Қаз   Рус

Как казаха нарекали именем

17600 просмотров
15
ЕРМЕК ТУРСУНОВ
Четверг, 19 Окт 2017, 09:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Как рожали казаха».

Читайте также
О самом главном

Как я уже говорил, в разных частях Великой степи на одну и ту же тему бытовали разные традиции. Возьмем, к примеру, нестареющую форму шуточного рэкета сватов и жениха. Помимо «ит ырылдады» и «сиыр мөңіреді» существовал еще вариант – «кемпір өлді» («старуха померла»). На мой взгляд, это самый мягкий способ проявления должного внимания гостям, их почитания и уважения.

Как только делегация сватов прибывала в аул невесты, какая-нибудь старуха валилась им замертво под ноги и вокруг все начинали причитать: «Ойбай, кемпір өлді!»

Жених должен был «оживить» старуху. Он мог ее щекотать, трясти, подергать за ноги, сделать искусственное дыхание, словом, применить все «реанимационные» методы. Если старуха «не оживала» (а она, как правило, не оживала), приходилось раскошеливаться. Понятно, только серьезный подарок мог вернуть старуху к жизни.

Делалось это с поверьем, что в ауле никто не умрет и свадьба не превратится в похороны.

Сватам доставалось крепче. Над ними принято было всячески издеваться. Их могли, например, обмазать сажей или грязью. Или обсыпать мукой.

Потом им устраивали своеобразный ЕНТ: задавались коварные вопросы. И, если сваты не могли ответить (а они не могли ответить) или же отвечали неправильно (а они не могли ответить правильно), то их просто-напросто бросали в ближайший водоем (в речку, озеро, океан).

Потом – если сваты все-таки выплывали – их связывали и сажали на быков. Задом-наперед. Главному свату надевали на голову саукеле (головной убор невесты). Быки, естественно, бежали в степь, и сваты с них валились мешками. Всем это доставляло несказанное удовольствие и радость.

Не знаю, на кого бы (или – на что) сажали сватов сегодня, если б эта прелестная традиция дожила до наших дней? Может, на «Жигули» или на «Запорожцы». А может, на велосипеды? Мотоциклы?..

Что-то мне подсказывает, что далеко не каждый, как бы он хорошо ни относился к жениху, согласился бы на роль свата…

Читайте также
Как рожали казаха

Зато до наших дней дошла другая традиция. Ее кое-где еще придерживаются. Лично мне она нравится.

Когда невеста переезжала в дом к жениху и становилась его законной женой, то она не могла обращаться по именам к своим новым родственникам. Невежливо. Поэтому она должна была придумать им прозвища (не путать с погонялами и блатными кликухами!). По сути, она давала им новые имена. При этом имена должны были соответствовать характеру человека, подчеркивать его достоинства и, конечно же, быть красивыми. И желательно – с юмором. А как мы все уже поняли, казахи – народ юморной. Причем – во всех смыслах.

Этот обычай назывался «ат тергеу». Он должен был показать – насколько молодая жена умна, находчива и креативна. Это непросто. Попробуйте сами. Я, например, до сих пор не могу придумывать заголовки к своим материалам. Туплю. А тут – придумать имя отцу мужа или же его братишке...

...Если помните, в прошлых материалах я говорил о беременности и родах.

Между прочим, был еще такой обычай. И тоже не без юмора. Я бы даже сказал – вопиюще юморной. Назывался он – «көтендестіру».

…Как бы это покрасивше и помягче перевести?

Короче, «көтен» – это задница, а «көтендестіру» – получается «столкнуть задницами». Или «оттолкнуться». Кому как удобнее.

Смысл его заключался в том, что нередко, слава Аллаху, одновременно беременели несколько снох. Случалось, в одинаковом интересном положении оказывались свекровь и невестка. Тогда-то и устраивалось это самое «көтендестіру».

Читайте также
Про Кумис-апа

После родов эти дамы не имели права видеться. Длилась такая вынужденная «разлука» сорок дней. Пока младенцы не окрепнут.

Потом кто-нибудь из близких устраивал им свидание. Происходило это так.

Одну из женщин приглашали в гости и сажали лицом к кереге (к стене). Затем заходила вторая, и ее подсаживали спиной к первой. Обе приносили с собой что-нибудь вкусненькое. По команде женщины должны были передать левой рукой под правой ногой свое угощение: как мячик в тренажерном зале. Попробовав по кусочку, женщины оборачивались и восклицали примерно такое:

- Ой! Магрипуша! Ты как здесь оказалась? Я так давно тебя не видела!

А Магрипуша могла на это ответить:

- Да я тут мимо проходила, смотрю – спина знакомая. Думаю, неужто Замзагуль?! Глядь, а это – ты!

И женщины обнимались, целовались, и все вокруг радовались столь неожиданному рандеву и веселились. Вот так происходила «встреча задниц».

После того как ребенок родился, следовало и ему придумать имя. Не мог же он оставаться безымянным. В этом участвовали все близкие и дальние. Часто за именем обращались к какому-нибудь уважаемому человеку. Часто затем ребенку присваивали имя этого человека и просили дать «бата» –  благословение. Человек давал ребенку свое имя и трижды кричал по очереди в правое и левое ухо:

- Тебя зовут... (Нурсултан, Бауыржан, Карим, Загипа, Дарига и т.д.)!

В честь рождения ребенка резали барана и готовили мясо в казане. Это блюдо называлось «қалжа».

Вечером устраивался праздник. «Шілдехана» (где-то говорят «Шілделік»). Не обращайте внимание на окончание. Это очень приличное слово, и оно означало для всех большой праздник. В гости к роженице шли без приглашения: пелись песни (только не «Қызыл өрік»), читались стихи (только не казахский рэп), затевались игры (только не наш футбол)...

Читайте также
Про неволю

Да, раньше репертуар был побогаче и поприличнее сегодняшнего. Иногда шілдехана длился до утра. Это тоже не просто так и не от нечего делать. Считалось, что шумом и весельем люди отпугивают злых духов и прочих лиходеев, которые могли украсть ребенка или заменить его, подложив болванку.

Бывало, шілдехана растягивался на три дня. Никто никуда не торопился: пробок не было, инфляция не угрожала, девальвация тем более. Об алфавите голова не болела. Зато злые духи пугались и вообще старались не соваться в этот аул.

Все три дня возле младенца горел шырақ. Это такой маленький обережный огонек. Обычно – промасленная ватка или щепочка. Он потом горел еще тридцать семь дней. Охранял. До сороковин.

http://www.ratel.kz/outlook/o_chapanah

Наутро во все концы степи отправлялись гонцы с радостной вестью. Они собирали повсюду дары за нее – сүйінші. Обычно заявлялись со словами:

- Ұл тұғанда Күн туады, қыз туғанда Ай туады.

Перевожу буквально: «Когда рождается мальчик, то рождается Солнце, а когда рождается девочка, то, значит, родилась Луна».

Тоже неплохо.

А еще говорят:

- Атұстар.

То есть родился всадник, хозяин лошади.

В другом случае:

- Көйлек тігер.

Буквально – шьющая платье. Рубашку.

Тоже хорошо.

До сорока дней младенца нельзя было никому показывать. Нежелательно. Боялись сглаза. Ну, разве что по о-очень большому блату. Считалось, что все эти сорок дней младенец принадлежит богу. И только после сорока дней Всевышний отдает его родителям. Насовсем. А так – мог и забрать.

Фото: mamaclub.kz.

Ерлан Дарменов 2017-10-19 12:20:57
6
Стиль называть статьи как у Жараса Ахметова - ни слова про имена казахов.
Ерлан Дарменов 2017-10-19 09:32:07
5
Даа...
Тэтяна 2017-10-19 09:34:18
-5
Предчувствую следующую тему: "Какими именами нарекали казахских младенцев".
Жуманазар 2017-10-19 10:00:29
-19
Во дворе 21-ый век ,а он все со своими безнравственными сказами.Тогда не было образования и жили поверьями.Писаку надобно жить или уже живет в пещере.
ДЕПУТАТ-СЛУГА НАРОДА 2017-10-19 10:06:35
-5
Неее, следующая тема как казахи ходили до ветру в ковыльные степи по-тяжелой и по-легкой, отдельно зимой и отдельно летом.Будем смеяться всей синагогой, а также другими конфессиями.
Брат 2017-10-19 10:06:56
1
...надо было у стариков поспрашивать какие были традиции. А то как некоторые: "кара жорга" это истинно казахский танец".
Жаке 2017-10-19 11:34:36
15
Молодежь, особенно городская ,не знает казахские традиции и обряды, поэтому для них это познавательно. А Тэтяне советую не читать Турсунова, ибо наблюдается приток желчи, который изливается в комментах. Эдакая личная неприязнь. Со стороны напоминает басню про слона и моську.
Ерлан Дарменов 2017-10-19 13:08:57
4
То есть в статье про сундет-той аффтар напишет наконец про имена...
Ерлан Дарменов 2017-10-19 13:08:12
1
Автор в статье про имена пишет про роды, а в статье про роды пишет про беременность. Меня опять терзают смутные сомненья... Ох, тяжко мне! Молви ещё раз, ты не демон? А ещё боремся за почётное звание «дома высокой культуры быта», — это же кошмар, кошмар!
Пэтривот 2017-10-19 12:37:57
1
Кстати о муке.Один знакомый подозревал,что у его жены любовник, мукомол.,потому что в постели всегда находил муку.А другой знакомый подозревал,что у его жены любовник,это сантехник Вася,потому что в постели всегда находил сантехника Васю.
министр информации и коммуникаций
- У нас есть свобода слова. Если не трактовать, что свобода слова должна быть абсолютной, то оцениваю на 8.
Три задачи нового президента Кыргызстана
На пятницу, 24 ноября, намечена инаугурация нового президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова
Стоит ли спасать проблемные банки?
Важнейшая задача государства – поддерживать доверие населения, бизнеса, общества в целом к банковской системе
Бандитская Караганда: убрать из дела «рахмет» и пистолеты
Главный свидетель обвинения полицейский Галим «забыл» про пистолеты, а потерпевший Ханатбеков – про «рахмет»
Плетенье чепухи: Урусов в драке не одолеть
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Как приятно быть первым и даже единственным
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Педагогическая поэма
Папе девяносто лет. У него почти нет зрения и слуха. Он не слышит ни этой глупости и не видит этой тупости. Маразма, который простирается вокруг
Дефолт покажет, кто где деньги держал
ЕНПФ вложил 50 млрд тенге в облигации Bank RBK и почти 2,7 млрд тенге хранит на его депозитах, но иски о возврате, по данным Ratel.kz, пока не предъявил
Когда государство не знает, что делать, оно начинает принимать законы
В цикле интервью «Лица Казнета» Вадим Борейко завершает беседу с известным казахстанским экономистом Рахимом Ошакбаевым
Как казахи понимают национальную идею
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Женис Касымбек пожаловался на ленивых предпринимателей
В правительстве обсудили развитие экспортного потенциала
Новый скандал на Хоргосе
Почему на приграничной территории перестают работать законы
Не смейтесь над Байбеком
Напрасно аким Алматы оказался мишенью всех шутников страны
«Чмо» внутреннего потребления
Поставить на колени Киргизию – сомнительное удовольствие
Хрен всё знает
В социальных сетях появились фотографии некоего продуктового набора якобы стоимостью 500 тенге с биркой «Ланч Байбек»
Вертикально интегрированный бардак
Не успели мы выйти из бензинового кризиса, как Минэнерго предупреждает о новом дефиците - на сей раз дизельного топлива
Ставка больше, чем жизнь
Почему банки не выдают кредиты
Потерянные миллиарды
Те, кто государственные деньги в банки клал, должны разделить ответственность с теми, кто их потерял
Чужая смерть
Жуткие приступы мизантропии из-за обычных людей, живущих в вечном страхе и неспособных помочь в трудную минуту другим
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Чтобы уничтожить экономику - достаточно вынести неправосудное решение суда и формально ликвидировать работоспособных предприятий, и без террористов разрушат до основания.
Ашаршылық. Искусство забвения
- Гульнар, меня не отпускает Ваш рассказ. Впервые признание о людоедстве ( страшно писать это слово, но другим его не заменишь). В нашей семье тоже есть такой рассказ, менее трагичен, но связан именно с этим ужасом. Пару лет назад я его тоже описала на странице одного издания, должна была это сделать. Много свидетельств ушло безвозвратно, жертвам нелегки эти признания. Да и не поощрялось. Думаю, и вам непросто было найти слова. Вы молодец.
Государство не смогло забрать у сестры Бергея Рыскалиева гостиницу
- Говорят Кина нет!Чем не кино?Братьев награждали орденами.Управляли они областью с нефтеперерабатывающим заводом, а дорог асфальтированных в той стороне вообще нет,только в городе. Прикрол,что еще один олигарх сидит пьет свое иссыкское вино. деньги получил на строительство дороги,аони закончились еще на стадии покрытия.Как считали,как он выиграл тендер? Зато сми должны уплатить 55 млн за моральный и за какой-то материальный ущерб. Многосерийное кино
Рузский мир
- Учитель - это призвание! Нужно уже сегодня начать делать жесткий отбор и в эту профессию принимать только по таким параметрам, как любовь к детям, к преподаванию, умение отдавать.а не только впитывать материал. В институтах на комиссии должны быть и психологи, которые будут выявлять будущих настоящих учителей. И это не только языковедов касается. А всех учителей. А то зачастую в профессию идут от безысходности и желания иметь просто всегда кусок хлеба. А страдают потом дети
Что лежит под клавиатурой?
- Аффтар написал страшилку. В Юникоде есть и латинские буквы, есть и апострофы. Лучше бы Аффтар написал, что в ИМЕНАХ САЙТОВ и в адресах ЕМАЙЛ нет, не было и не будет апострофов в качестве допустимых символов. Для особо умных абисняю - не будет сайтов типа qo'qsag'yz.kz, придется писать по старинке - koksagyz.kz. Не будет емайлов типа s'as'y'@mail.ru, придется писать shashu@mail.ru. Ну и смысл тогда в нововведении?
Приятного просмотрика, Бауке!
- Уважаемая, Салима! Люблю читать Ваши стати, да вообще Ратель это единственное читабельное издание в стране к сожалению или к ... ?
Как правильно уничтожить рыночную экономику
- Какая хорошая статья Честно говоря, давно не интересно, что происходит в этой стране, но какая хорошая статья. Автор - экземпляр штучный, для казахов. Да банки не хотят участвовать в гос. программа и фондовый рынок не развит. По секрету, анонимно, подскажу выход, всем тем бедолагам, которые ищут финансирование: международное отмывание денег через бизнес-инвестиции. Других вариантов, лично, я не вижу.