Қаз   Рус

Как казахи обманывали злых духов

3352 просмотров
10
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 30 Ноя 2017, 09:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Как казахи невест похищали».

На снимке: обряд очищения невесты от греха. Кадр из фильма Ермека Турсунова «Келiн» (2008 г.).

Читайте также
Как казахи выбирали себе пару

Все знают поговорку «стерпится - слюбится». Мне думается, ее придумали мы – казахи. Посудите сами.

Сосватали, допустим, девочку в младенчестве. Скрепили договоренность традиционными обрядами. Далее она уже росла в отчем доме с мыслью, что суженый обязательно приедет за ней, как только наступит срок.

Потом он приезжал – жених, и молодые знакомились…

Кто даст гарантию, что между ними обязательно вспыхнет любовь?

Правильно – никто. Но…

Не всегда ведь союз двоих держался на любви. Давно доказано, что брак по обязательствам намного крепче и прочнее. А любовь…

Любовь - это такое зыбкое понятие. Такое… воздушное.  Она, конечно, могла возникнуть при таких обстоятельствах, но, скорее всего, это была просто дань традиции. Железная установка, работавшая веками. В подкорке сидело: я – дочь отца своего, который решил породниться с таким-то родом, значит, так тому и быть. А я – сын отца своего, который сам подберет мне невесту. Он лучше знает жизнь. Поэтому брак в степи был, прежде всего, расчетом в чистом виде.

Понимаю, многие осудят. Однако мне думается, что мы часто переносим сегодняшние понятия на традиции прошлого и удивляемся – как так? И чаще всего осуждаем. Это ведь так заманчиво и легко – судить. Тем более на таком расстоянии.

Между тем, нельзя отрицать того факта, что в степи не было сирот. Не было вдов и брошенных жен. А в жизни ведь всякое случается.

Читайте также
Как казахи подстроились под эпоху

Случалось, невеста умирала до свадьбы. Заболела или просто несчастный случай. Мало ли что. А она уже сосватана, и калым за нее уплачен. Тогда вступал в закон обычай «Балдыз қалын», и жених брал в жены сестру своей невесты. (Балдыз в переводе означает «свояченица» или «шурин», «свояк».)

Если же у покойной не было сестры, тогда половина уплаченного калыма возвращалась. Если же сестра была, но жених успел сходить на тайные свидания (ұрын бару), то он платил дополнительный калым, который так и назывался - «балдыз қалын».

Если жених не навещал невесту и не ходил на свидания, то калым не платился.

Вот такие вот правила.

Ну, раз уж мы заговорили о смерти, то, думаю, стоит напомнить, что раньше, в давние «доказахские» времена, невест выдавали замуж иначе. Как ни странно, но в основе лежал погребальный обряд, потому что замужество приравнивалось к смерти. Но не нужно воспринимать это буквально, через призму трагедии. Смерть - это часть жизни, переход в иное состояние, поэтому считалось, что с замужеством невеста «умирает», и в ее доме проводились мнимые похороны. Не зря у нас до сих пор говорят: «Қыздың жолы жіңішке».

Тут трудно перевести без объяснений. Если дословно, то получается коряво: «Дорога у девушки тонкая». БЕЛЬГЕР переводил точнее: «Стезя девушки узка». Имеется в виду, что женская доля очень тонка, с волосок. Ей сложнее. Она не может в жизни оступиться, и счастье ее зависит от множества причин и обязательств.

Читайте также
Как казахи на свидания ходили

Во время таких символических «похорон» с девушкой прощались, надевали на нее погребальный костюм и отправляли в загробный мир, прикрыв лицо и голову. Там, в загробном мире, она должна была предстать перед предками и получить их благословление. Лишь после этого она могла вернуться в мир живых. То есть воскреснуть. Но уже – в новом качестве и на новом месте. В доме жениха.

А пока шли «похороны», женщины по-настоящему причитали, баксы совершал ритуальные действия. Как правило, очищал огнем. И уже потом, в таком «закрытом виде», в упаковке фактически, «покойницу» отправляли в аул будущего мужа.

Смысл столь сложного ритуала заключался в том, чтобы обмануть злых духов. Чтобы они думали, что человек умер и его больше нет среди живых. И чтобы девушка освободилась от всего прошлого и быстрее вошла в новую реальность.

