Қаз   Рус

Как казахи обманывали злых духов

2531 просмотров
10
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 30 Ноя 2017, 09:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Как казахи невест похищали».

На снимке: обряд очищения невесты от греха. Кадр из фильма Ермека Турсунова «Келiн» (2008 г.).

Читайте также
Как казахи выбирали себе пару

Все знают поговорку «стерпится - слюбится». Мне думается, ее придумали мы – казахи. Посудите сами.

Сосватали, допустим, девочку в младенчестве. Скрепили договоренность традиционными обрядами. Далее она уже росла в отчем доме с мыслью, что суженый обязательно приедет за ней, как только наступит срок.

Потом он приезжал – жених, и молодые знакомились…

Кто даст гарантию, что между ними обязательно вспыхнет любовь?

Правильно – никто. Но…

Не всегда ведь союз двоих держался на любви. Давно доказано, что брак по обязательствам намного крепче и прочнее. А любовь…

Любовь - это такое зыбкое понятие. Такое… воздушное.  Она, конечно, могла возникнуть при таких обстоятельствах, но, скорее всего, это была просто дань традиции. Железная установка, работавшая веками. В подкорке сидело: я – дочь отца своего, который решил породниться с таким-то родом, значит, так тому и быть. А я – сын отца своего, который сам подберет мне невесту. Он лучше знает жизнь. Поэтому брак в степи был, прежде всего, расчетом в чистом виде.

Понимаю, многие осудят. Однако мне думается, что мы часто переносим сегодняшние понятия на традиции прошлого и удивляемся – как так? И чаще всего осуждаем. Это ведь так заманчиво и легко – судить. Тем более на таком расстоянии.

Между тем, нельзя отрицать того факта, что в степи не было сирот. Не было вдов и брошенных жен. А в жизни ведь всякое случается.

Читайте также
Как казахи подстроились под эпоху

Случалось, невеста умирала до свадьбы. Заболела или просто несчастный случай. Мало ли что. А она уже сосватана, и калым за нее уплачен. Тогда вступал в закон обычай «Балдыз қалын», и жених брал в жены сестру своей невесты. (Балдыз в переводе означает «свояченица» или «шурин», «свояк».)

Если же у покойной не было сестры, тогда половина уплаченного калыма возвращалась. Если же сестра была, но жених успел сходить на тайные свидания (ұрын бару), то он платил дополнительный калым, который так и назывался - «балдыз қалын».

Если жених не навещал невесту и не ходил на свидания, то калым не платился.

Вот такие вот правила.

Ну, раз уж мы заговорили о смерти, то, думаю, стоит напомнить, что раньше, в давние «доказахские» времена, невест выдавали замуж иначе. Как ни странно, но в основе лежал погребальный обряд, потому что замужество приравнивалось к смерти. Но не нужно воспринимать это буквально, через призму трагедии. Смерть - это часть жизни, переход в иное состояние, поэтому считалось, что с замужеством невеста «умирает», и в ее доме проводились мнимые похороны. Не зря у нас до сих пор говорят: «Қыздың жолы жіңішке».

Тут трудно перевести без объяснений. Если дословно, то получается коряво: «Дорога у девушки тонкая». БЕЛЬГЕР переводил точнее: «Стезя девушки узка». Имеется в виду, что женская доля очень тонка, с волосок. Ей сложнее. Она не может в жизни оступиться, и счастье ее зависит от множества причин и обязательств.

Читайте также
Как казахи на свидания ходили

Во время таких символических «похорон» с девушкой прощались, надевали на нее погребальный костюм и отправляли в загробный мир, прикрыв лицо и голову. Там, в загробном мире, она должна была предстать перед предками и получить их благословление. Лишь после этого она могла вернуться в мир живых. То есть воскреснуть. Но уже – в новом качестве и на новом месте. В доме жениха.

А пока шли «похороны», женщины по-настоящему причитали, баксы совершал ритуальные действия. Как правило, очищал огнем. И уже потом, в таком «закрытом виде», в упаковке фактически, «покойницу» отправляли в аул будущего мужа.

