Как Какимжановы у Какимжановых тендер выиграли

32564 просмотров
25
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 27 Янв 2017, 09:00

Компания, которая ходит под уголовным делом после ремонта в аэропорту Уральска, получила подряд на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Алматы

* Ремонт за $30 млн

* Проверка выявила признаки хищения 

* Чиновники закрыли глаза

* Никому не хочется за решетку

* Кто за ним стоит

Ремонт за $30 млн

Читайте также
Как семья Зейнуллы Какимжанова в авиацию пошла

В то время, пока экс-министр финансов и госдоходов Зейнулла КАКИМЖАНОВ пытается убедить окружающих в безупречной репутации строительных компаний, принадлежащих его семейному клану, их то и дело преследуют всевозможные скандалы.

Очередная такая отрезвляющая оплеуха на этот раз «прилетела» к нему из Уральска, причем предсказанная Ratel.kz еще в мае прошлого года в материале «Как семья Зейнуллы Какимжанова в авиацию пошла».  

Конечно же, имеется в виду реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта города Уральска, давно ставшая скандальной для принадлежащей семье Какимжановых компании «К-ДорСтрой».

Между прочим, реконструкция эта обошлась государственной казне в 6,3 миллиарда тенге – в пересчете что-то около 30 миллионов долларов…

Как мы уже писали ранее, компания имела много претензий к качеству ремонта летного поля, выполненного, по мнению привлеченных к экспертизе российских специалистов, очень плохо.

Настолько плохо, что это было видно невооруженным взглядом – есть масса свидетельствующих об этом фотографий. Доходило до того, что в аэродромном бетоне обнаруживали вкрапления обычной глины, в первую же зиму после ремонта образовались раковины и трещины.

В результате взлетно-посадочную полосу несколько раз пришлось переделывать.

Читайте также
Невероятные совпадения в жизни Зейнуллы Какимжанова

Проверка выявила признаки хищения 

Теперь же выясняется, что дело дошло и до уголовного разбирательства. Что неудивительно – объект ведь стратегический. Проверка выявила признаки хищения  государственных средств в ходе строительства взлетно-посадочной полосы.

Во-первых, явно  далеки от реальности были цены на транспортировку грунта, обозначенные в финансовых документах.   

Во-вторых, обнаружилось, что при определении проектно-сметной стоимости всего проекта под общим названием «Первая очередь реконструкции искусственной взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и перрона аэропорта г. Уральск» тоже были завышены объемы работ и цены на них.

В начале декабря 2016 года эти факты были зафиксированы службой экономических расследований Департамента госдоходов по Западно-Казахстанской области в едином реестре досудебных расследований, как имеющие основания для возбуждения уголовного дела по статье 189, часть 4, пункт 2 Уголовного кодекса РК – растрата чужого имущества в особо крупном размере группой лиц.

Вскоре было возбуждено уголовное дело за № 162700121000203. А в конце декабря прошлого года на свет появилось постановление суда, санкционировавшее по запросу транспортной прокуратуры и следственных органов выемку у «К-ДорСтрой» всей документации. Для обеспечения полноты следствия…  

Получив эту информацию, редакция Ratel.kz сделала запрос в Генеральную прокуратуру. Ответ мы получили довольно странный. То, что такое уголовное дело существует, нам подтвердили. Но при этом сообщили, что подозреваемые по нему пока не определены. А вопросы о качестве реконструированной взлетно-посадочной полосы, а также ее соответствии проекту и требованиям безопасности полетов будут установлены в ходе дальнейшего расследования.

Читайте также
Какимжанов vs Ratel.kz: хроника событий

Чиновники закрыли глаза

Между тем, нам известно, что заказчиком реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Уральска являлось Министерство транспорта и коммуникаций РК в лице тогдашнего ответсекретаря ведомства Замира САГИНОВА, в августе 2014 года заключившего договор №159 с победившей в тендере компанией «К-ДорСтрой» в лице ее генерального директора Валерия ЛАЗАРЕВА.

И уже тогда должны были возникнуть вопросы к законности результатов тендера, поскольку конкурентом «К-ДорСтроя» в нем выступала компания «Автодорсервис».

А как теперь мы доподлинно  знаем, эти две компании аффилированы между собой, так как принадлежат близким родственникам, входящим в один семейный клан, главой которого является экс-министр Зейнулла Какимжанов. Однако чиновники, проводившие тендер, глаза на это закрыли, нарушив тем самым закон о государственных закупках.

Другие действующие лица этой истории – автор проекта реконструкции  взлетно-посадочной полосы АО «КазАэроПроект», которое должно было осуществлять авторский надзор, и ТОО «Сана Маркет», которое должно было отслеживать техническое соответствие работ.

А после того, как работы были закончены, их приняла и допустила реконструированный объект к эксплуатации государственная комиссия во главе с председателем Комитета гражданской авиации РК Бекеном СЕЙДАХМЕТОВЫМ.

Таким образом, круг потенциальных подозреваемых по этому уголовному делу известен – причем, как из числа высокопоставленных чиновников, так и из представителей частных компаний.

Тут важен еще один нюанс – руководители и специалисты аэропорта Уральска в приемке обновленной взлетно-посадочной полосы участвовать отказались. И причины тому были веские.

Читайте также
Страна на измене

Никому не хочется за решетку

Мы уже писали, что еще в начале 2015 года исследование качества уложенного на взлетно-посадочную полосу бетона проводил российский Научно-исследовательский институт им. Гвоздева.

Его специалисты пришли к выводу, что подрядная организация использовала бетон другого класса, менее крепкий и более дешевый, марки Б-10 и Б-12, тогда как проектом был предусмотрен бетон Б-30. На этом выиграли сравнительно немного – разница в стоимости 173 миллиона тенге.

В масштабах строительства, где счет идет на миллиарды тенге – сущая мелочь. Но у специалистов возникли вопросы к морозостойкости бетонного покрытия, а также к его долговечности. Ведь по проекту, если соблюдать все требования, ему отводится 25 лет службы. А срок эксплуатации напрямую зависит от качества бетона. И если его качество действительно не соответствует заявленному в проекте, то те, кто поставили свои подписи под актом госприемки, по сути, подписали себе приговор.

Кстати, вот еще какой нюанс – зимой взлетно-посадочные полосы аэропортов обрабатываются специальными антиобледенительными реагентами. Так вот выяснилось, что для новой бетонки аэропорта Уральска этого химического состава требуется в разы больше, чем в других аэропортах. Сущее разорение – расход антиобледенительного реагента за зиму превышает все мыслимые и немыслимые нормы. Пришли к выводу, что покрытие впитывает его словно поролон. Получается, что бетон, как утверждают специалисты, пористый.

Читайте также
Почему мы пишем про Какимжанова

Экспертизы использовавшегося на строительстве бетона, безусловно, еще будут проводить в ходе следствия. Во всяком случае, хочется на это надеяться. Хотя понятно, что сопротивление следственные органы будут испытывать адское – никому не хочется за решетку.

Но, судя по ответу на наш запрос из Генеральной прокуратуры и имеющимся у нас на руках документам, масштабы предполагаемых хищений на сегодняшний день следственным органам уже понятны. Речь идет о сумме, как минимум, в полмиллиарда тенге. Причем, как нам удалось выяснить, уже установлено, как это было сделано.

Для реконструкции взлетно-посадочной полосы требовался грунт. Много грунта. Порядка 5 тысяч кубов. По бумагам, возили землю за 70 километров от места строительства. А в действительности – всего за 5 километров. Об этом рассказали водители грузовиков в своих показаниях. Дальше – голая арифметика. В один КамАЗ входит не более 10-15 кубов грунта. Чтобы перевезти 4,5 тысячи кубов, нужно выполнить 400 рейсов. На экономии топлива и набежало порядка 400 миллионов тенге.

Еще одна графа такой «экономии» - электротрансформаторы для новой сигнально-световой полосы. По проекту это должны были быть трансформаторы германского производства. Но купили их на Украине. Понятное дело, что значительно дешевле. А в финансовых бумагах указали немецкую цену. Экспертиза показала, что на разнице цен «сделали» где-то около 70 миллионов тенге.

Читайте также
Цена амбиций семьи Какимжановых

Кто за ним стоит

Кстати, еще пару слов об аэропортах.

Буквально на днях нам стало известно, что компания «К-ДорСтрой», принадлежащая семейному клану Зейнуллы Какимжанова, получила подряд на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Алматы.

Трудно понять, как после всех «художеств» в Уральске «К-ДорСтрою» доверили  реконструировать куда более ответственный объект в южной столице.

Напомним, пассажиропоток алматинской воздушной гавани в десятки раз больше, нежели в аэропорту небольшого Уральска.

Тем более что компания Какимжанова сумела на этом тендере обойти ряд авторитетных иностранных компаний. Как это ему удалось и кто за этим стоит – расскажем в ближайшее время.

Арик 2017-01-27 09:54:31
этих людей нечего не интересует кроме бабла . Страшно жить в Казахстане становится из-за таких.
Алибек 2017-01-27 09:19:33
Господин Бендицкий, напишите еще про то как субподрядчик "К-Дорстрой" кинул местных уральских предпринимателей, а следственные органы ничего не могут сделать. Подробнее: http://mgorod.kz/nitem/podryadchiki-prosyat-npp-vzyskat-s-rossijskoj-kompanii-dolg-za-remont-vzletki/
ипона мать 2017-01-27 09:24:50
Надо срочно поменять руководство ВС и тогда какимжановская телега с горы со скрипом двинится вниз..
ипонский папа 2017-01-27 09:29:35
Винокур-..ваши деньги будут наши с превеликим удовольствием.
не юрист 2017-01-27 09:35:20
правильно тема поднята, ВПП это даже не хайвэй, это сотни человеческих жизней, эти клановцы тоже же будут садиться на нее. ужас
Kkk 2017-01-27 10:03:38
Пока нам с экранов телевизоров втирают о перераспределении власти, развитии демократии, в реалии происходит вот такой беспредел отдельного взятого человечка... кто он, чей родственник и в какую группировку элиты входит что ведет себя так нагло и уверен в своей безнаказанности?
Гражданин степи 2017-01-27 10:30:18
Геннадий, я думаю, стоит провести расследование по капчагайской трассе, где несколько участков уже тоже переделывали, причем покрытие выдалбливали, а затем заливали снова, но уже вручную. В результате дорога получилась не ровная. Да и по бетону, я полагаю, там та же ситуация. Вообщем там много чего можно найти!
Абдулла 2017-01-27 10:31:56
Какимжанов вроде бы не глупый человек а не просек что не нужно было связываться с Бендицким,угрожать ему и редакции,не нужно забывать выражение"посеешь ветер пожнешь бурю" и второе,как говорят англичане-не нужно бросаться камнями тому,кто живет в стеклянном доме. Вроде бы неплохой управленец а столько ляпов в работе подотчетных фирм что мама не горюй! Плохим помошникам доверился вот и все трещит по швам.
QX 2017-01-27 10:33:42
Вообще в мире украсть на качестве ВПП это НЕМЫСЛЕМО, ладно стибрить на оборудовании, на терминале, но на полосе?!, снижении качества бетона на ВВП увеличивает риск образования трещин, сколов и как следствие откалывание кусочков бетона, а любой инородный предмет на ВВП при взлете или посадке может стать причиной беды, эх страна моя родная(грусть). Кстати и пилоты тоже говорили о качестве полосы.
Danilla 2017-01-27 10:52:22
по аффилированности не правы. аффилированность между АО К-Дорстрой и ТОО Автодорсервис отсутствует. акционеры К-Дорстрой не входят в состав учредителей Автодорсервис и наоборот. если сын открыл фирму и участвует в одном и том же тендере с компанией отца ни есть аффилированность. вот если бы сын был в составе акционеров К-Дорстрой вот тогда была бы полная аффилированность.
- Руководитель "Хоргоса" Ни получил взятку в 1 млн долларов. Это особо тяжкое преступление - от 10 до 15 лет "строгача". Самый гуманный суд освободил подсудимого от уголовной ответственности. Типа тот раскаялся, и его судье жалко стало! …К сожалению, Алматинский горсуд умолчал, наградили ли коррупционера хотя бы путевкой в Монте-Карло. Прямо переживаю от их жестокости.