Я уже рассказывал про свадебный наряд, в котором главным украшением считалось саукеле – головной убор невесты. Между тем, он тоже имеет глубокое обрядовое значение. Как вы уже поняли, первоначально это – главная деталь костюма покойника. Довольно часто в древних захоронениях находили и до сих пор находят знатных покойников в конусообразном головном уборе. Часто это захоронения воинов. Тут нет путаницы. Саукеле по форме напоминает воинский шлем. Это объясняется тем, что кочевники воспитывали своих дочерей в свободном и довольно суровом духе. Все они вырастали умелыми наездницами, владели словом, владели оружием и, если понадобится, могли постоять за себя, за род. Многие вырастали настоящими воительницами. Смирение приходило с замужеством.

Кстати говоря, саукеле – это единственная вещь, которая принадлежала лично невесте. Всё приданое, которое она привозила с собой, становилось частью общего хозяйства.

Само слово «саукеле» происходит от словосочетания сау келе жатыр. В значении «она не умерла, она жива».

А существительное келін (невеста, невестка) от глагола келу. То есть – «прийти, идти». В собранном виде получается: «Невеста отправилась в новый дом живой и здоровой».

Читайте также
Как казахи провожали и встречали невесту

Кстати, казахи не говорят – умер. Казахи говорят: «Қайтыс болды, қайтты». То есть ушел обратно, возвратился в тот мир, из которого когда-то пришел. Иными словами, состоялся еще один переход. И эта бесконечная череда уходов и возвращений составляла основу философского восприятия кочевниками законов мироздания.

Как только невеста переступала порог нового дома, ее «воскрешали». Баксы открывал ей лицо, то есть совершал всем известный обряд беташар.

Сегодня в разных регионах беташар происходит по-разному. Где-то лицо открывает мать жениха, где-то жырши. Кстати, он открывает лицо древком домбры. В древности лицо «воскресшей» открывал баксы – камчой.

В новом доме невесте меняли родовое имя, и она становилась совсем «другим человеком». Она – перерождалась, но на этом для нее ничего не заканчивалось. Наоборот, начиналось: надо было соблюдать другие предписания. Например, как я уже упоминал, в новом доме келін нельзя было называть ближайших родственников своего мужа по именам. Чтобы злые силы не услышали. Поэтому она снова их обманывала и придумывала родичам другие имена. Такая традиция еще сохранилась.

А еще саукеле снимали только в том случае, если молодая женщина рожала первенца. До этого она не имела права снять, запрятать его в сундук и надеть на голову что-нибудь попроще. Кимешек, например. Но это уже другая история.

Фото: TursunovFilm.

