Досым Сатпаев: Готов ли Казахстан к информационной войне?

5621 просмотров
26
Досым САТПАЕВ
Вторник, 15 Ноя 2016, 09:00

Доминирование в Казахстане «ручных» и управляемых СМИ удобно только в войне компроматов. Но не в идеологической работе

На снимке: Досым Сатпаев. Фото: Андрей Лунин.

* Монополия на патриотизм

* День сурка

* Новые правила игры

* Информационная безопасность

Прошедший на минувшей неделе в Алматы IX медиакурултай был посвящен проблемам казахстанских СМИ и «новой информационной политике». Впрочем, если поскрести это «новое» - обязательно найдешь там ржавчину давно не решаемых проблем в отношениях государства и медийного сообщества.

Монополия на патриотизм

По оценке специалистов по антитеррору, средняя стоимость изготовления террористами одной бомбы или «пояса шахида» составляет около $100. Плюс-минус. А финансовый, психологический, человеческий ущерб от приведения в действие этой бомбы может превысить понесенные расходы в десятки тысяч раз. Поэтому терроризм и называют одной из форм иррегулярной войны, когда при минимуме расходов пытаются достичь максимального эффекта.

Если перенести эту аналогию на информационную среду, то одно или несколько сообщений в WhatsApp или пара постов в Facebook могут вызвать такой информационной взрыв и резонансную волну, с которой не справятся все казахстанские государственные СМИ, вместе взятые.

Читайте также
Дышите через раз: воздух кончается

Причин такой ситуации несколько.

Во-первых, как показывает мировая практика, современные государства постепенно теряют монополию на производство и распространение информации.

Во-вторых, в Казахстане до сих пор существует довольно высокий уровень недоверия населения к тому, что пишут и показывают государственные СМИ, даже несмотря на 45 миллиардов тенге, которые они, например, в прошлом году получили в виде госзаказа. То есть из нашего с вами кошелька. Довольно большая сумма денег, учитывая призывы «затягивать пояса». Причем нет оценки – общественной, а не чиновничьей - эффективности использования этих финансовых ресурсов. То есть до сих пор отсутствуют конкретные индикаторы эффективности информационной политики, которые должны быть признаны как чиновниками, так и обществом.

В противном случае будем постоянно ходить по кругу. Первые делают акцент на количественный рост СМИ. Вторые - на их качество. Как пошутила одна из участниц медиакурултая, часто на освещение той или иной госпрограммы денег тратится больше, чем на ее реализацию.

Как индустриально-инновационная программа, при всех красивых лозунгах и миллиардных расходах, не сдвинула страну с позиции сырьевого придатка мировой экономики – так и накачивание государственных СМИ гигантскими бюджетами не избавили Казахстан от статуса «информационной колонии», где правят бал медийные игроки других стран или слухократия.

В качестве индикатора неэффективности государственной информационной политики можно привести создание Министерства информации и коммуникаций РК - как реакцию на провальную работу чиновников в установлении обратной связи с обществом.

Читайте также
Досым Сатпаев: Казахстан как карточный домик

Сюда же можно добавить и ужесточение уголовного наказания за распространение слухов, которые обычно возникают по формуле: «вспыхнувший интерес к некоему событию + дефицит информации = слух». Но доминирование слухократии в Казахстане также есть признак провала информационной работы власти с населением. 

Кстати, во время медиакурултая возникла показательная дискуссия между представителями государственных и негосударственных СМИ. Первые заявляли: получая от государства деньги, они якобы думают больше о духовно-культурном развитии страны, чем негосударственные медиа, которых интересует один только бизнес. Как говорится, сытый голодного не разумеет.

Впрочем, ничего странного в этом нет. Многие чиновники давно и искренне считают себя «патриотами» страны лишь только потому, что получают зарплату из бюджета. Это своего рода номенклатурный «патриотизм» за чужой счет, ведь за потраченные бюджетные деньги с них никто не спросит. Но сам процесс их освоения приравнивается ими к «сакральному вкладу» в развитие страны. Судя по всему, эта же болезнь перекочевала и в государственные СМИ, где вдруг решили, что имеют «монополию на патриотизм». Вот только любая монополия рано или поздно приводит к стагнации, а потом к загниванию.

День сурка

На моей памяти было много разных министерств. И не меньшее количество министров. И целый вал различных указов, постановлений, приказов, законов и концепций, большинство которых в свое время подавалось как нечто «новое» или даже «инновационное». «Новая экономическая политика», «новая культурная политика», «новая информационная политика» и т. п. Но странность ситуации заключалась в том, что чем чаще наши чиновники предлагали что-то под соусом «новизны», тем больше в стране накапливалось нерешенных старых проблем. Ведь задача любого нового министра (как и новой метлы, которая хочет мести по-новому) - это предложить свою собственную программу «спасения» страны в той сфере, какую он курирует. Притом не всегда понятна мотивация: где это просто желание выслужиться перед начальством, где -результат деятельности лоббистских групп, которые под каждую такую программу закладываются свой интерес, а где - искреннее желание сделать страну лучше.

В результате номенклатурный «склероз» объединяется с «политической близорукостью». Когда чиновники, с одной стороны, быстро забывают уже принятые госпрограммы и не хотят нести ответственность за работу предшественников, а с другой - не имеют навыков прогнозировать хотя бы среднесрочные последствия от принятия новых решений.

Читайте также
Российский лис в информационном курятнике Казахстана

Например, на IX медиакурултае, как и на большинстве других аналогичных собраний, главным образом речь шла о том, как выстраивать отношения между государством и медийным сообществом. Какой-то День сурка. А пока мы топчемся на месте, другая часть мира делает мощный рывок в сторону конкурентоспособного информационного общества. Как и в сфере экономики: пока мы торчим на сырьевой игле, многие страны уже переживают четвертую, постиндустриальную революцию.  

Кстати, в этом году завершается реализация «Концепции информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 года», принятой указом президента ровно пять лет назад, 14 ноября 2011-го. Она предназначалась для нейтрализации таких угроз, как:

«1) открытость и уязвимость национального информационного пространства от внешнего воздействия;

2) недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики;

3) слабая защищенность и низкая конкурентоспособность национального информационного пространства;

4) несоответствие качества национального контента объективным потребностям казахстанского общества и мировому уровню…»

Целая пятилетка прошла, и концепция должна была уже показать хоть какие-то результаты. Но воз и ныне там. При этом никто из чиновников или профильных госструктур вообще не отчитался по итогам ее реализации, не провел мониторинг плюсов и минусов. Как всегда - приняли и забыли.

Зато закону о СМИ грозит сегодня целый пакет поправок. И многие из них весьма спорные, на что обратили внимание журналисты в ходе медиакурултая. Хотя они, на мой взгляд, и проглядели одного «троянского коня».

Читайте также
Досым Сатпаев: Возможен ли сетевой blackout в Казахстане?

Это пункт, который гласит: «Основаниями для приостановления выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации в установленном законом порядке являются: признаки социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства». Здесь самыми аморфными дефинициями являются «социальное» и «сословное» превосходство. Явно видна ссылка на такую же спорную статью 174 часть 2 УК РК под названием «Преступление против мира и безопасности человечества. Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».

Но в Казахстане нет полной правовой определенности в отношении того, что именно представляет собой «социальная» или «сословная» рознь и что может являться разжиганием этой розни. То же самое можно сказать и по поводу признаков «социального» или «сословного» превосходства. Так при желании можно и простое использование терминов «латифундист» или «олигарх» подвести под признак «социального» или «сословного» превосходства.

Новые правила игры

Реальная, а не мифическая «новая информационная политика» в Казахстане должна строиться на следующих принципах.

Во-первых, по-настоящему конкурентоспособные казахстанские СМИ появятся лишь тогда, когда их перестанут бояться наши же чиновники.

Во-вторых, свобода СМИ должна ограничиваться только журналистским этическим кодексом, а не длиной информационного поводка в руках чиновников.

В-третьих, должна быть государственная поддержка в создании не отдельных конкурентоспособных СМИ, а конкурентоспособной среды для развития всех видов медиа (государственных и негосударственных), с акцентом на производство местного контента. В перспективе большинство государственных медийных структур надо выводить в конкурентное поле.

В-четвертых, необходимы четкие индикаторы эффективности государственной информационной политики, в первую очередь - в сфере распределения государственного информационного заказа.

Читайте также
Досым Сатпаев: Когда в Казахстане закончится эпоха «культур-мультур»?

В-пятых, что отличает более или менее открытое информационное поле от контролируемого информационного пространства? Количество и качество журналистских расследований. В Казахстане этот жанр практически отсутствует. И не потому, что нет хороших тем. А потому, что много табу. Плюс самоцензура редакторов и журналистов, при которой чиновникам даже нет смысла чрезмерно увеличивать цензуру государственную.      

В-шестых, следует делать акцент на развитие СМИ в регионах, многие из которых загнаны акиматами в угол. Но информационная безопасность Казахстана в значительной степени может быть укреплена именно за счет появления сильных региональных медиа.

…Любая информационная система является лишь частью системы политической, без комплексной реформы которой все перечисленные принципы так и останутся на бумаге. Ведь многие наши государственные СМИ фактически ничем не отличаются от провластных партий-зомби на политическом поле или квазигосударственных структур в экономике, которые вряд ли выживут в реальной конкурентной среде.

Информационная безопасность

В конечном счете, одна из главных задач информационной политики Казахстана заключается в повышении нашей информационной безопасности на фоне серьезных глобальных изменений, когда на первый план выходят гибридные войны, в основе которых часто лежит использование информационного оружия.

К сожалению, долгое время чиновники рассматривали обеспечение информбезопасности  Казахстана в первую очередь как обеспечение информационной безопасности политической элиты, а не государства в целом. Хотя в упомянутой концепции говорится: «В межгосударственных отношениях нарастает тенденция использования информационного давления как действенного механизма глобальной конкуренции. Использование различных средств информационной войны и информационной экспансии стали неотъемлемым инструментом решения крупных социальных, экономических и политических конфликтов». В концепции также отмечалось: «Серьезные угрозы несет в себе проблема неконкурентоспособности отечественного контента. Его качество остается недостаточным для полноценной конкуренции с иностранным информационным и развлекательным продуктом. В условиях открытости национального информационного пространства это приводит к его низкой популярности».

Читайте также
В Казахстане создано «Министерство инквизиции»

То есть, признавая такие риски, власти фактически ничего не сделали для их минимизации. В результате отсутствие конкурентоспособных СМИ выдавливает Казахстан на информационную периферию. Страна становится потребителем чужой информации, а вместе с ней и чужой идеологии. С общественным сознанием казахстанцев давно и продуктивно работают иностранные СМИ, а также разные альтернативные идеологические центры (в том числе радикальные). \

Сильные информационные игроки могут впихивать в головы наших граждан любые мифы и парадигмы. Следовательно, при грамотной работе зарубежных медийных структур, за короткий промежуток времени можно настроить население Казахстана против действующей власти. Ведь сейчас очень легко сформировать любой образ внутреннего или внешнего врага. А доминирование в Казахстане «ручных» и управляемых СМИ удобно только в войне компроматов. Но не в идеологической работе.

Загрузка...
Серик 2016-11-15 11:40:24
0
Просто нужно посмотреть, есть ли еще в мире страны, которые содержат государственные СМИ? Даже самые развитые, содержат 2-3 СМИ. А у нас десятки ТВ каналов и сотни никому не нужных газет! Какой в этом смысл???
Аспарух 2016-11-15 09:14:53
0
Статья из серии - ну не могут же они не понимать? ) Могут, потому что им плевать и живут они по принципу - после нас хоть потоп
НУНУ 2016-11-15 09:48:18
0
Медиакурултай - как День сурка. Но и эта статья - тоже, как День сурка. Все эти мысли, рассуждения, выводы писались и провозглашались уже давно. И гонорар, видать, выплачивается - как День сурка.
Ерлан Дарменов 2016-11-15 10:02:37
0
Она не шутила. Про освещение.
инженер 2016-11-15 10:47:48
0
и концепция должна была уже показать хоть какие-то результаты//// ну прямо третий класс вторая четверть.. Главная цель достигнута - бюджетные средства с успехом освоены!! Ну а то, что ни кто не отчитался - так значит так и надо. Сейчас задача гораздо актуальнее... Новая концепция, новый план по её реализации и новое бюджетное финансирование. Ну а то что было раньше - как в анекдот про лошадь на скачках... Ну не шмогла... не шмогла, но штаралась! За дело лесорубы и дровосеки!!
сидр 2016-11-15 10:52:56
0
Не знаю,все чаще ощущение полной безнадеги,общие слова,надо,должно,курултаи какие то,переливание из пустого в порожнее,вчера слушал Фурсова насчет финансового центра в Астане,сразу все ясно,кто хозяин настоящий и кто приказы отдает,все остальное это шелуха
позорбай 2016-11-15 12:07:05
0
На строительство гос. фабрик, заводов, чтобы людям было где работать, на пособие по безработице - ни тиына, а на существование провластных газет и телеканалов - в год 45 миллиардов тенге выделяется с гос. бюджета? А на содержание, обучение, строительство мечетей, мулл сколько выделяется, интересно знать. А на бесчисленные форумы, ассамблеи и Экспо? Зачем такие астрономические траты? Чтоб родину крепче любили? или гос. аппарат со всеми гос. чиновниками?
ddt 2016-11-15 16:04:20
0
Видно, Досыму уже мало его доли пирога из этих 45 лярдов. Конкурентоспособен ли Досым на рынке РФ? Ну хотя бы в сравнении с Жириком или Соловьем? Ну чего тогда требовать от телеканалов? Чтобы перепрыгнули фоксньюс или ббс?)) Но, качество каз-ст-х программ стало лучше)) Но шаукетаеву смотреть противно - жалкая копия зейналовой.
Advokat 2016-11-15 21:04:06
0
В огромном потоке человек должен отдать тому виду СМИ, который как то, чем то его устраивает, а те которые имеют очень малый спрос и интерес: сами вымрут в жестокой конкуренции за своих почитателей.
ddt 2016-11-15 22:20:18
-1
"одна из главных задач информационной политики Казахстана заключается" - просто освещать последствия политики нынешнего рос. режима))) Например, просто сравнивать индексацию в рф и рк в 2016г.
- У меня есть реально модернизационно-инновационное предложение для правительства: официально ввести в каждом министерстве должность "зама по косякам", ну или "вице-министра отпущения".
Падение сырьевых банков
Почему интересы крупных частных банков РК расходятся с национальными интересами
У морских свинок не просят общественной поддержки опытов над ними
О полицейских методах работы министра образования и науки Ерлана Сагадиева
Плетенье чепухи: На смену джунгарам пришли Солженицын и Путин
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Дети кукурузы
Обычно для воровства кукурузных початков есть две причины – забава или заготовка корма для скота, но в любом случае – это неправильно
Разве «Нимфа» кисть дает?
Почему мусульманское кладбище Кенсай в Алматы превращается в ярмарку тщеславия
Рузский мир
К чему приведут хулиганские методы внедрения государственного языка?
Главное – не отрываться от коллектива
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
За государством не заржавело
Директор ТОО «Окжетпес-Т» Ерлан Утешев получил 8 лет колонии за махинации со ржавыми трубами
Кыргызстан: пейзаж после выборов
Интервью кыргызского эксперта Аиды Алымбаевой казахстанскому политологу Досыму Сатпаеву
Осетрина второй свежести
Министерство юстиции Казахстана прокомментировало публикацию Ratel.kz, но ясности от этого больше не стало
Сеньоры и вассалы современного Казахстана
Что такое "хорошее управление системой"
Кредитные мошенники нашли новую жертву
​​С алматинца взыскивают деньги, которые он не занимал
«Дружеское закрытие глаз» ценой $163 млн
Почему на границе Казахстана и Кыргызстана многокилометровый затор
Ветер дует, потому что деревья качаются
Почему высокие профессионалы в правительстве есть, а самого необходимого в стране при этом нет
Хорошо сидим!
У осужденных по «хоргосскому делу» жизнь протекает в комфорте и изобилии
Жаба и голубка
Новый рассказ Салимы Дуйсековой
Творческих вам узбеков
Почему мы радуемся успехам соседей
О Каталонии. Серьезно
Чем может закончиться «развод» Испании и Каталонии
Марат Толибаев: Хочу заступиться за Владимира Божко
Известный в социальных сетях автор считает, что вице-спикеру приписали абсурдные мысли
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Рузский мир
- Большое спасибо Марату Асипову за эту статью. Только не замалчивая такие проблемы общества, путем мирного диалога, можно и нужно добиваться взаимного уважения, толерантности и межнационального согласия. Когда мы едины - мы непобедимы! Этот лозунг должен быть не просто красивыми словами.... Всем спасибо. МИР ВАШЕМУ ДОМУ! Берегите себя...
Уголовное дело шымкентского мажора вновь открыто
- Журналисту Динаре БЕКБОЛАЕВОЙ респект, уважение, за объективное освещение резонансных событий. Надеюсь, что благодаря таким как она принципиальным и профессиональным журналистам наш КЗ станет когда-то правовым государством, где, в т.ч. реализуется принцип неотвратимости наказаний. Браво Динара!!
Отправьте доктора к авторам бензиновой лихорадки
- Из за школьных учебников такой шум подняли,депутаты,Токаев,все выступили,а тут дефицит бензина -и ниче,депутатов не слышно
Жизнь девушки оценили в 700 тысяч тенге
- Не буду писать про медицину, понятно, что ее у нас нет, хотя для того что бы она появилась, надо всего лишь запретить чиновникам и их семьям лечиться за границей, даже за собственные деньги. Я хочу сказать за суд: это насколько надо быть нечеловеком, чтоб одному за публикации в газете давать за моральный ущерб 50 млн., а другой за смерть дочки 700 тыс.?
Аким Павлодарской области и его блондинка
- Уважаемый БУЛАТ ЖУМАБЕКОВИЧ Аким Павлодарской области. Доводим до Вас что по графику дом Щедрина 30 стоит на подключения тепла 02.10.2017 г КСК ИП Шмид, но тепла так и нет. В округе все дома подключили, а наш дом так и мерзнет. Звоним в КСК они нам отвечают, что это Тепловые сети. Где наитии крайних и когда в нашем доме подключат тепло.
Защита от дурака
- Ай молодец автор! Особенно правило 5 понравилось. Тов. Бендер отдыхает в Казахстане :)
Чиновники не смогли объяснить, откуда взялась сумма платы за общественный транспорт
- Нужную сумму разделили на количество квсртир, вышло 3800. Никто там расчетами не занимался