Судья Жумамуратов своим решением обязал сайты Ratel.kz и Forbes.kz опровергнуть все публикации о Зейнулле и Ильхалиде Какимжановых, удалить их с сайтов и выплатить истцам свыше 50 миллионов тенге. Чем, по-вашему, руководствовался судья?

Код доступа
Комитет гражданской авиации опять в зоне турбулентности: полетят головы?
Почему правительство не тонет
Пока депутаты еле сводят концы с концами на 900 тысяч тенге, некоторые граждане безнаказанно жируют на ежемесячные 13 тысяч тенге
Фонд защиты журналистов обращается к Игорю Рогову
Впервые в Казахстане вопреки принципу и нормам гласности судья по мотивам сохранения тайны личной жизни засекретил все нюансы гражданского дела
Тирания большинства
Как демократия «ломает через колено» меньшинство, иногда значительное
Из жизни судовладельцев
Кто владеет судами – тот рулит повесткой дня
Казахстанский автопром ложится под китайцев
Китайская госкомпания по импорту и экспорту автомобилей подписала соглашение о намерении приобрести 51% простых акций казахстанского автопроизводителя AllurGroup
Пенсионная система Казахстана останется «чёрным ящиком»
Досым Сатпаев, Рахим Ошакбаев и Бота Жуманова покинули Общественный совет ЕНПФ
Людской суд
Традиционно по субботам Ratel.kz публикует новые рассказы кинорежиссера и писателя Ермека Турсунова, которые войдут в его новую книгу
Читая финансовую отчетность АО «Банк развития Казахстана»
Как БРК справляется с ролью локомотива экономики, который должен кредитовать проекты, имеющие ключевое значение для нашего развития
Что пересадили Сиви Махмуди?
Рецензия Салимы Дуйсековой на фильм режиссёра Данияра Саида «Слепая любовь», который вышел на экраны страны
Досым Сатпаев: Бомбу надо искать не в штанах, а в головах
- В таких вопросах нужно быть чрезвычайно осторожными. Дело, естественно, не в бородах, длине штанов и цвете одеяний, а в чистоте намерений и помыслов всякого верующего человека. Вот почему необходимо проявлять благоразумие, чтобы не вызвать массового возмущения и не задеть религиозных чувств нескольких сотен тысяч честных, набожных и благонамеренных людей. С уважением, Али Апшерони (Олег Рубец), писатель, философ, теолог.
В ЮКО арестован чиновник, требовавший с газеты "Караван" 30 млн тенге
- Караван, не Ratel.kz. наверное имеет хорошего защитника как Какимжанов!
В Павлодаре россияне и китайцы делят три миллиарда
- Маричева.Д МОЛОДЕЦ. Так держать. Спасибо за Вашу справедливость и честь.
Код доступа
- Точно, какая-то крыса завелась в стенах КГА. Эта же информация строго конфиденциальная, как она попала журналисту? По моему Сейдахметову необходимо провести внутреннее расследование.
Почему правительство не тонет
- Как метко заметил Бенджамин Франклин: "В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное".
В деле Какимжанова и Ratel.kz заключения независимых экспертов даже не стали слушать
- То, что в КЗ нет нормального цивилизованного справедливого суда, знают уже сотни тысяч казахстанцев, столкнувшихся с нашей порочной судебной практикой. Наши судьи считают себя экспертами во всех областях! От филологии и налогового законодательства до медицины.