Почему разбился Су-27

19496 просмотров
31
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Понедельник, 26 Дек 2016, 09:30

Катастрофа истребителя, который 21 декабря упал под Талдыкорганом, может дать новый виток делу о краденой нефти в Актюбинской области  

* Комментарий Мухтара Алтынбаева

* 10 миллионов долларов чистого теневого дохода

* Топливо из краденой нефти?

* Мнение Тохтара Аубакирова

* С кого спросят на этот раз?

Читайте также
ПОЧЕМУ ПАДАЮТ САМОЛЕТЫ?

Комментарий Мухтара Алтынбаева

Как сейчас уже выясняется, перед падением у самолета с интервалом в несколько секунд отказали оба двигателя. Ответ на вопрос, почему это произошло, напрашивается сам: причиной могли быть только неполадки в топливной системе. Такое, вероятнее всего, могло случиться, если в баках самолета было заправлено некондиционное топливо.  

Неудивительно, что именно этой версии придерживался и бывший министр обороны РК, военный летчик с очень большим стажем «Халык Кахарманы» Мухтар АЛТЫНБАЕВ в своем комментарии, процитированном целым рядом казахстанских интернет-изданий.

Сомневаться в компетентности столь авторитетного человека у нас нет оснований. Тем более что вопросом поставок горючего для авиации Ratel.kz уже занимался дважды – весной прошлого года и минувшей зимой.

10 миллионов долларов чистого теневого дохода

В первой нашей публикации речь шла о поставках авиатоплива для нужд силовых структур Казахстана – самолетов и вертолетов Министерства обороны, авиагрупп МВД и КНБ, а также авиации службы по чрезвычайным ситуациям, впоследствии ушедшей под крыло полицейского ведомства.

Читайте также
Почём ведомство Сейдахметова банкует человеческими жизнями

Напомню, еще тогда, в начале 2015 года, в качестве единого и единственного оператора по поставке авиатоплива для силовиков было выбрано ТОО «КазМунайГаз-Аэро», являющееся 100-процентной дочерней организацией АО «НК «КазМунайГаз». В то время нас удивил подход, которого придерживалась не просто отечественная, но еще и на все 100 % принадлежащая государству нефтяная компания при снабжении авиатопливом казахстанских же военных: цену задрали на 30-40% от имевшейся тогда на свободном рынке.

А в тех случаях, когда военная авиатехника летала за границу - на ремонт или обслуживание на российские или украинские заводы, для участия в совместных военных учениях на чужой территории, возила генералитет на межгосударственные встречи, – цена возрастала уже на две трети. Тогда мы подсчитали, что казахстанским силовым структурам в год требуется порядка 30 тысяч тонн топлива и при общей калькуляции с учетом разницы цен на авиакеросин набегает что-то около 10 миллионов долларов чистого теневого дохода. Хотя можно все купить намного дешевле. Именно это тогда сайту Ratel.kz показалось странным и удивительным.

Однако мы были уверены, что если свои со своих дерут такие сумасшедшие деньги, то уж в качестве и происхождении поставляемого авиатоплива сомнений быть не должно никаких!

Тем более что существует закон РК №463-IV «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года, породивший целый ряд правительственных постановлений, согласно которым каждой партии нефти и нефтепродуктов присваиваются ПИН-коды и оформляется так называемые СНН - сопроводительные накладные на нефтепродукты, которые должны указываться при любой поставке.

Однако в жизни, что уже привычно для наших условий, оказалось все не так как на бумаге!

Читайте также
Плата за молчание

Топливо из краденой нефти?

Дело в том, что еще тогда же, в 2015 году, власти попытались обязать приобретать авиатопливо только у ТОО «КазМунайГаз-Аэро» все авиакомпании страны – как государственные, так и частные. Те, конечно, заерепенились. И как выяснилось, не только из-за того, что не хотели иметь дело с одним монополистом и не только из-за неоправданно завышенной цены.

Оказалось, что поставщик не мог документально подтвердить происхождение предлагаемого авиатоплива. Оно было неясного происхождения и, следовательно, можно было предположить, что сомнительного качества.

