«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия

30648 просмотров
9
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 19 Мая 2017, 09:00

Откуда у 116-летнего истопника-кочегара два крупнотоннажных пассажирских самолета стоимостью две сотни миллионов долларов каждый

Читайте также
Кто подпиливает ножки стола переговоров?

Разглашению не подлежит

На днях Национальное бюро по противодействию коррупции официально подтвердило информацию о досудебном расследовании в отношении сотрудников Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию РК и других лиц по факту возможного участия в поставке самолетов «Эйрбас» в Сирию. В ответе на запрос информагентства Tengrinews антикоррупционное ведомство сообщило, что в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. При этом Нацбюро акцентировало внимание на том, что в соответствии со статьей 201 УПК РК иные данные досудебного расследования разглашению не подлежат.

Речь идет как раз о тех самых пассажирских авиалайнерах Airbus-340-313, про которые не раз писал Ratel.kz. Эти самолеты в нарушение законодательства и явно через подставных лиц были включены в реестр воздушных судов Казахстана и получили отечественные бортовые номера UP-A4001, UP-A4002 и UP-A4003. После этого они несколько раз меняли свою принадлежность и в итоге через Тегеран попали в воюющую Сирию.

Всплыл и другой неприятный факт: по меньшей мере, два из этих самолетов, пролетая из Афин до Тегерана через воздушное пространство Европы, значились как воздушные суда казахстанской государственной авиакомпании «Беркут», обслуживающей первых лиц нашего государства. По этой причине «Европейская организация по безопасности воздушной навигации» (EUROCONTROL), которая выступает регулятором общеевропейской системы воздушного движения, счета за услуги аэронавигации выставила именно «Беркуту».

Несмотря на попытку Национального бюро по противодействию коррупции нагнать тумана, в КГА это расследование и его нюансы во всех подробностях не обсуждают разве что самые ленивые. Упомянутые в официальном сообщении антикоррупционного ведомства «должностные лица», которых проверяют на причастность к скандалу с самолетами, хоть и не признаны по этому делу подозреваемыми, но ходят на допросы к следователю с адвокатами. С коллегами консультируются, какие лучше давать показания, по ходу рассказывая, что именно им пытаются предъявить. В общем, как часто у нас водится, ход досудебного расследования - тот еще секрет!

Поэтому и Ratel.kz решил немного приподнять завесу таинственности над этой скандальной историей. И рассказать про крайне интересный и многое проясняющий документ, появившийся в расследуемом уголовном деле. Это комиссионное заключение четырех специалистов, трое из которых - ветераны гражданской авиации, привлеченные следствием в качестве консультантов. Все трое - люди известные и уважаемые, в авиационных вопросах компетентные и авторитетные: заслуженный работник гражданской авиации СССР, в прошлом побывавший в должности замминистра транспорта РК и возглавлявший КГА РК Серик БОРАНБАЕВ, почетный авиатор РК, профессор Академии гражданской авиации, кандидат технических наук, академик Международной академии транспорта Кобланды ТУМЫШЕВ, почетный авиатор РК, бывший замначальника Казахского управления гражданской авиации, первый замначальника Алматинского летно-технического комплекса по летной работе Шмидт САБИРОВ, а также руководитель службы правового обеспечения международного аэропорта Алматы, юрист 2-го класса Альберт ДЖАЗЫБАЕВ.

Читайте также
Самолеты для Дамаска

Правонарушение или криминал?

По нашим данным, следствие перед ними поставило вопросы, касающиеся наличия или отсутствия нарушений законодательства и авиационных правил в действиях теперь уже экс-председателя Комитета гражданской авиации Бекена СЕЙДАХМЕТОВА и его подчиненных при постановке на государственный учет трех самолетов Airbus-340-313, выдаче им сертификатов летной годности, включении их в реестр гражданских воздушных судов РК и исключении из него.

Свои ответы специалисты изложили на восьми листах. На наш взгляд, особенно интересны несколько моментов.

Так, согласно законодательству, Бекен Сейдахметов, будучи председателем КГА, был обязан лично принимать все решения по этому поводу и подписывать соответствующие документы. Он был не вправе делегировать эти функции другим лицам, пусть даже своим заместителям или руководителям структурных подразделений. Кроме исключительных случаев, когда он отсутствует на работе по болезни или находится в отпуске, что должно было закрепляться каждый раз специальным нормативным актом.

Между тем, начиная с 2013 года и до момента ухода с должности, Бекен Сейдахметов издал несколько приказов, которыми переложил эти полномочия на своих заместителей и начальников структурных подразделений. По сути, глава комитета самоустранился от исполнения своих непосредственных служебных обязанностей. Приказы эти были явно незаконными, поскольку противоречили требованиям вышестоящих нормативных актов.

Следовательно, все документы, подписанные его подчиненными, все их решения, принятые на основе этих явно незаконных приказов, тоже можно считать нелегитимными. Более того, с их стороны можно даже усмотреть признаки незаконного присвоения полномочий вышестоящего должностного лица. А это как минимум должностное правонарушение, как максимум - явный криминал.

По мнению этой авторитетной комиссии, при включении и исключении из государственного реестра воздушных судов РК трех самолетов Airbus-340-313, а также присвоении им казахстанских бортовых номеров и выдаче сертификатов летной годности была, во-первых, нарушена процедура. По закону любое физическое или юридическое может подать заявление о внесении воздушного судна в реестр только после приобретения статуса эксплуатанта, что закрепляется соответствующим государственным сертификатом. Люди, подавшие заявление на регистрацию трех самолетов Airbus-340-313, таких сертификатов не имели.

Читайте также
Война и МИР

Во-вторых, было проигнорировано требование закона «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», которым ограничен взлетный тоннаж воздушных судов, включаемых в государственный реестр Казахстана. Комиссия особо отметила, что ограничение взлетного веса самолетов 45,5 тоннами было внесено в законодательство еще 2010 году как раз для того, чтобы не допустить регистрацию тяжелых воздушных судов, которые в последующем могут бесконтрольно использоваться в различных «горячих» точках планеты при незаконной перевозке оружия, боеприпасов, военной техники. Как известно, до этого подобные случаи уже бывали, что наносило ущерб политическому имиджу Казахстана. Таким образом, авторы заключения подтвердили все, о чем до этого неоднократно писал Ratel.kz. По мнению комиссии, эта ситуация указывает на умышленный характер допущенных нарушений. Это практически дословная цитата из документа.

Следующий момент, на который обратили приглашенные следствием авиационные специалисты: явно пренебрежительное отношение к документам, представленным на оформление самолетов. Так, например, якобы являющийся владельцем двух самолетов Airbus гражданин Казахстана К. Т. САРИНОВ, согласно поданной заявке, 1900 года рождения, то есть на момент подачи документов ему исполнилось 116 лет! Что уж говорить о том, что ни у кого не возник вопрос, откуда у сельского жителя из Акмолиской области, работающего истопником-кочегаром, два крупнотоннажных пассажирских аэробуса стоимостью две сотни миллионов долларов каждый…

У консультантов вызвал сомнение сам факт проведения проверки технического состояния этих воздушных судов. Так одно из них якобы обследовала авиакомпания «Авиалинии Шри-Ланки», а два других - «Грузинские авиалинии». Все четверо подписавших заключение специалистов предположили, что никто из представителей этих иностранных авиакомпаний к указанным самолетам даже не подходили. Если так, то получается, что документы были попросту поддельными!

Читайте также
Почему ушел в отставку Бекен Сейдахметов

Непотопляемый ушел в отставку

Были нарушены и международные правила осуществления полетов, отмечается в заключении авиационных экспертов.

Так, самолетам не были присвоены так называемые 24-битовые адреса. А значит, совершая полеты за границей, воздушные суда выдавали аэронавигационным службам иностранных государств ложные сигналы о своей принадлежности и другие не соответствующие действительности сведения. Возможно, именно поэтому EUROCONTROL прислал счет за услуги государственной авиакомпании «Беркут». По мнению авиационных специалистов, фигуранты дела не только нанесли материальный ущерб «Беркуту» в размере 3014,66 евро, их действия могли негативно отразиться на дальнейшем бесперебойном и безопасном выполнении особо важных полетов по перевозке охраняемых лиц республики.

В ходе изучения представленных комиссии материалов выявилась еще одна явная фикция. Всем трем самолетам было выдано разрешение на выполнение специальных полетов: одному - из Алматы в Ереван, двум другим – из Афин в Тегеран якобы для прохождения технического обслуживания. Хотя доподлинно известно, что как в Ереване, так и в Тегеране нет сертифицированных центров, обслуживающих воздушные суда этого типа. Получается, казахстанские авиационные власти подписывались на самую откровенную липу. А когда эта афера с самолетами вскрылась, они делают вид, что ничего особенного не произошло!

На днях экс-председатель КГА Бекен Сейдахметов, ушедший со своего поста по собственному желанию, получил новое назначение. Согласно постановлению правительства, он стал главой постоянного представительства секретариата межправительственной комиссии ТРАСЕКА в Казахстане.