Смысл столь сложного ритуала заключался в том, чтобы обмануть злых духов. Чтобы они думали, что человек умер и его больше нет среди живых. И чтобы девушка освободилась от всего прошлого и быстрее вошла в новую реальность.

Я уже рассказывал про свадебный наряд, в котором главным украшением считалось саукеле – головной убор невесты. Между тем, он тоже имеет глубокое обрядовое значение. Как вы уже поняли, первоначально это – главная деталь костюма покойника. Довольно часто в древних захоронениях находили и до сих пор находят знатных покойников в конусообразном головном уборе. Часто это захоронения воинов. Тут нет путаницы. Саукеле по форме напоминает воинский шлем. Это объясняется тем, что кочевники воспитывали своих дочерей в свободном и довольно суровом духе. Все они вырастали умелыми наездницами, владели словом, владели оружием и, если понадобится, могли постоять за себя, за род. Многие вырастали настоящими воительницами. Смирение приходило с замужеством.

Кстати говоря, саукеле – это единственная вещь, которая принадлежала лично невесте. Всё приданое, которое она привозила с собой, становилось частью общего хозяйства.

Само слово «саукеле» происходит от словосочетания сау келе жатыр. В значении «она не умерла, она жива».

А существительное келін (невеста, невестка) от глагола келу. То есть – «прийти, идти». В собранном виде получается: «Невеста отправилась в новый дом живой и здоровой».

Читайте также
Как казахи провожали и встречали невесту

Кстати, казахи не говорят – умер. Казахи говорят: «Қайтыс болды, қайтты». То есть ушел обратно, возвратился в тот мир, из которого когда-то пришел. Иными словами, состоялся еще один переход. И эта бесконечная череда уходов и возвращений составляла основу философского восприятия кочевниками законов мироздания.

Как только невеста переступала порог нового дома, ее «воскрешали». Баксы открывал ей лицо, то есть совершал всем известный обряд беташар.

Сегодня в разных регионах беташар происходит по-разному. Где-то лицо открывает мать жениха, где-то жырши. Кстати, он открывает лицо древком домбры. В древности лицо «воскресшей» открывал баксы – камчой.

В новом доме невесте меняли родовое имя, и она становилась совсем «другим человеком». Она – перерождалась, но на этом для нее ничего не заканчивалось. Наоборот, начиналось: надо было соблюдать другие предписания. Например, как я уже упоминал, в новом доме келін нельзя было называть ближайших родственников своего мужа по именам. Чтобы злые силы не услышали. Поэтому она снова их обманывала и придумывала родичам другие имена. Такая традиция еще сохранилась.

А еще саукеле снимали только в том случае, если молодая женщина рожала первенца. До этого она не имела права снять, запрятать его в сундук и надеть на голову что-нибудь попроще. Кимешек, например. Но это уже другая история.

Фото: TursunovFilm.

Загрузка...
Сауле 2017-11-30 10:02:06
1
Да, культ мертвых у нас сохранился. Один россиянин, путешествуя по Казахстану, удивлялся дворцам-могилам в степи
001 2017-11-30 10:44:01
9
Переименование в проспект,тоже типа отпугивание
Ильич 2017-11-30 12:01:51
4
Нам бы ритуал умиротворения злых духов высасывающих миллиарды из карманов жителей.Турсунов поищите в своем сундуке с артефактами между лампой Аладдина и скатерью самобранкой под ковер-самолет загляните папирус где то там.
Нурболат 2017-11-30 12:48:57
2
Вчера в одном суде видел список рассматриваемых дел на неделю. На 90% состоит из дел о расторжении брака. С этим нужно что-то делать! Молодежь не подготовлена абсолютно к семейной жизни, к браку относятся безответственно, тои в кредит проводят, а потом, проблемы с банками доводят до развода. Кто в этом виноват в первую очередь: родители, депутаты, прокуроры, правительство??? Со школы должен быть какой-то институт семьи внедряться...
Мурка 2017-11-30 12:58:20
2
Мы и сейчас живем - пытаясь обмануть злых духов, но обманываем самих себя. Поколение ни-ни.
Мила 2017-11-30 15:22:13
0
Мне мама в детстве рассказывала, что девушка после обряда "өлі-тірі" уже не является членом своей семьи, и может навещать свой отчий дом только в качестве "гостьи", что обряд "өлі-тірі" - это своеобразные "поминки" по ней, когда жертвенного барашка к этим "поминкам" привозила сторона жениха. Помню, что девушку в это время отправляли к дальним родственникам. Она не должна была не то что попробовать, но даже вдохнуть аромат блюд, приготовленных к этим "поминкам".
Мила 2017-11-30 15:22:22
1
Этот обряд проводился непосредственно перед, либо после проводов девушки в дом жениха. Все это и раскрывает смысл выражения: "ет біздікі болғанымен - сүйек сіздікі", которую произносили аксакалы со стороны невесты когда ее забирали представители стороны жениха.
Тэтяна 2017-12-01 09:52:42
0
Как раз драмы и трагедии в жизни и искусстве разыгрываются вокруг протеста молодых против брака по выбору родителей.
Да уж.. 2017-12-01 09:55:56
3
Не было сирот, говорите... Если у ребенка погибали родители, он, конечно, не болтался по степи, а жил в ауле... Но судьба его была предопределена и незавидна - вечные побегушки у своих же родичей, практически рабство за кусок хлеба....
Дв уж.. 2017-11-30 21:56:14
-1
Ты не верь, что стерпится, ты не верь, что слюбится, никогда, ничего, с нелюбимым мужем... Автор, на свалку истории...
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
День Бенезависимости
История одной фотографии
До связи, Ген… До связи
Анна Устинова о своем супруге Геннадии Бендицком
Депутатское раскаяние
Народный избранник Бахитжан Ержанов признался, что обманул государство и угрожал расправой прокурору
Как невесты становились женами
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Что Китаю хорошо, то Казахстан должно насторожить
Китай так активно инвестирует в разработку своих нефтегазовых месторождений и развитие альтернативной энергетики, что может сократить нефтяной импорт
Лондонская сырость больше не котируется в астанинском смоге
Наши чиновники убедились, что принятые на Лондонской бирже стандарты корпоративного управления имеют мало общего с «бизнесом по-казахски»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Злоключения Самоделкина
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Беня знает за облаву
Журналист Зарина Ахматова - о Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий: У меня не бывает заказных статей
Публикуем интервью, который Геннадий Бендицкий дал Алишеру Еликбаеву в 2012 году
Как сидят в Германии и Казахстане
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Зачем Лякуполь городить?
Известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава работает над проектом купола над Водно-зеленым бульваром в Астане
Не борат ты мне!
Казахстан продолжает настойчиво сражаться с давно «вышедшим в тираж» персонажем британского комика
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Плетенье чепухи: Аул моей юности
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Лживый рынок молочной продукции
Как проверить молоко из холодильника на «натуральность»
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
В пригороде Павлодара переименуют 69 улиц
- Думаю, что в Алматы не помешало бы назвать одну из улиц в честь Бендицкого, ведь Геннадий ни разу не запятнал имя честного журналиста, боролся и помогал простым людям, высвечивал и выпячивал взяточников и коррупционеров! Геннадий действительно был яркой личностью и ярким журналистом который не давал проходу ворам, проходимцам засевшим в кабинетах власти! Думаю такая улица многим простым гражданам пришлась бы по душе!
Умер Геннадий Бендицкий
- Он не только был талантливым журналистом, он был настоящим юристом, аналитиком... и настоящим Батыром! Не верится что его подвел здоровья, нужно сделать вскрытия на должном уровне, не отравили ли его, так называемые ничтожные люди , про которых он писал, Почему то это дурацкая мысль не выходить из головы, как слышала эту печальную новость. Он был незаменим, такого журналиста больше нет! Генадий про Вас и про Ваших статьей никогда не забуду! Как жаль...
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино