Досым Сатпаев: Готов ли Казахстан к информационной войне?

5489 просмотров
26
Досым САТПАЕВ
Вторник, 15 Ноя 2016, 09:00

Доминирование в Казахстане «ручных» и управляемых СМИ удобно только в войне компроматов. Но не в идеологической работе

На снимке: Досым Сатпаев. Фото: Андрей Лунин.

* Монополия на патриотизм

* День сурка

* Новые правила игры

* Информационная безопасность

Прошедший на минувшей неделе в Алматы IX медиакурултай был посвящен проблемам казахстанских СМИ и «новой информационной политике». Впрочем, если поскрести это «новое» - обязательно найдешь там ржавчину давно не решаемых проблем в отношениях государства и медийного сообщества.

Монополия на патриотизм

По оценке специалистов по антитеррору, средняя стоимость изготовления террористами одной бомбы или «пояса шахида» составляет около $100. Плюс-минус. А финансовый, психологический, человеческий ущерб от приведения в действие этой бомбы может превысить понесенные расходы в десятки тысяч раз. Поэтому терроризм и называют одной из форм иррегулярной войны, когда при минимуме расходов пытаются достичь максимального эффекта.

Если перенести эту аналогию на информационную среду, то одно или несколько сообщений в WhatsApp или пара постов в Facebook могут вызвать такой информационной взрыв и резонансную волну, с которой не справятся все казахстанские государственные СМИ, вместе взятые.

Читайте также
Дышите через раз: воздух кончается

Причин такой ситуации несколько.

Во-первых, как показывает мировая практика, современные государства постепенно теряют монополию на производство и распространение информации.

Во-вторых, в Казахстане до сих пор существует довольно высокий уровень недоверия населения к тому, что пишут и показывают государственные СМИ, даже несмотря на 45 миллиардов тенге, которые они, например, в прошлом году получили в виде госзаказа. То есть из нашего с вами кошелька. Довольно большая сумма денег, учитывая призывы «затягивать пояса». Причем нет оценки – общественной, а не чиновничьей - эффективности использования этих финансовых ресурсов. То есть до сих пор отсутствуют конкретные индикаторы эффективности информационной политики, которые должны быть признаны как чиновниками, так и обществом.

В противном случае будем постоянно ходить по кругу. Первые делают акцент на количественный рост СМИ. Вторые - на их качество. Как пошутила одна из участниц медиакурултая, часто на освещение той или иной госпрограммы денег тратится больше, чем на ее реализацию.

Как индустриально-инновационная программа, при всех красивых лозунгах и миллиардных расходах, не сдвинула страну с позиции сырьевого придатка мировой экономики – так и накачивание государственных СМИ гигантскими бюджетами не избавили Казахстан от статуса «информационной колонии», где правят бал медийные игроки других стран или слухократия.

В качестве индикатора неэффективности государственной информационной политики можно привести создание Министерства информации и коммуникаций РК - как реакцию на провальную работу чиновников в установлении обратной связи с обществом.

Читайте также
Досым Сатпаев: Казахстан как карточный домик

Сюда же можно добавить и ужесточение уголовного наказания за распространение слухов, которые обычно возникают по формуле: «вспыхнувший интерес к некоему событию + дефицит информации = слух». Но доминирование слухократии в Казахстане также есть признак провала информационной работы власти с населением. 

Кстати, во время медиакурултая возникла показательная дискуссия между представителями государственных и негосударственных СМИ. Первые заявляли: получая от государства деньги, они якобы думают больше о духовно-культурном развитии страны, чем негосударственные медиа, которых интересует один только бизнес. Как говорится, сытый голодного не разумеет.

Впрочем, ничего странного в этом нет. Многие чиновники давно и искренне считают себя «патриотами» страны лишь только потому, что получают зарплату из бюджета. Это своего рода номенклатурный «патриотизм» за чужой счет, ведь за потраченные бюджетные деньги с них никто не спросит. Но сам процесс их освоения приравнивается ими к «сакральному вкладу» в развитие страны. Судя по всему, эта же болезнь перекочевала и в государственные СМИ, где вдруг решили, что имеют «монополию на патриотизм». Вот только любая монополия рано или поздно приводит к стагнации, а потом к загниванию.

День сурка

На моей памяти было много разных министерств. И не меньшее количество министров. И целый вал различных указов, постановлений, приказов, законов и концепций, большинство которых в свое время подавалось как нечто «новое» или даже «инновационное». «Новая экономическая политика», «новая культурная политика», «новая информационная политика» и т. п. Но странность ситуации заключалась в том, что чем чаще наши чиновники предлагали что-то под соусом «новизны», тем больше в стране накапливалось нерешенных старых проблем. Ведь задача любого нового министра (как и новой метлы, которая хочет мести по-новому) - это предложить свою собственную программу «спасения» страны в той сфере, какую он курирует. Притом не всегда понятна мотивация: где это просто желание выслужиться перед начальством, где -результат деятельности лоббистских групп, которые под каждую такую программу закладываются свой интерес, а где - искреннее желание сделать страну лучше.

В результате номенклатурный «склероз» объединяется с «политической близорукостью». Когда чиновники, с одной стороны, быстро забывают уже принятые госпрограммы и не хотят нести ответственность за работу предшественников, а с другой - не имеют навыков прогнозировать хотя бы среднесрочные последствия от принятия новых решений.

Читайте также
Российский лис в информационном курятнике Казахстана

Например, на IX медиакурултае, как и на большинстве других аналогичных собраний, главным образом речь шла о том, как выстраивать отношения между государством и медийным сообществом. Какой-то День сурка. А пока мы топчемся на месте, другая часть мира делает мощный рывок в сторону конкурентоспособного информационного общества. Как и в сфере экономики: пока мы торчим на сырьевой игле, многие страны уже переживают четвертую, постиндустриальную революцию.  

Кстати, в этом году завершается реализация «Концепции информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 года», принятой указом президента ровно пять лет назад, 14 ноября 2011-го. Она предназначалась для нейтрализации таких угроз, как:

«1) открытость и уязвимость национального информационного пространства от внешнего воздействия;

2) недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики;

3) слабая защищенность и низкая конкурентоспособность национального информационного пространства;

4) несоответствие качества национального контента объективным потребностям казахстанского общества и мировому уровню…»

Целая пятилетка прошла, и концепция должна была уже показать хоть какие-то результаты. Но воз и ныне там. При этом никто из чиновников или профильных госструктур вообще не отчитался по итогам ее реализации, не провел мониторинг плюсов и минусов. Как всегда - приняли и забыли.

Зато закону о СМИ грозит сегодня целый пакет поправок. И многие из них весьма спорные, на что обратили внимание журналисты в ходе медиакурултая. Хотя они, на мой взгляд, и проглядели одного «троянского коня».

Читайте также
Досым Сатпаев: Возможен ли сетевой blackout в Казахстане?

Это пункт, который гласит: «Основаниями для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленном законом порядке являются: признаки социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства». Здесь самыми аморфными дефинициями являются «социальное» и «сословное» превосходство. Явно видна ссылка на такую же спорную статью 174 часть 2 УК РК под названием «Преступление против мира и безопасности человечества. Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».

Но в Казахстане нет полной правовой определенности в отношении того, что именно представляет собой «социальная» или «сословная» рознь и что может являться разжиганием этой розни. То же самое можно сказать и по поводу признаков «социального» или «сословного» превосходства. Так при желании можно и простое использование терминов «латифундист» или «олигарх» подвести под признак «социального» или «сословного» превосходства.

Новые правила игры

Реальная, а не мифическая «новая информационная политика» в Казахстане должна строиться на следующих принципах.

Во-первых, по-настоящему конкурентоспособные казахстанские СМИ появятся лишь тогда, когда их перестанут бояться наши же чиновники.

Во-вторых, свобода СМИ должна ограничиваться только журналистским этическим кодексом, а не длиной информационного поводка в руках чиновников.

В-третьих, должна быть государственная поддержка в создании не отдельных конкурентоспособных СМИ, а конкурентоспособной среды для развития всех видов медиа (государственных и негосударственных), с акцентом на производство местного контента. В перспективе большинство государственных медийных структур надо выводить в конкурентное поле.

В-четвертых, необходимы четкие индикаторы эффективности государственной информационной политики, в первую очередь - в сфере распределения государственного информационного заказа.

Читайте также
Досым Сатпаев: Когда в Казахстане закончится эпоха «культур-мультур»?

В-пятых, что отличает более или менее открытое информационное поле от контролируемого информационного пространства? Количество и качество журналистских расследований. В Казахстане этот жанр практически отсутствует. И не потому, что нет хороших тем. А потому, что много табу. Плюс самоцензура редакторов и журналистов, при которой чиновникам даже нет смысла чрезмерно увеличивать цензуру государственную.      

В-шестых, следует делать акцент на развитие СМИ в регионах, многие из которых загнаны акиматами в угол. Но информационная безопасность Казахстана в значительной степени может быть укреплена именно за счет появления сильных региональных медиа.

…Любая информационная система является лишь частью системы политической, без комплексной реформы которой все перечисленные принципы так и останутся на бумаге. Ведь многие наши государственные СМИ фактически ничем не отличаются от провластных партий-зомби на политическом поле или квазигосударственных структур в экономике, которые вряд ли выживут в реальной конкурентной среде.

Информационная безопасность

В конечном счете, одна из главных задач информационной политики Казахстана заключается в повышении нашей информационной безопасности на фоне серьезных глобальных изменений, когда на первый план выходят гибридные войны, в основе которых часто лежит использование информационного оружия.

К сожалению, долгое время чиновники рассматривали обеспечение информбезопасности  Казахстана в первую очередь как обеспечение информационной безопасности политической элиты, а не государства в целом. Хотя в упомянутой концепции говорится: «В межгосударственных отношениях нарастает тенденция использования информационного давления как действенного механизма глобальной конкуренции. Использование различных средств информационной войны и информационной экспансии стали неотъемлемым инструментом решения крупных социальных, экономических и политических конфликтов». В концепции также отмечалось: «Серьезные угрозы несет в себе проблема неконкурентоспособности отечественного контента. Его качество остается недостаточным для полноценной конкуренции с иностранным информационным и развлекательным продуктом. В условиях открытости национального информационного пространства это приводит к его низкой популярности».

Читайте также
В Казахстане создано «Министерство инквизиции»

То есть, признавая такие риски, власти фактически ничего не сделали для их минимизации. В результате отсутствие конкурентоспособных СМИ выдавливает Казахстан на информационную периферию. Страна становится потребителем чужой информации, а вместе с ней и чужой идеологии. С общественным сознанием казахстанцев давно и продуктивно работают иностранные СМИ, а также разные альтернативные идеологические центры (в том числе радикальные). \

Сильные информационные игроки могут впихивать в головы наших граждан любые мифы и парадигмы. Следовательно, при грамотной работе зарубежных медийных структур, за короткий промежуток времени можно настроить население Казахстана против действующей власти. Ведь сейчас очень легко сформировать любой образ внутреннего или внешнего врага. А доминирование в Казахстане «ручных» и управляемых СМИ удобно только в войне компроматов. Но не в идеологической работе.

Серик 2016-11-15 11:40:24
0
Просто нужно посмотреть, есть ли еще в мире страны, которые содержат государственные СМИ? Даже самые развитые, содержат 2-3 СМИ. А у нас десятки ТВ каналов и сотни никому не нужных газет! Какой в этом смысл???
Аспарух 2016-11-15 09:14:53
0
Статья из серии - ну не могут же они не понимать? ) Могут, потому что им плевать и живут они по принципу - после нас хоть потоп
НУНУ 2016-11-15 09:48:18
0
Медиакурултай - как День сурка. Но и эта статья - тоже, как День сурка. Все эти мысли, рассуждения, выводы писались и провозглашались уже давно. И гонорар, видать, выплачивается - как День сурка.
Ерлан Дарменов 2016-11-15 10:02:37
0
Она не шутила. Про освещение.
инженер 2016-11-15 10:47:48
0
и концепция должна была уже показать хоть какие-то результаты//// ну прямо третий класс вторая четверть.. Главная цель достигнута - бюджетные средства с успехом освоены!! Ну а то, что ни кто не отчитался - так значит так и надо. Сейчас задача гораздо актуальнее... Новая концепция, новый план по её реализации и новое бюджетное финансирование. Ну а то что было раньше - как в анекдот про лошадь на скачках... Ну не шмогла... не шмогла, но штаралась! За дело лесорубы и дровосеки!!
сидр 2016-11-15 10:52:56
0
Не знаю,все чаще ощущение полной безнадеги,общие слова,надо,должно,курултаи какие то,переливание из пустого в порожнее,вчера слушал Фурсова насчет финансового центра в Астане,сразу все ясно,кто хозяин настоящий и кто приказы отдает,все остальное это шелуха
позорбай 2016-11-15 12:07:05
0
На строительство гос. фабрик, заводов, чтобы людям было где работать, на пособие по безработице - ни тиына, а на существование провластных газет и телеканалов - в год 45 миллиардов тенге выделяется с гос. бюджета? А на содержание, обучение, строительство мечетей, мулл сколько выделяется, интересно знать. А на бесчисленные форумы, ассамблеи и Экспо? Зачем такие астрономические траты? Чтоб родину крепче любили? или гос. аппарат со всеми гос. чиновниками?
ddt 2016-11-15 16:04:20
0
Видно, Досыму уже мало его доли пирога из этих 45 лярдов. Конкурентоспособен ли Досым на рынке РФ? Ну хотя бы в сравнении с Жириком или Соловьем? Ну чего тогда требовать от телеканалов? Чтобы перепрыгнули фоксньюс или ббс?)) Но, качество каз-ст-х программ стало лучше)) Но шаукетаеву смотреть противно - жалкая копия зейналовой.
Advokat 2016-11-15 21:04:06
0
В огромном потоке человек должен отдать тому виду СМИ, который как то, чем то его устраивает, а те которые имеют очень малый спрос и интерес: сами вымрут в жестокой конкуренции за своих почитателей.
ddt 2016-11-15 22:20:18
0
"одна из главных задач информационной политики Казахстана заключается" - просто освещать последствия политики нынешнего рос. режима))) Например, просто сравнивать индексацию в рф и рк в 2016г.

Несмотря на заявления официальных лиц, что лишних денег в бюджете нет, правительство вдруг срочно утвердило положение о Национальном пантеоне. Чем вызвана такая спешка?

- … Уместно напомнить слова основателя и лидера Сингапура Ли Куан Ю о том, что если люди наверху не знают о существовании коррупционных схем – значит, они их просто прикрывают.
"Кина" не будет: ООН к нам не приедет!
Самые молодые судьи не понимают, что времена изменились. Надо работать на репутацию и не плевать в народ
ЭКСПО – наша маленькая жизнь
Сеанс разоблачения магии блистательных цифр, греющих чистую есимовскую душу
Ермек Турсунов: Как я снимал кино с Курманом Артыкбаевым
Вадим Борейко продолжает беседу с Ермеком Турсуновым в цикле интервью «Лица Казнета»
Накануне Маргарет Тэтчер - 2
Как государство обеспечило экономический рост, а затем привело к стагнации
Тюремные истории: Как контроль и надзор нокаутируют здравый смысл
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Казахстан готовит инвесторам сюрприз
Несмотря на мантры о модернизации экономики - в фокусе внимания проекты развития нефтяных месторождений
Наша элита смотрит на свою страну не как на Родину, а как на кормушку
Начинать надо не с модернизации сознания рядовых казахстанцев, а с деофшоризации сознания всех , кто на властном Олимпе
Как не попасть в криминальный район
Генеральная прокуратура и портал Krisha.kz запустили совместный сервис в помощь покупателям недвижимости (видео)
Американская комедия. Часть 10. Пора валить на Родину
Известный казахстанский кинорежиссер и писатель Ермек Турсунов завершает рассказ о своей жизни в Соединенных Штатах
Охотники за самолетами
Полиция и прокуратура на транспорте очень заняты важным, но никому не нужным делом (видео)
Лучше свобода слова без Какимжанова, чем Какимжанов без свободы слова
Известный политолог Айдос Сарым - о решениях казахстанских судов в отношении журналистов сайтов Forbes.kz и Ratel.kz
Дело «Какимжанов против Ratel.kz»: вы не одиноки!
Мы должны платить за коррупцию, если не можем ей противостоять
Свои в доску
Система никогда не сдает социально близких граждан, даже если ради этого нужно запретить цитировать слова президента
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
ООН, сюда иди!
- Позорище!!! Вот таков уровень судей в нашем славном конституционном правовом государстве, вот они птенцы из гнезда Мами. Да вряд ли и сам Мами далеко ушел по уровню компетентности от этого ... Стыдобище
В Павлодаре на торги выставили арестованную четырехколесную тачку
- Как же она годна к эксплуатации если колеса в раскорячку, тормозная система отсутствует? Надо комиссионно дефектовать и пригодные части продать отдельными лотами, а непригодные части утилизировать в специализированном предприятии имеющей лицензию. Чиновников выдавших эту дичь включить в комплект к этому имуществу как экипаж!
Наша элита смотрит на свою страну не как на Родину, а как на кормушку
- Вот один из представителей якобы нашей элиты - господин Какимжанов. Даже не касаясь его судебной истории с Ратель, только прочитав его пространное письмо на тему, уже просто невозможно представить его в роли государственного мужа даже в прошлом. Стиль письма уровня базарной женщины. Какая уж там элита...
Лучше отдать деньги девушке, пострадавшей в аварии, чем Какимжанову
- Надо петицию организовать на имя Президента страны об отставке Мами. Сколько можно терпеть этот судебный беспредел со всех сторон во всех уголках нашей коррумпированной страны. РК превратилось в большое логово коррупции, где заправляют кучка таких, как Какимжанов, у которых все схвачено. Которые Мами и всю судебную систему за яйца держат, наверно. Прокуроры тоже никчемны. Умеют только на красный цвет проезжать и насильников защищать...
Какимжанов VS Ratel.kz. По следам судьи Жумамуратова. Часть 3.
- Конечно, надо доказывать судье Жумамуратову и всей больной Системе (управления страной вообще и правосудия в частности) их неправоту. Если в этой Системе остались хотя бы несколько порядочных людей, они должны сказать своё слово. Сказать громко и внятно. Если же они промолчат (а пока они молчат), значит Система еще больше забетонировалась и приличных людей в ней практически не осталось.
Кайрат Мами: Судьи должны разъяснять свои решения
- Нурболат ты молодец! Комментарии конкретно про Мами К. Как так можно на самом деле довести судебную систему до такого плачевного состояние и говорит, выступать не в чем не бывало?! Дивьу даешься! 15 лет возглавляет судебную систему, кто мешал Мами К исправить положение в судах?! Просто нечего сказать!!!