Где надевают «пояса шахидов»

3797 просмотров
5
Досым САТПАЕВ
Вторник, 25 Окт 2016, 09:45

Неконтролируемая урбанизация создает благоприятную социально-экономическую и психологическую среду для распространения экстремистских идей

* Маленькая страна с большой территорией

* Кладбище идей

* Возвысить аул, не унижая город

* Чем опасна маргинализация населения

В Казахстане разработали карту развития Актюбинской области до 2050 года. И уже выявили тренд характерный и для других регионов страны. Речь идет о депопуляции сельского населения, в первую очередь, за счет активной миграции в города, в основном молодежи, на фоне урбанизации в Казахстане.

Читайте также
Смерть как ответ

Маленькая страна с большой территорией

То, что начали с Актюбинской области, возможно, также связано с повышенным вниманием центра к этому региону после того, как за последние годы здесь значительно повысились террористические риски.

Впервые о необходимости разработать генеральную схему развития территории Казахстана с разбивкой по областям говорили еще в 2011 году. Тогда было заявлено о том, что эта схема связана с разработкой проектных предложений по перспективному развитию крупных городов, формированию агломераций и управлению процессами урбанизации и субурбанизации на территории страны.

Конечно, многие небольшие населенные пункты в сельской местности, которые возникли в советский период, создавались исходя из потребностей и возможностей советской плановой системы управления экономикой. Несколько лет тому назад, председатель правления АО «Банк развития Казахстана» Болат ЖАМИШЕВ заявил: «Казахстан - это маленькая страна с большой территорией», - намекая на то, что эффективней концентрировать бюджетные затраты на каких-то определенных территориях.

В принципе, несколько лет тому назад правительство пошло именно по этому пути под лозунгом «Стереть грань между селом и городом!».  В том числе было решено провести инвентаризацию всех сельских населенных пунктов, которых на тот момент насчитывалось около 7 тысяч. 

По официальным данным, более половины из них были малочисленными, то есть с населением менее 500 человек, в которых проживало чуть меньше 10% сельских жителей. При этом из 7 тысяч сел с высоким потенциалом развития насчитывалось чуть более 1 300, а со средним – свыше 5 тысяч.

Тогда же предлагалось решить проблему посредством укрупнения административных образований или создания крупнотоварного производства в селах. Какой экономический эффект был получен от реализации этого плана - неизвестно. Как, впрочем, неясно, была ли вообще выполнена эта задача. У наших чиновников не принято оценивать результаты своей деятельности. Главное - освоить средства.

Чаще мы слышим лишь отголоски провалившихся программ. Как, например, с обеспечением водоснабжения тех же сельских населенных пунктов. Ясно только, что объединение двух минусов не может автоматически дать плюс. Изначально объединение депрессивных сельских единиц в рамках депрессивных же регионов не может привести к позитивному эффекту.

Здание областного акимата.

Не секрет, что большинство областей Казахстана являются дотационными. Это породило иждивенчество местных исполнительных органов привыкших получать трансферты из республиканского бюджета, что приводит к нежеланию использовать местный потенциал для развития отраслей экономики, приносящих наибольший мультипликативный эффект.

Социально-экономическое пространство страны состоит из двух измерений. В первом живет наше правительство, которое разрабатывает разного рода индустриально-инновационные и социально-экономические программы развития.  Во втором измерении живут акимы всех уровней и местные агашки, которые нередко ставят свои палки в экономические колеса, если это не имеет прямой связи с их интересом.

Читайте также
Почему казахи уезжают

Кладбище идей

На государственном уровне с упорством Дон Кихота продолжали «бороться» с наличием диспропорций в региональном развитии, активно придумывая все новые программы. Естественно, за счет бюджета.

В 2013 году была принята и утверждена программа «Агробизнес-2020» по развитию агропромышленного комплекса на 2013–2020 годы. В том числе - поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ) на селе.

Наверное, многие не в курсе, но в Казахстане также действовала «Стратегия территориального развития РК до 2015 года».

Можно вспомнить и проект создания кластеров, а также скандально известные  социально-предпринимательские корпорации (СПК), напоминавшие «чемоданы без ручек», внутри которых лежала идея государственно-частного партнерства (ГЧП).

Кроме того, что все эти проекты были хороши только на бумаге, одной из серьезных причин провала ГЧП и СПК как раз стала не всегда адекватная деятельность областных акиматов, на которые возлагалось не меньше ответственности за реализацию данных проектов.

