Почему разбился Су-27

18999 просмотров
31
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Понедельник, 26 Дек 2016, 09:30

Катастрофа истребителя, который 21 декабря упал под Талдыкорганом, может дать новый виток делу о краденой нефти в Актюбинской области  

* Комментарий Мухтара Алтынбаева

* 10 миллионов долларов чистого теневого дохода

* Топливо из краденой нефти?

* Мнение Тохтара Аубакирова

* С кого спросят на этот раз?

Читайте также
ПОЧЕМУ ПАДАЮТ САМОЛЕТЫ?

Комментарий Мухтара Алтынбаева

Как сейчас уже выясняется, перед падением у самолета с интервалом в несколько секунд отказали оба двигателя. Ответ на вопрос, почему это произошло, напрашивается сам: причиной могли быть только неполадки в топливной системе. Такое, вероятнее всего, могло случиться, если в баках самолета было заправлено некондиционное топливо.  

Неудивительно, что именно этой версии придерживался и бывший министр обороны РК, военный летчик с очень большим стажем «Халык Кахарманы» Мухтар АЛТЫНБАЕВ в своем комментарии, процитированном целым рядом казахстанских интернет-изданий.

Сомневаться в компетентности столь авторитетного человека у нас нет оснований. Тем более что вопросом поставок горючего для авиации Ratel.kz уже занимался дважды – весной прошлого года и минувшей зимой.

10 миллионов долларов чистого теневого дохода

В первой нашей публикации речь шла о поставках авиатоплива для нужд силовых структур Казахстана – самолетов и вертолетов Министерства обороны, авиагрупп МВД и КНБ, а также авиации службы по чрезвычайным ситуациям, впоследствии ушедшей под крыло полицейского ведомства.

Читайте также
Почём ведомство Сейдахметова банкует человеческими жизнями

Напомню, еще тогда, в начале 2015 года, в качестве единого и единственного оператора по поставке авиатоплива для силовиков было выбрано ТОО «КазМунайГаз-Аэро», являющееся 100-процентной дочерней организацией АО «НК «КазМунайГаз». В то время нас удивил подход, которого придерживалась не просто отечественная, но еще и на все 100 % принадлежащая государству нефтяная компания при снабжении авиатопливом казахстанских же военных: цену задрали на 30-40% от имевшейся тогда на свободном рынке.

А в тех случаях, когда военная авиатехника летала за границу - на ремонт или обслуживание на российские или украинские заводы, для участия в совместных военных учениях на чужой территории, возила генералитет на межгосударственные встречи, – цена возрастала уже на две трети. Тогда мы подсчитали, что казахстанским силовым структурам в год требуется порядка 30 тысяч тонн топлива и при общей калькуляции с учетом разницы цен на авиакеросин набегает что-то около 10 миллионов долларов чистого теневого дохода. Хотя можно все купить намного дешевле. Именно это тогда сайту Ratel.kz показалось странным и удивительным.

Однако мы были уверены, что если свои со своих дерут такие сумасшедшие деньги, то уж в качестве и происхождении поставляемого авиатоплива сомнений быть не должно никаких!

Тем более что существует закон РК №463-IV «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года, породивший целый ряд правительственных постановлений, согласно которым каждой партии нефти и нефтепродуктов присваиваются ПИН-коды и оформляется так называемые СНН - сопроводительные накладные на нефтепродукты, которые должны указываться при любой поставке.

Однако в жизни, что уже привычно для наших условий, оказалось все не так как на бумаге!

Читайте также
Плата за молчание

Топливо из краденой нефти?

Дело в том, что еще тогда же, в 2015 году, власти попытались обязать приобретать авиатопливо только у ТОО «КазМунайГаз-Аэро» все авиакомпании страны – как государственные, так и частные. Те, конечно, заерепенились. И как выяснилось, не только из-за того, что не хотели иметь дело с одним монополистом и не только из-за неоправданно завышенной цены.

Оказалось, что поставщик не мог документально подтвердить происхождение предлагаемого авиатоплива. Оно было неясного происхождения и, следовательно, можно было предположить, что сомнительного качества.

Кого-то, конечно, удалось «убедить» продолжать работу с «КазМунайГаз-Аэро». А вот авиакомпания Bek Air, помнится, не только наотрез отказалась от навязываемых услуг, но еще и обратилась в службу экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов РК. В заявлении компании прямо было указано, что есть все основания полагать, что ТОО «КазМунайГаз-Аэро» участвует в нелегальном обороте нефти и нефтепродуктов. Другими словами, речь шла об авиатопливе, нелегально изготавливаемом из нефти, похищаемой со скважин и нефтепроводов.

А теперь внимание: поставки для авиакомпании нефтепродуктов, легальность происхождения которых документально никак не была подтверждена, осуществлялись через Актобе!

Читайте также
Как Бекен Сейдахметов свой IQ выше всех ставил

Об этом еще в феврале 2016 года во все колокола звонила частная авиакомпания. А ее, кстати, тогда не слышали, затыкая рот отписками. До самого декабря 2016 года, когда в Актобе и области развернулась широкомасштабная операция по борьбе с нелегальным оборотом нефти. На сегодняшний день задержано уже около 20 человек…

Мнение Тохтара Аубакирова

А теперь давайте вернемся к истребителю Су-27, упавшему 21 декабря в окрестностях Талдыкоргана.

Слова экс-министра обороны РК, а ныне депутата сената Мухтара Алтынбаева, согласно которым его крушение, скорее всего, могло произойти из-за отказа топливной системы или качества топлива, нам подтвердил первый казахстанский космонавт, заслуженный летчик-испытатель, освоивший  более 50 типов самолётов, Тохтар АУБАКИРОВ:

- Несанкционированная одновременная остановка сразу двух двигателей может быть, только если закончилось топливо в баках, или вызвана неполадками топливной системы. Мы знаем, что самолет только взлетел, а значит, баки у него были полными. Топливная система могла выйти из строя, во-первых, из-за обрыва основного трубопровода до того места, где топливо разводится по двигателям. Во-вторых, это могло произойти из-за того, что был обесточен центральный нагнетающий топливный насос, опять же разгоняющий топливо по двигателям. И третья возможная причина – из-за того, что сразу после взлета забились  топливные фильтры. В третьем случае дело в качестве топлива, которое, безусловно, будут проверять. Так что Мухтар Капашевич совершенно прав!

Читайте также
Авиакатастрофа под Талдыкорганом: 5 погибших

С кого спросят на этот раз?

Если подвести черту под всем сказанным, то остается всего две причины крушения самолета из-за отказа одновременно двух двигателей.

Либо истребитель отправили в полет неисправным, не проведя регламентное обслуживание, вовремя не отремонтировав.

Либо его заправили некачественным топливом.

В первом случае вопросы к командованию и наземным техническим службам.

Во втором – к поставщику авиатоплива.

А мы уже знаем, что за последним ранее имелся грех поставлять авиатопливо неясного происхождения и, значит, сомнительного качества. И судя по широкомасштабному расследованию, проводимому в Актюбинской области, республика просто заполнена нефтепродуктами, изготовленными из краденой нефти, переработанной нелегально, а потому вызывающей множество вопросов к ее качеству.

Если заправить машину, извините, дерьмовым бензином – она просто сломается. А если самолет – он упадет.

Читайте также
Блеф Бекена Сейдахметова

Честь и хвала летчику, что он уронил многотонную машину с полными баками не на Талдыкорган и не на какой-нибудь пригородный поселок, а где-то в степи, далеко от жилья и людей.

А расследованию – Бог и закон в помощь досконально разобраться в причинах этого крушения. Но лично я что-то не припомню, чтобы после чествования выживших или погибших в подобных ЧП военных летчиков, с кого-нибудь потом серьезно спросили: почему это вдруг рухнула на землю воздушная техника?

Может, в этот раз все произойдет иначе?

Посмотрим – время покажет.

Фото: ru.sputniknews.kz

Шарифа 2016-12-26 16:04:31
В РК авиакеросин ни один НПЗ не производит. Купить могли где угодно и продают с накруткой втридорого. Летчика нельзя назвать героем. Надо разобраться, закончит расследование. Есть ведь черный ящик, самописцы и пр. материалы для изучения. КМГ и его дочки всегда без конкуренции или выдавят с рынка любого поставщика. Рыба гниет с головы, вот и правительстве пусть задумаются. Слава богу что не самолет с пассажирами упал.
Алмас 2016-12-26 12:48:15
да согласен, летчик поступил грамотно
Денис 2016-12-26 09:42:05
Умер певец Джордж Майкл
Гульнур Оразымбетова 2016-12-26 12:38:43
Я - химик-каталитик по образованию. Правы два летчика. Некачественный керосин - и фильтры в двигателе забиты. Такое сплошь и рядом по РК, что в селах, что в городах на земле. Часто и автобусы не выходят по этой причине. Нужен какой-то спецорган из химиков-каталитиков, проверяющий, по топливу по всему РК.
123 2016-12-26 09:43:42
вы видали как Барсы Магнитку наказал?)))
Фараби 2016-12-26 10:03:10
Согласен с мнением автора, в частности большой корумпированости системы госзакупов + к этому фактор низкой ответственности за поставляемый материал от стороны подрядчика (как говорится спросить есть с кого, да спуску не дадут). Исключаю до минимума вину летчика, слава Богу, что он выжил и людей не отправил на тот свет. Его за профессионализм награждать надо. Молодец все таки
Ерлан Дарменов 2016-12-26 10:13:52
А я говорю - летний керосин. Вапще, вопрос с топливом сложился у нас очдавно, и так же давно не решается. В начале Войны наши самолеты, заправляющиеся отечественным ужосом Б-70, ниасиливали в Юнкерсов. И только после начала поставок авиабензина из США (ругайте после этого нехороших пиндосов), Канады и Мелкобриташки наши ВВС уже не просили пардону даже у БМВ и Даймлеров. Знай, анонимус: мечтаешь о гелике/бумере - плюешь в душу деду. Если он у тебя воевал, есессна.
heinz 2016-12-26 10:15:12
А с кого тут спросишь, спишут, поймут простят и дальше гнать топливо с ворованной нефти... доходы то баснословные! У же не удивляет куда не глянь везде пилят, несут, а с трибун нас заверяют, уговаривают, внушают, что все у нас хорошо, живем в Раю и все жалуемся и жалуемся, все народ не устраивает и не устраивает! Короче Казакстан-Боратия это уже неотрывные друг от друга синонимы!
смотрящий 2016-12-26 10:36:22
Эти твари-казнокрады везде наследили
sos 2016-12-26 12:23:41
Досконально никто не разберется, некому! Перед покиданием самолета надо отвернуть от населенных пунктов в соответствии с инструкцией, это обязанность летчика - используя остаточную управляемость направить самолет в безопасную зону и после этого покинуть его! Героизмом будет если он делал это до последнего. А если до начала работы комиссии начали трещать про героизм значит, как всегда, кому то это выгодно выехать так из ситуации и от ответственности! Какие претензии могут быть к героям?
- В какой-то момент потерялось понимание, где государство и где частные акционеры, кто кому должен помогать и кто у кого украл деньги.
Airbus для кочегара
Следственные органы выяснили, кем именно являлся человек, от чьего имени ставились на учет два самолета, которые потом оказались в воюющей Сирии
Вергилий совести Азат Перуашев
Новая реальность Токаева наступает со всех сторон
Байбек и чебурек
Децентрализация власти по-казахски
Молчание акимов
Реакция чиновников Южно-Казахстанской области на публикации Ratel.kz
ДИМОНстрации в России: уроки для Казахстана
Если в Москве в последние годы и проходят массовые митинги против действующей власти, то чаще всего после или в преддверии очередных выборов
Ерлан Сагадиев: Я не считаю, что от кого-то нужно избавляться
Министр образования и науки не ответил на самые острые вопросы корреспондента Ratel.kz
Жизнь на острове Везения
После выхода в свет сборника Ермека Турсунова «Мелочи жизни» Ratel.kz продолжает публикацию его новых рассказов, которые войдут в следующую книгу
Олег Абаев: Я не скулю, а добиваюсь справедливости!
Ответ ДВД Карагандинской области на запрос Ratel.kz породил ещё больше вопросов
Уймитесь, чувихи!
Салима Дуйсекова – о «гусударственных» дамах
Зачистка Арбата
Неизвестные люди сносят киоски в центре Алматы
Последний путь
Как под фундамент СССР была заложена мина замедленного действия, которая взорвалась в 1990 году и привела к краху СССР в 1991-м
Даниал и Талгат Ахметовы: отцу - власть, сыну - бизнес
- А вы что хотели ? Чтобы сынок или дочь такого человека работали простыми учителями и врачами на скромную зарплату ?
Удивляйтесь, когда вас унижают!
- Очередная отличная статья Евгения Жовтиса ! Четко, ясно и супер доходчиво. В этом возможно и заключается основное различие между западной и восточной цивилизациями- в отношении к человеку. Познер пишет, что фундаментальная причина такого различия - религия. Хотя примеры Японии, Юж.Кореи,Тайваня,Сингапура и даже ОАЭ (где рабство отменили только в 1952 году) доказывают, что революционная эволюция возможна, когда руководство страны это реально ускоряет эволюцию
Банкам указали на закон
- Браво Ratel.kz!!! Вот еще бы привели в чувство Beelein, то пенсионеры и родители малолетних школьников были бы очень благодарны Вам. Билайн без учета возрастной категории пользователей сети шлет всякого рода рассылки, а старики и малышня, сразу не разобравшись нажимают ОК и попадают на весьма не маленькие суммы.
Банкам указали на закон
- Первый раз услышал что рядовой гражданин выиграл процесс у банка, молодец !! Банки, вернее их хозяева- это теневые хозяева Казахстана, что они решат, то и будет в Казахстане. Чуть что: кризис, некризис - всё, они начинают "доить" гос.бюджет или Нац.фонд - и текут миллиарды, а уже и триллионы тенге в карманы банкиров. Кроме того все эти записанные "мелким" шрифтов доп.условия договоров превращают 6-9 % годовых в неподьёмные 25-35 % реальных.
Airbus A320 совершил аварийную посадку в Актобе
- Уважаемые журналисты,Время по местному 22 часа! Пассажиры до сих пор сидят в аэропорту!некоторые с детьми! Покормили горячим один раз! После этого больше даже воды не предложили пока один из ожидающих не начал возмущаться! О размещении пассажиров и речи не идёт! Люди с детьми,а условий никаких нет для комфортного ожидания! Надеюсь возмещать нарушенные права пассажиров будут настолько качественно насколько некачественно были предоставлены Услуги и обязательства!!!!
Почему суды доверяют силовикам
- Не хочу кого то обидеть но именно корреспондент Ратель был молодцом на данном мероприятии, к сожалению не успела познакомится с Вами лично. Алия
Байбек и чебурек
- Отныне я и мои друзья будем звать чего Чебурек! хиииииииии Вот мы взрослеем, наше поколение, уже за 30, цели ставим, работаем, постоянно адаптируемся под все последствия мировой и нашей местной глупости и уже вроде есть такая жилка, которая позволяет радоваться жизни не смотря ни на что, но вот новости - оооооххх, как же вы печальны всегда. Лучше в театр пойти, вместо новостей. Мы тебя не любим, Чебурек, так и знай.