Қаз   Рус

Как казахи невест похищали

10379 просмотров
15
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Суббота, 25 Ноя 2017, 13:30

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Как казахи провожали и встречали невесту».

Воровали по-разному. Примеров – мильон: с хорошим концом и с плохим, с мирным разрешением вопроса и с объявлением войны, с громкой оглаской и тихо, по-темному.

Читайте также
О самом главном

Воровали по воскресеньям и по понедельникам. По ночам и по утрам. В обеденный перерыв и в тихий час. В одиночку и толпой. Часто обдуманно, иногда спонтанно и всегда – с приключениями.

Принято считать, что похищение невесты (қыз ұрлап қашу) - это  наш фирменный степной знак. Что якобы так принято исстари. Что такой малозатратный и эффектный вариант создания семьи могли придумать только мы – казахи. Но, как бы это досадно ни звучало, идея принадлежит не нам. Женщин воровали всегда. И везде. И даже пораньше нашего.

Принято думать, что всему плохому нас научили извне. Особенно пить, курить, материться и на диване лежать перед телевизором. Не хочется спорить. Пусть так.

Как правило, всё плохое просачивается к нам с Запада.

Есть подозрение,  что обычай похищать невест нам навязали греки. Или римляне. Или евреи... Впрочем, какая теперь разница? Дурной пример заразителен, сами знаете. А мы народ простодушный. И доверчивый.

Как я уже говорил – свободных девушек в степи почти не было. Все были помечены и промаркированы. Но ведь не всё в жизни можно разложить по полочкам и номерки проставить. Случалось, влюблялись, а платить нечем: мальчик бедный. А за украденных калым не полагался. Вот и приходилось воровать.

Хотя и это враки.

Допустим, украли. Допустим, девушка осталась. А она не могла не остаться – родители обычно назад не принимали, если она ночь провела в доме похитителя. Даже если у них там ничего и не было. Не прикасался. Тогда сторона жениха, если его не догнали и не оторвали голову, отправляла через некоторое время к родителям невесты делегацию и просила прощение. Это называлось – аяққа жығылу. Буквально – «упасть в ноги».

Падали обычно с калымом. И это было важно – примирить оба рода. Иначе – вражда. А это плохо. Житья не будет.

Как это происходило на практике?

Могу обрисовать примерный вариант.

***

Читайте также
Как рожали казаха

Вот, помнится, был случай.

Шла однажды скромная девушка из рода жагалбайлы по имени Жибек в «Мегу» пошопиться. Заодно в «Старбаксе» кофе попить с подружками. А тут вдруг из-за поворота выскочили  на лошадях джигиты из рода тобыкты и, читая на ходу тобыктинский рэп, накинули ей на голову мешок и увезли в неизвестном направлении.

А она Бекежана любит! Пусть он и отсидел свои пять лет по бакланству, и вообще у него там темное прошлое. То ли в карты всё спустил, то ли за деньги дрался. Но он давно завязал, образумился, маму слушается, поступил на курсы, английский учит…

Что дальше?

А дальше тобыктинцы отправили наутро к жагалбайлинцам солидную делегацию, которая в полном составе упала им в ноги и развернула список сатисфакций. Тобыктинцы список внимательно изучили и сделали необходимые поправки: плюс за моральный ущерб, плюс за расстройство планов, плюс инфляция, плюс девальвация, плюс инфаркт папы и приступ мигрени у мамы, плюс… И на этом инцидент был как бы «исперчен».

При таком раскладе потерпевшим оказывался только Бекежан. Да и то как сказать. Если по правде, то Жибек вообще была засватана за другого. За того, кого она ни разу в жизни и не видела: сынка какого-то там краевого прокурора. Так что им по-любому не светило. Хотя и Бекежан мог ее украсть. Если б вовремя спохватился.

Вот так.