Загрузка...
Сауле 2017-11-30 10:02:06
1
Да, культ мертвых у нас сохранился. Один россиянин, путешествуя по Казахстану, удивлялся дворцам-могилам в степи
001 2017-11-30 10:44:01
9
Переименование в проспект,тоже типа отпугивание
Ильич 2017-11-30 12:01:51
4
Нам бы ритуал умиротворения злых духов высасывающих миллиарды из карманов жителей.Турсунов поищите в своем сундуке с артефактами между лампой Аладдина и скатерью самобранкой под ковер-самолет загляните папирус где то там.
Нурболат 2017-11-30 12:48:57
3
Вчера в одном суде видел список рассматриваемых дел на неделю. На 90% состоит из дел о расторжении брака. С этим нужно что-то делать! Молодежь не подготовлена абсолютно к семейной жизни, к браку относятся безответственно, тои в кредит проводят, а потом, проблемы с банками доводят до развода. Кто в этом виноват в первую очередь: родители, депутаты, прокуроры, правительство??? Со школы должен быть какой-то институт семьи внедряться...
Мурка 2017-11-30 12:58:20
2
Мы и сейчас живем - пытаясь обмануть злых духов, но обманываем самих себя. Поколение ни-ни.
Мила 2017-11-30 15:22:13
0
Мне мама в детстве рассказывала, что девушка после обряда "өлі-тірі" уже не является членом своей семьи, и может навещать свой отчий дом только в качестве "гостьи", что обряд "өлі-тірі" - это своеобразные "поминки" по ней, когда жертвенного барашка к этим "поминкам" привозила сторона жениха. Помню, что девушку в это время отправляли к дальним родственникам. Она не должна была не то что попробовать, но даже вдохнуть аромат блюд, приготовленных к этим "поминкам".
Мила 2017-11-30 15:22:22
1
Этот обряд проводился непосредственно перед, либо после проводов девушки в дом жениха. Все это и раскрывает смысл выражения: "ет біздікі болғанымен - сүйек сіздікі", которую произносили аксакалы со стороны невесты когда ее забирали представители стороны жениха.
Тэтяна 2017-12-01 09:52:42
0
Как раз драмы и трагедии в жизни и искусстве разыгрываются вокруг протеста молодых против брака по выбору родителей.
Да уж.. 2017-12-01 09:55:56
3
Не было сирот, говорите... Если у ребенка погибали родители, он, конечно, не болтался по степи, а жил в ауле... Но судьба его была предопределена и незавидна - вечные побегушки у своих же родичей, практически рабство за кусок хлеба....
Дв уж.. 2017-11-30 21:56:14
-1
Ты не верь, что стерпится, ты не верь, что слюбится, никогда, ничего, с нелюбимым мужем... Автор, на свалку истории...
журналист
- Лот "Организация и проведение мероприятия, посвященного Дню работников связи и информации" (1 750 000 тенге) выиграло ОО "Федерация Киокушинкай-кан ояма каратэ по Акмолинской области". Как это мило.
Странная мания величия Жениса Касымбека
Министр по инвестициям и развитию обеспечит жильем каждого казахстанца
Власти против СМИ: не съедим, так понадкусываем
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Как казахи устраивали шумные представления
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Счастье есть - ума не надо
Дикость и глупость происходящего вокруг многим нашим гражданам представляются вершинами прогресса и мудрости
Данияр Акишев долго не продержится
Цена свободного тенге: поддержка Национальным банком стабильности национальной валюты слишком дорого обходится стране
Судебный исполнитель – вооружен и очень опасен?
Член президиума НПП «Атамекен» настаивал на публикации пресс-релиза о том, как частный cудоисполнитель возил по стране десятки людей с оружием в руках
Номенклатурный сепаратизм
Госаппарат живет в эпоху феодальной раздробленности: акимы мнят себя сюзеренами регионов, а министры рассматривают министерства как свои вотчины
Почему министра Бозумбаева не отправили в отставку?
Завершающаяся реконструкция трех нефтеперерабатывающих заводов, запланированная на конец года, не избавит нас от дефицита бензина и авиакеросина
"Прямолинейный чувак" Бозумбаев желает новый НПЗ
Пока казахстанский министр энергетики рекламирует российское топливо, китайцы берут под контроль нашу нефтепереработку
Исекешев - чемпион!
Гостачка на прокачку: во сколько народу обходятся авто для чиновников
Какую премию получил зять Кайрата Мами?
Всего топ-менеджерам всех национальных компаний по итогам 2016 года было выписано вознаграждений на сумму 3,8 млрд тенге
Вялый Сапарбаев против бойких журналистов
Политическим госслужащим, видимо, тоже надо проводить аттестацию на знание законов
Плетенье чепухи: Талантливых много, а трудолюбивых негусто
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Шукеев подставил Сагинтаева ради российских фермеров?
История об инсайдерской сделке внутри правительства утекла в СМИ и высокопоставленным чиновникам пришлось оправдываться
Почему в Казахстан не едут туристы
Заслуженный деятель туризма РК Дагмар Шрайбер – о туристском рынке в Казахстане и о судьбе урочища Кокжайлау
Смотреть всем
Когда зрители выходили после просмотра фильма «Смерть Сталина», эхом звучали слова: «Наверное, так все и было на самом деле!»
К кому Шукеев спешит на помощь?
Почему для очередного вливания денег в «КазАгро» жертвуют сиротские деньги
Айдос Сарым: Маргулан нашей стране нужнее!
Айдос Сарым прокомментировал заявление бизнесмена Маргулана Сейсембая об отъезде из страны на ПМЖ
Плохая жена
Когда у молодоженов нет детей, в нашем обществе всегда виновата только жена - мужчины стесняются ходить к врачам по «этим делам»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Риторический Хоргос
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
О чем можно спросить Булата Бакауова?
Во второй половине февраля состоится очередная отчетная встреча акима Павлодарской области с населением
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Сварщик для Сауата Мынбаева
- Они и есть настоящие хозяева страны и творят все, что хотят, ведь никто с них за это не спрашивает.Как можно спросить с хозяина?.Все остальные прислуга и лакеи, каждый на своем строго определенном месте, ну за небольшим исключением, имеющая только одно право и в то же время обязанность-молчать, но, они не возражают и вполне с этим согласны.Касаемо сварщика, его имя будет втоптано в историю.Уж позаботятся.