Что в лоб, что в лобби

15632 просмотров
9
Досым САТПАЕВ
Вторник, 06 Июн 2017, 10:30

На прошлой неделе зампред Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев  предложил легализовать лоббистскую деятельность в Казахстане

Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Почём апгрейд нашего сознания?».

Читайте также
Досым Сатпаев: Почём апгрейд нашего сознания?

«Know how» и «Know who»

Эта идея витает в воздухе с конца 90-х. Еще в 1999 году в своей кандидатской диссертации «Особенности лоббистской деятельности в политической системе РК» я отмечал необходимость принятия специального закона о регулировании лоббистской деятельности, так как де-факто лоббизм в Казахстане был всегда, а вот де-юре он как бы не существует.

Казахстанское лобби не прошло правовой институционализации и до сих пор действует во внеправовом пространстве, что очень удобно теневым игрокам, которым никакой закон в принципе не нужен.

Поэтому мы наблюдаем угрожающее усиление асоциальной активности неофициальных участников процесса, действующих за кулисами политической сцены, не выполняя свою главную роль – социального посредника. В итоге на головы общественности вываливаются «скелеты из шкафов» как результат чьих-то пролоббированных интересов. За них никто не хочет нести ответственность, зато негативные последствия этих решений снова расхлебывают граждане.

Далеко за примерами ходить не надо. Взять хотя бы последние скандалы в пенсионной системе страны.  

Конечно, в западных политических структурах тоже активно действуют мощные лоббистские группы, в основном представляющие интересы крупного бизнеса, которые предпочитают использовать классические каналы связи внутри самой системы.

Но всё это происходит параллельно такой же активной деятельности институтов гражданского общества, выступающих ретрансляторами социальных интересов. Только прозрачность в лоббистской деятельности превращает этот инструмент взаимодействия с властью в один из способов политической коммуникации. При таких условиях лоббизм совершает эволюцию от коррупции к информации.

Читайте также
Смерть и воскрешение гражданского общества в Казахстане

Негативной спецификой постсоветского пространства является то, что в большинстве случаев низовые социальные интересы здесь не могут быть группами давления, в то время как группы давления на властном Олимпе часто не выражают социальные интересы.

У нас до сих пор самая популярная форма лоббизма представляет собой использование неформальных и желательно прямых контактов.

Посредником в таком виде коммуникации является человек, владеющий технологией «Know how» (знать как) + «Know who» (знать того, кто именно может быть полезен). Такой вид коммуникации активно используют теневые группы давления, действующие внутри политсистемы.

Хотя в последнее время можно наблюдать изменения в выстраивании прямого лоббизма со стороны властей. В частности, в Казахстане уже стали появляться структуры, которые не скрывают своих лоббистских намерений. Пример - Национальная палата предпринимателей «Атамекен», которая поставила своей целью защиту интересов бизнес-сообщества в отношениях с госструктурами.

Но до сих пор для многих социальных групп, находящихся вне прямых контактов с властями, такой вид коммуникации практически недоступен. Они могут использовать лишь непрямую форму лоббизма через СМИ и социальные сети. То есть когда давление на власти оказываются косвенно, через мобилизацию общественного мнения. В некоторых случаях это хоть и приносит позитивные результаты, но пока является исключением из правил.

Кто лоббирует непринятие закона о лоббировании

Тема разработки закона, который регулировал бы лоббистскую деятельность, муссируется с конца 90-х. 30 июня 1997 года президент, выступая в парламенте, сказал:

«Проблема лоббирования тоже у нас существует. Неизбежна ситуация, когда в парламенте идет лоббирование региональных корпоративных интересов. Такое наблюдается во всем мире, и это нормально. Только лоббирование не должно противоречить интересам государства».

Читайте также
Новый скандал в ЕНПФ: власть поймала тишину

С начала 2000-х было даже  несколько вариантов законопроекта, с большинством из которых мне удалось ознакомиться. Но все они тормозились на этапе обсуждения в парламентских комитетах. Возникало ощущение, что кто-то активно лоббировал непринятие закона о лоббировании.

В ноябре 2008 года на антикоррупционном форуме партии «Нур Отан» президент снова заявил о необходимости принятия закона о лоббировании, так как его отсутствие не позволяет эффективно бороться с коррупцией.

«Мне депутаты, руководители парламента говорят, что лоббистов вокруг депутатов парламента ходят кучи. Закона, порядка в этом деле нет», - пожаловался тогда глава государства.

Работа над ошибками

В 2010 году была еще одна попытка разработать законопроект «О лоббировании», который оказался худшим вариантом из всех, которые мне пришлось изучить. Сфера его действия распространялась только на законодательную ветвь, несмотря на то, что лоббисты действуют на всех уровнях исполнительной вертикали.

Косвенно это подтвердил и сам президент, когда в октябре 2013 года на расширенном заседании правительства неожиданно снова упомянул лоббизм, но уже внутри правительства. Тогда в адрес премьер-министра Серика АХМЕТОВА прозвучали намеки по поводу лоббирования бизнес интересов.

«Я давал конкретное поручение - усилить контроль над оборотом алкоголя. На этот счет мы разработали специальный законопроект, но теперь сроки введения этого законопроекта отложены аж на 2015 год. Наверное, хорошо поработали алкогольные бароны», - недвусмысленно заявил глава государства.

Читайте также
Пенсионная система Казахстана останется «чёрным ящиком»

Также в законопроекте 2010 года лоббистской деятельностью могли почему-то заниматься только объединения, состоящие из не менее чем 10 юридических лиц. Эту норму разработчики так и не смогли объяснить.

Как в случае с 30 корпоративными лидерами, которых когда-то пытались создать в Казахстане. В свое время кто-то из бизнесменов спросил премьера, почему выбрана именно цифра 30, а не 50 или не 20. Ответ был оригинальным: 20 слишком мало, а 50 слишком много. Да и вообще 30 звучит красиво.

В любом случае, если будет разрабатываться новый проект закона о регулировании лоббистской деятельности, то в нем надо расширить ее определение, не замыкая только на законодательной ветви власти. Кстати, приемлемое определение есть в проекте Закона РК  «О лоббировании законодательных актов», который рассматривался в марте 2000 года:

«Лоббирование есть установленная настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами деятельность лоббистов (лоббирующей организации) с целью оказания влияния на разработку, обсуждение и принятие проектов законодательных актов, а также внесения изменений и дополнений или признания утратившим силу действующих законодательных актов Республики Казахстан».

Следовательно, действие закона должно распространяться не только на депутатов, но и на всех госслужащих и субъектов лоббистской деятельности.

В США в 1995 году президент США Билл КЛИНТОН подписал новый, более жесткий закон о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), который вступил в силу 1 января 1996-го. И его действие распространилось на Конгресс, но и на исполнительные органов.

Также следует увеличить список субъектов лоббистской деятельности в Казахстане. Оптимальным может быть определение, когда в качестве лоббиста или лоббирующей организации рассматриваются «граждане или юридические лица Республики Казахстан, осуществляющих в установленном законодательном порядке лоббирование от имени клиента и в его интересах, а также от своего собственного имени в собственных интересах в случае соответствия требованиям, предъявляемым к лоббистам (лоббирующим организациям)».

И, самое главное, необходимо, конкретизировать какие отчеты должны публично сдавать субъекты лоббистской деятельности. В частности, они должны не только официально регистрироваться, но также указывать суммы и те лоббистские цели, на которые были выделены эти суммы, а также лица, которым были выплачены какие-либо суммы, а также цели произведенных выплат.

Читайте также
Тайны узбекского двора. Часть 3. Судьба семьи Ислама Каримова

Что там за бугром?

Нет смысла изобретать велосипед. И при попытке взять под контроль лоббистскую деятельность в Казахстане следует внимательно изучить опыт других стран. Тем более что он не универсальный.

Есть, например, так называемая англосаксонская традиция, которая признает лоббизм, как явление политической жизни. Это может быть юридическое признание как в США или даже не обязательно юридически, как в Великобритании. Но в этой традиции доминируют два основных тезиса. Во-первых, «контролировать нужно не лоббистов, а лоббируемых».

Во-вторых, «лоббировать в парламенте и министерствах – неотъемлемое право каждого». Насколько можно понять по тому, что говорил президент РК касательно принятия специального закона о регулировании лоббистской деятельности, в Казахстане больше присматриваются к американской версии этой англосаксонской модели.

Хотя есть и континентальная модель, при которой либо вообще отсутствует закон о лоббистской деятельности, однако имеется целый ряд других документов, регулирующих лоббистскую деятельность  (например, как в Германии). Либо лоббизм вообще запрещен в органах законодательной власти (Франция).  Но запрет лоббизма не означает его отрицания.

В Западной Европе лоббизм имеет несколько иную форму, так как многие европейские страны имели более четкую и структурированную партийную системы, чем в США, где двухпартийная система даже не была закреплена в Конституции, а традиционное отсутствие партийной дисциплины создавало почву для появления различных внутри- и межпартийных группировок.

Исторически политические парламентские партии Европы играли более активную и постоянную роль политических субъектов в политической жизни, чем партии США, которые заявляли о себе лишь только в период избирательных кампаний. Все это способствовало тому, что европейские лобби предпочитали действовать через политико-партийные каналы, часто сращиваясь с партиями и бюрократическими группировками.

Читайте также
Европейский союз – есть ли будущее?

Достучаться до небес

Конечно, надо быть реалистами и понимать, что закон о регулировании лоббистской деятельности не панацея.

Он автоматически не избавит нас от коррупции и теневых игр внутри элиты. Но хорошо проработанный и прошедший через открытую экспертную дискуссию закон может хотя бы сделать процесс принятия тех или иных государственных решений более прозрачным.

Скорее всего, именно это и объясняет, почему все попытки поставить лоббизм под контроль общественности с начала 2000-х годов, сталкивались со скрытым сопротивлением даже со стороны многих депутатов парламента.

К тому же, принятие качественного закона, не для галочки, создаст в Казахстане правовую основу для появления социального лоббирования, которое сможет оказывать целенаправленное воздействия на институты политической власти со стороны неправительственных, а также других социальных организаций, выражающих не узкогрупповые, а общественные интересы. Таким образом, принятие закона о регулировании лоббистской деятельности, возможно, позволит достичь нескольких целей.

Во-первых, впервые будет признан сам факт существования лоббизма, как явления политической жизни Казахстана. Во-вторых, это позволит ввести процесс лоббирования в правовые рамки, в том числе с точки зрения финансовой отчетности касательно любой лоббистской деятельности. В-третьих, это даст толчок к созданию дополнительного коммуникационного канала между государством и гражданским обществом. В-четвертых, будет частично преодолено неравенство в возможности представлять и отстаивать свои интересы со стороны тех социальных групп, которые долгое время были лишены возможности достучаться до небес.

Арик 2017-06-06 10:50:51
0
откаты тоже нужно узаконить
Мурка 2017-06-06 11:17:36
0
Благими намерениями, как известно, мостят дорогу в ад. Будет так, как хотят верхи. Низы тупо подчинятся. Впрочем, блажен кто верует...
Нурболат 2017-06-06 12:16:43
0
Тогда давайте пролоббируем и проституцию: древнейшая профессия есть, а закона о ней нет. Марихуану узаконим - долина есть, а закона нет. Коррупцию узаконим, она есть фактически - а регламента ее использования - нет. "Агашек" узаконим: они же есть, а закона о них нет...
Гульнур Оразымбетова 2017-06-06 21:45:31
0
А как же этика?
ланлвоц 2017-06-06 22:52:55
0
Интересная статья
зам пред по коррупции 2017-06-07 08:27:25
0
несите деньги мне ..я решаю все ваши вопросы
Нугман 2017-06-07 09:28:45
0
Они и этот законопроект преподнесут так, как для них будет выгодно и неподсудно, в этом мы народ и участия не примем.
Бахытжан 2017-06-08 12:21:43
0
Всегда считал,что депутаты должны защищать интересы общества, а не "шкурные" крупного бизнеса,политической верхушки,олигархов,ОПГ и пр. И лоббизм - это преступление,требующее сурового наказания. А его хотят узаконить. А что дальше?
Гульнур Оразымбетова 2017-06-12 16:46:41
0
Пусть Шпекбаева дело Ратели и Фобса пролоббирует, бесплатно - все-таки голос низов
- Почему-то именно из управления сельского хозяйства ушли профессиональные кадры и пришли молодые люди. Наверное, это хорошо, но было бы неплохо, если бы они ещё разбирались и в сельском хозяйстве.
Шымкентский олигарх стал жертвой крупного шантажа
У владельца пятизвездочного отеля Rixos Khadisha Shymkent вымогали семь миллионов долларов
Бандитская Караганда: забыли про рецидив
Суд вернул дело Армана Кукумбаева на доследование из-за грубых ошибок органов досудебного расследования
Уроки казахского
За годы независимости выросло поколение, не считающее, мягко говоря, полноценными гражданами тех, кто не говорит на казахском языке
Брат за брата не отвечает. Как и отец за сына
Как людям, не способным сострадать и печься о родной кровинушке, доверяли и доверяют регионы или отрасли, где забота нужна не меньше родительской?
Беспроигрышный способ отскочить от свадьбы
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует новые рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
За что судят Жанболата Мамая
Наши органы обнаружили новую технику отмывания денег, полученных преступным путём, которой ещё не знал международный криминал
Воров у нас нет – люди сами крадут
Интересно, сколько в стране бесхозных домов и квартир, в которых лежат золото-бриллианты и огромные суммы денег, которые якобы никому не принадлежат?
Как за 2 дня получить ипотеку по программе "Нурлы жер"
"Банк ЦентрКредит" снижает ставку ипотеки до 10% на 15 лет
Оптимизация за счет зарплаты
Аномален тот факт, что промышленность и сельское хозяйство показывают большой разрыв между ростом производительности труда и реальной заработной платы
От «розовых очков» статистики - к управленческой слепоте
Эксперты предлагают вернуть комитету по статистике РК самостоятельность, хотя это трудно сделать при стремлении чиновников желаемое выдавать за действительное
Плетенье чепухи: Так дальше жить нельзя
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Взятка открытым переводом
За что задержаны экс-глава «Казавиаспаса» Малик Досымбеков и бывший гендиректор «Казавиалесоохраны» Толеугазы Сексенбаев
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Слям Ахметов: Экономику погубят плохие кредиты
Как в Казахстане ведется долголетняя борьба с проблемными займами
Взятка открытым переводом
За что задержаны экс-глава «Казавиаспаса» Малик Досымбеков и бывший гендиректор «Казавиалесоохраны» Толеугазы Сексенбаев
Шнырь
Нынешние патриции, чья кровь была поистине имперской, одряхлели и постепенно сходят со сцены. Угадайте с одного раза, кто идёт им на смену
Айдос Сарым: Будь они даже террористами, осудить их должны в Казахстане
В Египте, судя по всему, произошло недоразумение, связанное с службами безопасности, или же затевалась некая большая политическая игра
Зачем нам газовый ОПЕК, или Чем платить за понты?
Еще в прошлом году министр энергетики Канат Бозумбаев уверял, что, несмотря на договоренности стран-членов ОПЕК об ограничении добычи, они Казахстана не коснутся
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Рецидив Интуриста
Что не так делали до сих пор в Казахстане отели, рестораны, переводчики, валютчики и проститутки?
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Во власть пришли мажоры
- MORGAN FREEMAN 17:45:27 А что это вы про Ратель? Это журналисты, они констатируют факты, снабжают нас информацией, которая может кому-то нравиться, кому-то нет. Что вы еще от журналистов ждете, пеняя на отсутствие якобы организаторского таланта у них. Вам что, надо, чтобы кто-то волнения организовал вам на радость? Вы самый настоящий провокатор, мечтающий о заварушке.
С лица необщим выраженьем, или Что думают о Ratel.kz его читатели
- Давно с вами: Сапа, Гена, Марат, ещё с "Каравана" и "Времени". Есть возможность выразить своё мнение, и не важно, опубликуете вы его или нет, вы его прочитаете. В советские времена таких как вы называли " рупором эпохи ".
«Героя» отпустили на волю
- Многие почему-то за этого горе-конвоира! А давайте тогда распустим все эти райсуды, горсуды, облсуды и т.д. Зачем нам гособвинители, адвокаты, судьи? Лишняя трата бюджетных денег! Всех их заменят такие крутые сержанты! Ударами в пах направо и налево ,не отходя от кассы, прямо на месте быстро восстановят справедливость! И плевать на Конвенцию ООН о пытках! Преступность как явление и общественный порок исчезнет навсегда, если люди будут знать, что их ждут такие эмоциональные сержанты.
Облако без штанов
- Спасибо за статью, ну просто Вольтер ...
Зачем Boeing-737 притворялся, что он Airbus-340-313
- Если вспомнить кто у Жениса Касымбека отец то многое становится понятнее ;)
Как безнаказанно украсть миллионы
- После публикации в Ратель о проблемах ЖК Юго-восток по поручению зам.генпрокурора Кравченко в Прокуратуре города Астаны создана Рабочая группа для решения этой проблемы. Большое спасибо Болату Абилкасымову за объективное освещение наших проблем...... Будем надеяться все завершиться для всех дольщиков благополучно а виновные понесут реальное наказание