Международная программа ТРАСЕКА направлена на развитие транспортного коридора из Европы в страны Центральной Азии через Черное море, Кавказ и Каспийское море. Она ориентируется на перевозку груза по единому для всего маршрута документу при использовании различных видов транспорта.

Читайте также
Airbus для кочегара

Считается, что ТРАСЕКА будет в значительной степени зависеть от планов Пекина по реализации недавно озвученной стратегии «Один пояс - один путь», которая предусматривает организацию транспортного маршрута для перемещения грузов и пассажиров из Китая в Европу.

Список стран, подписавшихся под этой программой, включает Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Молдову, Монголию, Украину, Турцию, Румынию, Болгарию, Иран.

С одной стороны, нынешнее назначение экс-председателя КГА можно считать почетной отставкой.

С другой – возможностью еще раз продемонстрировать свою пресловутую непотопляемость.

А с третьей – это ведь еще и шанс тихо отсидеться, пока таскают по допросам его бывших подчиненных, которым маячит небо в клеточку.

Хотя, как известно, даже на самой тихой и незаметной должности по-настоящему деятельные люди всегда сумеют себя проявить и отличиться. Так что будем ждать от Бекена Канеловича новых и еще более захватывающих свершений!

Фото: airwaysmag.com.

Мурка 2017-05-19 09:34:25
Истопник, работая у кого надо, вполне мог накопить на покупку "Эйрбасов", поняв, как выгодно вкладывать средства в самолеты гражданской авиации. Так что вы возможно, зря бочку катите на совершенно невинных людей.
сидр 2017-05-19 09:46:37
А есть он этот имидж вообще ?Цену этому образованию думается в мире хорошо знают !
Danilla 2017-05-19 12:38:45
не торопитесь. давайте дождемся следствия. а так голословно кричать про нарушения считаю не правильным. ни одной ссылки на НПА который он нарушил в части распределения полномочий.
Ерлан Дарменов 2017-05-19 12:39:00
Ну раз Сейдахметова не наказали, а вовсе даже другой "приказ" в кормление дали - сталбыть Голос свыше и приказал все так сделать. Бритва Оккама, есь же...
Типа который избирает 2017-05-19 13:58:38
Интересно как скоро наступит то время когда мы узнаем всю правду: кто Когда Сколько поимел? Попутно поимев весь казахстанский народ. Не секрет же что все те вопросы воровства которые поднимают "избранные",они черпают со страниц Рателя. Вы думаете что они бегают по комитетам областям и весям для выяснения Истины? Смешно
внуки-сказочники 2017-05-19 14:39:37
"У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Нужные работники - кочегар - истопники! Бросаешь уголь в печь, огонь горит, А самолет в полет манит! Хорошо быть кочегаром "у кого надо", Я б в истопники пошел, пусть меня научат!!" (Кем быть? В.Маяковский)
Бакешка 2017-05-19 19:31:37
Афффффигеееееть. Ничто не проходит бесследно, то что делаеся тайно против закона становится со временем явным. А теперь вопрос, кто и какую выгоду получил затевая данную аферу?
Азамат 2017-05-20 06:08:06
Все как всегда....Все больше беспокойства за судьбу страны возникает-разворовывание государства не прекращается,а реальных мер не применяется, не хотят наши правители порядок наводить....Я спросил одного одного адвоката почему не прекращается этот бардак,он мне ответил:"Возьмет 100 раз по 1000 долл.,попадется на 101 й.60 тыс.штрафа заплатит,а 40 т.дол.останется спрятанные у кого нибудь" -все просто......
Юрий 2017-05-20 19:52:05
Интересно, а есть ли вакансии сейчас в Комитете гражданской авиации? Где посмотреть можно?

Судья Жумамуратов своим решением обязал сайты Ratel.kz и Forbes.kz опровергнуть все публикации о Зейнулле и Ильхалиде Какимжановых, удалить их с сайтов и выплатить истцам свыше 50 миллионов тенге. Чем, по-вашему, руководствовался судья?