По логике и СПК, и кластеры, и корпоративные лидеры с самого начала должны были опираться на карту  рационального размещения производственных мощностей, о которой громогласно заявили еще несколько лет тому назад. Не помогло даже создание министерства регионального развития Республики Казахстан, в функцию которого также входило формирование и реализация государственной политики в сфере регионального развития, поддержки предпринимательства, в том числе - координация деятельности социально-предпринимательских корпораций. Чуть позже это министерство растворилось в недрах министерства национальной экономики Казахстана.

«Поймала тишину» и программа по развитию моногородов на 2012-2020 годы. Помнится, в ее рамках даже было отобрано 27 моногородов, где были градообразующие предприятия, и проживало около 1,5 миллиона человек.

Тогда правительство пыталось убить сразу несколько зайцев. Во-первых, переместить акцент государственной инвестиционной политики на низовой уровень. Во-вторых, сократить негативные факторы, связанные с ростом внутренней миграции, в том числе из моногородов в другие «центры притяжения» трудовых ресурсов.  В-третьих, снизить угрозу роста социальной напряженности на фоне диспропорции в социально-экономическом развитии различных регионов страны.

До 2015 года на развитие моногородов государство планировало направить свыше 135 миллиардов тенге. При этом значительная часть денег должна была пойти на создание малого и среднего бизнеса, что, по прогнозам чиновников,  могло снизить уровень безработицы до 5 процентов.

Но смущала именно финансовая сторона. В частности, было заявлено, что финансирование мероприятий по развитию моногородов будет осуществляться за счет местных бюджетов. И это при том, что, по ежегодным отчетам Счетного комитета РК, довольно высокий процент финансовых нарушений у нас традиционно наблюдается именно на местах, в регионах.

Конечно, хочется надеяться, что не провалится государственная программа «С дипломом в село», которая с 2009 года была ориентирована на возвращение молодых специалистов в сельскую местность. По официальным данным, с начала реализации проекта в сельскую местность были привлечены свыше 46 000 человек. Но настораживает то, что 5 тысяч специалистов, направленных в сельские населенные пункты в рамках программы, уже расторгли договоры.

При этом количество молодых мигрантов из сел в крупные города намного превышает количество людей, которых государство пытается вернуть в аул. По официальным данным, с 2009 года около 60 тысяч человек ежегодно переезжает из сел в города. Хотя и на этот счет была своя государственная программа под названием «Развитие регионов», а также Концепция миграционной политики РК на 2007-2015 годы, которые как раз должны были отрегулировать процессы внутренней миграции. Предполагалось значительную часть этих миграционных потоков перенаправить в 13 новых индустриальных зон, которые планировали создать в  8 регионах страны. И опять - тишина. О положительных результатах никто не рапортует.

Зато уже известно об очередной государственной инициативе по перемещению трудовых ресурсов - молодых мигрантов с юга страны перевозят в северные регионы Казахстана. С политической точки зрения эту инициативу можно объяснить событиями в Украине, с экономической - возникает больше вопросов о реальном, а не мифическом создании новых рабочих мест в этих регионах на долгосрочной основе.  

Читайте также
Досым Сатпаев: Пояс шахида против европейских ценностей

Возвысить аул, не унижая город

В любом случае одним из индикаторов успешной или неуспешной реализации всех этих программ является появление контролируемой внутренней миграции внутри страны. Хотя в случае с той же Актюбинской областью уже было заявлено, что к 2040 году число покидающих область превысит число прибывающих в нее. Та же проблема существует в других регионах страны, где часть населения, особенно молодежь, переезжает не только в Алматы или Астану, но и вообще уезжает из страны в поисках лучшей жизни. По официальным данным, 30 тысяч казахстанцев ежегодно уезжают на ПМЖ за рубеж.

Что же касается внутренней миграции в города, которую наши чиновники часто подают как естественный процесс урбанизации, то в статье 6 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» неконтролируемые миграционные процессы относятся к категории основных угроз национальной безопасности РК.

Например, некоторые эксперты считают, что численность населения Алматы и его пригородов может достигнуть критического уровня к 2030 году и привести к обострению социальных и экологических проблем.

У чиновников модно называть расширение крупных мегаполисов «городской агломерацией». Сейчас количество горожан в Казахстане превышает численность сельчан. Так, в 2015 году численность городского населения увеличилась на 2 процента до 10,067 миллиона человек, а сельского - лишь на 0,7 процента до 7,604 миллиона человек. И тренд депопуляции сельского населения будет продолжаться.

Кто-то может сказать, что это естественный процесс, характерный и для других стран. Но в наши города многие люди чаще бегут от безысходности и отсутствия перспектив в аулах, поселках и малых городах. И вся проблема в том, что этот процесс не связан с государственной политикой равномерного распределения трудовых ресурсов, а все еще является результатом стихийных миграционных процессов внутри страны, которые приводят к росту социально-экономической и политической напряженности.

Чем опасна маргинализация населения

Одним из результатов этой миграции является маргинализация части молодежи, которая не смогла адаптироваться к условиям жизни в городских условиях и требованиям рынка труда. Они занимают, в основном, низкооплачиваемую и низкоквалифицированную нишу в статусе «самозанятых» и выпадают из системы социального и пенсионного обеспечения. Ведь шансы на трудоустройство у сельской молодежи в городах существенно ниже, чем у горожан, в том числе по причине серьезного разрыва в уровне и качестве образования. Как следствие - формируются маргинальные пригороды вокруг крупных городов. Люди селятся близко к черте города, но при этом остаются аутсайдерами.

Читайте также
Досым Сатпаев: Власти боролись с мирными митингами и забыли об экстремистах
Кстати, некоторые эксперты даже отмечают серьезную трансформацию религиозного поля в стране, в том числе в связи с процессом урбанизации, когда городская маргинализация в сочетании с низким уровнем религиозного образования порождает разные идеологические суррогаты.

Неконтролируемая урбанизация, ведущая к маргинализации города, создает благоприятную социально-экономическую и психологическую среду для распространения экстремистских идей и появлению «поясов шахидов». 

Понятно, что все это является следствием провальной политики государства в части регионального развития на всех уровнях: экономическом, социальном, культурно-образовательном, досуговом и т.п. Стране необходимо равномерное распределение трудовых и управленческих ресурсов за счет повышения конкурентоспособности всех регионов Казахстана. Но делать это надо через реальное экономическое стимулирование развития областей, а не посредством «потемкинских проектов».

Задача государства - найти не только конкурентоспособную нишу для каждой из областей, но и сделать так, чтобы жители всех регионов Казахстана, где бы они ни проживали, не чувствовали себя ущемленными с точки зрения равного доступа к транспортной, социальной, образовательной и культурной инфраструктурам, а также к новым рабочим местам. Ведь, по официальным данным,  к 2017 году количество экономически активного населения должно составить 9,5 миллиона человек.

Читайте также
Первые среди модных: дети Тасмагамбетова, Сагинтаева, Балиевой...

Но смогут ли несколько крупных городов «переварить» новые трудовые ресурсы из других регионов страны? И не придем ли мы, в конечном счете, к опасной ситуации, когда село и аул будут окончательно уничтожены депопуляцией, а несколько крупных городов, не сумев «переварить» всех внутренних мигрантов, превратятся в бомбы замедленного действия, окружив себя «поясами шахидов». 

АРГЫН 2016-10-25 13:29:53
◆◆◆ ИСЛАМИСТ-ТЕРРОРИСТ РУСЛАН КУЛЕКБАЕВ РАССКАЗАЛ В СУДЕ: «Я ждал, когда закончится месяц Рамазан. И только после этого я пошел к проституткам и сказал им – ваша работа – харам, и карается Аллахом, запомни сама и передай своим. Но она меня не слушала, поэтому я ее и застрелил». ◆◆◆
Маленькая злобная пакость 2016-10-25 14:32:56
Да, ребята. Сколько громких программ с великолепными названиями затевалось, сколько средств (могу представить) под эти проекты выделялось - и что? Почему у нас не принято отчитываться за проделанный труд? Почему никто не понес наказания, не был уволен по причине низкой эффективности? Возникает нелепая, но единственно возможная мысль: чиновники специально придумывают все эти программы, не для их исполнения, а для распила. Кончаются деньги - создается новая программа. И так - без конца.
Аскар Беркутов 2016-10-26 12:25:27
Очень содержательная статья. Но ни один чиновник (будь то министр, аким или еще кто) не решит эту проблему . Они всегда будут жить в другом измерений. Ситуацию могут изменить только сами люди на местах, социально активные, культурные, просвещенные, хорошо было бы если еще экономически самостоятельные. Но они разобщены. Нет парткомов, профсоюзов, молодежных организаций, через которые люди могли бы влиять на жизнь собственного города или села.
Аскар Беркутов 2016-10-26 12:26:05
А так ... всем правит аким. Хорошо если, он не дурак. А если... ?Тогда открыта дорога любым радикальным течениям. Об их культуре можно будет судить по разгромленным магазинам и музеям. Вспомните опыт Кыргызстана.
kannat 2016-10-27 19:19:42
Самая большая глупость,это когда живя в городе ( в столице, в областных центрах) переживать и решать вопросы сельчан. Это не только глупо,но и безнравственно,бессовестно, да и не красиво. То, что многие раньше жили и выросли в сельской местности этого мало и это ни чего не решит. Разве что заработать дешевый авторитет среди глупых,безграмотных и недальновидных слоев среди сельчан.
- Когда муж бьет жену – штраф 40 тысяч тенге. А если с полицейским вступишь в перепалку, то 11 миллионов. Это что такое? Что, жена дешевле полицейского в тысячу раз? Я, например, свою жену в тысячу раз больше люблю.
Самолеты для Дамаска
"Эйрбасов" было не два, а три: скандал в Комитете гражданской авиации Казахстана набирает обороты
Партийцы спрятались, поникли блогеры
​​​​​​Почему партайгеноссе из «Нур Отана» боятся дискуссии
Сержант почти поймал бандита, но тот по званью выше был
Мирному населению, у которого закончились деньги на взятки, лучше наблюдать за заключительной фазой борьбы с коррупцией с безопасного расстояния
Последний путь Алтынбека
11 лет назад были убиты Алтынбек Сарсенбаев, его водитель Василий Журавлёв и охранник Бауыржан Байбосын
16 лет восстановления в должности: главное не победа, а участие
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
«Банда четырёх» против «прагматиков»
Как Китай вступал на путь глубоких и содержательных реформ
Ленин все еще актуален
В Астане проходят Дни российского кино
$100 млн на ветер
Почему государственная информационная политика Казахстана проигрывает экстремистской идеологии
За полчаса до расстрела
Аруак - дух предков живет с тобой до тех пор, пока ты ходишь по этой земле. И пока ты тут ходишь, ты пользуешься его защитой и отвечаешь перед потомками за каждый шаг
Президентские монархии Центральной Азии
На прошедших в Туркменистане 12 февраля президентских выборах предсказуемую  победу одержал действующий президент страны Гурбангулы Бердымухамедов
Байбек поручил разобраться
- "ЕРЖАН, Похоже из-за шумихи Акимат решил раздать побыстрее всю мебель и быттехнику среди муниципальных организации. Видел как перевозили стирмашины с Арены в роддом" ============ Интересно может ли это считаться тем, что Аким и его окружение пытаются избавиться от улик раздавая и рассовывая улики по различным организациям...? Так сказать концы в воду!
Чиновники на Универсиаде не экономили
- Сколько можно воровать и когда это все прекратится? Куда смотрит Акимат Бауыржан Байбек? Если так и будет продолжаться мы никогда не начнем нормально жить.
Новые правила для прессы от Даурена Абаева
- Молодец журналист Темирхан МОМБЕКУЛЫ, глубокое ему моё уважение и почтение! Правильные вопросы поставил и всё правильно сказал! И благодаря таким журналистам как Темирхан Момбеков и автор данной статьи Анар Бекбасова, теперь известно что представляет собой министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.
Имидж на миллиард
- Даже хочется помечтать, вот если бы Рателю дали хоть 1%-тик от этих 45 лярдов, какой новостной порталище был бы с их порядочными, остроумными профи-журналистами, да даже ТВ-канал уверен сделали бы самый увлекательный, набрали бы таких же коллег, жаль что не тем дают, им правда не нужна.
Основной Заке страны
- Соединение острого ума и искрометного юмора приводит к появлению шедевров, которые можно перечитывать бесконечно (смеясь сквозь слезы)! Спасибо за лучшую аналитику последних лет, Марат!
Как Какимжановы у Какимжановых тендер выиграли
- Какимжанов вроде бы не глупый человек а не просек что не нужно было связываться с Бендицким,угрожать ему и редакции,не нужно забывать выражение"посеешь ветер пожнешь бурю" и второе,как говорят англичане-не нужно бросаться камнями тому,кто живет в стеклянном доме. Вроде бы неплохой управленец а столько ляпов в работе подотчетных фирм что мама не горюй! Плохим помошникам доверился вот и все трещит по швам.
Как Зейнулла Какимжанов «попал под лошадь»
- Журналистский запрос нужно направить не только в Мин.информации, но и в Верховный Суд РК, пусть объяснят, как судья Медеуского райсуда Алматы Тимур ЖУМАМУРАТОВ мог сморозить такое определение. Или за сколько. Пусть вышестоящий суд обозначит свою позицию - самодеятельность это (тогда примет меры к душителю свободы слова) или указание было спущено сверху (тогда реагирование на запрос будет спущено на тормозах).