Қаз   Рус

Акимов опять хотят поделить на фаворитов и аутсайдеров

3899 просмотров
12
Досым САТПАЕВ
Вторник, 12 Дек 2017, 10:00

Казахстанцам нужны не мифические рейтинги успехов и провалов, формируемые в Астане, а конкретные результаты работы акимов и местных органов власти

Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Что Китаю хорошо, то Казахстан должно насторожить».

Недавно президент подписал указ об организации ежегодного рейтинга регионов и городов по легкости ведения бизнеса. Это уже не первая попытка сделать регионы конкурентоспособными, а акиматы - более эффективными.

Читайте также
Чем оборачивается переселение южан на север Казахстана

Морковка для акимата

Согласно указу, по результатам рейтинга будет присуждаться специальная премия наиболее эффективным акиматам за значительные достижения в области поддержки, развития предпринимательства и создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса.

Как заявлено, составлять рейтинг будет уполномоченный орган в сфере развития и поддержки частного предпринимательства, который должен разработать и утвердить методики его проведения на основании социологических опросов и статданных. Скорее всего, здесь появится широкое поле деятельности для региональных представительств Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен».

Кстати, в положении НПП еще несколько лет назад было четко прописано составление независимого рейтинга «Деловой климат», в рамках которого должны были оцениваться региональные и центральные органы власти с точки зрения поддержки бизнеса. В частности, в обязанности Нацпалаты входили сбор, обобщение и анализ информации о соблюдении госорганами и госслужащими прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Более того, НПП должна была готовить для президента ежегодный национальный доклад о состоянии предпринимательской активности.

Страна всеобщего недоверия

Но здесь всё упирается в методологию. Именно она позволит выяснить, заработает такая схема составления рейтинга или нет. Тем более что в Казахстане ключевую роль играют неформальные отношения власти и бизнеса, когда позиции предпринимателя на рынке в значительной степени зависят от аффилированности с теми или иными представителями элиты, а не от конкурентных преимуществ.

А те, кто не аффилирован, превращается в «дойную корову», которая, в свою очередь, старается обмануть государство, уклоняясь от уплаты налогов и пряча доходы.

Читайте также
Определены самые дорогие города Казахстана

Кстати, тесная связка многих казахстанских банков с представителями власти также приводит к тому, что к кредитованию чаще всего подпускаются не все бизнес-структуры, а «избранные». Нередко это приводило к тому, что некоторые банки попадали в сложную финансовую ситуацию, требуя помощи от государства.

А простые граждане не верят ни тем, ни другим, ни третьим. Получается, что мы живем в стране всеобщего недоверия, где стремление к инновационной экономике вступает в противоречие с номенклатурным консерватизмом и коррупцией.

Поэтому уже сейчас можно сказать, при каких условиях ни один рейтинг у нас работать не будет.

Во-первых, если в оценке эффективности госструктур не будет использоваться метод перекрещивающегося мониторинга, когда в основу оценки должны закладываться разные источники информации на основе независимых социологических исследований, а также статистических данных. Конечно, к мониторингу работы акимов не помешало бы привлечь и аналитические структуры, которые могли бы оценивать их деятельность с точки зрения местных жителей.

Хотя здесь есть существенный риск, связанный с источниками финансирования таких структур. Если это областные бюджеты, то никакой объективности не будет. Если финансирование из центра - тоже есть угроза, что аналитиков используют для дискредитации того или акима.

Кстати, если власти постоянно заявляют, что Казахстан должен соответствовать международным стандартам прозрачности, тогда необходимо внедрять и такие методы контроля, как внешний аудит. Если у правительства в своё время хватило денег нанять консалтинговую фирму бывшего премьера Великобритании Тони БЛЭРА, то, может быть, достало ума и средств «зафрахтовать» парочку международных компаний с безупречной репутацией, которые сделали бы «рентген» всех наших областей на основе международного стандарта оценки эффективности работы местных органов власти.

Во-вторых, ничего не выйдет, если во главу угла снова поставят такой излюбленный показатель оценки эффективности работы, как объем и скорость освоения выделенных бюджетных денег на поддержку предпринимательства, без конечного результата на выходе.

В-третьих, если не будет отработан механизм преемственности в реализации госпрограмм на местах. Без этого сохранится принцип размытой ответственности, когда прежний начальник не отвечает за то, что им было сделано или не сделано на прежнем посту, а новый руководитель всё валит на старое руководство.

Читайте также
Страна демографических контрастов

В-четвертых, если введение ежегодной оценки эффективности деятельности региональных органов власти приведет лишь к новому витку борьбы за влияние на главный проверяющий орган, который будет выставлять отметки. Уже известно, что результаты рейтинга в конце октября каждого года будут уходить в администрацию президента, где специально созданная комиссия должна определять победителей.