Между прочим, в своде законов Тауке хана «Жеті жарғы» был пунктик, согласно которому воровство сосватанной девушки приравнивалось к преступлению. За это полагалось наказание. Могли штраф наложить, а могли и повесить. На верблюде. Но такое случалось крайне редко, потому что коррупция процветала уже тогда. Тяжбу выигрывал тот род, у которого были завязки в Ак-Орде. То есть он стоял ближе к Главному столу. Поэтому в степи действовало давнее правило: у кого сила - за тем и право. Богатей мог, конечно, украсть простушку, а вот простак – байскую дочь… это уж, извините, вряд ли. А ровня как-то договаривалась.

Читайте также
Как казаха нарекали именем

Это было раньше.

А как происходит в наши дни? Тоже по-разному.

В таких случаях у нас спрашивают: «Көргенімді айтайын ба, жоқ естігенімді айтайын ба?» То есть – о чем мне вам поведать: о том, что слышал, или о том, что видел? Обычно отвечают: «Көргеніңді айт, себебі көрген шын, естіген өтірік» («Всё, что ты слышал, это полное фуфло. Расскажи лучше, что видел»). Ну, вот я и расскажу, что видел. И даже непосредственно участвовал.

***

Было это в середине восьмидесятых. Друг мой лепший (назовем его Оратаем) неосторожно втрескался «по самое не хочу» в одну мамзель (назовем ее Умыткуль). Долго бегал за ней и в итоге уболтал-таки, шайтан. Что-то у них там такое завертелось, издали похожее на любовь. Спелись, короче. Хорошая пара - это ведь не обязательно страсти-мордасти. Чаще всего - это когда один любит, а другой позволяет себя любить. Ну, вот у них там как раз такой вариант. Оратай с ума сходит, суетится, носится с выпученными глазами, а та, значит, пава, вся из себя размеренная.

Однако «ейным» родителям такие амуры активно не понравились. Они ведь хотели по-людски: чтоб доча сначала институт окончила, огляделась, а потом - может быть. Да и куда торопиться? Девушка она видная, аппетитная, с формами. Такая не засидится. Да и выбор ее не очень они одобряли. Они считали, что Оратай ей не пара. Простоват. Деревенщина. Что он ей даст?

Они видели будущее своей дочери другим. Они хотели зятька с тюнингом - и чтобы со стразами, с наворотами. Зря, что ли, в институт ее пристраивали? Такие деньжищи заплатили! Расчет же был, что она кого-нибудь там себе найдет. Не учиться же она собралась, ей-богу. Там и выбора побольше, и перспективы поширше. И чтобы породистый был, солидный. Со статусом. А это – чё такое? Шоферюга беспросветный. Вечно в мазуте, и бензином от него несет. Такого добра в любой деревне - как грязи.

Читайте также
Как казахи суженых искали

И тогда молодые между собой сговорились, что Оратай Умыткульку украдет. По старинке. Хрен они потом что сделают. Никуда не денутся. Ну, «родаки», имеется в виду.

И стали мы разрабатывать план похищения. Мы – это куча балбесов, дружбаны оратаевские. Он же нам всё рассказал под страшным секретом и попросил помочь. А чего бы не помочь? Вдруг и нам когда-нибудь приспичит жениться? Заодно и опыта в таком деле неберемся. Пригодится.

Как оно вообще делается-то? Мы ж по детству и яблоки из колхозного сада таскали, и картошку с Ушконыра машинами возили, в тайные погреба ссыпали. А тут всё-таки живой человек. Как его красть-то? Ну ладно, решили, не мы первые, не мы последние. Воровали же как-то…

Хотя поначалу мы его отговаривали. Недоумка этого – Оратая. Потому что не очень понимали – что он в ней такого нашел? Тоже мне сокровище. Она со спины вообще на ТАЙСОНА похожа. И хук у нее слева – двенадцать атмосфер. Если в лоб попадет, неделю потом будешь воробьям фиги показывать. И  характер у нее – не дай бог, как говорится. Все знают. Те же собаки аульные, как ее увидят, на другую сторону улицу перебегают.

Да и вообще, с женщинами же как? Это они в невестах все такие – мур-мур-мур. А как замуж выскочила, то через год мужа на философию тянет.