Кого-то, конечно, удалось «убедить» продолжать работу с «КазМунайГаз-Аэро». А вот авиакомпания Bek Air, помнится, не только наотрез отказалась от навязываемых услуг, но еще и обратилась в службу экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов РК. В заявлении компании прямо было указано, что есть все основания полагать, что ТОО «КазМунайГаз-Аэро» участвует в нелегальном обороте нефти и нефтепродуктов. Другими словами, речь шла об авиатопливе, нелегально изготавливаемом из нефти, похищаемой со скважин и нефтепроводов.

А теперь внимание: поставки для авиакомпании нефтепродуктов, легальность происхождения которых документально никак не была подтверждена, осуществлялись через Актобе!

Читайте также
Как Бекен Сейдахметов свой IQ выше всех ставил

Об этом еще в феврале 2016 года во все колокола звонила частная авиакомпания. А ее, кстати, тогда не слышали, затыкая рот отписками. До самого декабря 2016 года, когда в Актобе и области развернулась широкомасштабная операция по борьбе с нелегальным оборотом нефти. На сегодняшний день задержано уже около 20 человек…

Мнение Тохтара Аубакирова

А теперь давайте вернемся к истребителю Су-27, упавшему 21 декабря в окрестностях Талдыкоргана.

Слова экс-министра обороны РК, а ныне депутата сената Мухтара Алтынбаева, согласно которым его крушение, скорее всего, могло произойти из-за отказа топливной системы или качества топлива, нам подтвердил первый казахстанский космонавт, заслуженный летчик-испытатель, освоивший  более 50 типов самолётов, Тохтар АУБАКИРОВ:

- Несанкционированная одновременная остановка сразу двух двигателей может быть, только если закончилось топливо в баках, или вызвана неполадками топливной системы. Мы знаем, что самолет только взлетел, а значит, баки у него были полными. Топливная система могла выйти из строя, во-первых, из-за обрыва основного трубопровода до того места, где топливо разводится по двигателям. Во-вторых, это могло произойти из-за того, что был обесточен центральный нагнетающий топливный насос, опять же разгоняющий топливо по двигателям. И третья возможная причина – из-за того, что сразу после взлета забились  топливные фильтры. В третьем случае дело в качестве топлива, которое, безусловно, будут проверять. Так что Мухтар Капашевич совершенно прав!

Читайте также
Авиакатастрофа под Талдыкорганом: 5 погибших

С кого спросят на этот раз?

Если подвести черту под всем сказанным, то остается всего две причины крушения самолета из-за отказа одновременно двух двигателей.

Либо истребитель отправили в полет неисправным, не проведя регламентное обслуживание, вовремя не отремонтировав.

Либо его заправили некачественным топливом.

В первом случае вопросы к командованию и наземным техническим службам.

Во втором – к поставщику авиатоплива.

А мы уже знаем, что за последним ранее имелся грех поставлять авиатопливо неясного происхождения и, значит, сомнительного качества. И судя по широкомасштабному расследованию, проводимому в Актюбинской области, республика просто заполнена нефтепродуктами, изготовленными из краденой нефти, переработанной нелегально, а потому вызывающей множество вопросов к ее качеству.

Если заправить машину, извините, дерьмовым бензином – она просто сломается. А если самолет – он упадет.

Читайте также
Блеф Бекена Сейдахметова

Честь и хвала летчику, что он уронил многотонную машину с полными баками не на Талдыкорган и не на какой-нибудь пригородный поселок, а где-то в степи, далеко от жилья и людей.

А расследованию – Бог и закон в помощь досконально разобраться в причинах этого крушения. Но лично я что-то не припомню, чтобы после чествования выживших или погибших в подобных ЧП военных летчиков, с кого-нибудь потом серьезно спросили: почему это вдруг рухнула на землю воздушная техника?

Может, в этот раз все произойдет иначе?

Посмотрим – время покажет.

Фото: ru.sputniknews.kz

Шарифа 2016-12-26 16:04:31
0
В РК авиакеросин ни один НПЗ не производит. Купить могли где угодно и продают с накруткой втридорого. Летчика нельзя назвать героем. Надо разобраться, закончит расследование. Есть ведь черный ящик, самописцы и пр. материалы для изучения. КМГ и его дочки всегда без конкуренции или выдавят с рынка любого поставщика. Рыба гниет с головы, вот и правительстве пусть задумаются. Слава богу что не самолет с пассажирами упал.
Алмас 2016-12-26 12:48:15
0
да согласен, летчик поступил грамотно
Денис 2016-12-26 09:42:05
0
Умер певец Джордж Майкл
Гульнур Оразымбетова 2016-12-26 12:38:43
0
Я - химик-каталитик по образованию. Правы два летчика. Некачественный керосин - и фильтры в двигателе забиты. Такое сплошь и рядом по РК, что в селах, что в городах на земле. Часто и автобусы не выходят по этой причине. Нужен какой-то спецорган из химиков-каталитиков, проверяющий, по топливу по всему РК.
123 2016-12-26 09:43:42
0
вы видали как Барсы Магнитку наказал?)))
Фараби 2016-12-26 10:03:10
0
Согласен с мнением автора, в частности большой корумпированости системы госзакупов + к этому фактор низкой ответственности за поставляемый материал от стороны подрядчика (как говорится спросить есть с кого, да спуску не дадут). Исключаю до минимума вину летчика, слава Богу, что он выжил и людей не отправил на тот свет. Его за профессионализм награждать надо. Молодец все таки
Ерлан Дарменов 2016-12-26 10:13:52
0
А я говорю - летний керосин. Вапще, вопрос с топливом сложился у нас очдавно, и так же давно не решается. В начале Войны наши самолеты, заправляющиеся отечественным ужосом Б-70, ниасиливали в Юнкерсов. И только после начала поставок авиабензина из США (ругайте после этого нехороших пиндосов), Канады и Мелкобриташки наши ВВС уже не просили пардону даже у БМВ и Даймлеров. Знай, анонимус: мечтаешь о гелике/бумере - плюешь в душу деду. Если он у тебя воевал, есессна.
heinz 2016-12-26 10:15:12
0
А с кого тут спросишь, спишут, поймут простят и дальше гнать топливо с ворованной нефти... доходы то баснословные! У же не удивляет куда не глянь везде пилят, несут, а с трибун нас заверяют, уговаривают, внушают, что все у нас хорошо, живем в Раю и все жалуемся и жалуемся, все народ не устраивает и не устраивает! Короче Казакстан-Боратия это уже неотрывные друг от друга синонимы!
смотрящий 2016-12-26 10:36:22
0
Эти твари-казнокрады везде наследили
sos 2016-12-26 12:23:41
0
Досконально никто не разберется, некому! Перед покиданием самолета надо отвернуть от населенных пунктов в соответствии с инструкцией, это обязанность летчика - используя остаточную управляемость направить самолет в безопасную зону и после этого покинуть его! Героизмом будет если он делал это до последнего. А если до начала работы комиссии начали трещать про героизм значит, как всегда, кому то это выгодно выехать так из ситуации и от ответственности! Какие претензии могут быть к героям?
- Периодически читаю информацию о проходящих в трудовых коллективах обсуждениях по поводу перевода казахского языка на латиницу. Интересно было бы побывать на подобном мероприятии, послушать, что говорят, чем обосновывают переход.
Можно вывести акима из Системы. Но Систему из акима – никогда
Какой эффект новая пешеходная зона в Алматы произведет на жизнь всего города
Бруно Жардэн: Мы будем наращивать объемы добычи на Кашагане
В освоение месторождения уже вложено 55 миллиардов долларов
Кто изгоняет «бесов» из казахстанской адвокатуры?
По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Построенный в боях социализм
Почему советское руководство было вынуждено отказаться от массированных инвестиций и обратить внимание на уровень жизнь населения
Про волка
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
Контрцикличная профанация
Деньгами будущих поколений покрывают непрофессионализм нынешнего правительства
Марат Толибаев: Хочу заступиться за Владимира Божко
Известный в социальных сетях автор считает, что вице-спикеру приписали абсурдные мысли
Все будет как всегда. Но может быть и хуже
Поправки в Закон о СМИ – удавка на шее журналистов
Терра
Внимание, спойлер. Если вы намерены смотреть фильм «Оралман» режиссёра Сабита Курманбекова, текст не рекомендуется к прочтению
Предпосылка для Байбека
Беспричинно можно любить глупую девушку, вредную кошку или партию «Нур Отан», а все остальное должно иметь какую-то логику
О чем говорили два шакала
Как правильно устроить вакуум в голове
Взятка открытым переводом
За что задержаны экс-глава «Казавиаспаса» Малик Досымбеков и бывший гендиректор «Казавиалесоохраны» Толеугазы Сексенбаев
Некосмический Байконур
Айдан Карибжанов побывал в Байконуре и увидел в нем Венецию
Пятерня может сжаться в кулак
Будет ли реанимирован Союз центральноазиатских государств?
Плетенье чепухи: Личные вкусы историков отвращают меня от истины
Ratel.kz продолжает публикацию знаменитых записок «Плетенье чепухи» Герольда Бельгера, не увидевших свет при жизни писателя
Врать надо с прибылей, а не с убытков
В потоке информации о ситуации с Национальным фондом может заблудиться даже профессионал, не говоря уже о простых гражданах нашей страны
Терра
Внимание, спойлер. Если вы намерены смотреть фильм «Оралман» режиссёра Сабита Курманбекова, текст не рекомендуется к прочтению
Айдос Сарым: Арестовывать сорок казахов и ни одного индуса - это ошибка
Политолог считает, что в конфликте в "Абу Даби Плаза" виноваты индусы и их работодатели
Даниил Кислов: Гульнара Каримова не просто злодейка, на которую можно повесить все грехи
Если Шавкат Мирзиёев хочет в самом деле реформировать политику и экономику своей страны, то одними "разоблачениями" дочери экс-президента тут не обойтись
Джохар Утебеков: Нет исключений, позволяющих полицейским пытать людей!
Свобода от пыток - одно из абсолютных прав человека, которая не подлежит ограничениям ни при каких условиях
Сергей Уткин: Зачем воин-папа подставил своего ребёнка
Давить на суд и прочих должностных лиц обществу можно и нужно, а вот экс-министру, использующему свои связи во властных структурах, категорически нельзя
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Язык - это наследие, которое при смене алфавита мы теряем
- Как жаль, что такие здравые и аргументированные высказывания, можно прочитать только на Ратель.
Правительство ищет казахов по всему миру
- "База успешных ученых – мы хотим иметь связь. " Их еще найти надо. Начните с базы бездарностей: и ученых, и чиновников, и артистов. Здесь работы непочатый край!
Еще один казахстанский многоженец проживает в Алматинской области
- Конституцию применяем выборочно. Законы - тоже выборочно. И даже традиции ислама тоже применяем выборочно!!! Не думаю, что большинство наших мусульман выскажутся за забивание камнями насмерть за супружескую измену. А ведь это норма шариата... И нечего к Байбеку придираться... Приплыли. Выборочное применение закона - НОРМА ЖИЗНИ в Казахстане! И никакого когнитивного диссонанса!
Хиджаб раздора
- Однозначно - права администрация школы. Вне всякого сомнения. У нас по Конституции Казахстан - светсткое государство. Кроме того, школа есть государственное учреждение. С установленной единообразной формой одежды. Поэтому будьте так добры - соблюдайте в школе установленнцую эту самую форму одежды. а дома - ходите в чём хотите, хоть голыми. Всё. И нех тут демагогию разводить. Хотите учиться и при этом носить религиозную форму одежды - идите в медресе и учитесь там. Всё.
О чем говорили два шакала
- Всегда считал и до сих пор считаю лучшим школьным учебником физики - 3-хтомник Григория Ландсберга. Не знаю кто и когда его переведет на казахский. ...
О чем говорили два шакала
- С кириллицей живем почти 80 лет. В этот период пришла массовая грамотность казахов и была создана основная масса письменных произведений в казахской культуре в широком её понимании. И почему должны от всего этого отказаться? Ежегодно 160 - 200 тысяч детей заканчивают казахские школы. Половину примут отечественные ВУЗы, а куда поедут учиться остальные? Западное образование смогут позволить единицы. Или нас обрекают стать нацией охранников, грузчиков и т.п.?
Хотят ли банки обвалить тенге
- Есть и другое обоснование роста курса тенге, например Резервы Нац.фонда у нас в долларах, соответственно высокий курс доллара помогает продавать Нац.фонду доллар за тенге на внутреннем рынке дороже и тем самым закрывать нехватку бюджета. Экспо завершилось, денег в бюджете нет, где взять деньги? Ответ лежит на поверхности, на внутреннем рынке, то есть с карманов казахстанцев, доллар верх -народ срочно бежит в обменники скупать капусту