Той-бизнес в Казахстане заменил собой индустрию культуры
Мы очень любим говорить о культуре. О нашей культуре – «самобытной», «не похожей ни на какую другую», «продолжающей традиции номадов-кочевников» и при этом «впитавшей в себя лучший мировой опыт». Но ни для кого не секрет, что сегодня в Казахстане нет главного института, который должен поддерживать эту нашу самобытность и непохожесть – нет самой индустрии культуры. У нас нет даже шоу-бизнеса. Творческие деятели выживают лишь за счет той-бизнеса и государственного заказа.
Той – всему голова
Начнем с той-бизнеса, который уже давно вышел за пределы ресторанов и прочно обосновался на нашем телевидении. Настолько, что отечественный зритель не видит и не слышит реальных казахстанских звезд в эфире. Нас пичкают продукцией той-бизнеса. Причем делают это, понятно, не артисты, а менеджеры: те самые управленцы, которые, по идее, сидят на этих самых телеканалах для того, чтобы выдавать в эфир достойный продукт. Но это, повторюсь, по идее – а на деле мы видим непонимание менеджерами отечественных телерадиокомпаний того, что они работают в бизнесе, где прибыль извлекается, в первую очередь, не за счет продажи рекламного времени, а именно за счет умения грамотно использовать уникальный медиаконтент, коим и является интеллектуальная собственность.
Как результат - отсутствие в эфире казахстанского культурного продукта, который мог бы составить достойную конкуренцию зарубежному производителю.
Та же платная ротация долгое время планомерно убивала и убивает отечественную музыку!
Ведь, как правило, у творческого деятеля нет денег на платный эфир - у него есть права на созданный интеллектуальный продукт, которым ни он сам, ни самозванные продюсеры не умеют пользоваться.
И вот здесь необходимо небольшое отступление. О продюсерах и арт-менеджерах, то есть предпринимателях, которые могли бы построить культурную индустрию в Казахстане. Опять же, не раскрою секрет, если скажу, что у нас их сегодня нет, как нет системы их подготовки.
Существующая уже несколько лет в творческих вузах специальность «арт-менеджмент» выявила свою несостоятельность ввиду отсутствия соответствующего преподавательского состава и... нелогичности существования такой специальности в виде бакалавриата, не говоря уже о магистратуре. Набор на эту специальность вчерашних школьников неразумен. Это должен быть человек с высшим образованием и прошедший как минимум специальную переподготовку.
А пока существующий на настоящий момент институт продюсеров, занятых в музыке и кино, в подавляющем большинстве не имеет соответствующей специальной предпринимательской квалификации и не может обеспечить создание культурной продукции, которая сможет удовлетворить в достаточном объеме сегодняшние идеологические потребности населения Казахстана.
Именно эта культурная неудовлетворенность духовного спроса создала условия для экспансии зарубежных культурных индустрий, что напрямую влияет на информационную безопасность Казахстана. А пока они завоевывают все больше и больше пространства, мы ревностно охраняем свою любимую «грядку» - той-бизнес.
Там, в той-бизнесе, балом правит плагиат, где многочисленные перепевщики без зазрения совести воруют мелодии зарубежных хитов и пишут на них казахские тексты.
Там давно уже нет понятия «концерт» и уж тем более - «концертно-гастрольная деятельность».
Там той – всему голова!
Что заказывает государство?
На состояние нашей культуры влияет и искаженное понятие государственного заказа.
В Казахстане с 12 апреля 2005 года действует закон «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан».
Прошу обратить внимание - о государственном социальном заказе! То есть прежде всего мы должны говорить о том, что природа такого государственного заказа в сфере культуры - именно идеологическая! Государство не должно поддерживать коммерческие проекты. Вообще создание конкурентоспособных проектов невозможно при господдержке, потому что в этом случае авторы проекта преследуют, как правило, уже не высокохудожественные цели, а всего лишь осваивают выделенный государственный бюджет. То есть они заинтересованы в его раздувании.
О чем на самом деле знаменитая фраза Ленина про то, что «важнейшим из искусств для нас является кино»? Да, о кино, но не как об искусстве, а как об инструменте влияния на широкие массы. Многие государства уделяют особое внимание развитию киноиндустрии именно поэтому – осознавая степень и возможности этого влияния.
Но в Казахстане, как мы уже писали, кино разделилось на «казахфильмовское» и «неказахфильмовское», и именно потому, что госзаказ достается только государственной киностудии. Причем анекдот именно в том, что этот самый госзаказ формирует не министерство, а сама киностудия, вытаскивая из запыленного сценарного резерва сценарии, не отвечающие сегодняшнему времени и государственной идеологии.
Последнее заявление о том, что кинематограф Казахстана не будет развиваться по общепринятому мировому опыту через создание госфонда поддержки отечественной киноиндустрии, а будет двигаться через государственную киностудию, вообще поставило под сомнение существование отечественного независимого кино.
Что же делать?
Можно ли при населении в 17 миллионов создать мировую культурную индустрию?
Я считаю, что для этого есть все возможности, но... для этого важен именно государственный подход.
Правительство должно не пытаться финансировать всё и вся, а заняться прежде всего законотворчеством, благодаря чему будут приняты законы, посредством которых можно создать необходимые условия для формирования культурной экономики, где, в первую очередь, инвестирование в сферу искусства и шоу-бизнеса станет выгодным и привлекательным.
Мировой опыт говорит о том, что культурной индустрии нужны законы, регулирующие бизнес-отношения в сфере кинопроизводства, кинопроката, гастрольной деятельности, квот в эфирном и кабельном вещании, в поддержании государственного языка.
И все эти меры - экстренные и первоочередные, потому что именно культура страны лежит в основе национальной идеи государства.