- Один день задержки поставки метадона: возможны последствия – беспорядки в стране… За два года до оранжевой революции в Украине точно также был продвинут этот наркотик. За два дня до беспорядков этот метадон не был завезен. Поэтому на площади выходили наркозависимые, которые были управляемы, и им там эту дозу давали.
Проклятый долгоносик
Сакральные жертвы вредителю сельского хозяйства
Схватка бульдогов под ковром за $3 млрд
Глобальная цель КМГ – выкупить доли миноритариев и установить полный контроль над РД КМГ
Кто будет защищать наши пенсионные вклады
На посту главы общественного совета при ЕНПФ политолога Досыма Сатпаева сменил юрист Евгений Сейпульник
Заложники метро
Алматинский метрополитен втянут в новый скандал из-за тендера на электропоезда
Дмитрий Голобурда: Свободы в интернете нет и не было
Вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности рассказал, что концепция проекта «Киберщит Казахстана» поступит в правительство уже в июне
Поправки к Конституции подкрались незаметно
Идея о лишении гражданства на всенародное обсуждение не выносилась
Как государство распоряжается нашими сбережениями
Повышенная государственная активность эффективна только в коротком промежутке времени
Американская комедия. Часть 5. Как казах стал греком
Известный казахстанский кинорежиссер и писатель Ермек Турсунов продолжает рассказывать о своей жизни в Соединенных Штатах
Денег нет, но вы летайте!
В условиях кризиса совместный проект «Байтерек», то есть стартовый стол для «Ангары» на Байконуре, выглядит уже совсем неочевидным
Смерть и воскрешение гражданского общества в Казахстане
Власти должны понимать: чтобы снизить внутренние риски и угрозы – нужно укреплять страну изнутри. Мобилизовать общество вокруг базовых ценностей
Как штурмовали самолет
Новая забава казахстанских силовиков – брать на абордаж мирные пассажирские самолеты – может недешево обойтись государственной казне (видео)
Как управлять комарами и собаками
Без официального документа ни одна сука не смеет появляться на улицах нашей законопослушной столицы
Немецкий инвестор разочарован в Казахстане из-за Какимжанова
Гюнтер Папенбург направил генеральному прокурору Казахстана Жакипу Асанову письмо, в котором просит разобраться в закрытии расследования против экс-министра
Сергей Уткин: С помощью суда пытаются заткнуть рты всем недовольным
Известный юрист высказал свое «оценочное суждение» о деле «Какимжанов против СМИ»
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия
- Все как всегда....Все больше беспокойства за судьбу страны возникает-разворовывание государства не прекращается,а реальных мер не применяется, не хотят наши правители порядок наводить....Я спросил одного одного адвоката почему не прекращается этот бардак,он мне ответил:"Возьмет 100 раз по 1000 долл.,попадется на 101 й.60 тыс.штрафа заплатит,а 40 т.дол.останется спрятанные у кого нибудь" -все просто......
Мы не сдадимся без боя
- Все это крайне возмутительно! Прямо-таки "Блеск и нищета Министерства Обороны РК". Прекратите немедленно этот бардак, господин Жасузаков, пока вас же, в конечном итоге, не сделали "крайним" за эти бесчинства! Наведите порядок в квартирном вопросе и впредь не позорьте страну таким образом. Со всей строгостью накажите виновных в создании этой проблемы! Али Апшерони (Олег Рубец), писатель, теолог, офицер запаса.
Как управлять комарами и собаками
- Срочно нужна комариная полиция!!! Каждый человек которого кусают комары обязан заплатить штраф! Ведь в тяжелой, многомиллиардной (в тенге) войне государства с насекомыми он выступает на стороне последних снабжая их провизией и помогая увеличивать популяцию!!!
Почём нынче внутреннее убеждение судьи
- Проститутки, (работницы секс индустрии) ... в моральном плане несоразмеримо стоят выше в сравнении с бессовестными судьями. Проститутки "за бабки" занимаются своим бизнесом открыто "ты мне, я тебе". Но, право выбора всегда остается за Вами. А эти судьи - язвы государства, облачившись в судейскую мантию, "за бабки" ломая судеб сотни, тысячи людей, занимаются бля... ством скрыто.... Так, что, Уважаемый, вопрос тебе на засыпку: кто из них честнее перед БОГОМ ?!....
США обеспокоены судебным процессом «Какимжанов против Ratel.kz и Forbes.kz»
- Неизбежная люстрация судей в обозримом будущем, это будет тема большая.Этот корпус (обойдемся без эффектных прилагательных) характеризующих их сущность, чистить не перечистить.Тут не должно быть срока давности, пенсионеров тоже коснется, умершим повезет.В стране немного меньше 2 тыс.судей.Легко и просто заменить всех.В Сингапуре в один день поменяли судей и государство не умерло, а только окрепло и очистилось от взяточников, барыг и проходимцев.
Как сын Даниала Ахметова попал в список Forbes.kz?
- а может просто наследственность хорошая у сынков , зятьков, внучков наших чиновников? все способные на удивление. ни один токарем, уборщицейс или водителем не работает