То есть для АП интерпретация всех этих рейтингов по результатам внутриноменклатурных игр, где всё время кто-то пытается кого-то сожрать, дает дополнительный мощный инструмент контроля над деятельностью областных бастыков и влияния на их кадровые перемещения, вне зависимости от реальных или мифических успехов и провалов.

Номенклатурное дежа вю

За годы независимости уже предпринималось немало попыток оценивать работу центральных и региональных органов власти по разным критериям.

Например, вспоминается 2009 год, когда звучала жесткая критика президента в адрес региональных властей.

Тогда Акорда потребовала от акимов, чтобы они не ждали установки сверху, а сами активно занимались развитием своих регионов по таким направлениям, как снижение безработицы, создание новых предприятий, повышение инвестиционной привлекательности регионов и т. д.

В 2010 году были определены критерии оценки работы акимов по 35 социально-экономическим показателям. Среди них значилась и поддержка развития бизнеса в регионах.

Читайте также
Регионы просят включить

Чуть позже число показателей для акимов районов и городов областного значения уменьшили до 23, а их рейтинг ежеквартально должны были составлять акимы областей. Но эта работа провалилась. Причина заключалась и в том, что сам бизнес был лишен возможности оценивать работу местных исполнительных органов власти.

Интересно, что и тогда эффективность работы акимов областей, Астаны и Алматы должна была оценивать рабочая группа во главе с администрацией президента, которая составляла бы список фаворитов, успешно реализующих госпрограммы, и список неудачников, которые их успешно проваливают. Прошло время, и о той системе дружно забыли. Что не удивительно, так как за основу оценки были взяты четыре принципа: объективность, достоверность, прозрачность и гласность, - а они явно не в фаворе у начальников всех уровней.

Помнится, что и в 2012 году глава государства провел расширенное совещание по вопросам развития регионов, где призвал акимов «зарубить себе на носу или еще где-нибудь», что они служат народу. Тогда речь снова шла не только о социально-экономической поддержке населения, но и о более активном участии регионов в реализации госпрограмм и привлечении инвестиций.

В 2013 году в Казахстане даже было создано целое Министерство регионального развития - в роли «смотрящего» за областями, где постоянно наблюдались нарушения финансовой дисциплины, бюджетного и иного законодательства, некачественное планирование объема целевых трансфертов.

В 2014 году президент опять дал поручение составить рейтинги областей. Кстати, тогда глава государства тоже отмечал важность доступности госстатистики для населения и бизнеса. Чиновники Агентства по статистике даже заявили, что у них всё готово для проведения таких рейтингов. Но прошло три года, и этой весной президент снова озвучил необходимость специального рейтинга областей по легкости ведения бизнеса.

Дежа вю какое-то.

Читайте также
Акимы областей: какие возрасты власти покорны

Три измерения

Есть много причин, по которым региональные власти долгое время саботируют эффективную реализацию многих госпрограмм и дружно игнорируют требования центра активно развивать предпринимательство. Например, в одном из рейтингов бизнес-климата регионов, подготовленного Forbes Kazakhstan, говорилось, что слишком высокий уровень коррупции в областях не позволяет говорить о благоприятной деловой среде, так как лишает бизнес устойчивости.

Еще хуже, если глубинку посещает призрак двоевластия. Есть формальная власть в лице акимов. Есть неформальные центры власти - местные «крестные отцы». И часто вторые весомее первых. Они живут по принципу: «Акимы приходят и уходят, а мы остаемся!».

В результате социально-экономическое пространство страны состоит из трех измерений. В первом живет центральная власть, которая разрабатывает программы развития, создает региональные центры по работе с инвесторами, придумывает всяческие рейтинги и т. д.

Во втором измерении обитают акимы всех уровней и местные агашки, которые нередко в своих интересах ставят палки в экономические колеса.

А третье измерение населяют простые казахстанцы, которые понимают, что наша экономика давно уже делится не только на «серую» и «теневую», но также на «сырьевую» и «мифически инновационную». Последняя как раз и существует лишь благодаря нарастающей бумажной лавине из многочисленных стратегий, отраслевых программ развития, концепций и рейтингов, которые сыплются на головы граждан.

Читайте также
Акимы Алматы напоминают доктора Франкенштейна

Мандат доверия

Конечно, с одной стороны, введение выборности акимов, для начала хотя бы городского уровня, а также принятие закона о введении местного самоуправления на более низком уровне может быть одним из механизмов повышения общественного контроля над деятельностью местных органов власти. В этом случае они получат мандат доверия от населения, а не от вышестоящего органа.

И все эти рейтинги заработают только в условиях активной публичной политики, когда репутация власти будет стоять выше, чем просто лояльность чиновника к этой власти.

При этом жителям регионов, в отличие от вышестоящих структур, будут нужны не мифические рейтинги успехов или провалов, формируемые где-то в Астане, а конкретные результаты работы акимов и местных органов управления.

Так как самый главный критерий успешной работы должен быть связан с повышением качества жизни рядового гражданина. Это стабильная работа с достойным заработком, качественное образование и медицинское обслуживание, прочные дороги и т. д.

И основной целью государства по выравниванию экономического развития регионов должен быть не простой рост числа доноров для бюджета, а подъем общей планки качества жизни всех жителей республики. Это, кстати, поможет снизить и внутреннюю миграцию в крупные города, в первую очередь, в Алматы и Астану.

По сути, качество жизни - это базовый критерий, так как для его достижения необходимы все те индикаторы, по которым собираются оценивать акимов. Действительно, невозможно обеспечить людям качественную жизнь, если в регионе высокий уровень безработицы.

А чтобы ее снизить, необходимо создавать рабочие места. Но для этого нужно открывать новые предприятия и производства, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, и привлекать инвесторов. Поэтому, если где-то реализуется индустриально-инновационный проект, надо, в первую очередь, оценивать его эффективность с точки зрения мультипликативного эффекта, который он окажет на повышение качества жизни в этом регионе.

Фото: kursiv.kz.

Джамшид 2017-12-12 10:25:20
8
Никто никому не нужен, никто просто так не ничего делает. Пока Аружан Саин не рассказала «стране глухих и слепых» про ребенка с ожогами 55% тела, всем было пофиг, и только после резонанса в СМИ ответственные люди зашевелились. Вот так в «ручном режиме», «из под палки» все и работает периодически, а должно быть на автомате. Сейчас в конце года акиматы ускоренно осваивают неосвоенные средства, чтобы в следующем году получить также большой бюджет. «Осваиваются» естественно через коррупционные схемы
Гр РК 2017-12-12 13:05:17
15
как всегда Досым понятно и вразумительно объясняет решение накопившихся проблем. Но уже кажется все настолько"омертвело" что нет никаких шансов оживить создавшуюся ситуацию.
алма-ата2 2017-12-12 10:56:40
7
Эффективное развитие государства возможно только при полном понимании и участии всего населения страны в том, что предложено теми, кого они сами и выбирали...
Ак 2017-12-12 12:06:59
14
Кто для кого работает нужно понять.Для народа акимы не нужны,нужно местное самоуправление,не на бумаге ,а реальное.Народ должен сам избирать ,кто будет мэром.
Сәке 2017-12-12 12:22:15
17
повезло все таки нашим акимам всех областей , у нас народ сам по себе а акимы то на совещаний то на охоте ...
жігіт ағасы 2017-12-12 14:53:27
1
менімше әкімнің жұмысының екі ғана өлшемі бар. біріншісі, берілген бюджетті тиімді игеру - ол дегеніміз бөлінген ақшаға жақсы нәтиже сатып алу. халыққа осы нәтиже ғана керек емес пе? нәтиже деп тұрғаным - салынған мектеп пен емхана, жөнделген жол. екіншіден, күнделікті мәселелерді шешу кезінде халықтың мүддесін бірінші кезекке қою. бұл дегеніміз, мысалы, ауылға әкім сайлағанда бажасын немесе күлшелі баланы емес, іскер әрі халықсүйер жігітті таңдау.
Буке 2017-12-12 15:29:12
17
за много лет произошло отчуждение народа от власти. возросло недоверие к власти. поэтому возникли "параллельные миры" - народ сам себе, акимы и акиматы сами, Астана - сама по себе страна.
Абдулла 2017-12-12 15:42:19
0
Теоретически все вроде бы верно
Сәке 2017-12-12 16:28:53
0
жігіт ағасы: пах пах айналайын қазақ -қазақ болама егер туысын жылыда жәйлі жұмыс орнына тартпаса ! Ел ағасы деген атақ кей біреулерге тым жағымсыз билікте жүрген ...
Василий 2017-12-12 21:02:27
2
За акимами мало контроля,они считают себя местными воротилами,конечно среди них были достойные быть лидером региона,но,и хапуг не мало. Проблемы с тендерами в основном исходят от них,через их подставных фирм,но они недобросовестно выполняют свои обязанности,тка начинается проблема.Немало средств выделяется правительством,но результат неутешительный.,например на Востоке
депутат мажилиса
- Без санкции суда надо человека ограничивать, чтобы он не болтал всякую чепуху, не нес в общество элементы разложения. Не ждать суд и все прочее. Если человек заболтался - ему нужно прищемить язык тут же.
Где спряталось ЦРУ
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Игры миллиардов
Почему правительство не подало в суд на Ораза Жандосова
Кто ответит за Нацфонд?
По чьему непрофессионализму или же злому умыслу Казахстан должен будет выплатить 500 млн долларов в качестве возмещения убытков иностранному инвестору
Казахстан стал частью глобальной политики в трудное для мировой истории время
Накануне визита президента РК в США известный американский эксперт Пол Стронски ответил на вопросы обозревателя Ratel.kz
Проект курорта «Кокжайлау» - это грандиозная афера
Финансист Дмитрий Жуков рассказал Ratel.kz об экономической составляющей проекта горнолыжного курорта в предгорьях Заилийского Алатау
Айдос Сарым: Маргулан нашей стране нужнее!
Айдос Сарым прокомментировал заявление бизнесмена Маргулана Сейсембая об отъезде из страны на ПМЖ
Плетенье чепухи: Нет такой мысли, которую невозможно выразить просто
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Плохая жена
Когда у молодоженов нет детей, в нашем обществе всегда виновата только жена - мужчины стесняются ходить к врачам по «этим делам»
Геннадий Бендицкий. Избранное. Риторический Хоргос
Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Пресс-служба аэропорта Алматы: Мы все еще ждем извинений от Фостера
В пресс-службе Международного аэропорта Алматы прокомментировали заявление авиакомпании «Эйр Астана»
Азамат Джолдасбеков: Как нам обустроить Кокжайлау
В защиту уникального урочища Заилийского Алатау выступает известный казахстанский финансист
Старые штрафы можно уменьшить или вообще списать - Сергей Уткин
Участники дорожного движения получили настоящий новогодний подарок, ведь от нарушений ПДД никто не застрахован
История происхождения капиталов Сауата Мынбаева
Как в Казахстане оценят труды по сбору «райского досье»?
Мы их душили, душили…
Почему цены на заправках только растут, и как 1 января страна едва не осталась без бензина
МММ по-казахски, или Что останется будущему поколению
Как непреодолимая нефтезависимость превращает бюджетную систему в финансовую пирамиду
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Принуждение к морали
- Я 12:45:04 Прошу Вас, сфокусируйтесь, пожалуйста, на простейшей мысли: никого не волнует представление имярека о морали, поскольку оно [его представление] всегда субъективно и относительно. Именно для этого и существуют ЗАКОНЫ. И если имярек считает себя потерпевшим - пусть подаёт заявление в полицию и через суд доказывает свою правоту. А вот угрозы поджечь клуб, избить хозяев клуба или участников инцидента - уголовно наказуемы. Благодарю за общение. :)
Американский суд встал на сторону Храпунова
- Ха! Храпунов кристально чистый? Ха! Три раза ха! На одной из работ пересекался и с чиновниками и с их детьми. Фильм "Крестный отец" просто отдыхает. И если чиновники еще как-то скромничают, ибо кресло потерять могут, если сильно зарываться будут, то их детки вообще себя ничем не ограничивают.
Варежки
- :) Спасибо, Сапа! "тургеньские девушки байзаковского возраста" - это пять! :) Оставайтесь таким всегда, даже если слово "всегда" противоречит устройству этого мира
Герольд Бельгер: Кокжайлау хотят уничтожить
- ТЭТЯНА, Кокжайляу - это уникальное место, там растут эндемичные виды растений, Кокжайляу красив своей естественной красотой, там лучше ходить пешком и наслаждаться красотой, дышать свежим воздухом. А туристические объекты можно и в другом месте строить, например построить этноаул где-нить недалеко под Алматой, в степи, я лично давно мечтаю, попить настоящий кумыс, обучиться какому-нибудь народному ремеслу и т.п.
Smart-путешествия по-МИДовски
- Мой айтишник за подобное приложение запросил 500 долларов и неделю срока. Торг уместен. Приложение на уровне дипломной работы студента. Вообще траты в МИДе сумасшедшие. Довелось побывать в одном из посольств Казахстана и заценить их компьютерное оснащение. Аймаки и макбуки в топовой конфигурации. Чтобы почту проверить и документ в ворде набрать им нужны компы за 3 тысячи долларов каждый. Автомобильный парк тоже впечатлил
Ратель. Лучшее за 2017 год. Сергей Уткин
- Уткин - высококвалифицированный юрист, что редкость даже среди обладателей юр. дипломов. Таким не сделать карьеры в КЗ, только на вольных хлебах........
Сварщик для Сауата Мынбаева
- Они и есть настоящие хозяева страны и творят все, что хотят, ведь никто с них за это не спрашивает.Как можно спросить с хозяина?.Все остальные прислуга и лакеи, каждый на своем строго определенном месте, ну за небольшим исключением, имеющая только одно право и в то же время обязанность-молчать, но, они не возражают и вполне с этим согласны.Касаемо сварщика, его имя будет втоптано в историю.Уж позаботятся.