырса». То есть – «Если на то будет воля господня».

Читайте также
Как казахи решали жилищный вопрос

Всё это совсем не означает, что настоящий казах набивает себе цену или же пытается уйти от вопроса. Нет. Он просто философски относится к бесконечности и поэтому никогда не отвечает прямо.

Казах не поймет немца, который считает минуты. Или японца, которому важны секунды. И это не потому, что казах не хочет показаться невежливым. Или мутным. Просто он не любит называть точное время. Оно ведь так неуловимо и никогда не стоит на месте.

Отсюда и возраст человеческий мерился не годами, месяцами и днями, а – мушелями. А это отрезок времени в целых двенадцать лет. И казахи не ставили вопрос бестактно в лоб: «Сколько тебе лет?» Они спрашивали: «В какой год ты родился?» Другими словами – никого не интересовала точная дата, намного важнее было понять, в каком промежутке между мушелями ты находишься в данный момент? А годы их наступления - 12, 24, 36, 48, 60 лет. После этого возраста мушели уже не считают.

Но даже на вопрос: «Когда ты родился?» - настоящий казах не отвечал прямо. Ганс скажет просто: «Я родился 20 июля 1766 года». А Фридрих может добавить: «В 8.36 утра». А настоящий казах не стал бы торопиться с ответом. Максимум, чего от него следовало ожидать, так это: «Я родился, когда у хромого Бейсена кобыла упала в колодец». И это вовсе не означало, что падение кобылы в колодец как событие намного важнее, чем рождение человека. Просто так легче вести отсчет времени.

Возраст животных тоже делился на несколько периодов. К примеру, возьмем барана. Обыкновенного барана. Возраст его считали тоже весьма условно. Так, новорожденный баран – это қозы. Шестимесячный баран – тоқты. Годовалый баран – ісек қой. Двухлетний баран – құнан қой. Трехлетний баран – дөнен қой.  Кастрированный (извините) баран – азбан. А вот племенной баран, то есть настоящий мужик, – қошқар…

Как я уже писал ранее, баранов-пенсионеров у казахов не было. Полагаю, по понятным причинам: до пенсии они не доживали, поэтому казахи лишь обозначали – в каком промежутке лет баран находится.

У лошадей то же самое.

Жеребенок до шести месяцев – құлын. После шести месяцев – жаба. Жеребенок старше года – тай. Двухлетний сосунок – арда емген. Жеребенок-тинейджер по третьему году – құнан. Его ровесница – құнажын. Самец-трехлетка, девственник – дөнен. Кобыла-девственница – байтал. Четырех-пятилетний конь – бесті. Кастрированный жеребец – ат. Мерин, пасущийся особняком, то есть диссидент, – саяқ. Скакун-спринтер – сайгүлек. Иноходец – жорға. Тұлпар – чемпион, лошадиный «феррари». И сколько кому лет, тоже неважно. Всё примерно.

Читайте также
Как казахи свадьбы считали

Теперь о женщинах. Потому что после лошадей казахи больше всего любили своих женщин.

Хоть и не принято говорить о таких вещах вслух, но уж знать, наверное, не помешает.

Тут градация была следующей.

Қыз-бала – ребенок до 7 лет. Қыз – от 7 до 12. Бойжеткен – подросток от 13 и до замужества. Всё это время она – қыз и бойжеткен одновременно. То есть девушка на выданье. Как только она выходит замуж, то переходит в статус келіншек. От 30 до 50 лет она – сары карын. Не очень красиво звучит, конечно. Буквально – «желтый живот». Или даже – пузо. Тут имеется в виду, что женщина уже несколько раз рожала, у ней много детей и большой жизненный опыт. От 50 и далее – әже (бәйбіше).

Как определяли возраст женщины? Спрашивать нельзя было. Неприлично. Так вот: за ее возраст говорила одежда, ее цвет, форма  и украшения. Чем моложе женщина, тем больше на ней было украшений. В нарядах преобладали красные тона. С возрастом они постепенно менялись на более спокойные. Украшений тоже становилось меньше, потому что они раздаривались молодым и близким. По наследству. Но всё же кое-что – кольца и браслеты – бабушки оставляли себе. Считалось, что женщине нельзя совсем без «ювелирки». Считалось, что без них она «нечистая».

Платки – кимешек (жаулық) – у всех были белого цвета, но разной формы. В зависимости от рода и региона проживания.

С мужиками всё было намного проще. Первый мушель заканчивался в 12 лет. Это – балалық шақ, детство. Мальчик в этом возрасте – ұл бала.  Второй период – жастық. Читай: молодость (не путать с «подушкой»). Она – казахская молодость – начиналась в 12 и длилась до 24 лет.  В этом возрасте мальчик из ұл бала превращался в джигита (жігіт). Затем следовал третий и четвертый периоды. От 24 до 36 лет – жігіт ағасы и от 36 до 48 лет – азамат. Пятый период от 48 до 60. В этом возрасте мужчина – қарасақал. Буквально – «черная борода» (не синяя). Шестой, соответственно, – ақсақалдық. Это когда уже замаячил финиш. Но, правда, медицина сейчас отодвинула период аксакальства до 75. Я лично только «за». А самых старых и самых уважаемых стариков называли еще – абыз. Но это многозначное понятие. Оно означает не столько возраст, сколько почтительное звание. Старейшина, по-другому.

Читайте также
Как казахи понимают национальную идею

Так что казах и время понятия в какой-то степени условные. Можно сказать, даже конфликтные. Не случайно даже о своих грандиозных планах государственного значения мы заявляем весьма приблизительно.

Мы говорим, что к такому-то году мы войдем в тридцатку самых развитых стран мира. Заметьте, мы не обозначаем конкретное место. Мы не обещаем, что будем двадцать девятыми или же двенадцатыми.

Мы говорим примерно: где-то там, в тридцатке. А где именно – это уже не так важно. Важно, что мы обозначили – мы будем там. Хотя только один Аллах знает – где мы с вами будем в 2050 году.

Иллюстрация: emosurf.com.

Продолжение следует.

 

Загрузка...
агапит 2017-12-16 16:57:38
2
браво. единственное конь и мерин синонимы
Берик 2017-12-17 11:52:50
4
""""Ганс скажет просто: «Я родился 20 июля 1766 года»."""""" Ганс так не ответил бы потому, что в Германии начальное образование стало всеобщим только в последней трети 19 века, то есть через сто лет после 1766 года и Ганс в то время просто не умел читать и считать, как и казах... А пошел бы в церковь и спросил у святого отца, как у него там записано про него.... А у нас всеобщая грамотность наступила еще позже....
Конь в колодце 2017-12-16 17:52:56
1
13, 25, 37 и т.д.
Степная судья 2017-12-16 19:48:24
2
13,25,37,49,61....и по остальным категорям тоже есть не точности, ну ....это не важно....
Азиза 2017-12-16 22:53:42
0
Как богат казахский язык, мы воспринимаем как норму это многообразие синонимов, а на самом деле, наверняка этого нет в большинстве языков, во всяком случае, в русском и английском.
Берик 2017-12-16 23:12:27
0
Как-то плоско все, не объемно... Нет глубины... И, кстати, время измеряют, а считают единицы времени - часы, минуты, секунды, годы, столетия....
Legolas 2017-12-17 01:19:50
0
И в 2050-м не будем в 30-ке... если не станем пунктуальными и порядочными...
Алия 2017-12-17 02:58:52
-4
Мне бабушка рассказывала как женщины завязывали своих детей на деревях и оставляли, чтобы не видеть как они умирают. "Апааа" кричали они вслед за матерьями. В моем ауле есть семья, их прабабушка умертвила старшего чтобы покормить младших.
Ерлан Дарменов 2017-12-18 10:08:24
8
С таким отношением к точным цифрам НИКОГДА мы не увидим казахских танков, автомобилей, гиперпространственных звездолетов...
Сәке 2017-12-19 15:01:35
-2
Ерлан Дарменов: слушайте Ереке тут точно описал неубавить недобавить , а если честно сейчас уж лучше назад в будущее чем вперед. - Шут с ним с благами цивилизации, гендерным равенством, траснгендерными детьми, свободой СМИ, Трампами & долларами. Считать время по казахски платить за все табунами лошадей и стадами БИО барашков.
депутат мажилиса
- Без санкции суда надо человека ограничивать, чтобы он не болтал всякую чепуху, не нес в общество элементы разложения. Не ждать суд и все прочее. Если человек заболтался - ему нужно прищемить язык тут же.
Как Абаев охотится за мыслепреступлениями
Правительство требует от граждан максимальной открытости, но сами члены правительства хотят оставаться в тени
Тайна служебного подлога
Что нашёл и чего не заметил спецпрокурор в деле о странной гибели Ардака Жумкешова
Марат Ахметжанов: Это подрывает имидж государственной власти
Заместитель генерального прокурора рассказал о протестных настроениях в обществе
Держать яйца в разных корзинах
Реанимирует ли Дональд Трамп в Центральной Азии формулу «C5+1»?
Где спряталось ЦРУ
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Игры миллиардов
Почему правительство не подало в суд на Ораза Жандосова
Кто ответит за Нацфонд?
По чьему непрофессионализму или же злому умыслу Казахстан должен будет выплатить 500 млн долларов в качестве возмещения убытков иностранному инвестору
Проект курорта «Кокжайлау» - это грандиозная афера
Финансист Дмитрий Жуков рассказал Ratel.kz об экономической составляющей проекта горнолыжного курорта в предгорьях Заилийского Алатау
Айдос Сарым: Маргулан нашей стране нужнее!
Айдос Сарым прокомментировал заявление бизнесмена Маргулана Сейсембая об отъезде из страны на ПМЖ
Плетенье чепухи: Нет такой мысли, которую невозможно выразить просто
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Плохая жена
Когда у молодоженов нет детей, в нашем обществе всегда виновата только жена - мужчины стесняются ходить к врачам по «этим делам»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Риторический Хоргос
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Пресс-служба аэропорта Алматы: Мы все еще ждем извинений от Фостера
В пресс-службе Международного аэропорта Алматы прокомментировали заявление авиакомпании «Эйр Астана»
Азамат Джолдасбеков: Как нам обустроить Кокжайлау
В защиту уникального урочища Заилийского Алатау выступает известный казахстанский финансист
Старые штрафы можно уменьшить или вообще списать - Сергей Уткин
Участники дорожного движения получили настоящий новогодний подарок, ведь от нарушений ПДД никто не застрахован
История происхождения капиталов Сауата Мынбаева
Как в Казахстане оценят труды по сбору «райского досье»?
Мы их душили, душили…
Почему цены на заправках только растут, и как 1 января страна едва не осталась без бензина
МММ по-казахски, или Что останется будущему поколению
Как непреодолимая нефтезависимость превращает бюджетную систему в финансовую пирамиду
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Сварщик для Сауата Мынбаева
- Они и есть настоящие хозяева страны и творят все, что хотят, ведь никто с них за это не спрашивает.Как можно спросить с хозяина?.Все остальные прислуга и лакеи, каждый на своем строго определенном месте, ну за небольшим исключением, имеющая только одно право и в то же время обязанность-молчать, но, они не возражают и вполне с этим согласны.Касаемо сварщика, его имя будет втоптано в историю.Уж позаботятся.