Тот же СОКРАТ, помнится, говорил: мол, женишься ты или нет, всё равно тебе кранты. А он же не дурак был – Сократ. Он – философ авторитетный.

Но Оратай ни в какую. Влюбился, говорит, оглашайте приговор. А против любви,  сами знаете, козырей нет.

И стали мы думать – как ее умыкнуть, Умыткуль эту?

***

Читайте также
Как казахи сватались

Но недолго думали. Оказывается, сценарий уже есть. Его Умыткуль сама сочинила и нам расписала в подробностях.

Согласно этому сценарию, она скажет дома, что поехала в Чемолган фотографироваться для какой-то там справки в институт. Мы в это время должны ждать ее возле фотосалона. Там мы ее быстро сфотографируем и увезем в город. 

А в городе у нее подружка живет возле Никольского рынка. Квартиру снимает у какой-то старушки. Про нее никто не знает, а значит, так просто не найдут. Там мы пару дней перекантуемся. Будет это в пятницу – как раз конец недели. А в субботу никто на работу не пойдет. Они хватятся и поедут искать. А она уже сутки дома не ночевала. Ну, вы понимаете…

И когда братаны ее – а у нее их четверо – за ней приедут в качестве қуғыншы (так в старину называли преследователей), то тут она им и объявит: опоздали, мол, извините…

Мы ее выслушали и заценили. Да, что там говорить – план толковый, не подкопаешься. Единственное, теперь не совсем было понятно, кто кого ворует: Оратай Умыткульку или она его? (Он сидел тут же и молча слушал, пока его боксерша нам всё раскладывала).

Ну ладно, это уже не так важно. Главное ведь, всё согласно обычаю. Как положено. И, что еще немаловажно, не надо потом никакой калым платить за Умыткуль. Я б лично ни гроша б за нее не дал, а наоборот, попросил бы, чтоб мне заплатили. И то – за две жизни вперед. Но меня это, слава богу, не касалось, и моего мнения никто не спрашивал.

Одним словом, выходило, что мы со всех сторон защищены старинными народными традициями и действуем по плану. И, кстати говоря, план этот надо держать в тайне. Никому ни слова!

Первым делом стали думать – где взять машину? Нас ведь уже пятеро: Оратай с Умыткуль и нас еще трое – лихие джигиты-соучастники. Не будем же мы воровать невесту на велосипедах.

Читайте также
Как казахи кости бросали

А у Оратая как раз на автобазе работал Бердибек. Серьезный мужик, не болтливый. На микроавтобусе. Мы к нему: давай, мол, подключись. Дело – святое. Он говорит: бензин ваш, ну, и накиньте сверху пятерку за риск.

Бензин мы отсосали у главного зоотехника с его «Волги», а пятерку Аброй дал. Он тоже где-то прослышал про наше дело, и ему захотелось поучаствовать в такой авантюре. Он на той же базе механиком работал. За это мы ему сказали, чтоб он заплатил Бердибеку. Аброй пообещал, что заплатит.

А у Аброя был еще родной братишка – Абзал. Он решил впрячься за братана в случае чего. Всё-таки рисковое дело, непростое. И мы его тоже взяли. Лишним не будет.

А потом к нам подошел Кайрош. Он сказал, что тоже готов подставить плечо, что у него есть ружье и что мы тоже можем на него рассчитывать. Мы ему сказали, что ружье не обязательно, но у нас не осталось мест в машине. На что он сказал, что они поедут на своей. Мы спросили: кто это «они»? Он сказал, что, кроме него, хотят поехать Тукуш с Сакеном. А у Тукуша есть свой «Москвич», который они купили без очереди, за счет отца, участника форсирования Днепра. Ну, если на своей, подумали мы и согласились.

В итоге нас собралась целая шайка на двух машинах. И всеми командовала предводительница пиратов – Умыткуль. Она же по совместительству – невеста.

В назначенный день мы украдкой подъехали к фотосалону, возле которого стояла Умыткуль с большой хозяйственной сумкой. В нее она предусмотрительно набрала  продукты. Она ж знала, что уезжает и не скоро вернется и что с ней будут мужики, которых надо кормить. Молодец, короче.

Она спросила, всё ли в порядке, нет ли «хвоста», и села к нам в микроавтобус. И мы рванули в город.

Читайте также
Как казахи выбирали себе пару

У всех было какое-то приподнятое настроение: то ли азарт, то ли мандраж. У некоторых даже ручонки слегка тряслись от волнения. Да это и понятно: не каждый же день людей воровать доводилось. Это вам не банальная картошка с Ушконыра или люцерна с полей. Тут – живой человек. К тому же мы где-то слышали, что за такие фокусы есть статья: от пяти до восьми.

Я ехал в тукушевском «Москвиче», который неотступно следовал за нашим микроавтобусом. По дороге мы еще подсадили бабушку, которая голосовала на шоссе, согнувшись в три погибели под тяжестью поклажи. Бабуля попросила подвезти ее до Каменки, там у нее внук живет, и она везет ему гостинец. Конечно, сказали мы, отчего бы не подвезти. Заодно, со старушкой в салоне, мы меньше вызывали подозрений.

По дороге она настороженно спросила, почему мы всё время движемся за зеленым микроавтобусом. Мы не стали вилять и сказали, что украли невесту и едем в город. Она сказала – молодцы! Так поступают настоящие мужчины!

- Меня тоже в свое время украли, - гордо произнесла она.

И мы приободрились.

- Правда, в первый раз неудачно, - добавила она и задумалась.

- То есть как? - удивились мы. - Вас что, воровали несколько раз?

- Да, - кивнула старушка. - Меня воровали дважды. В первый раз меня украл Кадырбек. Он жил в соседнем ауле. Но его догнали мои братья и сломали ему ногу. И руку. И ударили еще чем-то тяжелым по голове, и он потом до конца жизни заикался. Я так и не вышла за него замуж.

- А потом?

- А потом меня украл Сарыбай, - улыбнулась старушка и печально вздохнула: - Царство ему небесное.

- Его что, убили?!

- Нет. Он умер своей смертью, два года назад.

Читайте также
Как казахи на свидания ходили

- А в тот раз его что, не догнали?

- Нет, - простодушно ответила старушка. - Он был хитрый и увез меня на лодке, по реке. Братья кинулись вплавь, но догнать не смогли.

Мы надолго приумолкли. У меня перед глазами почему-то возник заикающийся Кадырбек со сломанными рукой и ногой. И еще я, как назло, вспомнил четырех братьев Умыткуль. Все – под метр девяносто и под центнер весом. Старший был комбайнером, второй – трактористом, третий – чабанил, а младший работал кузнецом и мог намотать гвоздь на свой палец. Я сам видел.

Возле Каменки старушка сошла и пожелала нам удачной концовки.

В город мы доехали без эксцессов и остановились возле Никольского рынка. Дальше пошли пешком. Поднялись в квартиру, где нас ждала подружка Умыткуль. Вначале она удивилась, что разбойников так много. С другой стороны, восхитилась: это ж так захватывающе! И необычно! Ей даже в какой-то момент самой  захотелось быть украденной!

Мы ввалились к ней в тесную однокомнатную квартирку, раздвинули стол, пацаны побежали за выпивкой, а девчонки принялись распаковывать содержимое сумки. И всем сразу как-то сделалось хорошо. Весело. Петь стали. Откуда-то гитара появилась. Потом соседи пришли, и тоже не с пустыми руками.

- А чего это вы празднуете? - спросили.

- Да мы тут невесту украли.

- Вот здорово! - сказали они. - Это надо отметить.

И мы стали отмечать.

***

Читайте также
Как казахи подстроились под эпоху

А в это время в поселке творилось вот что.

Все спали. Суббота. Ближе к обеду стали потихоньку просыпаться и завтракать. Никто не заметил, что Умыткуль нет.

- Она фотографироваться уехала, - сказала мать, и все тут же про нее забыли.

Потом каждый рассосался по своим делам. Кто дальше спать, а кто ковыряться по хозяйству.

Ближе к вечеру маманя обронила, что Умыткуль всё еще нет.

- Наверное, по магазинам ходит, - предположил отец, и все спокойно сели ужинать.

На следующий день, в обед, когда все завтракали, младший брат спросил:

- Умыткуль всё еще спит?

- Нет, - сказала мать, - она, наверное, к подружке пошла. 

И все тут же про нее  забыли.

А мы, злостные похитители, к этому часу «съели» уже всю сумку и заскучали. И, если честно, нам надоело ждать. Никто с дубинками под окнами не маячил и в двери не ломился. И тогда мы забеспокоились: почему нас не ищут? Может, мы и не нужны никому? Точнее, не мы, а в данном случае Умыткуль. Она сначала повозмущалась для проформы, а потом насупилась:

- Ну и черт с ними! - сказала. - Выйду замуж так, без скандала.

Но так наш сценарий ломался, и мы послали гонцов в поселок. Разузнать – что там да как? Гонцы вернулись с плохими новостями: паники не наблюдается, никто никого не ищет и тревогу не бьет. Тишина.

Мы стали думать – что предпринять? Как сообщить этим балбесам, что их драгоценную дочь стибрили? Недолго посовещавшись, решили послать к ним Тукуша. Во-первых, он вне подозрений, потому что давно и безнадежно женат. А во-вторых, он уже поучаствовал в похищении и любопытство свое утолил.

Читайте также
Как казахи понимают национальную идею

Тукуш подрулил на своем «Москвиче» к умыткулькиному дому, зашел во двор и затеял со старшим братом разговор о житье-бытье и, как бы между прочим, пробросил тему об испорченных современных нравах, о забытых традициях, о том, что надо бы их потихоньку возрождать. А еще он добавил, что по деревне прошел слушок, будто бы кое-кто кое у кого выкрал дочь средь бела дня.

А старший брат Умыткуль – здоровый такой малый, передовик производства, орденоносец и обладатель многих благодарственных грамот –  в жизни был невозможным дундуком и с первого раза даже не въехал, о чем вообще речь. Тогда Тукуш залепил ему без обиняков:

- Это вашу Умыткуль украли.

И медленно пошел со двора.

У комбайнера вытянулось лицо, и он от неожиданности чуть не проглотил сигарету. Так и застыл с ней во рту, пока до него доходило. А как дошло, он издал трубный звук, напоминающий рев самца муфлона на заре. На этот рев сбежались все остальные, и знатный комбайнер путано скомандовал: «Свистать всех по коням!»

Маманя заохала, отец закручинился, а братья кинулись было в погоню, но самый младший – который кузнец – сказал, что перед дорогой надо бы подкрепиться, поскольку неизвестно, сколько будет длиться погоня, а силенки понадобятся. И братья благоразумно сели кушать. Не отправляться же по такому важному вопросу голодными.

Основательно заправившись, братья помылись, побрились, оделись во всё чистое и отправились в погоню на машине кузнеца. У него был «Жигуль-копейка» .

Читайте также
История одного геймера-задрота

Больше всех обрадовался третий брат – это который чабан. Потому что теперь они могли безнаказанно набить морду любому подозрительному, поскольку обуяны праведным гневом. В этом смысле у них было железное алиби: их защищало многовековое моральное право.

Вначале они поехали к Сергали по прозвищу Қалқан құлақ (лопоухий).

Младший вспомнил, что года три назад этот Қалқан құлақ приглашал в клубе Умыткуль на танец. Поэтому с точки зрения продуктивной дедукции логика была понятна.

Сергали в этот день красил у себя в саду яблони. Он водил по шершавым стволам грубой ветошью, которую макал в ведро с известью и мурлыкал под нос досмукасановскую «Көзімді жұмсам да көрем сені» («Стоит мне на минутку закрыть глаза, как твой светлый облик тут же возникает в моем затуманенном сознании»).

Черт его дернул бухтеть именно эту песню…

Понимаете, выпадают в жизни такие моменты, когда цепь случайностей таинственным образом взаимодополняет друг друга и приводит к однозначным выводам. Наивная песенка послужила для братьев как бы дополнительной мотивацией к проявлению этого самого праведного гнева.

Когда Сергали докрашивал юную лимонку, к нему в сад залетели четыре ухаря и без слов стали колотить его восьмью руками и восемью ногами. А самый младший – который кузнец – так разошелся, что, увлекшись, надел ведро с известкой Сергали на голову. От чего Сергали сделался весь белый и стал вопить, потому что известка попала ему в глаз. А братья, не давая опомниться, тут же устроили ему допрос – где Умыткуль?

Сергали, естественно, не знал. Да и откуда он мог знать?

Тогда браться сказали, что, если он не вспомнит, тогда они повесят его на свежевыкрашенной яблоне. И тут Сергали, напрягшись изо всех сил, вспомнил, что ребята с автобазы вроде говорили про Оратая, который собирался кого-то там украсть. Вот только кого именно, Сергали не расслышал. Да ему и не надо: мало ли кого собираются красть – дело это не новое.

Читайте также
Не борат ты мне!

Братья бросили Сергали и отправились домой к Оратаю. Перевернули там всё верх дном, но воришку не нашли.

К вечеру они прочесали весь поселок из одного конца в другой. Покоцали по дороге еще двоих-троих подозрительных и, наконец, ближе к ночи добрались до города, где в маленькой квартирке прятались злоумышленники.

Чабан хотел было сразу же выкинуть Оратая с балкона вниз головой, но Умыткуль сказала, что он тут ни при чём, что она сама так захотела, и теперь хоть режьте, хоть убивайте, но он «ейный» муж. Согласно обычаю.

Братья хотели было отдубасить хотя бы его подельников, но что бы это дало, в конце концов? Всё уже.

Такая вот получилась «Кавказская пленница». Вернее, казахская. И всё было исполнено по сюжету древнего захватывающего ритуала –  қыз алып қашу. Правда, с некоторыми отступлениями и современными вкраплениями, но куда нынче без них?

И – что? А ничего. Живут. Полюбовно. Детишек вырастили. Троих. Двух сыновей и дочь. Ей, кстати, девятнадцать недавно исполнилось. Студентка. В городе учится. Совсем невеста…

Фото: informburo.kz.

НАГЫЗ АЗАМАТ 2017-11-25 14:14:47
5
Очень добрый и позитивный рассказ. Хорошая история из жизни простых людей. Сильно отличается от "сватовства", устроенного родителями невесты во Франции. Приятно было почитать.
Да уж... 2017-11-25 15:48:54
5
Целый рОман насочинял про умыкновение Умыткуль... Единственный вопрос - ради чего городить огород, если девка сама хочет... По-человечески нельзя сделать... Или это другая крайность - как женятся без гроша в кармане, в отличие от высокомерного франкосватовства... Надеемся теперь услышать, как все-таки женятся нормальные люди...
краденая 2017-11-25 16:45:44
1
Ермек так мастерски описал "портрет" Умыткуль)). рахмет, просто класс
жас запад 2017-11-26 00:05:29
7
если умыткуль прочитает и догадается, что думал в момент похищения о ней автор, то хук слева в двенадцать атмосфер может оставить нас- потенциальных читателей- без следующей публикации. и, возможно, навсегда.
СМЕРГЕЙ,СКО 2017-11-26 00:28:35
3
"ФИГУШКИ ВОРОБЬЯМ ПОКАЗЫВАТЬ..." ОЙ,НЕ МОГУ! ПЕРВЫЙ РАЗ ЧИТАЮ Т А К О Й ЖИВОПИСНЫЙ Р У С С К И Й ТЕКСТ. СПАСИБО,ЕРМЕК!
нагыз казах 2017-11-26 12:49:02
1
Душевно Ермек....душевно и очень добро написано..с юмором....теперь осторожней рядом с Умыткуль...в 70-80ые годы попал читая ваш рассказ...мои агаинды и болелер также вьровали в Узынагаше и Суконном -один в один....и машины - жигуль-копейка и Москвич.... сейчас уже дедушки.....ваше перо и Салима...сеют доброе душевное и хорошее...Рахмет!
алас 2017-11-26 18:06:30
1
Прикольно)) Но главное, оказывается, то что Ермек сам "колхозник" против которых сейчас всегда буча, мол понаехали в город из аулов)) Ермек пример того как люди "растут" -эволюция))
Расул 2017-11-27 02:42:10
2
Спасибо Вам, Ермек, за хороший рассказ! Можно хороший смешной мультфильм снять по этому рассказу!
гость 2017-11-27 06:37:30
3
Корову где взял? - украл.... Коня где взял? - украл... Жену где взял? - украл... Романтика... Жынтыльмены удачи...
Тайлак 2017-11-27 15:24:46
1
Очень забавно! Кто жил в колхозе слышал такие истории. Молодес, ничего не скажешь все с приколом, особенно с именами...
министр энергетики
- Есть круче анекдот. Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит: "Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?". Тот отвечает: "Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее". А министр ему: "Объяснить я и сам могу. Я понять не могу".
Щедрые турецкие друзья Жансеита Туймебаева
На чем летает аким ЮКО?
Бойцы неслышимого фронта
Как народные избранники переживают за шахтеров
Профсоюз ручной, но шахтёры-то дикие!
Чем занимался профсоюз? Рассказывал в министерстве байки, что благодаря его неустанному взаимодействию с шахтёрами гасятся протестные настроения?
Акимов опять хотят поделить на фаворитов и аутсайдеров
Казахстанцам нужны не мифические рейтинги успехов и провалов, формируемые в Астане, а конкретные результаты работы акимов и местных органов власти
Ермек Турсунов приглашает на премьеру книги «Жили-были»
Презентация пройдет в пятницу, 15 декабря, в Алматы, в Национальной библиотеке РК
Плетенье чепухи: Аул моей юности
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
До связи, Ген… До связи
Анна Устинова о своем супруге Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий. Избранное. Горящая путевка
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Как казахи растили невест
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Лондонская сырость больше не котируется в астанинском смоге
Наши чиновники убедились, что принятые на Лондонской бирже стандарты корпоративного управления имеют мало общего с «бизнесом по-казахски»
Беня знает за облаву
Журналист Зарина Ахматова - о Геннадии Бендицком
Геннадий Бендицкий: У меня не бывает заказных статей
Публикуем интервью, который Геннадий Бендицкий дал Алишеру Еликбаеву в 2012 году
Мы им нужны. А они нам зачем?
Наше общество - объект «заботы», управления и контроля, а не субъект политики и принятия решений. У нас один-единственный субъект – власть
Веревка для шахтёра
После девальвации тенге жизнь хозяев карагандинских шахт снова стала упоительна и прекрасна, а про рабочих они забыли
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Лживый рынок молочной продукции
Как проверить молоко из холодильника на «натуральность»
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
В пригороде Павлодара переименуют 69 улиц
- Думаю, что в Алматы не помешало бы назвать одну из улиц в честь Бендицкого, ведь Геннадий ни разу не запятнал имя честного журналиста, боролся и помогал простым людям, высвечивал и выпячивал взяточников и коррупционеров! Геннадий действительно был яркой личностью и ярким журналистом который не давал проходу ворам, проходимцам засевшим в кабинетах власти! Думаю такая улица многим простым гражданам пришлась бы по душе!
Умер Геннадий Бендицкий
- Он не только был талантливым журналистом, он был настоящим юристом, аналитиком... и настоящим Батыром! Не верится что его подвел здоровья, нужно сделать вскрытия на должном уровне, не отравили ли его, так называемые ничтожные люди , про которых он писал, Почему то это дурацкая мысль не выходить из головы, как слышала эту печальную новость. Он был незаменим, такого журналиста больше нет! Генадий про Вас и про Ваших статьей никогда не забуду! Как жаль...
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино