Қаз   Рус

Как казахи решали жилищный вопрос

3377 просмотров
10
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 07 Дек 2017, 10:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

На снимке: юрта – движимое имущество.

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Как казахи свадьбы считали».

Читайте также
Как казахи обманывали злых духов

Жилищный вопрос в степи решался легко. Благо, не надо было совать взятку местному акиму за участок, таскаться за стройматериалом в Китай, искать проект, искать прораба, искать непьющих узбеков-строителей, возводить трехметровые заборы, подключаться к канализационным трубам, к электрическим столбам, проводить воду, газ…

Ничего этого не надо было делать.

Жилищный вопрос степняков не портил никак. Все было намного проще. Дом невеста привозила с собой. Он назывался ақ отау и входил в перечень приданого. И строили его сразу, без проектно-сметной документации, без закладки первого фундамента и прочей ненужной ерундистики.

Причем поднимали его не огрубевшие мужики-строители, а обыкновенные деревенские бабы. Без мастеров, прорабов и водки.

Самая уважаемая женщина аула садилась на лошадь, брала в руки бақан – это такой длинный шест – и подпирала  им шанырақ. Остальные ее «помогайки» вставали в круг и вдевали в пазлы шанырака жерди, которые затем покрывались войлочным перекрытием – жабуы. Эти жерди назывались уық. Они и сейчас так называются. Концы их привязывались к кереге – это решетчатые стены дома.

Когда каркас юрты полностью был установлен, начиналось внутреннее благоустройство. Первым делом занимались ритуальным священнодействием: лили масло в огонь очага с пожеланиями благополучной и счастливой жизни. Затем обмазывали маслом порог и косяки единственной двери.

Затем расставляли мебель – сундуки, столы, кровать. Украшали стены коврами с узорами и лентами, а пол устилали текеметами. Лишнего ничего не было. Ни шкафов, ни люстр, ни диванов с креслами, ни телевизоров с антеннами, ни компьютеров…

Читайте также
Как казахи невест похищали

Не было вай-фая! Люди общались вживую! Поэтому они больше любили друг друга, а не имитировали отношения.

Кстати говоря, не было замков. Двери не запирались и не подключались к сигнализации. Это тоже о многом говорит. Например, о том же характере степняков, об их отношении к накопительству, об открытости и простоте.

Всем «строительницам» по завершении объекта жених оплачивал труд.

Затем невесту просили зайти в ее новый дом, поскольку она должна была первой переступить порог. Но она отказывалась и не бежала со всех ног, радостная от того, что аким подарил ей ключи от квартиры. Она демонстрировала кротость и смирение. Да и недвижимостью юрту трудно было назвать. Домик легко перемещался с места на место, и в нем было тепло зимой, и прохладно летом.

Что говорит о грандиозной предприимчивости, архитектурной находчивости и врожденном таланте кочевников.

В общем, невеста упиралась. Тогда женщины сажали ее на ковер, относили на руках и вываливали у порога. Дальше она уже шла сама, на своих двоих.

По традиции невеста должна была переступить порог с правой ноги и пнуть левый косяк. За ней следом заходил жених и проделывал то же самое.

Тут же накрывался дастархан и устраивался небольшой такой «забег в ширину». Люди праздновали. Затем наступала ночь, и молодых учтиво оставляли одних…

Хотя нет. Не совсем одних. С ними оставался еще небольшой батальончик морально устойчивых и неподкупных снох-женгешек. Они продолжали играть в «таможню» и «ГАИ». То есть обирали жениха подчистую. За каждый шаг они требовали кәде  –  отступные.

Читайте также
Как казахи провожали и встречали невесту

Так, например, женгешке, что открывала ширму-шымылдық, за которой находилась кровать, полагался подарок. Следующая расстилала постель. Ей тоже подарок. При этом она не просто заправляла простынку или взбивала подушки. Она занималась инструктажем, совсем как старшина перед строем новобранцев. Объясняла молодым: как и что надо делать. И чтобы без фокусов там и идеологически чуждых нам фантазий! Всё должно быть чинно и благородно, а не как в известных японо-немецких фильмах.

Утром после брачной ночи «старшина» первой получала подарок, который назывался жолдық.

Следующая женгешка занималась одеялом, под которое должны были лечь молодые, – көрпе қимылдатар. Роль тоже серьезная. Буквально переводится как –  «ответственная за трепыхание одеяла». Ей тоже что-то надо было дать. Иначе не уйдет.

Наконец, самой изощренной и садистски настроенной оказывалась та женгешка, которая отвечала за обряд арқа жатар. Она забиралась в кроватку, ложилась между женихом и невестой и всем своим видом показывала, что собирается остаться здесь на всю ночь. Не подумайте, что она предлагала, таким образом, «шаркнуть по душе», обрадоваться на троих и устроить незабываемую кругосветку. Нет. Она тоже требовала мзды.

Не знаю, сколько было карманов у жениха. Мне думается, он всё это время ходил с мешком, как Дед мороз в Новый год.

Да, кстати, чуть не забыл.

Когда все покидали ақ-отау, женгешки просили жениха отнести невесту в постель на руках. Тот отказывался, мотивируя это тем, что настоящие степные джентльмены никогда своих женщин на руках не носят. Некрасиво это. Не по-мужски. Пусть сама идет, если ей так невтерпёж. Его продолжали уговаривать, но он не должен был преступать рыцарский кодекс и стоял на своем. Тогда выбирали самую мощную женгешку, и та относила невесту в кровать сама. Относила и раскладывала. Этот замечательный обряд назывался – қыз көтерер.

Читайте также
Как казахи понимают национальную идею

Вообще, следует заметить, что с юмором у нашего народа всегда было всё в порядке и даже такие серьезные вещи, как сватовство, проводы, свадьба, да и сама брачная ночь – ақ неке түні, – предки наши превращали в веселое и забавное приключение.

После такой запоминающейся ночи, проведенной в суете, уговорах и проплатах, жених отправлялся наутро к родителям своей – уже жены. Эта традиция называлась есік ашар. Буквально – открывание дверей. Молодая жена в это время оставалась дома. Она теперь год не могла появиться в доме родителей. За нее принимались женгешки. Они должны были заплести ей косы. И, если в девичестве она заплетала их в одну косу – что означало одиночество, – то теперь снохи заплетали их в две. Это означало, в свою очередь, что она теперь не одна. У ней есть законный муж.

А законный муж тем временем держал путь к ее родителям. Он теперь имел на это полное право. Появлялся он опять же не с пустыми руками. Он приводил с собой кобылу – для отца жены. Потом заходил в юрту и трижды кланялся.

Если вы помните обряд беташар, то там кланялась невеста. Но если ее поклоны означали знакомство с членами новой семьи, то жених, кланяясь родителям жены, выражал свое почтение духам их ушедших предков – аруақ. Как вы знаете, казахи всегда с особенным пиететом относились к этому культу. Так оно ведется и поныне.

Затем теща наливала зятьку в пиалу молоко, и он его выпивал. Затем она подводила его к очагу и вручала ковш с растопленным жиром. Зять выливал масло в огонь. Все эти обряды означали пожелание добра, счастья и долгой жизни. В конце ритуала родители жены дарили ему красивый чапан и коня в придачу. С этого дня он считался родным человеком, мог заявляться тогда, когда ему это взбредет в голову, и брать из холодильника всё, что ему захочется.

Фото со страницы Павла МИХЕЕВА в Facebook.

Продолжение следует.

Загрузка...
Лола 2017-12-07 19:58:50
3
Сейчас свадьбы это безвкусная шоу программа, с примитивными фокусами и танцами, с лезгинкой и хороводами, с вальсом Шамши Калдаякова переходящим в медляк под Нуртаса, а про той-игры за гранью приличия можно фильм снять
Ерлан Дарменов 2017-12-07 10:06:13
6
В Казахстане запрещено жилье с несущим каркасом. Кто-то сильно не хочет, штоп казахи жили в юртах.
Сауле 2017-12-07 10:15:24
13
Хорошие, добрые и практичные обычаи
взрослеющий 2017-12-07 10:36:12
13
Очень познавательно, рахмет Ереке
Марат 2017-12-07 11:47:58
7
Очень интересно, и действительно блин все просто и с юморком делали наши предки )). Зато сейчас все помпезно вычурно, никто до конца не знает как положено, аж спать хочется на таких мероприятиях. Ермек открывайте курсы "к корням", и доносите до народа так же просто и доходчиво как в статьях.
Петр 2017-12-07 13:19:11
5
хороший пост, рахмет как раз новая хата пойду пну косяк.
Брат 2017-12-07 17:11:12
3
...если бы наших свободолюбивых, гордых, смелых предков трансформировались бы в наше время, то сейчас все было бы по другому. Не было ворья, взяточников, растлителей, педофилов, алкашей, наркоманов, бл...ядей и всякой нечисти. Они им бы сразу башку на...ер отсекали бы и все. Это мы ностальжируем и скулим по прошлому. А им не до скулья интеллигентных было, в те времена...
Асель 2017-12-08 09:32:50
-3
Копец конечно, юрту приносит невеста, сооружают её женщины, и даже в постель невесту относит женщина, женгешка проводит инструктаж как и что делать. Мужики были в стороне по ходу и не чем важным не занимались, только имя своё передавали, хорошо что мы отошли от этой дикости, уважаю предков, но эти традиции для меня просто ужасны.
Neonomad 2017-12-08 12:21:03
1
Не строили казахи здания, нечего было и начинать земледельческое зодчество в земледельческих населённых пунктах. Нужно было пригласить Эдриана Смита, строить современные здания в живописных долинах. Юрты очень хорошо сочетаются с Бурдж-Халифа. Хочешь у подножья летом ставь, хочешь на смотровой площадке. А то каждая землеройка у нас архитектор со своими шлакоблоками, алюкобондами, гипсокартонами и керамогранитами и бетонными дорожками.
Сергей 2017-12-09 11:06:42
1
Последнее предложение просто "убило"
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Габидулла Абдрахимов: Это прямое хищение, это воровство!
Экс-аким Шымкента высказался о чиновниках ЮКО
Казахстанских сирот в Сирии нужно опознать
МИД собирает информацию о детях на войне
Профсоюз ручной, но шахтёры-то дикие!
Чем занимался профсоюз? Рассказывал в министерстве байки, что благодаря его неустанному взаимодействию с шахтёрами гасятся протестные настроения?
Акимов опять хотят поделить на фаворитов и аутсайдеров
Казахстанцам нужны не мифические рейтинги успехов и провалов, формируемые в Астане, а конкретные результаты работы акимов и местных органов власти
Деревянная память акима Байбека
На мемориале Славы в алматинском парке 28 панфиловцев вместо бронзовых звезд, содранных вандалами с пилонов городов-героев, появились звезды… деревянные
Плетенье чепухи: Аул моей юности
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
До связи, Ген… До связи
Анна Устинова о своем супруге Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий. Избранное. У нас и Бут, а мы летаем...
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Как казахи растили невест
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Лондонская сырость больше не котируется в астанинском смоге
Наши чиновники убедились, что принятые на Лондонской бирже стандарты корпоративного управления имеют мало общего с «бизнесом по-казахски»
Беня знает за облаву
Журналист Зарина Ахматова - о Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий: У меня не бывает заказных статей
Публикуем интервью, который Геннадий Бендицкий дал Алишеру Еликбаеву в 2012 году
Мы им нужны. А они нам зачем?
Наше общество - объект «заботы», управления и контроля, а не субъект политики и принятия решений. У нас один-единственный субъект – власть
Веревка для шахтёра
После девальвации тенге жизнь хозяев карагандинских шахт снова стала упоительна и прекрасна, а про рабочих они забыли
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Лживый рынок молочной продукции
Как проверить молоко из холодильника на «натуральность»
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
В пригороде Павлодара переименуют 69 улиц
- Думаю, что в Алматы не помешало бы назвать одну из улиц в честь Бендицкого, ведь Геннадий ни разу не запятнал имя честного журналиста, боролся и помогал простым людям, высвечивал и выпячивал взяточников и коррупционеров! Геннадий действительно был яркой личностью и ярким журналистом который не давал проходу ворам, проходимцам засевшим в кабинетах власти! Думаю такая улица многим простым гражданам пришлась бы по душе!
Умер Геннадий Бендицкий
- Он не только был талантливым журналистом, он был настоящим юристом, аналитиком... и настоящим Батыром! Не верится что его подвел здоровья, нужно сделать вскрытия на должном уровне, не отравили ли его, так называемые ничтожные люди , про которых он писал, Почему то это дурацкая мысль не выходить из головы, как слышала эту печальную новость. Он был незаменим, такого журналиста больше нет! Генадий про Вас и про Ваших статьей никогда не забуду! Как жаль...
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино