Почему люди, возглавляющие фонд «Самрук-Казына» и его институты, остаются вне критики, не несут ответственности и работают на грани безнаказанности
На снимке: Глава ФНБ "Самрук-Казына" Умирзак Шукеев
* Власть готовится к суровым переменам
* Надстройка над госхолдингами
* Тормоз развития
* Ядро теневой экономики
* Не реформировался и не расформировался
* Передел собственности под прикрытием трансформации
* Кто исправит кадровые дефекты фонда?
Власть готовится к суровым переменам
Сейчас Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» стал в Казахстане одним из главных объектов критики.
И это неслучайно: последние события во внутренней политике и экономике показывают, что власть готовится к неким очень суровым переменам по всем фронтам.
Основным фактором предстоящих перемен власть, уже не стесняясь, называет кризис, который глобален и потому объективен: в национальных границах никто не может предсказать точно его воздействие и направление удара.
Главный вопрос: устоит ли страна и не превратится ли из центральноазиатского оазиса благоденствия в очаг евразийского хаоса?
При этом все понимают - если не выдержит экономика, то под ударом окажется и вся политическая система.
Надстройка над госхолдингами
Система ужесточает требования к экономическим рулевым, которыми у нас являются правительство, Нацбанк и «Самрук-Казына».
Если в отношении первых двух все в целом понятно, то деятельность фонда всегда оставалась загадкой.
Будучи оператором львиной доли госактивов и нацкомпаний, ФНБ является, по сути, частной компанией, маскирующейся под странным термином «квазигосударственного института». Ссылками на мировой опыт, что ФНБ «Самрук-Казына» - это удачный гибрид малазийского фонда «Khazanah» и сингапурского «Темасек», топ-менеджмент во главе с Умирзаком ШУКЕЕВЫМ вводит общественность в заблуждение.
Между тем, упомянутые фонды из Юго-Восточной Азии - всего лишь инвестиционные компании, зарабатывающие для государства прибыль участием в перспективных бизнесах внутри своих государств и за рубежом.
А вот казахстанский «Самрук-Казына» - это надстройка над госхолдингами, мегахолдинг, вершина пирамиды экономической власти. Причем эта пирамида включает в себя локомотивы экономики, которые, по логике вещей, должны подчиняться не «квазигосударству», а правительству страны и служить интересам государства.
Тормоз развития
Очевидно, что при создании фонда «Самрук-Казына» ставилась задача дебюрократизировать управление самыми перспективными активами государства, перебросив их из компетенции неповоротливого правительства в отдельную структуру корпоративного типа.
Считалось, что суперкорпорация вроде ФНБ сможет обеспечить Казахстану прорыв в развитии и выведет страну на уровень азиатских тигров - Малайзии и Сингапура. Однако на исполнительском уровне получилось то, что получилось, а первоначальная задумка была извращена до прямой противоположности.
Мегахолдинг стал не локомотивом, а тормозом любого развития, усугубив сырьевую углеводородную направленность нашей экономики.
Многие эксперты не раз говорили, что на фонде лежит ответственность за то, почему не состоялось в полной мере обещанное казахстанцам «экономическое чудо».
Ядро теневой экономики
Поглотив все нацкомпании и институты развития, «Самрук-Казына» превратилась в мощное бюрократическое образование, замаскированное под корпорацию. На деле это паразитарный довесок к исполнительной власти, подавляющий развитие.
Управляя огромными бюджетными средствами, менеджеры не несут ответственности, так как ФНБ законодательно является частной структурой, созданной государством.
Вкачиваемые в ФНБ колоссальные бюджетные средства попадают в «слепую зону» казахстанской экономики. По большому счету, «Самрук-Казына» - это ядро теневой экономики, абсолютно непрозрачное и непроницаемое для общественного контроля. Фонд не имеет отношения к национальному благосостоянию - это функция Нацфонда, а значит, и громкое название также является дезинформацией.
Не реформировался и не расформировался
Повышению эффективности работы Фонда «Самрук-Казына» не помогли никакие реформы и кадровые перестановки, привлечение целой армии иностранных управленцев в совет директоров, правление, корпус советников и руководство «дочек и внучек».
Под крыло столь же непрозрачной «квазигосударственной» и псевдокорпоративной структуры АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» из ФНБ выделили институты развития. Были проданы госпакеты проблемных банков – «Альянса» и БТА. Кроме того, в состав совета директоров ФНБ ввели членов правительства, председателем стал тогдашний премьер-министр Карим МАСИМОВ (который до сих пор остается на этой позиции даже после ухода в КНБ). Внешне это выглядело так, словно правительство осознало необходимость контроля над монстром экономической власти.
И тем не менее, стало только хуже - удар кризиса обнажил всю бесперспективность «самруковской» экономики. Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ поставил жесткий ультиматум Умирзаку Шукееву еще в конце 2015 года – реформироваться, либо расформироваться.
Шукеев ответил на это самокритикой, жалобами на то, что «его не слушаются». Он заявил, что ему нужно вмешательство главы государства, так как он, Шукеев, не может даже прикрыть загранпредставительства фонда и реализовать программу трансформации холдинга.
Первые плоды трансформации - массовое сокращение штатов без учёта целесообразности, реструктуризация дочек и внучек, приватизация активов по совершенно непрозрачным принципами критериям, зачистка системы «Самрука» и
входящих в него компаний от неудобных и неугодных нынешнему руководству людей. Все продолжилось привлечением новой волны иностранных топ-менеджеров, консультантов, супердорогих консалтинговых компаний и колоссальным ростом пиар-бюджетов, чтобы рекламировать трансформацию.
Информационная волна от трансформации накрыла все солидные экономические и экспертные издания, зарубежные электронные СМИ, усиленно пропагандируется административный гений Умирзака Шукеева, активно исполняющего поручение президента о трансформации - изображая верноподданность, Шукеев заранее переводит стрелки ответственности за сомнительные реформы на высшее руководство.
Передел собственности под прикрытием трансформации
Трансформация, судя по всему стала, прикрытием к переделу собственности между властными группировками, окопавшимися в недрах «квазигосударства». Для аналитиков вопрос только в том, можно ли расценивать трансформацию попыткой Шукеева усилить свой вес и перейти из разряда «вечно вторых», используя фонд как трамплин.
Есть существенная разница между тем, как шукеевская команда преподносит трансформацию и тем, что из этого выходит на практике.
Трансформации стоит на трех китах - люди, процессы и технологии. В кадровой политике происходит отбор людей, лояльных управленческой верхушке фонда «Самрук-Казына».
Трансфомация процессов привела к ужесточению вмешательства «самруковского центра» в подведомственные компании, лишая их хозяйственной самостоятельности.
Под технологиями надо понимать косметическую перекройку управляющих структур и PR-прикрытие всех этих перемен как рекомендаций иностранных авторитетных советников, привлеченных, надо полагать, за солидное вознаграждение. Именно поэтому резко выросли затраты на консалтинг - по предварительным оценкам, потрачено порядка 100 миллионов долларов за текущий год.
Нет четкого понимания стоимости трансформации в части административных расходов. Руководство фонда всегда дает на эти вопросы расплывчатые ответы.
Показатели входящих в фонд компаний продолжают в основном падать - о долговых обязательствах «КазМунайГаза» и «Казахстан темир жолы» выходило много материалов.
Кто исправит кадровые дефекты фонда?
Главное, что необходимо сегодня понять, почему возглавляющие сегодня этот фонд и его институты люди остаются вне критики, не несут ответственности и работают на грани безнаказанности.
В истории с ФНБ можно заметить, как желание установить баланс путем пресловутых сдержек и противовесов, приводит к очередной победе над здравым смыслом.
В результате квазигоссектор по многим признакам трансформируется в вотчину лишь одного клана, имеющего непомерные амбиции.
Если бы не кризис, кто знает, может быть, власти и проглядели бы назревающий в фонде нарыв. Теперь же от наведения порядка в параллельной экономики зависит выживание всей системы и, соответственно, век «самруковского» самоуправства заканчивается.
Вполне вероятно, что он закончится по тому же сценарию, что был разыгран с другим крупным национальным проектом «ЭКСПО-2017» и его амбициозным молодым топ-менджером Талгатом ЕРМЕГИЯЕВЫМ, очень близким по духу и по интересам к нынешнему шефу фонда «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву. Но масштабы совсем другие - все-таки ЭКСПО - карликовый проект в сравнении с системой ФНБ, значит, и резонанс будет совсем другим.
В случае с «ЭКСПО» пришлось затыкать кадровые дыры самыми приближенными людьми. Интересно, что или кто сможет исправить клановую ориентацию фонда «Самрук-Казына»?